Большой Златоустинский переулок. Часть 5.
---
Большой Златоустинский переулок. Часть 5.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
Дом №9. История участка такова. В конце XVIII - начале XIX века владение принадлежало выдающемуся русскому зодчему М. Ф. Казакову, а в 1816 г. было поделено его детьми на три участка. До 1949 г. этот участок по Б.Златоустинскому переулку принадлежал старшей дочери Казакова - Екатерине Копп. Затем участком владела семья Антоновых, в 1858 году участок покупает подполковник А. Н. Скрябин, дед композитора А. Н. Скрябина. Здесь в детстве жил его внук Саша, будущий выдающейся композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин (1871-1915). Саша рано лишился матери, отец завел новую семью, и его воспитанием занимались дед и бабушка со стороны отца. Уже в пять лет Саша играл на фортепьяно.
На фото А.Н. Скрябин в детстве.
Романюк пишет: "По воспоминаниям его тетки, архимандрит Златоустовского монастыря был знаком с дедом Александра и бывал у них в гостях: "он (архимандрит - Авт.) очень любил музыку, - тайком от своих послушников заводил музыкальный ящик. Первым делом, когда он приходил к нам, сажал Сашу за рояль, садился сам около него и подолгу слушал его игру".
В 1889 году владелец Биллиардной фабрики Зазулин Егор Родионович арендует часть участка №9 под свою фабрику, а через несколько лет он арендует еще участок №5 у Златоустьевского монастыря. Доходы Зазулина от производства принадлежностей для бильярда составляли около 40 тыс. рублей.
Вот старое фото 1913 года.
По справочнику за 1901 г. участок уже принадлежит Гольнбек Августе Петровне, потомственной почетной гражданке. В 1912 г. участок приобретает купец Баев И.Д.
Дом №9, который стоит сейчас - это здание обувной фабрики фирмы "Иван Денисович Баев старший с братьями" построен в 1913 г. по проекту архитектора И.С. Кузнецова.
В 1920-е гг. обувная фабрика была перестроена под типографию. Здание реконструировано в 1999 г.
Дом №111 - угловой дом, 1780-х годов постройки - это часть усадьбы Казакова. К началу 1760-х годов в усадьбе уже были двухэтажные каменные палаты и ряд новых хозяйственных деревянных построек. К началу 1780-х годов ее территория в результате ликвидации переулка расширяется до стены Златоустовского монастыря. В 1780 году хозяином усадьбы становится квартирмейстер Луганского пикинерного полка (позже - поручик Таганрогского драгунского полка) Петр Борисович Белавин (см его усадьбу в Токмаковском пер.). В 1782 году Белавин продал усадьбу М.Ф.Казакову за 4000 рублей.
Считается, что здесь размещалась архитектурная школа Казакова, в которой обучались такие выдающиеся русские архитекторы, как Родион Казаков, Иван Еготов, Иван Соколов, Осип Бове, Евграф Тюрин, Владимир Бакарев. Эти зодчие работали над возрождением Москвы после пожара 1812 года и заложили основу архитектурного наследия современной столицы.
Проект реставрации дома Матвея Казакова архитектора Р. Подольского. 1950-е
В 1875 году в целях повышения доходности жилой дом решили нарастить третьим этажом (автор проекта - архитектор К.М.Быковский). Здание получило декоративно-художественную отделку в формах эклектики с использованием классицистических мотивов.
Снимок дома, сделанный между 1938-1950 г.г.
В 1816 году, как я уже писала, дети М.Ф.Казакова разделили территорию на три части: угловой участок продали московскому мещанину Петру Ивановичу Бурелли. Затем владельцы еще несколько раз менялись, по справочнику за 1901 г. "Вся Москва" известно, что в 1901 г. дом принадлежал купцу Колосову Степану Андреевичу, торговцу фруктами, а в 1912 - 1913 г.г. (данные рознятся) его приобрело, как и дом №9, Товарищество "Иван Денисович Баев старший с братьями". В 1914 году, тем же архитектором И.С.Кузнецовым (см. выше), разрабатывается проект периметральной застройки объединенной территории: на месте углового участка - пятиэтажный дом. Однако из-за начавшейся войны 1914 г. планам этим, к счастью, так и не удалось осуществиться.
В начале ХХ века в угловом корпусе (строение 1) размещались ремесленные мастерские, квартиры, трактир, позднее - фабрика пищевых химических продуктов Эпика Плюма, после 1917 года - учреждения и квартиры.
Так дом выглядит сейчас.
Советник главы Москомнаследия Н. Переслегин http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=35191&fl=1&sl=1 пообещал в самое ближайщее время провести консервацию здания, как будет на самом деле, посмотрим.
Дом №87 - контора и склад книжного издательства И. Д. Сытина. Стоит он рядом с "Большой сибирской гостиницей" Н.Д. Стахеева. Вот так сей час выглядит эта сторона переулка.
Вот вид здания с угла ул.Маросейка и Б.Златоустинского переулка.
Архитектор А. Э. Эрихсон - 1913-1915 г постройки.
Дом поставлен, к сожалению, на месте снесенного дворца князя Шаховского. Вот так выглядело это место со стороны улицы, но об этом в другой раз, когда буду писать о Маросейке.
Со стороны двора хорошо видно, как маленький дом с вывеской "А.Вежо" встроен в современное здание, что лишний раз доказыает - раньше дома не сносились, а встраивались.
Использованы материалы: http://www.nkj.ru/archive/articles/6008/; http://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6454; http://testan.narod.ru/knigi_moskow/pereulok/mosper10_2.html; http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=35191&fl=1&sl=1; http://oldmos.ru/; http://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6492; http://moskva.kotoroy.net/histories/68.html; http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/07/01/istoriya_domovladeniya_matveya_fedorovicha_kazakova
Окончание. Часть 6.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
Дом №9. История участка такова. В конце XVIII - начале XIX века владение принадлежало выдающемуся русскому зодчему М. Ф. Казакову, а в 1816 г. было поделено его детьми на три участка. До 1949 г. этот участок по Б.Златоустинскому переулку принадлежал старшей дочери Казакова - Екатерине Копп. Затем участком владела семья Антоновых, в 1858 году участок покупает подполковник А. Н. Скрябин, дед композитора А. Н. Скрябина. Здесь в детстве жил его внук Саша, будущий выдающейся композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин (1871-1915). Саша рано лишился матери, отец завел новую семью, и его воспитанием занимались дед и бабушка со стороны отца. Уже в пять лет Саша играл на фортепьяно.
На фото А.Н. Скрябин в детстве.
Романюк пишет: "По воспоминаниям его тетки, архимандрит Златоустовского монастыря был знаком с дедом Александра и бывал у них в гостях: "он (архимандрит - Авт.) очень любил музыку, - тайком от своих послушников заводил музыкальный ящик. Первым делом, когда он приходил к нам, сажал Сашу за рояль, садился сам около него и подолгу слушал его игру".
В 1889 году владелец Биллиардной фабрики Зазулин Егор Родионович арендует часть участка №9 под свою фабрику, а через несколько лет он арендует еще участок №5 у Златоустьевского монастыря. Доходы Зазулина от производства принадлежностей для бильярда составляли около 40 тыс. рублей.
Вот старое фото 1913 года.
По справочнику за 1901 г. участок уже принадлежит Гольнбек Августе Петровне, потомственной почетной гражданке. В 1912 г. участок приобретает купец Баев И.Д.
Дом №9, который стоит сейчас - это здание обувной фабрики фирмы "Иван Денисович Баев старший с братьями" построен в 1913 г. по проекту архитектора И.С. Кузнецова.
В 1920-е гг. обувная фабрика была перестроена под типографию. Здание реконструировано в 1999 г.
Дом №111 - угловой дом, 1780-х годов постройки - это часть усадьбы Казакова. К началу 1760-х годов в усадьбе уже были двухэтажные каменные палаты и ряд новых хозяйственных деревянных построек. К началу 1780-х годов ее территория в результате ликвидации переулка расширяется до стены Златоустовского монастыря. В 1780 году хозяином усадьбы становится квартирмейстер Луганского пикинерного полка (позже - поручик Таганрогского драгунского полка) Петр Борисович Белавин (см его усадьбу в Токмаковском пер.). В 1782 году Белавин продал усадьбу М.Ф.Казакову за 4000 рублей.
Считается, что здесь размещалась архитектурная школа Казакова, в которой обучались такие выдающиеся русские архитекторы, как Родион Казаков, Иван Еготов, Иван Соколов, Осип Бове, Евграф Тюрин, Владимир Бакарев. Эти зодчие работали над возрождением Москвы после пожара 1812 года и заложили основу архитектурного наследия современной столицы.
Проект реставрации дома Матвея Казакова архитектора Р. Подольского. 1950-е
В 1875 году в целях повышения доходности жилой дом решили нарастить третьим этажом (автор проекта - архитектор К.М.Быковский). Здание получило декоративно-художественную отделку в формах эклектики с использованием классицистических мотивов.
Снимок дома, сделанный между 1938-1950 г.г.
В 1816 году, как я уже писала, дети М.Ф.Казакова разделили территорию на три части: угловой участок продали московскому мещанину Петру Ивановичу Бурелли. Затем владельцы еще несколько раз менялись, по справочнику за 1901 г. "Вся Москва" известно, что в 1901 г. дом принадлежал купцу Колосову Степану Андреевичу, торговцу фруктами, а в 1912 - 1913 г.г. (данные рознятся) его приобрело, как и дом №9, Товарищество "Иван Денисович Баев старший с братьями". В 1914 году, тем же архитектором И.С.Кузнецовым (см. выше), разрабатывается проект периметральной застройки объединенной территории: на месте углового участка - пятиэтажный дом. Однако из-за начавшейся войны 1914 г. планам этим, к счастью, так и не удалось осуществиться.
В начале ХХ века в угловом корпусе (строение 1) размещались ремесленные мастерские, квартиры, трактир, позднее - фабрика пищевых химических продуктов Эпика Плюма, после 1917 года - учреждения и квартиры.
Так дом выглядит сейчас.
Советник главы Москомнаследия Н. Переслегин http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=35191&fl=1&sl=1 пообещал в самое ближайщее время провести консервацию здания, как будет на самом деле, посмотрим.
Дом №87 - контора и склад книжного издательства И. Д. Сытина. Стоит он рядом с "Большой сибирской гостиницей" Н.Д. Стахеева. Вот так сей час выглядит эта сторона переулка.
Вот вид здания с угла ул.Маросейка и Б.Златоустинского переулка.
Архитектор А. Э. Эрихсон - 1913-1915 г постройки.
Дом поставлен, к сожалению, на месте снесенного дворца князя Шаховского. Вот так выглядело это место со стороны улицы, но об этом в другой раз, когда буду писать о Маросейке.
Со стороны двора хорошо видно, как маленький дом с вывеской "А.Вежо" встроен в современное здание, что лишний раз доказыает - раньше дома не сносились, а встраивались.
Использованы материалы: http://www.nkj.ru/archive/articles/6008/; http://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6454; http://testan.narod.ru/knigi_moskow/pereulok/mosper10_2.html; http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=35191&fl=1&sl=1; http://oldmos.ru/; http://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=6492; http://moskva.kotoroy.net/histories/68.html; http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/07/01/istoriya_domovladeniya_matveya_fedorovicha_kazakova
Окончание. Часть 6.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]