Наши братушки - 4.
---
Задокументировано пять случаев боевого контакта болгарских самолетов с советскими подводными лодками летом-осенью 1941 г. 16 августа в 13.45 патрульный S-328, сопровождавший болгарское судно Царь Фердинанд и румынское Каварна, обнаружил между устьем реки Камчия и мысом Эмине субмарину. Экипаж обстрелял ее из пулемета, а вызванный дежурный самолет сбросил четыре бомбы.
Затем в этот район прибыли еще три S-328, сбросившие восемь бомб. Однако никаких признаков повреждения лодки на поверхности моря обнаружено не было. Предполагается, что атаке подверглась Щ-211 капитан-лейтенанта Девятко, высадившая у устья Камчии нелегальную группу во главе с Цвятко Радой-Новым.
Вероятно, эта же лодка затем 30 августа пыталась атаковать у мыса Эмине охраняемый с воздуха конвой. Действия самолетов были идентичны первому случаю - таким же получился и результат.
21 сентября воздушный патруль в районе Шабла - Варна обнаружил подлодку, которая пыталась атаковать конвой из двух румынских транспортов и пяти болгарских кораблей охранения. В указанный район были вызваны дежурный S-328, а также один немецкий и один румынский самолеты. Однако, когда они прибыли к конвою, подлодка уже успела скрыться.
29 сентября экипаж S-328 сопровождал на переходе Варна-Бургас конвой из трех итальянских танкеров. Болгарские летчики не заметили подводную лодку, которая смогла торпедировать танкер Суперга. Торпеды попали в корму судна, и оно быстро затонуло.
Согласно советским источникам, это была все та же Щ-211. (16.11.1941 г. она подорвалась на мине у м. Шаблер и погибла со всем своим экипажем. Всего в 1941 г. Черноморский флот потерял 8 подлодок, из них три в болгарских водах. 12 ноября у мыса Эмине на мине подорвалась С-34, а 6 декабря в районе Варны болгарские сторожевые корабли потопили Щ-204.
15 октября по маршруту Варна-Шабла шло одно транспортное судно, сопровождаемое четырьмя болгарскими боевыми кораблями и одним патрульным S-328. В 10.55 с самолета обнаружили подлодку, шедшую к кораблям на перископной глубине.
В этот раз S-328 нес шесть 20-кг бомб, две из которых были сброшены в ходе первой атаки. Болгарские летчики зафиксировали попадание в корпус лодки, после чего та быстро ушла на глубину. Экипаж сбросил и оставшиеся бомбы, но дальнейшая судьба лодки осталась неизвестной.
Самолеты и личный состав 161 орляка были захвачены десантом нашей морской пехоты 8 сентября 1944 года. Никаких репрессий против болгарских пилотов не было, их последний командир Димитр Цанев жив до сих пор.
Воевать против Германии им не пришлось - на следующий день война на Черном море закончилась, но немцы успели затопить свои боевые корабли, базировавшиеся в болгарских портах Варна и Бургас. Гидросамолет Арадо Ar 196, охотившийся за советскими субмаринами, теперь самый известный экспонат музея ВВС в Пловдиве.
http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/bulgavia/bulgavia.html
Многочисленным белоэмигрантам, проживающим в Болгарии, было предложено поступить на службу в Русский охранный корпус, созданный немцами для борьбы с партизанами в Югославии. Тех, кто отказывался, арестовывали и отправляли в лагеря.
Представители царского правительства Болгарии посещали оккупированные Бессарабию и Приазовье и агитировали компактно проживающих там советских граждан болгарской национальности за переселение на родину предков.
Однако, несмотря на угрозы, таких нашлось всего 1500 человек. После войны эти люди были возвращены в СССР, но не на прежнее место жительства, а в Среднюю Азию.
Ради дружбы с Германией царское правительство Болгарии умудрилось даже "изменить" историческое происхождение своего народа: было объявлено, что болгары вовсе не славяне, а потомки арийского народа, который пришел на свою нынешнюю землю с ханом Аспарухом и позаимствовал у проживающих здесь славян только язык, но не допустил кровосмешение с ними.
Самую большую помощь Болгария оказала германскому рейху через свое участие в оккупации Греции и Югославии. Это позволило немцам перебросить свои дивизии оттуда на Восточный фронт. Болгарские пять дивизий, численностью постепенно достигшие 33 тысяч 635 человек, с января 1942 года практически оккупировали всю Сербию, кроме Белграда и его окрестностей, где немцы сформировали марионеточное правительство генерала Милана Недича.
В ходе боев болгарские войска убили 4782 партизана армии Иосипа Броз Тито и четников, потеряв убитыми 697 человек. Кроме того было убито большое количество мирного населения, помогавшего партизанам. Только при проведении карательной операции в районе Пуста-Река за помощь партизанам были расстреляны 1439 человек.
Как Хатынь для нас, Лидице для чехов и Орадур для французов стали символами военных преступлений нацистов против мирных граждан, так и для сербов таким символом стало село Бойник.
Там 17 февраля 1942 года болгарскими солдатами были убиты 476 жителей, в том числе 35 беременных женщин и 139 детей, из которых 27 было моложе трех лет, а 12 малышей не дожили и до одного года.
Другая часть Югославии - Македония - была до конца войны передана Гитлером под болгарское управление. Там была размещена 5-я болгарская армия в составе четырех дивизий.
Командир этой армии генерал-лейтенант Васил Бойдeв 6 октября 1941 года издал приказ: "Партизан нужно уничтожать беспощадно, используя все средства, имеющиеся в распоряжении: минометы, артиллерию. Всякий дом, из которого стреляли, должен быть разрушен военными средствами или сожжен при помощи бензина или газа.
Партизан убивать на месте, пленных не брать. Села, в которых укрываются партизаны, сжигать, предоставляя два часа женщинам, детям и старикам, чтобы покинуть село. Всех, у кого найдено оружие, убивать на месте".
Генерал Бойдев позже сумел избежать выдачи Югославии и смертной казни в социалистической Болгарии, он умер на свободе в 1984 году, а его сын Стефан, активно участвовавший в борьбе с партизанами, после войны командовал болгарской ротой в составе армии США.
Вопреки официальной пропаганде, миллионы болгар с симпатией относились к СССР. Это видно, например, из того, что когда в ноябре 1940 года советское правительство предложило заключить Пакт о дружбе и взаимной помощи, предусматривающий размещение советских войск в Болгарии, в поддержку этого была организован сбор подписей.
Свои подписи под документом тогда поставили полтора миллиона болгар при тогдашнем населении страны в 6,5 миллиона человек. И это несмотря на противодействие царских властей, которые отвергли советское предложение.
Интересно, что следующая кампания по сбору подписей под документом, имеющим отношение к СССР, была еще более массовой. В марте 1953 года под соболезнованием советскому народу в связи со смертью Иосифа Сталина подписалось более 5,5 миллиона болгар - практически все население Болгарии, исключая детей и неграмотных.
Болгария была единственным союзником Германии, где действовали партизаны. Правда, несмотря на то, что из СССР на подводных лодках и самолетах в страну перебрасывались болгарские коммунисты-эмигранты, вооруженные трофейным немецким оружием, большого размаха партизанская борьба в Болгарии не получила.
В основном партизаны воевали с подразделениями болгарской полиции, жандармерии и армии, которые пытались их уничтожить. Документально подтвержденных партизанских акций, которые хотя бы косвенно помогали Советской Армии, всего три.
22 августа 1941 года на вокзале Варны были сожжены семь цистерн с горючим для Восточного фронта (хотя непонятно, зачем они оказались в Болгарии). Осенью 1942 года был сожжен склад с дубленками для немецкой армии на улице Лавеле в Софии. И 24 августа 1944 года были убиты 25 немецких солдат, находящихся в Кочериновском доме отдыха после лечения.
На родной земле в борьбе с партизанами-соотечественниками болгарская армия действовала так же жестоко, как и на оккупированных территориях. Так, 20 декабря 1943 года пулеметная рота под командованием подпоручика Косты Йорданова у села Ястребино за связь с партизанами расстреляла без суда и следствия 18 человек, в том числе и шесть детей в возрасте от семи до 13 лет. Известны еще восемь случаев расстрела детей в возрасте до 14 лет.
Благодаря помощи болгар, советской разведке удалось прочно внедриться в этой стране. На СССР работали два болгарских генерала, начальник военной контрразведки, глава службы наружного наблюдения.
Именно из Болгарии пришла самая надежная информация о нападение Германии на СССР. Точную дату нападения сообщил советскому агенту - генералу Никифорову военный министр Болгарии Теодосий Даскалов после своего разговора с немецким фельдмаршалом Кейтелем 17 июня 1941 года.
Кстати, в ночь начала войны дежурным в Бронетанковом управлении Красной армии, вскрывшим секретный мобилизационный пакет, была болгарка Полина Недялкова - легендарная женщина-танкист, успевшая до этого повоевать в Испании. Всего с началом Великой Отечественной войны 223 болгарских политэмигранта вступили в ряды Советской армии, 151 из них погиб.
Болгарские ветераны о своей службе в Сербии и Греции говорят мало и неохотно. Даже если ветеран служил в том самом подразделении, которое осуществляло массовые расстрелы, он говорит, что в это время был болен или оставался дежурить в части.
О войне с немцами говорят охотно. Рассказывают про то, что больше всего боялись попасть под огонь своих новых союзников - Советской армии. Дело в том, что болгарская армия носила немецкие каски и обмундирование, а знаки различия издалека были незаметны.
Поэтому при движении колонн болгарских войск в прифронтовой полосе перед ними был большой транспарант на русском: "Болгарская армия". Больше всех от «дружеского огня» страдали летчики, сидящие за штурвалами немецких "Мессершмиттов" и "Юнкерсов".
Уже в декабре 1944 года от участия болгарских ВВС в боях с немцами было решено отказаться. Болгарским поручикам и подпоручикам очень нравилось, что русские называли их "ваше благородие".
https://riafan.ru/749648-kak-bolgariya-zashchishchala-gitlera-unichtozhaya-grekov-yugoslavov-i-russkih
Затем в этот район прибыли еще три S-328, сбросившие восемь бомб. Однако никаких признаков повреждения лодки на поверхности моря обнаружено не было. Предполагается, что атаке подверглась Щ-211 капитан-лейтенанта Девятко, высадившая у устья Камчии нелегальную группу во главе с Цвятко Радой-Новым.
Вероятно, эта же лодка затем 30 августа пыталась атаковать у мыса Эмине охраняемый с воздуха конвой. Действия самолетов были идентичны первому случаю - таким же получился и результат.
21 сентября воздушный патруль в районе Шабла - Варна обнаружил подлодку, которая пыталась атаковать конвой из двух румынских транспортов и пяти болгарских кораблей охранения. В указанный район были вызваны дежурный S-328, а также один немецкий и один румынский самолеты. Однако, когда они прибыли к конвою, подлодка уже успела скрыться.
29 сентября экипаж S-328 сопровождал на переходе Варна-Бургас конвой из трех итальянских танкеров. Болгарские летчики не заметили подводную лодку, которая смогла торпедировать танкер Суперга. Торпеды попали в корму судна, и оно быстро затонуло.
Согласно советским источникам, это была все та же Щ-211. (16.11.1941 г. она подорвалась на мине у м. Шаблер и погибла со всем своим экипажем. Всего в 1941 г. Черноморский флот потерял 8 подлодок, из них три в болгарских водах. 12 ноября у мыса Эмине на мине подорвалась С-34, а 6 декабря в районе Варны болгарские сторожевые корабли потопили Щ-204.
15 октября по маршруту Варна-Шабла шло одно транспортное судно, сопровождаемое четырьмя болгарскими боевыми кораблями и одним патрульным S-328. В 10.55 с самолета обнаружили подлодку, шедшую к кораблям на перископной глубине.
В этот раз S-328 нес шесть 20-кг бомб, две из которых были сброшены в ходе первой атаки. Болгарские летчики зафиксировали попадание в корпус лодки, после чего та быстро ушла на глубину. Экипаж сбросил и оставшиеся бомбы, но дальнейшая судьба лодки осталась неизвестной.
Самолеты и личный состав 161 орляка были захвачены десантом нашей морской пехоты 8 сентября 1944 года. Никаких репрессий против болгарских пилотов не было, их последний командир Димитр Цанев жив до сих пор.
Воевать против Германии им не пришлось - на следующий день война на Черном море закончилась, но немцы успели затопить свои боевые корабли, базировавшиеся в болгарских портах Варна и Бургас. Гидросамолет Арадо Ar 196, охотившийся за советскими субмаринами, теперь самый известный экспонат музея ВВС в Пловдиве.
http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/bulgavia/bulgavia.html
Многочисленным белоэмигрантам, проживающим в Болгарии, было предложено поступить на службу в Русский охранный корпус, созданный немцами для борьбы с партизанами в Югославии. Тех, кто отказывался, арестовывали и отправляли в лагеря.
Представители царского правительства Болгарии посещали оккупированные Бессарабию и Приазовье и агитировали компактно проживающих там советских граждан болгарской национальности за переселение на родину предков.
Однако, несмотря на угрозы, таких нашлось всего 1500 человек. После войны эти люди были возвращены в СССР, но не на прежнее место жительства, а в Среднюю Азию.
Ради дружбы с Германией царское правительство Болгарии умудрилось даже "изменить" историческое происхождение своего народа: было объявлено, что болгары вовсе не славяне, а потомки арийского народа, который пришел на свою нынешнюю землю с ханом Аспарухом и позаимствовал у проживающих здесь славян только язык, но не допустил кровосмешение с ними.
Самую большую помощь Болгария оказала германскому рейху через свое участие в оккупации Греции и Югославии. Это позволило немцам перебросить свои дивизии оттуда на Восточный фронт. Болгарские пять дивизий, численностью постепенно достигшие 33 тысяч 635 человек, с января 1942 года практически оккупировали всю Сербию, кроме Белграда и его окрестностей, где немцы сформировали марионеточное правительство генерала Милана Недича.
В ходе боев болгарские войска убили 4782 партизана армии Иосипа Броз Тито и четников, потеряв убитыми 697 человек. Кроме того было убито большое количество мирного населения, помогавшего партизанам. Только при проведении карательной операции в районе Пуста-Река за помощь партизанам были расстреляны 1439 человек.
Как Хатынь для нас, Лидице для чехов и Орадур для французов стали символами военных преступлений нацистов против мирных граждан, так и для сербов таким символом стало село Бойник.
Там 17 февраля 1942 года болгарскими солдатами были убиты 476 жителей, в том числе 35 беременных женщин и 139 детей, из которых 27 было моложе трех лет, а 12 малышей не дожили и до одного года.
Другая часть Югославии - Македония - была до конца войны передана Гитлером под болгарское управление. Там была размещена 5-я болгарская армия в составе четырех дивизий.
Командир этой армии генерал-лейтенант Васил Бойдeв 6 октября 1941 года издал приказ: "Партизан нужно уничтожать беспощадно, используя все средства, имеющиеся в распоряжении: минометы, артиллерию. Всякий дом, из которого стреляли, должен быть разрушен военными средствами или сожжен при помощи бензина или газа.
Партизан убивать на месте, пленных не брать. Села, в которых укрываются партизаны, сжигать, предоставляя два часа женщинам, детям и старикам, чтобы покинуть село. Всех, у кого найдено оружие, убивать на месте".
Генерал Бойдев позже сумел избежать выдачи Югославии и смертной казни в социалистической Болгарии, он умер на свободе в 1984 году, а его сын Стефан, активно участвовавший в борьбе с партизанами, после войны командовал болгарской ротой в составе армии США.
Вопреки официальной пропаганде, миллионы болгар с симпатией относились к СССР. Это видно, например, из того, что когда в ноябре 1940 года советское правительство предложило заключить Пакт о дружбе и взаимной помощи, предусматривающий размещение советских войск в Болгарии, в поддержку этого была организован сбор подписей.
Свои подписи под документом тогда поставили полтора миллиона болгар при тогдашнем населении страны в 6,5 миллиона человек. И это несмотря на противодействие царских властей, которые отвергли советское предложение.
Интересно, что следующая кампания по сбору подписей под документом, имеющим отношение к СССР, была еще более массовой. В марте 1953 года под соболезнованием советскому народу в связи со смертью Иосифа Сталина подписалось более 5,5 миллиона болгар - практически все население Болгарии, исключая детей и неграмотных.
Болгария была единственным союзником Германии, где действовали партизаны. Правда, несмотря на то, что из СССР на подводных лодках и самолетах в страну перебрасывались болгарские коммунисты-эмигранты, вооруженные трофейным немецким оружием, большого размаха партизанская борьба в Болгарии не получила.
В основном партизаны воевали с подразделениями болгарской полиции, жандармерии и армии, которые пытались их уничтожить. Документально подтвержденных партизанских акций, которые хотя бы косвенно помогали Советской Армии, всего три.
22 августа 1941 года на вокзале Варны были сожжены семь цистерн с горючим для Восточного фронта (хотя непонятно, зачем они оказались в Болгарии). Осенью 1942 года был сожжен склад с дубленками для немецкой армии на улице Лавеле в Софии. И 24 августа 1944 года были убиты 25 немецких солдат, находящихся в Кочериновском доме отдыха после лечения.
На родной земле в борьбе с партизанами-соотечественниками болгарская армия действовала так же жестоко, как и на оккупированных территориях. Так, 20 декабря 1943 года пулеметная рота под командованием подпоручика Косты Йорданова у села Ястребино за связь с партизанами расстреляла без суда и следствия 18 человек, в том числе и шесть детей в возрасте от семи до 13 лет. Известны еще восемь случаев расстрела детей в возрасте до 14 лет.
Благодаря помощи болгар, советской разведке удалось прочно внедриться в этой стране. На СССР работали два болгарских генерала, начальник военной контрразведки, глава службы наружного наблюдения.
Именно из Болгарии пришла самая надежная информация о нападение Германии на СССР. Точную дату нападения сообщил советскому агенту - генералу Никифорову военный министр Болгарии Теодосий Даскалов после своего разговора с немецким фельдмаршалом Кейтелем 17 июня 1941 года.
Кстати, в ночь начала войны дежурным в Бронетанковом управлении Красной армии, вскрывшим секретный мобилизационный пакет, была болгарка Полина Недялкова - легендарная женщина-танкист, успевшая до этого повоевать в Испании. Всего с началом Великой Отечественной войны 223 болгарских политэмигранта вступили в ряды Советской армии, 151 из них погиб.
Болгарские ветераны о своей службе в Сербии и Греции говорят мало и неохотно. Даже если ветеран служил в том самом подразделении, которое осуществляло массовые расстрелы, он говорит, что в это время был болен или оставался дежурить в части.
О войне с немцами говорят охотно. Рассказывают про то, что больше всего боялись попасть под огонь своих новых союзников - Советской армии. Дело в том, что болгарская армия носила немецкие каски и обмундирование, а знаки различия издалека были незаметны.
Поэтому при движении колонн болгарских войск в прифронтовой полосе перед ними был большой транспарант на русском: "Болгарская армия". Больше всех от «дружеского огня» страдали летчики, сидящие за штурвалами немецких "Мессершмиттов" и "Юнкерсов".
Уже в декабре 1944 года от участия болгарских ВВС в боях с немцами было решено отказаться. Болгарским поручикам и подпоручикам очень нравилось, что русские называли их "ваше благородие".
https://riafan.ru/749648-kak-bolgariya-zashchishchala-gitlera-unichtozhaya-grekov-yugoslavov-i-russkih
Взято: oper-1974.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]