Как устроена методика обучения Монтессори
10.04.2016 547 0 0 aslan

Как устроена методика обучения Монтессори

---
0
В закладки
Эту итальянскую фамилию я услышал несколько лет назад, когда читал книгу о самых выдающихся людях XX века. Наверное о ней я узнал бы раньше, если после окончания фиологического факультета пошел преподавать в школу, но кривая линия судьбы увела меня на другую дорожку, а другим людям дала возможность изучить методику обучения Монтессори, чтобы обучать детей совсем не так, как учили нас.



Мне, как отцу двух детей было интересно узнать, что это за методика, чем отличается от обычной и я посетил детский развивающий центр Монтессори "Семицветик", чтобы найти ответы на эти вопросы.

Когда я начал разбираться кто такая Мария Монтессори, и что такого выдающегося в ее методике, то узнал про нее много интересного. Оказывается она была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию, а ЮНЕСКО признало ее методику обучения детей одной из самых выдающихся. На родине за заслуги ее портрет поместили на купюру в 1000 итальянских лир, которая вышла из обращения с введением евро.



В основу своей системы она положила предпосылку о том, что любая жизнь есть проявление свободной активности, и развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Что именно природа «командует маленьким человечком, шаг за шагом подчиняющимся ее законам».

В возрасте от 1 до 3-х лет (тоддлеры) особую роль имеет развитие самостоятельности, к которой ребенок активно стремится. Задача взрослого – помочь в этом. Поэтому в тоддлер-группе, куда ходят дети от 1 до 3-х лет, воспитатели в первую очередь помогают ребенку сформировать навыки самообслуживания. Учат их самим переодеваться, одевать обувь, что помогает развить их мелкую моторику, научить самостоятельности.



В классе тоддлеров, как и в других классах каждый день ассистент воспитателя, который является профессиональным музыкантом, ежедневно играет и поет. Это возраст впитывания, поэтому с них никто не требует повторять или что-то делать, просто это делают взрослые, а дети сами начинают повторять.



В классе 1-3 воспитатели помогают ребенку в самом начале его пути, когда формируется его характер и личность. Здесь все основывается на том, что в этом возрасте ребенок максимально хочет быть похожим на тех взрослых, что рядом с ним.



Поэтому в этой группе очень много завязано на делах, которые обычно делает и мама, и бабушка, и папа дома, но многие дома не могут себе позволить (или не могут понять как сделать это лучше) сделать пространство безопасным и открытым для ребенка, чтобы он мог готовить пищу, одевать и раздеваться самостоятельно, убирать за собой, ухаживать за животным, убирать в комнате (не только игрушки, но и мыть стекла, полировать дерево и стекло), стирать и гладить и массу еще таких понятных и естественных дел для нас, взрослых, но которые мы так боимся доверить этим маленьким деткам



В этой группе есть акцент на развитие социальных навыков - они готовят не только себе, но и всем к столу, накрывают на стол и вместе кушают, это целая процедура, сродни чайной церемонии для взрослых.







В классах где учатся детки 3-6 лет, похожие учебные материалы, что и в тоддлерах, потому что именно они развивают волю, самостоятельность и ответственность, которая развивается в ребенке встречаясь с трудностями.



Так они могут приготовить себе и своим друзьям пищу, могут заниматься творчеством, могут ухаживать за цветами, подметать, мыть столы и полки, стирать, гладить, строгать и пилить и массу еще всего. Тем самым они готовят свою руку к письму (к изучению языка), мозг к математике (нужно же понять, сколько перелить воды, чтобы она не перелилась за край, какое расстояние нужно для каких-то других материалов и т.д), все это косвенно готовит ребенка к новым, более интеллектуальным для него вещам.



В это время дети также занимаются с сенсорными материалами, которые позволяют развить все органы их чувств. Это как и музыкальные материалы, так и песни, которые они учатся исполнять по нотам на металлофоне.

Параллельно в мини группах взрослые проводят звуковые игры (для развития фонематического слуха), практически ежедневно, общаются, читают книги, обсуждают и размышляют. Без этого не будет интереса в изучении языка.



В какой-то момент (около 4 лет) у ребенка появляется устойчивый интерес к буквам, к письму, тогда педагог показывает ему материалы, которые уже напрямую связаны с письмо и чтением. Дети сначала пишут буквы (обводят шершавые буквы), пишут их мелом, на песке, потом на бумаге, выписывают слова, а потом и фразы на специальном алфавите (вот для этого и нужен фонематический слух, иначе просто не сможешь услышать, из каких звуков состоит слово) и буквально через 1-2 месяца дети начинают сами читать не замечая этого!



После этого идет изучение рода, чисел, частей речи, все это на уровне, понятном ребенку этого возраста, через интерес (например, прилагательное показывается через такую игру в ферму, где стоят разные животные), для них это в удовольствие.

Примерно в этом же возрасте начинается период, когда математический разум ребенка тоже начинает требовать большего. Педагог сначала показывает количество. Не цифры, а именно количество, ведь не поняв его, цифры ничего не означают. И изучают они количество на сенсорном уровне, тогда мозг ребенка запоминает, запечатлевает эти образы, они начинают понимать математику без особых проблем. Затем ребенку показывают не просто десяток, а сразу десятичную систему, от единиц до тысяч, и он начинает довольно рано формировать сложные числа, а потом и складывать, вычитать, умножать и делить



Здесь ребенок сам выбирает материал из всего разнообразия среды, он может сам решать когда его взять и как долго с ним заниматься.



Роль взрослого должна быть минимальной. Помоги мне сделать самому! - главный девиз методики. Тем самым ребенок учится прислушиваться к своему ритму развития, той самой природе, которая движет любым ребенком на пути его жизненного становления. Он проявляет инициативность, несет ответственность за свой выбор.

Среда, в которой находятся ученики такой школы представляет собой специально подобранный дидактический материал с четкой логикой построения. В этом материале присутствуют все необходимые компоненты для разностороннего развития ребенка в зависимости от его возраста и сенситивных периодов.

Один из таких учебных материалов - вот такие кубики и цепочки с определенным количеством шариков. Это квадраты чисел, фактически сенсорная таблица умножения для детей старше 5.5 лет.



Таким образом ребенок приходя в среду может выбрать действительно то, что ему нужно в данный момент, реализовывая свою программу всестороннего развития.

В классах есть специальные предметы развивающие моторику, как например этот, с пуговицами, застежками, молнией, шнурками, липучкой, чтобы ребенок сам мог понять принцип их действия и научиться самому застегивать одежду, обувь.



Еще один важный момент – все материалы представлены в единственном варианте, второго такого материала в классе нет. И если ребенок хочет взять материал, которым уже занимается кто-то другой, ему придется подождать. Таким образом ребенок учится терпению столь необходимому в нашей жизни.



Кстати, именно Монтессори придумала детскую мебель, которая используется везде, в том числе и на детских площадках, а ведь их до нее не было, и никто и не задумывался о том, что они нужны детям.



В каждом материале заложен контроль ошибок, то есть ребенок самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого может проверить правильность выполнения и при необходимости исправить ошибку.



Это позволяет развивать не только инициативность, но и позитивную самооценку, реально оценивать свои силы, заниматься тем, чем хочется «не по указке», а потому что действительно есть желание.

В Монтессори среде наряду со свободами есть:
1.Выбор деятельности
2.Выбор способа работы
3.Выбор продолжительности работы
4.Выбор партнера
5.Выбор в общении
6.Выбор места работы

Однако в учебных классах уществуют и свои правила - не мешать другим (соблюдать тишину, не бегать и не кричать, для этого есть специальное место и время). Работать можно за столиками или на специальных ковриках



Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Нельзя без разрешения влезать в деятельность другого ребенка. Поработал, убери на то место, где стоял материал и в том виде, в котором брал. Материал должен использоваться по назначению.

В такой среде ребенок учится:
1. порядку как в пространстве, так и в собственным мыслях,
2. доводить начатое до конца
3. делать выбор и обустраивать свое рабочее пространств
4. прислушиваться к желаниям других людей

Все это помогает как развитию самодисциплины, там и понимаю и принятию общественных норм и правил

Роль педагога внешне кажется малозначительной и малозаметной. Он стоит, смотрит, что-то фиксирует, не проявляя никаких активных действий, к которым мы привыкли в традиционном обучении. Но это только на первый взгляд. Насколько наблюдателен и психологически компетентен педагог зависит адекватная помощь ребенку. Он должен хорошо знать презентации материала и должен вовремя показать ребенку эту презентацию, чтобы в дальнейшем он смог работать самостоятельно.



В работу ребенка педагог имеет право вмешиваться только если нарушаются основные правила (угрожает жизни и здоровью самому ребенку или другому ребенку). Правильные и своевременные презентации помогают ребенку быстро и эффективно освоить материал. А значит развить память, логику, умение работать по образцу, научиться максимально концентрировать свое внимание на интересующем материале. В каждой группе Монтессори должны быть дети разного возраста, потому что и в жизни мы не встречаемся с людьми только одного возраста.



Этот принцип как нельзя лучше развивает социальные навыки у детей. Младшие учатся у старших, старшие помогают младшим . Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу, формируется чувство взаимопомощи, ответственности.



Если в классе много детей, различия их характеров выявляются лучше, опыт более разнообразен. Если же детей мало, то картина будет совершенно иной. Именно опыт общения совершенствует ребенка.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому нет смысла сравнивать его с другим ребенком. Мы можем только проводить периодическую диагностику достижений ребенка относительно его самого. Это позволяет ребенку развивать позитивную самооценку и уверенность в себе.



Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Она даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.



Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Дети должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. В детских садах по методу Монтессори даже используется хрупкий фарфор: дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность.



Планировка Монтессори-класса должна отвечать определённым критериям. Основная цель – обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. Помещение должно быть просторным, студийной планировки. Помещение должно быть наполнено светом и воздухом, необходимо обеспечить достаточное освещение, приветствуется панорамное остекление для поступления дневного света. Цвета интерьера должны быть спокойными, нейтральными, не отвлекающими внимание детей или возбуждающими их.





В Монтессори-классе обязательно должен быть доступ к воде. Раковины должны быть в зоне доступа ребёнка, унитазы – на доступной для ребёнка высоте либо оснащены подставками. В классе Монтессори на доступной для ребёнка высоте всегда присутствуют комнатные растения, чтобы дети могли ухаживать за ними.





Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Как было сказано выше, каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своём окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.







Мы рассказали о первом уровне развития детей, который по мнению Марии Монтессори, длится от рождения до шести лет. Во время этого периода ребенка рассматривают как исследователя, который выполняет работу по развитию своей личности и приобретению независимости.

Второй уровень развития длится с 6 до 12 лет. В течение этого периода Монтессори отметила физические и психологические изменения у детей и совместно со своим сыном Марио разработала специальную среду в классе, уроки, и материалы, которые соответствовали бы этим новым изменениям.

В классе 6-12 дети уже совсем самостоятельны и умеют планировать свою деятельность, но появляется уже больше слов "надо", больше ответственности, и это личная ответственность каждого ребенка.



Дневник здесь используется для планирования своей деятельности в центре, а не для оценок. В конце недели учитель с каждым ребенком проверяет вместе это дневник и обсуждает прошедшую неделю, и смог ли он сделать запланированное. Если ребенок слишком часто сбивается со своего плана, то его свободы будет меньше, пока он не научится ею пользоваться, и тогда за ним будут пристальней смотреть и чаще просить показать какие-то результаты деятельности.



Если все хорошо с ребенком и семьей (нет особенностей психологического, неврологического или иного характера), то дети обучающиеся по методике Монтессори сильно опережают детей, приходящих в 1 класс обычной школы. Но главное отличие от обычной школы - они хотят учиться, и это желание не исчезает у них и в центре.



Этот мальчик долго и упорно читал толстенную книгу, которую я в его возрасте побоялся бы брать. А ему всего 7 лет)





Уголок урока труда, который в нынешней школе именую технологией.



Для уроков музыки есть пианино. Любовь к музыке прививают в центре с ранних лет и до более старшего возраста.





Кстати, среди выпускников школ Монтессори числятся известные люди, такие как Сергей Брин и Ларри Пейдж (основатели Google), Джефф Безос (основатель Амазон), Джимми Уэйлс (основатель Википедии), британские принцы Уильям и Гарри и даже Габриель Гарсиа Маркес - автор романа "Сто лет одиночества", лауреат Нобелевской премии по литературе.



Здесь полно различных книг, энциклопедий.





Не считая другого прикладного материала.



Никто не стоит над душой с указкой, дети тут больше чувствуют свою самостоятельность и ответственость.





Дети даже сами проводят опыты, которые им заданы по школьной программе, без участия учителя.



Учителю остается только проверить насколько правильно решены упражнения. Преподаватели этой школы Монтессори, кстати, обучались на спецкурсах, которые проводят только за границей сертифицированные специалисты, так как России пока нет таких курсов обучения этой методике.



В общем, школа произвела на меня положительное впечатление и пока я готовил этот материал я много думал о методике Монтессори, насколько правильно обучают в школе наших детей, и что нам, как родителям нужно делать, чтобы дети выросли не только развитыми, умными, но и со счастливыми воспоминаниями о своей школе.



Подробнее об учебном центре Монтессори "Семицветик" можно узнать здесь - http://montessoridolgop.ru/

А вы слышали об этой методике, что расскажете о школе ваших детей, вас все в ней устраивает?

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Александру Куксе (alxmcr@gmail.com) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Бигпикча и Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.pngуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]