Веловыезд в нацпарк Самарская Лука: Рождествено - Винновка - Большая Рязань - Тольятти
---
Сначала карта для понимания масштаба.
Для самарцев начало любого вело путешествия по национальному парку - лодочная переправа. Тольяттинцы на автобусах или сразу стартуют из города на велосипеде. Большие паромы стоят чуть дешевле, но логистически иногда удобнее поехать на маленькой лодке - быстрее едут, отправляются от более удобного для меня места. Велосипеды привязываются на крышу.
Летом по Волге интенсивное движение и часто можно увидеть что-нибудь интересное. Вот перевозят неизвестный огромный агрегат.
В Рождествено нужно купить путевку в национальный парк. Контора лесников закрыта, хотя рабочий день еще продолжается. Телефон доступен - минут через тридцать приехали. Еще минут двадцать искали путевки, вписывали в них данные, задавали ненужные вопросы. На таком обыденном деле теряется полтора часа времени. Потому что мы еще минут тридцать блуждали по деревне в поисках конторы лесников. Никаких указателей, хотя Рождествено это крупнейшее село в национальном парке и большинство людей кто едет в парк попадают через него. Но офис запрятан где-то в глубине села, так еще и лесников на месте нет. Второй вопрос - что делать если вы приехали после 18:00 и лесничество уже закрыто? По правилам на территорию парка вам заезжать нельзя и вы должны ждать до утра следующего дня чтобы купить путевку. Почему нельзя продавать билеты в парк прям на пристани, да хоть в той же кассе что и билеты на паром? Я уж не говорю о совсем фантастическом варианте для руководства национального парка - продаже путевок через интернет. Они найдут миллион отговорок почему это нельзя делать, я не вижу ни одной.
Процедура оформления путевок в лесничестве.
До Шелехмети едешь по обычной дороге, вместе с машинами. Трафик редкий, но ездят все быстро. Первая интересность в селе Торновое. Вроде всего 3 км от основной трассы, но тупиковость все равно ощущается. Народная забава - пострелять по знакам.
Надпись не для пешеходов, а для джипперов, которые любят погонять по полям. Вообще многовато встречается мудаков среди джипперов.
Погреба такой формы встречаются более менее везде в Самарской луке, но в Торновом наибольшая концентрация.
Главная достопримечательность это, неизвестно как сохранившийся монумент "Серп и молот", на окраине села. Вблизи - село Торновое, вдали - Самара.
В Шелехмети ничего интересного. Профнастил самый популярный и отвратительный материал. Бич русской деревни.
Разве что зачерпнуть воды из колодца.
Чуть за селом проезжаем холм с мордовским названием Ош-Пандо-Нерь и газовые трубы которые сопровождают вас везде в национальном парке.
Чтобы увидеть следующее интересное место нужно пройти пешком по вдоль реки через заросли, а потом карабкаться на скалу, где тоже никаких условий для цивильного взбирания.
Утес Вислый Камень, с него хороший вид на затоны и Волгу. Может быть один из красивейших видов в национальном парке.
Дальше начинается подъем на перевал, не очень резкий, но длинный, около 8-10 км. Мой друг и напарник в этом веловыезде.
Дорога - хорошая грунтовка.
В лесу местами затоплено, приходится обходить пешком через заросли, но в целом тоже норм.
Очень много комаров, когда едешь еще ничего, останавливаешься - все пиздец. Репелленты немного помогают.
К закату спустились с мини перевала в Винновку, к мужскому монастырю.
При монастыре цивильная гостиница. Они пытаются развивать туризм выходного дня, фрахтуя теплоходы и даже судна на воздушных подушках зимой. В субботу утром отправляешься из Самары, переночевал в монастыре, в воскресенье обратно в город.
Есть общие номера-дормитории.
В каждой тумбочке набор просветительской литературы.
За отдельную плату можно организовать питание. Не знаю будет ли оно следовать монастырскому расписанию трапез.
Одолжил велосипед у друга на лето, как раз для того чтобы плотнее исследовать вело маршруты в парке. Раньше был равнодушен к маунтинбайкам, а в тут проникся. Теперь думаю что надо и себе для загородных поездок купить. В городе ездить на нем тяжеловато. Для этих целей оставлю свой сингл спид шоссер.
В этой поездке испытывал багажник из Декатлона. Мне нужен был именно такой, чтоб я мог быстро перебросить с одного велосипеда на другой, у которых к тому же разный диаметр подседельного штыря. В городе к багажнику претензий нет. А вот по кочкам и холмам - есть, через какое то время тряски, рюкзак сползает и сваливается. Надо очень крепко и тщательно привязывать. Но тут другой минус вылезает. Если что нибудь достаешь из рюкзака, то надо заново переупаковываться
В Винновке, и вообще в целом, в нацпарке много пасек и дешевого меда.
Двигаем дальше на восток. На главной дороге, у села Осиновка находятся руины старейшей церкви на территории Самарской Луки. Восстанавливать ее не будут, комиссия признала это невозможным. Это официальный ответ. Хотя по внешнему виду не скажешь, что совсем все печально и невозможно.
Люди продолжают приносить туда иконы и молиться. Насчет официальных служб со священником не знаю.
Дорого Винновка - Осиновка - Ермаково опять асфальт, около 7 км. Если дальше сворачивать на север то до Соснового Солонца и дальше (20 км) тоже асфальт. Машины ездят там очень быстро, трафик маленький, поэтому на велосипеде не комфортно. На карте национального парка это указан как вело маршрут, хотя по существу это обычная автомобильная дорога. И таких "вело маршрутов" большинство - их нанесли на карту автомобильных дорог и назвали вело маршрутами. В действительности для вело инфраструктуры в национальном парке не сделано ничего. Можно даже так - НИ-ЧЕ-ГО!
В районе Ермаково есть крутое место могила-часовня царского офицера Люпова. К ней ведет ответвление-грунтовка на 2-3 км. Там можно и навернуться.
На холме крест, это вообще один из основных символов, как ни странно, в национальном парке. У многих сел на въезде вместо (или вместе) именных стел - кресты.
Типичный волжский пейзаж.
Несмотря на неудобное расположение туристы все же добираются до часовни. Некоторые даже со стороны Волги по воде. Часовня в плохом состоянии. Хоть это один из крутейших и старейших рукотворных объектов на территории парка. Самое интересное что по факту оно никому не принадлежит, хоть и находится под охраной регионального минкульта. Сейчас ведутся разбирательства, чтоб засунуть ее на баланс парка. Там очень много оригинальных кованых элементов - кресты, двери, решетки на окнах, купола. Их не растащили на металлолом только потому что место неизвестное и тащить далеко. Здесь я писал подробнее про эту часовню https://drunkdick.livejournal.com/34295.html
После села Ермаково было бы логично продолжать движение по берегу до села Лбище и далее, но это невозможно. Здесь опять наглядно видно абсолютное бездействие, что администрации района, что администрации национального парка. Препятствие, почему невозможно проехать или хотя бы пройти, это десятиметровой ширины река. На карте не показан мост через реку, но мы все равно проехали несколько лишних километров, так как надеялись что существует народный мост из "говна и палок". Но нет. Вброд с велосипедами перейти неудобно, там обрывисто и непонятно какое дно.
Из-за отсутствия моста оторваны жители села Лбище. В районе Ермаково огромный дачный массив и хорошее автобусное сообщение с Тольятти, чем могли бы пользоваться жители Лбища. Во вторых этим мостом могли бы пользоваться пешеходные и велосипедные туристы. Но кто о них думает, ведь единственная категория туристов о которых заботится национальный парк это автобусные экскурсии.
Поэтому вместо 1 км ты объезжаешь по полям 8 км до Лбища. Но хоть дорога живописная.
В Лбище мы все же заезжать не стали, могли до темна не успеть, так как это крюк в 7 км, а поехали сразу на Севрюкаево.
От Севрюкаево до Мордово 5 км. опять едешь по асфальту вместе с машинами.
Бабушки на обочинах продают ягоды и грибы.
В селах существует культурный движ.
В этой части парка лесов и гор уже нет. Основные виды это поля и Волга.
Как это еще никто не додумался превратить Мордово в Мордор.
Почти в каждом селе есть упоминания о войне. Не думаю что это тянет на серьезные достопримечательности, но все же формирующая образ деталь.
Мини село Кольцово из пары десятков домов, но и здесь табличка с сорока пятью фамилиями.
От Мордово до Брусян 4 км. участок грунтовки. Местами вот такой. Машины здесь проезжают несколько раз в неделю.
От Брусян и до трассы М5/Большой Рязани опять десятикилометровый участок асфальта.
И опять кресты.
И на второй въездной стеле крест нарисовали, не смогли удержаться.
Далее до Тольятти 30 км участок трассы М5 с перегруженным движением и фурами. Ехать по нему мы не собирались. А вот сотрудники нацпарка считают что это подходящая дорога для велосипедистов, и она является частью вело маршрута Жигулевская кругосветка. Хотя можно пересечь трассу и дальше продолжить движение по территории нацпарка, вдоль берега Волги и сел. Но это невозможно, так как не существует дорог между селами, только ответвления с трассы М5.
Прекрасное сочетание в придорожном кафе. Суши уже стали популярны и среди дальнобойщиков.
Но мы быстро уехали автостопом, поймав водителя на грузовой Газели. Автостоп работает даже для двух человек с велосипедами. На окраинах Тольятти появляется стрит арт.
Но в целом атмосфера совковая.
В одном из дворов нашли замечательную советскую карусель. Таких я никогда не видел, так что это не типовая модель и возможно дело рук какого то тольяттинского умельца. Крутишь педали - крутится карусель.
Взято: drunkdick.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]