"Братья Карамазовы" 1968 (СССР), 1958 (США), 2008 (Россия)
---
Сколько раз мы с вами говорили о парадигмах мировосприятия, которые главенствовали на разных этапах развития человеческой цивилизации (архаика - религия - модерн - постмодерн), и только сейчас до меня дошло, в каком произведении эти парадигмы описаны максимально ХУДОЖЕСТВЕННО и ярко.
Не кто-нибудь, а самолично Фёдор Михайлович Достоевский объяснил нам всю глубинную социологию в доступной и невероятно доходчивой форме! Дело в том, что каждый из четырёх братьев Карамазовых, если присмотреться, является носителем одной из парадигм.
* * *
"Братья Карамазовы" 1968 (СССР)
Дмитрий - безусловно, воплощение АРХАИЧНОЙ картины мира. По сути, это ДИКАРЬ. Местами в нём проявляются черты и религиозности, и модерна, и даже постмодерна, но это всего лишь ФЛУКТУАЦИИ на поверхности бурлящего, безумного архаического океана. Дмитрия легко представить бегущим за мамонтом с копьём в руке - в этой ситуации он был бы максимально органичен.
Алёша - как нетрудно заметить, носитель РЕЛИГИОЗНОГО сознания. Тут как бы и объяснять нечего.
Иван - чистой воды МОДЕРНИСТ. "Паровозы и космические ракеты сделают нас счастливыми, наука рулит, прогресс - наше всё".
Смердяков - ПОСТМОДЕРНИСТ. Хипстер. Не верит ни в мамонтов, ни в Бога, ни в прогресс. Не знает чего хочет. Уже и деньги ни в радость, и убийство не волнует кровь. Чисто постмодернистское тотальное разочарование в жизни.
Кого, исходя из этого, символизирует их отец?
Ну уж конечно не Бога, а, скорее, ПРИРОДУ. То есть ещё ДОархаический этап. Тёмное бессознательное, ещё более хаотическое, чем архаичный Дмитрий.
Смотрите, что происходит в итоге.
Отца убивает Смердяков, то есть постмодернист.
Страдает от случившегося больше всего Иван, человек модерна.
А наказание за убийство несёт архаик Дмитрий.
Есть над чем подумать.
* * *
Ну и по традиции - те же герои из двух других (надо сказать, одинаково слабых) экранизаций - американской 1958-го и российской 2008 года.
"Братья Карамазовы" 2008 (Россия)
Дмитрий (архаика)
Алёша (религия)
Иван (модерн)
Смердяков (постмодерн)
Отец (изначальный бессознательный хаос)
* * *
"Братья Карамазовы" 1958 (США)
Дмитрий (архаика)
Алёша (религия)
Иван (модерн)
Смердяков (постмодерн)
Отец (изначальный бессознательный хаос)
Вы эти две версии не смотрите; смотрите ту, что в начале поста, советскую, с Ульяновым, Мягковым и Лавровым; она на три порядка круче, горячо её вам советую.
* * *
Ещё чутка классики: "Идиот", "Преступление и наказание", "Анна Каренина", "Фауст".
Не кто-нибудь, а самолично Фёдор Михайлович Достоевский объяснил нам всю глубинную социологию в доступной и невероятно доходчивой форме! Дело в том, что каждый из четырёх братьев Карамазовых, если присмотреться, является носителем одной из парадигм.
* * *
"Братья Карамазовы" 1968 (СССР)
Дмитрий - безусловно, воплощение АРХАИЧНОЙ картины мира. По сути, это ДИКАРЬ. Местами в нём проявляются черты и религиозности, и модерна, и даже постмодерна, но это всего лишь ФЛУКТУАЦИИ на поверхности бурлящего, безумного архаического океана. Дмитрия легко представить бегущим за мамонтом с копьём в руке - в этой ситуации он был бы максимально органичен.
Алёша - как нетрудно заметить, носитель РЕЛИГИОЗНОГО сознания. Тут как бы и объяснять нечего.
Иван - чистой воды МОДЕРНИСТ. "Паровозы и космические ракеты сделают нас счастливыми, наука рулит, прогресс - наше всё".
Смердяков - ПОСТМОДЕРНИСТ. Хипстер. Не верит ни в мамонтов, ни в Бога, ни в прогресс. Не знает чего хочет. Уже и деньги ни в радость, и убийство не волнует кровь. Чисто постмодернистское тотальное разочарование в жизни.
Кого, исходя из этого, символизирует их отец?
Ну уж конечно не Бога, а, скорее, ПРИРОДУ. То есть ещё ДОархаический этап. Тёмное бессознательное, ещё более хаотическое, чем архаичный Дмитрий.
Смотрите, что происходит в итоге.
Отца убивает Смердяков, то есть постмодернист.
Страдает от случившегося больше всего Иван, человек модерна.
А наказание за убийство несёт архаик Дмитрий.
Есть над чем подумать.
* * *
Ну и по традиции - те же герои из двух других (надо сказать, одинаково слабых) экранизаций - американской 1958-го и российской 2008 года.
"Братья Карамазовы" 2008 (Россия)
Дмитрий (архаика)
Алёша (религия)
Иван (модерн)
Смердяков (постмодерн)
Отец (изначальный бессознательный хаос)
* * *
"Братья Карамазовы" 1958 (США)
Дмитрий (архаика)
Алёша (религия)
Иван (модерн)
Смердяков (постмодерн)
Отец (изначальный бессознательный хаос)
Вы эти две версии не смотрите; смотрите ту, что в начале поста, советскую, с Ульяновым, Мягковым и Лавровым; она на три порядка круче, горячо её вам советую.
* * *
Ещё чутка классики: "Идиот", "Преступление и наказание", "Анна Каренина", "Фауст".
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]