"Националистом меня сделала Советская армия..."
---
24 февраля 1987 года, Ленинград, Московский вокзал... Глубокой ночью в город-колыбель Октябрьской революции прибыл спецэшелон МВД № 934 МВД СССР, вернувшийся с очередной доставки заключенных на просторах страны Советов. Когда были открыты двери одного из вагонов эшелона, взору встречающих открылась нетривиальная по сути и содержанию картина - восемь расстрелянных из стрелкового оружия трупов конвойных и ни единой живой души... Это было сурово даже для видавших виды ВВшников. И ладно бы речь шла об очередной попытке побега заключенных, для конвойников это было естественной формой общественного бытия. 8 человек расстрелял сослуживец убитых литовец Артурас Сакалаускас, который не выдержал издевательств со стороны старослужащих. Сначала его просто избивали, затем начали прикладывать миску горячего супа к голове, держали за руки и макали головой в унитаз. Под конец просто изнасиловали. Воспользовавшись тем, что начальник караула заснул, Сакалаускас завладел табельным оружием и расстрелял всех своих обидчиков... Советская армия считалась одним из основных элементов политической системы СССР. Она побеждала в войнах и локальных военных конфликтах, была гордостью населения и партии, служба в ней была почетной и нередко являлась гарантом дальнейшей карьеры. Дело расстрелявшего своих сослуживцев литовца Артураса Сакалаускаса всколыхнуло общественность. Оказывается, в Советской армии есть и другая, латентная сторона, которая скрыта от внешнего мира. Эта жестокая система личных взаимоотношений, с суровостью которой не сравнятся даже тюрьмы особого режима.
Кто-то называет службу в советской армии настоящей школой жизни и с ностальгией об этом вспоминает. Некоторые говорят о ней, как о времени, потраченном впустую. Кому-то довелось с оружием в руках поучаствовать в военных конфликтах, а кто-то просто уходит от разговора, когда его спрашиваешь о срочной службе. Безусловно, у каждого будет свое восприятие и собственный опыт. У меня, к примеру, нет и такого. Но, тем, не менее, еще во времена живого Брежнева летом 1982 года в подразделения Советской Армии пришел секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными взаимоотношениями. Однако сам факт дедовщины и казарменных издевательств в СА, которые нередко приводили к летальным исходам, знали в основном только те, кто сам прошел через эту систему, однако по пришествии на гражданку предпочитали молчать о том, что они видели во время срочной службы. Дело Артураса Сакалаускаса стало в этом плане эпохальным и показало, что в Советской Армии что-то происходит не так... В рамках проекта "25 лет без СССР" мне удалось пообщаться по данной проблеме с бывшим военнослужащим СА Сергеем Федоровичем Гришиным (фамилия изменена по просьбе интервьюируемого), который проходил срочную службу в 1982-1984 гг. в мотострелковых войсках Забайкальского военного округа. С ним мы обсудили некоторые особенности службы в советской армии. Скажу сразу интервью получилось неоднозначным. Считаю, что я не вправе давать каких-либо резких эмоциональных оценок, просто прочитайте и решите для себя, хотели бы Вы отдавать долг таким образом своей Родине:
- Когда-то символом Советской армии был человек с оружием, который защищает свое государство или тот же лирический Воин-Освободитель в Трептовом парке Берлина. Девушки страстно любили "военных, красивых и здоровенных", а сама служба в СА была обязательным атрибутом жизни простого советского человека. Во время Перестройки наряду с кирзовыми сапогами и автоматом Калашникова к светлому образу военнослужащего СА добавилось такое явление как "дедовщина", в соответствии с которой любой призванный на воинскую службу новобранец обязательно столкнется с ее проявлениями со стороны старослужащих. Было даже снято несколько культовых фильмов той эпохи - рогожкинский "Караул", "Делай раз!", "Сто дней до приказа", которые воспроизводили самые разные жестокие варианты радикальной советской дедовщины. Какая формы проявлений неуставных взаимоотношений были в Вашей части?
- Ты правильно сказал о вариантах дедовщины хотя бы потому, что, на мой взгляд, пор дедовщину говорят как про единое монолитное явление, однако она абсолютно разная для каждой отдельной части, зависящая индивидуально от конкретного рода войск.
- Мотострелки как-то отличались в этом плане?
- Ну да, "махра" (мотострелковые войска на жаргоне - П.А.) вообще была уникальна в этом плане (смеется)
- Например?
- У нас была классическая дедовщина, где отношения между солдатами строились в зависимости от срока службы. "Деды", "духи", "слоны", "черпаки" и так далее. Но была еще и "Дружба Народов" или национальные землячества. Тут уже отношения строились в зависимости от того, какие национальности собрались в конкретном подразделении.
- "Дедовский симбиоз", специфика "Махры"...
- Да, скорее всего специфика, которая зависит от особенностей комплектования личным состав различных родов войск. Например, условная элита (ракетные части, ПВО, ВДВ, погранцы, флот) старались комплектовать "славянами" - русскими, белорусами, украинцами. Исключения бывали, конечно, но основа - славяне, прежде всего. Они более управляемые в плане дисциплины и образованные относительно, в некоторых частях, к примеру, вообще желателен был техникум или ПТУ, иначе как с техникой работать. А в пехоту (мотострелковые войска) брали фактически всех без разбора, по крайней мере, в моей части с кем только не приходилось служить, наверное, весь Союз был собран в миниатюре.
- То есть, у мотострелков была дедовщина по национальному признаку. В чем же она проявлялась? Каждая нация доказывала свое право на самоопределение или быть "титульной" в подразделении?
- Землячество - это, прежде всего, объединение по национальному признаку. Самыми эффективными в этом плане были кавказцы, конкретно армяне, дагестанцы и чечены. Армяне образовывали отдельный от всех анклав, не подчиняясь никому в казарме. У чеченцев и "дагов" другая ситуация. Там много сословных связей и кланов. Если, скажем, одного чеченца условно "зачмырили", второй обязательно прибежит на помощь и очень часто со штык-ножом. Они быстро сходятся друг с другом, в отличие от "славян". Того же русского или белоруса могут "опускать" в сушилке, так с его же призыва за него в абсолютном большинстве случае не вступиться никто.
- Хотя советский солдат - это, прежде всего, образ русскоязычного солдата с типичными славянскими чертами лица.
- Да, это так. Понимаешь, тут вот такое дело. Русских, белорусов тех же было очень много, внешне их вообще не отличишь. А вот других народностей было меньше и для них объединение между собой было главным условием выживаемости внутри военного коллектива и в отдельных ситуациях господства над ним
- Даже так. Маленькая группа людей одной национальности управляет целой ротой?
- Кавказцы, особенно чеченцы этим славились. Армяне, к примеру, начинают борзо себя вести если находятся в численном большинстве, "чичи" просто лезут в драку, держаться друг за друга, доказывая свое господство. Скажем, если в роте (нас было 80 человек) будет хотя бы 5-6 чеченов, то вся рота будет под ними.
- А остальные что?
- Массовость та же и неорганизованность. "Чичи" объединились в группу и наезжают на тех же "черпаков" (прослужившие 1 год - П.А.). "Деды" в это дело не вмешиваются, "слоны" тем более, поскольку служат по "дедовской системе" в зависимости от срока службы. В данной ситуации "старый" за "молодого" впрягаться не будет, ему и по статусу не положено, да и просто западло. А у чеченов такого не было, у них земляк может без году неделя в армии находится и будет пользоваться такими же правами и положением, как и его сотоварищи.
- А с этим как-нибудь боролись те же солдаты старших призывов или офицеры?
- "Деды" дрались с ними, бывало, даже до поножовщины доходило, но опять же - если каким-то образом затронуты их интересы или борьба за власть в казарме. Наши "деды" за молодых не впрягались, когда мой призыв уже перешел в "дедовскую" категорию, кавказцев уже меньше в полку стало. Офицеры просто старались их раскидывать по подразделениям, чтобы больше 2-3 человек в роте не было, у нас просто казармы целой конкретной ротой комплектовались. Соответственно, другая казарма - уже другая рота и несколько иные порядки.
- "Кавказцы", "славяне", какие еще этнические образования были в Вашей части?
- Прибалты были, литовцы в основном. Украинцы, естественно, несколько таджиков с узбеками, молдованин, азербайджанцы, буряты, да всех и не упомнишь.
- Другие национальные группы как-то выделялись?
- Да, конечно. Например, у нас любили говорить про украинцев - "хохол без лычки, что пи.да без затычки".
- Фееричная фраза. И за что так их "наградили"?
- Просто среди них было много сержантов, ефрейторов. Во всех случаях у нас "славянам" только лычки давали, хохлы просто в этом плане были более пронырливые, выслуживались, подлизывались к офицерам. Украинцы всегда каптерами были, старшины все сплошь хохлы, потому и любили частенько так высказываться.
- Интересно.
- "Шпроты" были сами по себе, ни с кем не общались.
- Это, как я понимаю, представители Прибалтики?
- Да. Ну или "рыбы", как там их. Просто они немногословные были, ни с кем особо не общались молчали как рыбы. Не закладывали, не стучали, но и жратвой никогда не поделятся, в общем - ничем не выделялись. У меня в призыве был литовец, так он как-то промолвился, мол, ему не служить в Советской армии надо, а воевать против нее. Тогда я подумал, что он просто обкурился... Но больше всего, конечно, я терпеть не мог "урюков".
- ???
- Таджики, узбеки и прочие азиатские народности. Я, конечно, как и любой советский юноша был воспитан в духе дружбы ко всем и за мир во всем мире, но благодаря этим экземплярам в армии я стал националистом. Со всеми остальными в части я более или менее нормально ладил, но с "урюками" приходилось бодаться.
- Конфликт на национальной почве?
- Понимаешь, тут такая ситуация. На первом году службы они типа ничего не понимают по-русски, в наряды и караулы их не поставишь, работу не поручишь, а после первого года службы им уже, видите ли - "не положено", причем говорят это практически без акцента. Они особо не выделывались, в отличие от кавказцев, но заставить их работать можно было только с помощью кулаков, они же типа не понимают по-русски. С одним таджиком вообще песня была - он туалет и бумагу увидел в впервые в армии. Ездил себе по аулам на ишаках в заср.нных подштанниках и тут военком с нарядом в армию забрал...
- Даже не знаю, что и сказать по этому поводу...
- Встречались и такие, кого и цифрам обучать надо было. Знаешь, я здорово тогда перевернул свое представление о происходящем в СССР. Мы же типа были самой культурной, читающей и просвещенной нацией, но вот в этих экзотических республиках люди жили едва ли как не при феодализме. Я, конечно, не политолог, не эксперт, но вот когда Союз стал разваливаться, пошли потом Карабах, Чечня и прочее, я понял, что нечто подобное я уже наблюдал в армии. Для меня последующие события не стали неожиданностью.
- "Духи", "фазаны", "деды", "дембеля", "черепа", "гуси", "салабоны"... Какие ритуальная жаргонная иерархия была у Вас?
- Значит, у нас были "Духи" со "слонами", "черпаки" и, собственно, "деды". Духи - это те, кого призвали на службу и кто пришел с учебки, грубо говоря, первые 6 месяцев службы. В принципе, духами могли называть практически всех, кто отслужил меньше года, скорее, это было общее название для первогодков. Также их называли еще "слоны". СЛОН - это Солдат, Любящий Ох.енные Нагрузки. "Черпак" - это уже от одного года до полутора, чтобы стать им, нужно, чтобы тебя обязательно перевели на эту должность.
- Ремнем, табуретом, наверное?
- Ну да. Хрень, конечно, полная, но это традиции, ничего не поделаешь. Перевод был обязательный, если тебя не "перевели", то у тебя положение как у опущенного на зоне, даже духи могут над тобой глумиться. В старшем призыве был один, который должен был стать "черпаком". Однако сам по себе он был стукачом и редким гнидой, его по своему "перевели", просто шлепнули тапочком по роже, читай, что "опустили". Над ним потом издевались все, кто только мог, он даже убегал из части. Был еще такой "черный дед" у нас.
- Про таких не слышал.
- "Черный дед" - это вернувшийся с дисбата солдат. Нахождение в дисбате не засчитывается в срок службы, после отбытия наказания он возвращается обратно в свою часть и дослуживает оставшееся до дембеля время. Один "славянин" год оттрубил на киче, там что-то с доведением до суицида было или до "дурки". В общем, его никто не трогал, он ложился и вставал со всеми, но его ни к чему не привлекали, мол, типа лучше не трогать, пусть дослуживает и валит на все сто.
- Почти Зона строгого режима. С этим вообще как-то пытались бороться или хотя бы минимизировать радикальные проявления дедовщины?
- Ты ведь не служил?
- Нет.
- Тогда поясняю, дедовщина - это система, круговая порука. Если ты ее нарушаешь, значит ты или не вписался в нее или просто условный бунтарь. А таких не любят, в армии все должно быть единообразно.
- Общий для всех устав, дисциплина, порядок, дедовщина-то здесь причем?
- Вот смотри. У всех военных одной части одинаковая форма?
- Да.
- Ага. У всех одна стрижка, у всех общий устав, у всех единые для исполнения правила. Соотвественно, все должны быть роботами и функционировать как часы с редким перерывом на еду. Но такого априори быть не может в природе!
- Люди разные?
- Именно так! Разные люди, разные национальности и культуры. Прибалт, к примеру, вообще не понимает, какого черта его заставляют мыть толчок, ведь его дома этому не учили. Таджик вообще привык ходить под себя и не подтирать задницу, хохлу чего-нибудь нужно прибрать к рукам, русский же будет доказывать силу этими же руками,а кавказец будет хвататься за нож. Кто-то является музыкантом, а кто-то водит автомобиль, одни коллекционируют бабочек, другие вкалывают на заводе. И вот вся эта разношерстная масса должна ходить в одном строю в одинаковой форме и петь одну песню про родину мать. Каждому в мозг не заглянешь, это хлопотно и долго, потому нужно выработать общие правила для всех.
- Но ведь они не всех устраивают ведь. Вы сами уже говорили, что, мол, одного "зачмырили", другого избили, третьего до суицида довели. В чем же тогда универсальность и необходимость общих для всех дедовских правил?
- Объясню на примере солдатов и офицеров. Берем солдата. В самом Уставе воинской службы были примерно такие строчки: "солдат должен стойко выносить все тяготы и лишения воинской службы". Все! С тобой воинская система может сделать все, что угодно. Если ты будешь жить по воинскому Уставу и выполнять сугубо все, что там написано, ты загнешься дня так через три, потому что условия там априори невыполнимые. Поэтому, чтобы всем дышалось легче, система сама же закрывает глаза на установленные ей же правила. В казарме напрягают тех, кто прослужил меньше и пользуются привилегиями те, кто прослужил больше. Тебя могут "машкой" мыть полы, драить толчки, организовать "концерт" для "дедушек", взаимен ты не напрягаешься по уставу, ведь по уставу старший тебя по званию может заставить 1000 раз туда-обратно тягать тележку с кирпичами. Неповиновение - наряд, наказание и прочее. Ну и самое главное - всегда нужно помнить, что дембель неизбежан также как и крах капитализма (смеется - П.А.). Сегодня ты кому-то подшиваешь подворотнички, завтра тот же самое делают уже тебе. Круговая порука, никаких уставов.
- Парадоксальная ситуация: люди не хотят жить по уставу и соглашаются на неформальные порядки, которые, в свою очередь, часто оборачиваются против них же...
- В первый год службы против них, во второй - уже в твою пользу. Был бы Устав - извиняюсь за выражения, ты бы был бы задро.ен все два года. Тут еще надо учитывать специфику войск. Например, взять тех же пограничников. У них была другая дедовщина. Во-первых, ты особо не зачмыришь молодого, тебе потом с ним в дозор идти, а автоматы с боевыми патронами есть у вас обоих, поэтому возможны варианты (смеется). Ну и перед уходом на дембель ты обязательно должен был обучить прибывшего с гражданки молодого тому, что знаешь сам, потому демобилизацию погранцам задерживали на месяц-два и в интересах старших было, чтобы как можно быстрее наладить контакт с молодыми и спокойно уйти домой.
- Получается, что если солдат занят на службе, к примеру, в том же боевом дозоре, то радикальная дедовщина будет проявляться меньше?
- Понимаешь, армия должная воевать. А когда четыре миллиона человек или сколько там нас было в СА находятся тупо в казармах и в своем абсолютном большинстве красят траву в зеленый цвет, тут волей-неволей начнут друг другу от нечего делать морды бить, народ ведь разный служит. Поэтому офицеры иногда придумывали различный идиотизм, чтобы солдат хоть немного занять. Однажды мы по приказу замполита таскали бюст Ленина из клуба в штаб. После обеда у нас был приказ тащить Ленина обратно. День прошел - и черт с ним, красят ведь траву в зеленый цвет не для того, чтобы она стала зеленее, а чтобы солдат задолбался.
- Хорошо, а вот ситуация с тем же Сакалаускасом, которого просто изнасиловали сослуживцы, поплатившиеся впоследствие за это жизнями. Это же зверский садизм, не поддающийся никакому объяснению. Где тут логика и в чем польза круговой поруки?
- Скотская ситуация, согласен. Сам бы пострелял этих мразей. А так, притесняют в армии людей двух категорий - тех, кто банально не вписался в систему и тех кто пошел против системы. Я не знаю, что там было с этим литовцем, но вот у нас не любили бунтарей, стукачей, слабаков и персонально таджиков. А так... Дрались на национальной почве с кавказцами, ночью по приказу орали количество оставшихся дней до окончание службы дедам. В первую же ночь после прибытия с учебки нас построили, засветили в грудак и доходчиво объяснили местные порядки. "Чурки", "черножопые", "урюки", "я тэбя зарэжу, руський пи..рас!" - все это было, но если ты не пытаешься установить свои порядки и играешь по правилам, тогда, в принципе, все терпимо и жить можно. Если пошел жаловаться или "Не вписался" - все, тебе конец. Закон джунглей!
- И никак не сломать эту систему? А офицеры для чего вообще тогда?
- (смеется) Офицеры - это первые, кто поощряют дедовщину.
- Смысл? Набили другу другу морды, порезали один другого, за такое ведь не погладят по головке?
- Офицер хозяин положения (и то с большими оговорками) лишь днем. А потом он уже спешит домой к жене, да и мало ли какие дела ждут на гражданке. Деды могут сделать так, что офицер будет подставлен и фактически попрощается со своей карьерой, а могут просто держать в узде всю казарму и гарантировать хоть и относительный, но порядок. Взамен офицер закрывает дела на дедовщину и не вмешивается. Если кого-то зачмырят, офицер все будет списывать на потерпевшего, мол, сам оступился, идиотом был, зато будет выгораживать тех, кто издевался над ним. В противном случае - факт неуставных отношений, значит, подразделение конфликтное, читай, конец карьере. Командир взвода будет выгораживать сержанта, ротный будет покрывать взводника, комбат все спустит на тормозах. Круговая порука, что уж тут. Тем более, что у нас Забайкалье было, часть была "великой пересылкой".
- ???
- Ну, чтобы идти дальше по карьерной лестнице, академии Генштаба всякие, служба в Московском военном округе, полковничьи погоны, нужно было обязательно иметь опыт службы в Средней Азии, Забайкалье или на Дальнем Востоке, то есть в отдаленных регионах страны. Поэтому офицеры меньше всего были заинтересованы в том, чтобы ломать систему, скорее наоборот - быстрее отсюда свалить, а гарантией этого могла быть только дружба с дедами, в иных случаях они казарму не контролировали, иногда даже сами физически страдали от этого.
- Открытые нападения?
- Конечно, те же кавказцы, к примеру, запросто за нож брались. Понимаешь, не все люди к армии приспособлены. Тогда в армию брали всех и в военные училища поступали все, тем более, что воякам платили хорошо, квартиры давали. И представь - пришел к себе розовощекий лейтенант 21-22 лет от роду и стоит перед ним 30 человек разных национальностей и вероисповеданий. У нас одного летёху краснодипломника комиссовали потом, не вписался в систему немного... Бывали исключения, конечно.
- Например.
- В батальоне был такой ротный Гена Бешеный. Он потом и в Афгане поучаствовал, служил до нас в Средней Азии. Когда он пришел в казарму, сразу же сказал - "главный тут дед - это я и мне пох... на все, что здесь есть, вам служить два года, а мне - всю жизнь..." Он был чокнутый на всю голову, мог за провинность к батарее привязать, в морду давал без предупреждения, одного азера с ножичком чуть до смерти не задушил. Ему было пофиг, с его роты солдат или нет, однажды он увидел деда из другого подразделения, который шел с приспущенным ремнем и открытым воротничком. "Как стоишь перед офицером Советской армии, мразь?!" - и сразу не разбираясь кулаком под дых. У него не было жены, он ночевал в расположении на раскладушке, устраивал ночные осмотры и марш-броски, если ему что-то было не по нраву. Его и боялись и уважали и ненавидели. Но свою власть он показал и доказал. Но это было исключение из правил, да и в самой части потом избавились от такого, направив не то в Афган, не то в Монголию.
- Что тогда остается попавшему под пресс молодому солдату делать?
- Терпеть, как прописано в уставе (смеется). Ну и побыстрее въехать в ситуацию, делать, что говорят, не бунтовать и тогда все будет хорошо. Не он первый, не он последний. В конце концов, на дембель уходят все. Как там говорил Сталин - "нужно быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной Армии"
- Хорошо, тогда объясните следующее. В подразделении дедовщина. национальные конфликты, поножовщина, офицеры самоустраняются от своих обязанностей. Может ли такая армия победить в реальном бою? Да такая система сама себя съест еще до выхода на боевые позиции...
- Круговая порука создает систему, в которой никто не задает вопросов. Например, тебе дали приказ пойти с голым пузом на амбразуру. Ты должен его выполнить и не задумываться о том, правильный приказ этот или нет, рационально это или неминуемая гибель. Вопросов быть не должно. В армии тебя отучают задавать вопросы, заставляют беспрекословно слушать старшего по званию, подчиняться системе и дедовщина в этом плане один из самых эффективных инструментов. Ты правильно сказал, что система сама себя съедает, но это система съедает и всех, кто к ней прикоснется. Именно поэтому Советская армия была самой сильной в мире. Здесь не думали о последствиях, здесь все подчинено системе и достижению цели.
- Ну и в заключении хотелось бы спросить, а что положительного конкретно Вам дала срочная служба в Советской Армии?
- Я не жалею о том, что отслужил, причем в таких условиях. Я стал лучше разбираться в людях, на гражданке ведь ты сразу не разберешь, что из себя представляет человек, а в армии, где все поставлены в условия выживания, твой характер и культура проявляются сразу. В определенных случаях мне это потом пригодилось в жизни.
Предыдущие выпуски рубрики "25 лет без СССР":
1. 25 лет без СССР: точка отсчета #1
2. 25 лет без СССР#2: Сказ про Крым, который не наш
3. 25 лет без СССР#3: Майдан против Советского Союза
4. 25 лет без СССР#4: "сделка с дьяволом" - успех или катастрофа?
5. 25 лет без СССР#5: как в Советском Союзе однажды проголосовали за развал страны
Кто-то называет службу в советской армии настоящей школой жизни и с ностальгией об этом вспоминает. Некоторые говорят о ней, как о времени, потраченном впустую. Кому-то довелось с оружием в руках поучаствовать в военных конфликтах, а кто-то просто уходит от разговора, когда его спрашиваешь о срочной службе. Безусловно, у каждого будет свое восприятие и собственный опыт. У меня, к примеру, нет и такого. Но, тем, не менее, еще во времена живого Брежнева летом 1982 года в подразделения Советской Армии пришел секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными взаимоотношениями. Однако сам факт дедовщины и казарменных издевательств в СА, которые нередко приводили к летальным исходам, знали в основном только те, кто сам прошел через эту систему, однако по пришествии на гражданку предпочитали молчать о том, что они видели во время срочной службы. Дело Артураса Сакалаускаса стало в этом плане эпохальным и показало, что в Советской Армии что-то происходит не так... В рамках проекта "25 лет без СССР" мне удалось пообщаться по данной проблеме с бывшим военнослужащим СА Сергеем Федоровичем Гришиным (фамилия изменена по просьбе интервьюируемого), который проходил срочную службу в 1982-1984 гг. в мотострелковых войсках Забайкальского военного округа. С ним мы обсудили некоторые особенности службы в советской армии. Скажу сразу интервью получилось неоднозначным. Считаю, что я не вправе давать каких-либо резких эмоциональных оценок, просто прочитайте и решите для себя, хотели бы Вы отдавать долг таким образом своей Родине:
- Когда-то символом Советской армии был человек с оружием, который защищает свое государство или тот же лирический Воин-Освободитель в Трептовом парке Берлина. Девушки страстно любили "военных, красивых и здоровенных", а сама служба в СА была обязательным атрибутом жизни простого советского человека. Во время Перестройки наряду с кирзовыми сапогами и автоматом Калашникова к светлому образу военнослужащего СА добавилось такое явление как "дедовщина", в соответствии с которой любой призванный на воинскую службу новобранец обязательно столкнется с ее проявлениями со стороны старослужащих. Было даже снято несколько культовых фильмов той эпохи - рогожкинский "Караул", "Делай раз!", "Сто дней до приказа", которые воспроизводили самые разные жестокие варианты радикальной советской дедовщины. Какая формы проявлений неуставных взаимоотношений были в Вашей части?
- Ты правильно сказал о вариантах дедовщины хотя бы потому, что, на мой взгляд, пор дедовщину говорят как про единое монолитное явление, однако она абсолютно разная для каждой отдельной части, зависящая индивидуально от конкретного рода войск.
- Мотострелки как-то отличались в этом плане?
- Ну да, "махра" (мотострелковые войска на жаргоне - П.А.) вообще была уникальна в этом плане (смеется)
- Например?
- У нас была классическая дедовщина, где отношения между солдатами строились в зависимости от срока службы. "Деды", "духи", "слоны", "черпаки" и так далее. Но была еще и "Дружба Народов" или национальные землячества. Тут уже отношения строились в зависимости от того, какие национальности собрались в конкретном подразделении.
- "Дедовский симбиоз", специфика "Махры"...
- Да, скорее всего специфика, которая зависит от особенностей комплектования личным состав различных родов войск. Например, условная элита (ракетные части, ПВО, ВДВ, погранцы, флот) старались комплектовать "славянами" - русскими, белорусами, украинцами. Исключения бывали, конечно, но основа - славяне, прежде всего. Они более управляемые в плане дисциплины и образованные относительно, в некоторых частях, к примеру, вообще желателен был техникум или ПТУ, иначе как с техникой работать. А в пехоту (мотострелковые войска) брали фактически всех без разбора, по крайней мере, в моей части с кем только не приходилось служить, наверное, весь Союз был собран в миниатюре.
- То есть, у мотострелков была дедовщина по национальному признаку. В чем же она проявлялась? Каждая нация доказывала свое право на самоопределение или быть "титульной" в подразделении?
- Землячество - это, прежде всего, объединение по национальному признаку. Самыми эффективными в этом плане были кавказцы, конкретно армяне, дагестанцы и чечены. Армяне образовывали отдельный от всех анклав, не подчиняясь никому в казарме. У чеченцев и "дагов" другая ситуация. Там много сословных связей и кланов. Если, скажем, одного чеченца условно "зачмырили", второй обязательно прибежит на помощь и очень часто со штык-ножом. Они быстро сходятся друг с другом, в отличие от "славян". Того же русского или белоруса могут "опускать" в сушилке, так с его же призыва за него в абсолютном большинстве случае не вступиться никто.
- Хотя советский солдат - это, прежде всего, образ русскоязычного солдата с типичными славянскими чертами лица.
- Да, это так. Понимаешь, тут вот такое дело. Русских, белорусов тех же было очень много, внешне их вообще не отличишь. А вот других народностей было меньше и для них объединение между собой было главным условием выживаемости внутри военного коллектива и в отдельных ситуациях господства над ним
- Даже так. Маленькая группа людей одной национальности управляет целой ротой?
- Кавказцы, особенно чеченцы этим славились. Армяне, к примеру, начинают борзо себя вести если находятся в численном большинстве, "чичи" просто лезут в драку, держаться друг за друга, доказывая свое господство. Скажем, если в роте (нас было 80 человек) будет хотя бы 5-6 чеченов, то вся рота будет под ними.
- А остальные что?
- Массовость та же и неорганизованность. "Чичи" объединились в группу и наезжают на тех же "черпаков" (прослужившие 1 год - П.А.). "Деды" в это дело не вмешиваются, "слоны" тем более, поскольку служат по "дедовской системе" в зависимости от срока службы. В данной ситуации "старый" за "молодого" впрягаться не будет, ему и по статусу не положено, да и просто западло. А у чеченов такого не было, у них земляк может без году неделя в армии находится и будет пользоваться такими же правами и положением, как и его сотоварищи.
- А с этим как-нибудь боролись те же солдаты старших призывов или офицеры?
- "Деды" дрались с ними, бывало, даже до поножовщины доходило, но опять же - если каким-то образом затронуты их интересы или борьба за власть в казарме. Наши "деды" за молодых не впрягались, когда мой призыв уже перешел в "дедовскую" категорию, кавказцев уже меньше в полку стало. Офицеры просто старались их раскидывать по подразделениям, чтобы больше 2-3 человек в роте не было, у нас просто казармы целой конкретной ротой комплектовались. Соответственно, другая казарма - уже другая рота и несколько иные порядки.
- "Кавказцы", "славяне", какие еще этнические образования были в Вашей части?
- Прибалты были, литовцы в основном. Украинцы, естественно, несколько таджиков с узбеками, молдованин, азербайджанцы, буряты, да всех и не упомнишь.
- Другие национальные группы как-то выделялись?
- Да, конечно. Например, у нас любили говорить про украинцев - "хохол без лычки, что пи.да без затычки".
- Фееричная фраза. И за что так их "наградили"?
- Просто среди них было много сержантов, ефрейторов. Во всех случаях у нас "славянам" только лычки давали, хохлы просто в этом плане были более пронырливые, выслуживались, подлизывались к офицерам. Украинцы всегда каптерами были, старшины все сплошь хохлы, потому и любили частенько так высказываться.
- Интересно.
- "Шпроты" были сами по себе, ни с кем не общались.
- Это, как я понимаю, представители Прибалтики?
- Да. Ну или "рыбы", как там их. Просто они немногословные были, ни с кем особо не общались молчали как рыбы. Не закладывали, не стучали, но и жратвой никогда не поделятся, в общем - ничем не выделялись. У меня в призыве был литовец, так он как-то промолвился, мол, ему не служить в Советской армии надо, а воевать против нее. Тогда я подумал, что он просто обкурился... Но больше всего, конечно, я терпеть не мог "урюков".
- ???
- Таджики, узбеки и прочие азиатские народности. Я, конечно, как и любой советский юноша был воспитан в духе дружбы ко всем и за мир во всем мире, но благодаря этим экземплярам в армии я стал националистом. Со всеми остальными в части я более или менее нормально ладил, но с "урюками" приходилось бодаться.
- Конфликт на национальной почве?
- Понимаешь, тут такая ситуация. На первом году службы они типа ничего не понимают по-русски, в наряды и караулы их не поставишь, работу не поручишь, а после первого года службы им уже, видите ли - "не положено", причем говорят это практически без акцента. Они особо не выделывались, в отличие от кавказцев, но заставить их работать можно было только с помощью кулаков, они же типа не понимают по-русски. С одним таджиком вообще песня была - он туалет и бумагу увидел в впервые в армии. Ездил себе по аулам на ишаках в заср.нных подштанниках и тут военком с нарядом в армию забрал...
- Даже не знаю, что и сказать по этому поводу...
- Встречались и такие, кого и цифрам обучать надо было. Знаешь, я здорово тогда перевернул свое представление о происходящем в СССР. Мы же типа были самой культурной, читающей и просвещенной нацией, но вот в этих экзотических республиках люди жили едва ли как не при феодализме. Я, конечно, не политолог, не эксперт, но вот когда Союз стал разваливаться, пошли потом Карабах, Чечня и прочее, я понял, что нечто подобное я уже наблюдал в армии. Для меня последующие события не стали неожиданностью.
- "Духи", "фазаны", "деды", "дембеля", "черепа", "гуси", "салабоны"... Какие ритуальная жаргонная иерархия была у Вас?
- Значит, у нас были "Духи" со "слонами", "черпаки" и, собственно, "деды". Духи - это те, кого призвали на службу и кто пришел с учебки, грубо говоря, первые 6 месяцев службы. В принципе, духами могли называть практически всех, кто отслужил меньше года, скорее, это было общее название для первогодков. Также их называли еще "слоны". СЛОН - это Солдат, Любящий Ох.енные Нагрузки. "Черпак" - это уже от одного года до полутора, чтобы стать им, нужно, чтобы тебя обязательно перевели на эту должность.
- Ремнем, табуретом, наверное?
- Ну да. Хрень, конечно, полная, но это традиции, ничего не поделаешь. Перевод был обязательный, если тебя не "перевели", то у тебя положение как у опущенного на зоне, даже духи могут над тобой глумиться. В старшем призыве был один, который должен был стать "черпаком". Однако сам по себе он был стукачом и редким гнидой, его по своему "перевели", просто шлепнули тапочком по роже, читай, что "опустили". Над ним потом издевались все, кто только мог, он даже убегал из части. Был еще такой "черный дед" у нас.
- Про таких не слышал.
- "Черный дед" - это вернувшийся с дисбата солдат. Нахождение в дисбате не засчитывается в срок службы, после отбытия наказания он возвращается обратно в свою часть и дослуживает оставшееся до дембеля время. Один "славянин" год оттрубил на киче, там что-то с доведением до суицида было или до "дурки". В общем, его никто не трогал, он ложился и вставал со всеми, но его ни к чему не привлекали, мол, типа лучше не трогать, пусть дослуживает и валит на все сто.
- Почти Зона строгого режима. С этим вообще как-то пытались бороться или хотя бы минимизировать радикальные проявления дедовщины?
- Ты ведь не служил?
- Нет.
- Тогда поясняю, дедовщина - это система, круговая порука. Если ты ее нарушаешь, значит ты или не вписался в нее или просто условный бунтарь. А таких не любят, в армии все должно быть единообразно.
- Общий для всех устав, дисциплина, порядок, дедовщина-то здесь причем?
- Вот смотри. У всех военных одной части одинаковая форма?
- Да.
- Ага. У всех одна стрижка, у всех общий устав, у всех единые для исполнения правила. Соотвественно, все должны быть роботами и функционировать как часы с редким перерывом на еду. Но такого априори быть не может в природе!
- Люди разные?
- Именно так! Разные люди, разные национальности и культуры. Прибалт, к примеру, вообще не понимает, какого черта его заставляют мыть толчок, ведь его дома этому не учили. Таджик вообще привык ходить под себя и не подтирать задницу, хохлу чего-нибудь нужно прибрать к рукам, русский же будет доказывать силу этими же руками,а кавказец будет хвататься за нож. Кто-то является музыкантом, а кто-то водит автомобиль, одни коллекционируют бабочек, другие вкалывают на заводе. И вот вся эта разношерстная масса должна ходить в одном строю в одинаковой форме и петь одну песню про родину мать. Каждому в мозг не заглянешь, это хлопотно и долго, потому нужно выработать общие правила для всех.
- Но ведь они не всех устраивают ведь. Вы сами уже говорили, что, мол, одного "зачмырили", другого избили, третьего до суицида довели. В чем же тогда универсальность и необходимость общих для всех дедовских правил?
- Объясню на примере солдатов и офицеров. Берем солдата. В самом Уставе воинской службы были примерно такие строчки: "солдат должен стойко выносить все тяготы и лишения воинской службы". Все! С тобой воинская система может сделать все, что угодно. Если ты будешь жить по воинскому Уставу и выполнять сугубо все, что там написано, ты загнешься дня так через три, потому что условия там априори невыполнимые. Поэтому, чтобы всем дышалось легче, система сама же закрывает глаза на установленные ей же правила. В казарме напрягают тех, кто прослужил меньше и пользуются привилегиями те, кто прослужил больше. Тебя могут "машкой" мыть полы, драить толчки, организовать "концерт" для "дедушек", взаимен ты не напрягаешься по уставу, ведь по уставу старший тебя по званию может заставить 1000 раз туда-обратно тягать тележку с кирпичами. Неповиновение - наряд, наказание и прочее. Ну и самое главное - всегда нужно помнить, что дембель неизбежан также как и крах капитализма (смеется - П.А.). Сегодня ты кому-то подшиваешь подворотнички, завтра тот же самое делают уже тебе. Круговая порука, никаких уставов.
- Парадоксальная ситуация: люди не хотят жить по уставу и соглашаются на неформальные порядки, которые, в свою очередь, часто оборачиваются против них же...
- В первый год службы против них, во второй - уже в твою пользу. Был бы Устав - извиняюсь за выражения, ты бы был бы задро.ен все два года. Тут еще надо учитывать специфику войск. Например, взять тех же пограничников. У них была другая дедовщина. Во-первых, ты особо не зачмыришь молодого, тебе потом с ним в дозор идти, а автоматы с боевыми патронами есть у вас обоих, поэтому возможны варианты (смеется). Ну и перед уходом на дембель ты обязательно должен был обучить прибывшего с гражданки молодого тому, что знаешь сам, потому демобилизацию погранцам задерживали на месяц-два и в интересах старших было, чтобы как можно быстрее наладить контакт с молодыми и спокойно уйти домой.
- Получается, что если солдат занят на службе, к примеру, в том же боевом дозоре, то радикальная дедовщина будет проявляться меньше?
- Понимаешь, армия должная воевать. А когда четыре миллиона человек или сколько там нас было в СА находятся тупо в казармах и в своем абсолютном большинстве красят траву в зеленый цвет, тут волей-неволей начнут друг другу от нечего делать морды бить, народ ведь разный служит. Поэтому офицеры иногда придумывали различный идиотизм, чтобы солдат хоть немного занять. Однажды мы по приказу замполита таскали бюст Ленина из клуба в штаб. После обеда у нас был приказ тащить Ленина обратно. День прошел - и черт с ним, красят ведь траву в зеленый цвет не для того, чтобы она стала зеленее, а чтобы солдат задолбался.
- Хорошо, а вот ситуация с тем же Сакалаускасом, которого просто изнасиловали сослуживцы, поплатившиеся впоследствие за это жизнями. Это же зверский садизм, не поддающийся никакому объяснению. Где тут логика и в чем польза круговой поруки?
- Скотская ситуация, согласен. Сам бы пострелял этих мразей. А так, притесняют в армии людей двух категорий - тех, кто банально не вписался в систему и тех кто пошел против системы. Я не знаю, что там было с этим литовцем, но вот у нас не любили бунтарей, стукачей, слабаков и персонально таджиков. А так... Дрались на национальной почве с кавказцами, ночью по приказу орали количество оставшихся дней до окончание службы дедам. В первую же ночь после прибытия с учебки нас построили, засветили в грудак и доходчиво объяснили местные порядки. "Чурки", "черножопые", "урюки", "я тэбя зарэжу, руський пи..рас!" - все это было, но если ты не пытаешься установить свои порядки и играешь по правилам, тогда, в принципе, все терпимо и жить можно. Если пошел жаловаться или "Не вписался" - все, тебе конец. Закон джунглей!
- И никак не сломать эту систему? А офицеры для чего вообще тогда?
- (смеется) Офицеры - это первые, кто поощряют дедовщину.
- Смысл? Набили другу другу морды, порезали один другого, за такое ведь не погладят по головке?
- Офицер хозяин положения (и то с большими оговорками) лишь днем. А потом он уже спешит домой к жене, да и мало ли какие дела ждут на гражданке. Деды могут сделать так, что офицер будет подставлен и фактически попрощается со своей карьерой, а могут просто держать в узде всю казарму и гарантировать хоть и относительный, но порядок. Взамен офицер закрывает дела на дедовщину и не вмешивается. Если кого-то зачмырят, офицер все будет списывать на потерпевшего, мол, сам оступился, идиотом был, зато будет выгораживать тех, кто издевался над ним. В противном случае - факт неуставных отношений, значит, подразделение конфликтное, читай, конец карьере. Командир взвода будет выгораживать сержанта, ротный будет покрывать взводника, комбат все спустит на тормозах. Круговая порука, что уж тут. Тем более, что у нас Забайкалье было, часть была "великой пересылкой".
- ???
- Ну, чтобы идти дальше по карьерной лестнице, академии Генштаба всякие, служба в Московском военном округе, полковничьи погоны, нужно было обязательно иметь опыт службы в Средней Азии, Забайкалье или на Дальнем Востоке, то есть в отдаленных регионах страны. Поэтому офицеры меньше всего были заинтересованы в том, чтобы ломать систему, скорее наоборот - быстрее отсюда свалить, а гарантией этого могла быть только дружба с дедами, в иных случаях они казарму не контролировали, иногда даже сами физически страдали от этого.
- Открытые нападения?
- Конечно, те же кавказцы, к примеру, запросто за нож брались. Понимаешь, не все люди к армии приспособлены. Тогда в армию брали всех и в военные училища поступали все, тем более, что воякам платили хорошо, квартиры давали. И представь - пришел к себе розовощекий лейтенант 21-22 лет от роду и стоит перед ним 30 человек разных национальностей и вероисповеданий. У нас одного летёху краснодипломника комиссовали потом, не вписался в систему немного... Бывали исключения, конечно.
- Например.
- В батальоне был такой ротный Гена Бешеный. Он потом и в Афгане поучаствовал, служил до нас в Средней Азии. Когда он пришел в казарму, сразу же сказал - "главный тут дед - это я и мне пох... на все, что здесь есть, вам служить два года, а мне - всю жизнь..." Он был чокнутый на всю голову, мог за провинность к батарее привязать, в морду давал без предупреждения, одного азера с ножичком чуть до смерти не задушил. Ему было пофиг, с его роты солдат или нет, однажды он увидел деда из другого подразделения, который шел с приспущенным ремнем и открытым воротничком. "Как стоишь перед офицером Советской армии, мразь?!" - и сразу не разбираясь кулаком под дых. У него не было жены, он ночевал в расположении на раскладушке, устраивал ночные осмотры и марш-броски, если ему что-то было не по нраву. Его и боялись и уважали и ненавидели. Но свою власть он показал и доказал. Но это было исключение из правил, да и в самой части потом избавились от такого, направив не то в Афган, не то в Монголию.
- Что тогда остается попавшему под пресс молодому солдату делать?
- Терпеть, как прописано в уставе (смеется). Ну и побыстрее въехать в ситуацию, делать, что говорят, не бунтовать и тогда все будет хорошо. Не он первый, не он последний. В конце концов, на дембель уходят все. Как там говорил Сталин - "нужно быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной Армии"
- Хорошо, тогда объясните следующее. В подразделении дедовщина. национальные конфликты, поножовщина, офицеры самоустраняются от своих обязанностей. Может ли такая армия победить в реальном бою? Да такая система сама себя съест еще до выхода на боевые позиции...
- Круговая порука создает систему, в которой никто не задает вопросов. Например, тебе дали приказ пойти с голым пузом на амбразуру. Ты должен его выполнить и не задумываться о том, правильный приказ этот или нет, рационально это или неминуемая гибель. Вопросов быть не должно. В армии тебя отучают задавать вопросы, заставляют беспрекословно слушать старшего по званию, подчиняться системе и дедовщина в этом плане один из самых эффективных инструментов. Ты правильно сказал, что система сама себя съедает, но это система съедает и всех, кто к ней прикоснется. Именно поэтому Советская армия была самой сильной в мире. Здесь не думали о последствиях, здесь все подчинено системе и достижению цели.
- Ну и в заключении хотелось бы спросить, а что положительного конкретно Вам дала срочная служба в Советской Армии?
- Я не жалею о том, что отслужил, причем в таких условиях. Я стал лучше разбираться в людях, на гражданке ведь ты сразу не разберешь, что из себя представляет человек, а в армии, где все поставлены в условия выживания, твой характер и культура проявляются сразу. В определенных случаях мне это потом пригодилось в жизни.
Предыдущие выпуски рубрики "25 лет без СССР":
1. 25 лет без СССР: точка отсчета #1
2. 25 лет без СССР#2: Сказ про Крым, который не наш
3. 25 лет без СССР#3: Майдан против Советского Союза
4. 25 лет без СССР#4: "сделка с дьяволом" - успех или катастрофа?
5. 25 лет без СССР#5: как в Советском Союзе однажды проголосовали за развал страны
Комментарии (3)
{related-news}
[/related-news]