Топ-3 фильмов Юлия Райзмана
---
Пожалуй, ЕДИНСТВЕННЫЙ фильм замечательного советского режиссёра Юлия Райзмана, который смотрели абсолютно все, - "А если это любовь?"
Диспозиция там следующая: десятиклассники Борис и Ксения испытывают друг к другу робкие чувства; дело у них не заходит дальше чтения друг другу Блока и Тютчева, но окружающим мерещится, что у романтической школьной пары уже БЫЛО, причём, не один раз. Влюблённых подвергают тяжелейшему БУЛЛИНГУ, но... настоящую любовь сломать и растоптать не так-то легко.
Помимо того, что кино само по себе гениальное, оно примечательно еще и тем, что здесь свои первые роли в кино сыграли Андрей Миронов
и Евгений Жариков.
Но что я вам рассказываю, все мы этот фильм и так любим и знаем наизусть.
Лучше напомню о трёх других (на мой вкус, ещё более интересных) работах Райзмана - которые вы с 99% вероятностью НЕ видели.
* * *
«Твой современник» (1967)
В 1957 году Райзман снял х/ф «Коммунист» про непоколебимого героя нашего времени Василия Губанова, который с излишним энтузиазмом строил социализм и потому погиб. «Твой современник», снятый спустя 10 лет, рассказывает о губановском сыне – которого в «Коммунисте», кстати, показывали пару минут, в виде новорождённого кулька с глазами.
В фильме «Твой современник» этому кульку, названному в честь отца Василием, уже за пятьдесят, он крупный инженер, спроектировавший завод по производству из угля крайне важного в народном хозяйстве синтетического вещества – пенополипроститурола. Когда страшные миллионы на этот проект правительством уже выделены, местные якуты выселены с территории строительства в Казахстан в одних трусах, тайга вырублена, проживавшие там звери расстреляны и сожжены, Василий Губанов, основываясь на последних достижениях науки, внезапно понимает, что пенополипроститурол стратегически выгоднее делать не из угля, а из нефти, а значит, начатое с таким размахом строительство необходимо остановить.
Но маховик-то уже запущен. Никому нет дела до того, что там выгоднее, а что нет. «Строим завод – и прекрасно, построим – премии получим, а после нас хоть потоп; не дёргайся, Вася, ты самый умный, что ли? Тем более, ты сам же этот завод и спроектировал».
То есть, как и сегодня, всем всё до лампочки, поэтому Губанов вынужден в одно лицо воевать с косной и агрессивной чиновничьей массой. Смотреть на это крайне интересно, так как проходных персонажей в фильме нет вообще – каждый приличный человек и каждый подлец тут сугубые индивиды.
* * *
«Визит вежливости» (1972)
Командир атомного ракетоносца «Михаил Александрович Бонч-Бруевич» Андрей Глебов после отбоя не ложится спать в ортопедический морской гамак, как остальные матросы и юнги, а пишет в толстую тетрадку пьесы из жизни людей. Получается у него, мягко говоря, не очень – до тех пор, пока ракетоносец не прибывает с дружественным визитом в порт древнего города Рим, что в солнечной Италии. Здесь Глебов знакомится с восхитительно холодной и утончённой переводчицей Лючией.
В связи с тем, что Глебов уже пять лет в плавании без женщин, знакомство даёт ему необходимый импульс для творчества, и он начинает удачно сублимировать свои чувства к Лючии в пьесу о последних днях Помпеи, где, естественно, представляет себя в роли бесстрашного главного героя с непропорционально длинным мечом.
С этого момента события развиваются параллельно в двух, так сказать, временных пластах: пять минут душевных метаний капитана Глебова в портовых городах – пять минут приключений капитаниуса Глебусиуса в древних Помпеях.
В фильме дикое количество философских диалогов о свободе и нравственности, опасные рассуждения о внешней политике СССР, пара острых для того времени эротических сцен и прочие довольно нетрадиционные киноновации.
* * *
«Странная женщина» (1977)
Ирина Купченко не может играть ни артисток цирка, ни буйных цыганок, ни румяных весёлых поварих – внешность и манеры у неё принципиально другие, более строгие и самоуглублённые. Вот и в этом фильме её героиня 18 лет прожила в законном браке, не подозревая, что где-то существуют какие-то там эмоции и что любовь – это нечто более интересное и вдохновляющее, чем по очереди выносить мусор и строгать свёклу для винегрета.
Но приходит день, приходит час, и вокруг Купченко начинает увиваться стареющий бонвиван в исполнении Василия Ланового. Это одна из немногочисленных отрицательных ролей Ланового в кино; он, обладая безукоризненной внешностью, обычно играл образцово-показательных членов социума – военных, партработников и рабочих высшего разряда, но здесь ему дали отдохнуть от амплуа советского сверхчеловека и позволили сыграть довольно лицемерного типа.
Польстившись на Ланового, Купченко бросает скучного мужа. Но судьба даже на закате жизни не настроена одаривать её лёгким и доступным счастьем, поэтому в итоге героиня теряет всё и вынуждена начинать жизнь заново в маленьком провинциальном городке. Здесь она находит своего мужчину №3 – неопытного и порывистого идеалиста, который готов ей конечности мыть и воду пить, но сразу видать, инфантил и к бытовым трудностям не готов.
Кого выберет Купченко – унылого мужа, двуличного Ланового или мальчика-зайчика? Выбор, прямо скажем, не сахар и, в принципе, в этом и состоит реализм фильма: в жизни-то женщинам тоже обычно приходится выбирать не между марлонами брандо и альбертами эйнштейнами, а между такими слизняками и мерзавцами, что глаза бы не смотрели.
* * *
Драматическая глубина и живость сценария этих фильмов так высоки, что все три киноленты смотрятся на ура даже в наше время, когда уже хрен чем кинолюбителя удивишь.
Соответственно, РЕКОМЕНДУЮ.
Диспозиция там следующая: десятиклассники Борис и Ксения испытывают друг к другу робкие чувства; дело у них не заходит дальше чтения друг другу Блока и Тютчева, но окружающим мерещится, что у романтической школьной пары уже БЫЛО, причём, не один раз. Влюблённых подвергают тяжелейшему БУЛЛИНГУ, но... настоящую любовь сломать и растоптать не так-то легко.
Помимо того, что кино само по себе гениальное, оно примечательно еще и тем, что здесь свои первые роли в кино сыграли Андрей Миронов
и Евгений Жариков.
Но что я вам рассказываю, все мы этот фильм и так любим и знаем наизусть.
Лучше напомню о трёх других (на мой вкус, ещё более интересных) работах Райзмана - которые вы с 99% вероятностью НЕ видели.
* * *
«Твой современник» (1967)
В 1957 году Райзман снял х/ф «Коммунист» про непоколебимого героя нашего времени Василия Губанова, который с излишним энтузиазмом строил социализм и потому погиб. «Твой современник», снятый спустя 10 лет, рассказывает о губановском сыне – которого в «Коммунисте», кстати, показывали пару минут, в виде новорождённого кулька с глазами.
В фильме «Твой современник» этому кульку, названному в честь отца Василием, уже за пятьдесят, он крупный инженер, спроектировавший завод по производству из угля крайне важного в народном хозяйстве синтетического вещества – пенополипроститурола. Когда страшные миллионы на этот проект правительством уже выделены, местные якуты выселены с территории строительства в Казахстан в одних трусах, тайга вырублена, проживавшие там звери расстреляны и сожжены, Василий Губанов, основываясь на последних достижениях науки, внезапно понимает, что пенополипроститурол стратегически выгоднее делать не из угля, а из нефти, а значит, начатое с таким размахом строительство необходимо остановить.
Но маховик-то уже запущен. Никому нет дела до того, что там выгоднее, а что нет. «Строим завод – и прекрасно, построим – премии получим, а после нас хоть потоп; не дёргайся, Вася, ты самый умный, что ли? Тем более, ты сам же этот завод и спроектировал».
То есть, как и сегодня, всем всё до лампочки, поэтому Губанов вынужден в одно лицо воевать с косной и агрессивной чиновничьей массой. Смотреть на это крайне интересно, так как проходных персонажей в фильме нет вообще – каждый приличный человек и каждый подлец тут сугубые индивиды.
* * *
«Визит вежливости» (1972)
Командир атомного ракетоносца «Михаил Александрович Бонч-Бруевич» Андрей Глебов после отбоя не ложится спать в ортопедический морской гамак, как остальные матросы и юнги, а пишет в толстую тетрадку пьесы из жизни людей. Получается у него, мягко говоря, не очень – до тех пор, пока ракетоносец не прибывает с дружественным визитом в порт древнего города Рим, что в солнечной Италии. Здесь Глебов знакомится с восхитительно холодной и утончённой переводчицей Лючией.
В связи с тем, что Глебов уже пять лет в плавании без женщин, знакомство даёт ему необходимый импульс для творчества, и он начинает удачно сублимировать свои чувства к Лючии в пьесу о последних днях Помпеи, где, естественно, представляет себя в роли бесстрашного главного героя с непропорционально длинным мечом.
С этого момента события развиваются параллельно в двух, так сказать, временных пластах: пять минут душевных метаний капитана Глебова в портовых городах – пять минут приключений капитаниуса Глебусиуса в древних Помпеях.
В фильме дикое количество философских диалогов о свободе и нравственности, опасные рассуждения о внешней политике СССР, пара острых для того времени эротических сцен и прочие довольно нетрадиционные киноновации.
* * *
«Странная женщина» (1977)
Ирина Купченко не может играть ни артисток цирка, ни буйных цыганок, ни румяных весёлых поварих – внешность и манеры у неё принципиально другие, более строгие и самоуглублённые. Вот и в этом фильме её героиня 18 лет прожила в законном браке, не подозревая, что где-то существуют какие-то там эмоции и что любовь – это нечто более интересное и вдохновляющее, чем по очереди выносить мусор и строгать свёклу для винегрета.
Но приходит день, приходит час, и вокруг Купченко начинает увиваться стареющий бонвиван в исполнении Василия Ланового. Это одна из немногочисленных отрицательных ролей Ланового в кино; он, обладая безукоризненной внешностью, обычно играл образцово-показательных членов социума – военных, партработников и рабочих высшего разряда, но здесь ему дали отдохнуть от амплуа советского сверхчеловека и позволили сыграть довольно лицемерного типа.
Польстившись на Ланового, Купченко бросает скучного мужа. Но судьба даже на закате жизни не настроена одаривать её лёгким и доступным счастьем, поэтому в итоге героиня теряет всё и вынуждена начинать жизнь заново в маленьком провинциальном городке. Здесь она находит своего мужчину №3 – неопытного и порывистого идеалиста, который готов ей конечности мыть и воду пить, но сразу видать, инфантил и к бытовым трудностям не готов.
Кого выберет Купченко – унылого мужа, двуличного Ланового или мальчика-зайчика? Выбор, прямо скажем, не сахар и, в принципе, в этом и состоит реализм фильма: в жизни-то женщинам тоже обычно приходится выбирать не между марлонами брандо и альбертами эйнштейнами, а между такими слизняками и мерзавцами, что глаза бы не смотрели.
* * *
Драматическая глубина и живость сценария этих фильмов так высоки, что все три киноленты смотрятся на ура даже в наше время, когда уже хрен чем кинолюбителя удивишь.
Соответственно, РЕКОМЕНДУЮ.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]