Картинная галерея Смоленска
---
Итак, картинная галерея Смоленска - давно хотела сюда попасть, чтобы увидеть редкие пейзажи Айвазовского. И вот наконец свершилось. Здание картинной галереи - одно из самых красивых в историческом центре Смоленска и памятник гражданской архитектуры XIX века, поэтому расскажу о нём отдельно.
1. Это бывшее Александровское реальное училище, проектировали его архитекторы М.Ф. Мейшер и О.Ф. Хартен. Первоначально центральный объем здания был трехэтажным, а боковые крылья двухэтажными.
2. Александровское реальное училище – первое реальное училище в Смоленске. Открылось оно 1 июля 1877 года по инициативе Губернского земства при поддержке Городской думы. Училище было шестиклассным, имело основное и коммерческое отделения. Именоваться Александровским стало с 1880 года в честь императора Александра II. Среди выпускников училища - писатель И.С. Соколов-Микитов, исследователь Центральной Азии П.И. Козлов, художник П.З. Лаленков и другие известные люди.
3. Фасады здания решены в формах, характерных для архитектуры конца XIX века - эклектика псевдорусского стиля и готика.
4. В настоящее время здание отреставрировано, сохранена контрастная окраска его красно-белых фасадов. К зданию пристроены ворота с арочным проездом и калитками, стилизованными под романское зодчество. Реконструкция здания длилась почти 20 лет.
5.
6. Над аркой, в киоте, увенчанном короной, - герб с пушкой.
7. Входим в картиную галерею.
8. Постоянная экспозиция галереи составлена на основе коллекции княгини Тенишевой, а также других аристократов-меценатов – А.И. Барышникова, графов Паниных, семьи Хлудовых. Значительным разделом является коллекция древнерусского искусства княгини М.К.Тенишевой, представленная иконами XV – XIX веков. Гордость собрания – произведения В.А.Тропинина, И.К.Айвазовского, А.И.Куинджи, В.А.Серова, И.Е.Репина, К.А.Коровина, А.Н.Бенуа, Л.С.Поповой и других мастеров русского искусства. Об одной из главных дарительниц галереи.
А.Г. Сергеев (1926-2003). М.К. Тенишева, 1981. Мрамор
9. Ещё одна дарительница - Вера Александровна Хлудова. Урожденная Александрова, дочь крупного винозаводчика, сестра В.А. Александрова, присяжного поверенного Московского судебного округа. Была женой Михаила Алексеевича Хлудова (1843-1883), женатого на ней вторым браком и являвшегося представителем известного московского предпринимательского рода. Унаследовала ярцевскую фабрику после трагической смерти в 1885 году сына Хлудова от первого брака - Алексея. Согласно завещанию мужа Вера Александровна могла оставаться владелицей фабрики лишь не выходя замуж, в противном случае она лишалась наследства. Овдовев, Вера Александровна приобрела в Москве на Пречистенке роскошный особняк, где проживала с 1885 по 1905 годы и в котором первой в первопрестольной провела электричество. Подобно другим Хлудовым, Вера Александровна коллекционировала живопись, графику, иконы, фарфор, рукописные и старопечатные книги. После октябрьских событий 1917 года национализации подверглись ярцевская фабрика, а также всё имущество и коллекции. В августе 1919 года была выселена за пределы Смоленской губернии и уехала в Москву.
Рафаэлло Романелли (1856-1921). В.А. Хлудова. Мрамор
10. Здание картинной галереи роскошно не только снаружи, но и внутри: входим и перед нами - ажурная чугунная лестница.
11. В годы Великой Отечественной войны в здание попала бомба. Самой большой потерей оказалось разрушение замечательной чугунной лестницы. Восстановить ее в советское время удалось только частично, заменив поврежденные части подручными материалами, и всерьез за эту работу взялись только с началом реконструкции.
Лестница состоит из самой площадки ступеньки и фигурного подступёнка, многие ее части были просто разрушены. Сначала необходимо было полностью разобрать лестницу, вырезать из дерева модели этих деталей, провести спектральный анализ материала лестницы, подобрать нужный состав чугуна, найти подходящее предприятие.
12. На первом этаже, как обычно, касса, гардероб, туалеты, но ещё в самых неожиданных местах - скульптуры, хотя и установленные "с некоторым смыслом".
13. Консоли чугунной лестницы.
14. Ещё одна скульптурная группа на первом этаже.
15. Восстановленная трехмаршевая парадная лестница с ажурными чугунными ступенями служит главным украшением внутреннего интерьера. Она просто чудесна! Поднимаемся на второй этаж.
16. Второй этаж занимают залы русского изобразительного искусства - начиная с иконописи, потом XVIII, XIX век, рубеж XIX и XX веков. В залах второго этажа - вот такие разные смотрительницы.
17. Временная экспозиция на втором этаже - выставка гравюр Хогарта.
18. От лестницы не оторвать глаз...
19.
20. В залах третьего этажа - западноевропейская живопись XV-XX веков. Здесь представлены работы практически всех живописных школ: фламандской, голландской, испанской, французской, немецкой, итальянской. Среди работ есть настоящие шедевры.
21. Осмотр закончен, и мы спускаемся по лестнице вниз.
22.
23.
24. Направляемся к выходу, о коллекции Смоленской картинной галереи надо рассказывать отдельно.
25. Теперь обойдём здание вокруг - в плане оно П-образное.
26. Старинное здание на улице Коммунистической, 4 в советское время занимал строительный техникум, а в 80-х годах здесь разместился Дом молодежи. Вот так выглядит задний фасад.
27. А на задворках истории видим и интеллигенцию, и рабочий класс.
Продолжение следует...
http://galik-123.livejournal.com/119348.html
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]