Космос на Земле. Часть 3: что есть в любом музее космонавтики?
---
Одноразовая, как правило штучная космическая техника и в музеях представлена довольно специфически. Все их экспонаты я разделил бы на несколько уровней подлинности:
1. Музейные макеты, как правило в уменьшенном масштабе, дающие просто общее представление о том, как выглядел оригинал.
2. Технические макеты, сделанные на заводах-изготовителях в натуральную величину и из аутентичных материалов. От подлинников они отличаются лишь отсутствием всякой сложной начинки, которая всё равно снаружи не видна. Сюда же можно отнести макеты-прототипы, участвовавшие в испытаниях.
3. Неотправленные подлинники. То есть - настоящая космическая техника, которая по каким-то причинам в космос так и не полетела. Чаще всего это дублёры каких-нибудь особенно сложных и ответственных запусков.
4. Возвращённое из космоса - вид его после горения в атмосфере как правило непрезентабелен, но зато эти объекты были ТАМ.
5. Реликвии Космоса, куда я бы отнёс как вещи, причастные к великим событиям, так и всякую редкую, но знаковую технику.
Познакомившись в прошлой части с космотехническими памятниками от ракет до морских судов связи, вернёмся в музеи космонавтики, обзор которых я делал пару постов назад. Пятый уровень подлинности я оставлю для следующей части, а пока поговорим о первых четырёх - примерно 2/3 экспонатов любого музея космонавтики можно увидеть не только в нём.
Отправная точка отечественной и мировой космонавтики, её талисман, неизменно встречающий в холлах музеев - это, конечно же, Спутник. В полном виде - Спутник Простейший №1, или "Сергей Палыч - Первый!", как расшифровывают иногда его официальную аббревиатуру СП-1. В сущности, его запуск 4 октября 1957 года был такой же пиар-акцией, как и красная "Тесла" Илона Маска: Советы опасались, что американцы сумеют их опередить, и вместо ещё не готового к полёту настоящего спутника со всей его научной аппаратурой запустили по сути дела просто радиомаячок в металлическом шаре. В итоге опасения оказались напрасны - американский "Авангард TV3" мало того что запускался позже "взрослого" Спутника-2, мало того что в итоге не взлетел, так ещё и был в десятки раз меньше - металлический "грейпфрут" весом 1,5кг, в то время как Спутник-1 имел диаметр 58см, а вес - 86 кило. В лице The Sputnik с его незабвенным "бип-бип", прозвучавшим в разных углах Земли, космонавтика обрела узнаваемый символ:
2. Музей космонавтики в Калуге - далее "К"
Конечно, и какие-то научные задачи первый в истории запуск физического тела на орбиту не мог не выполнить, просто потому, что ничего подобного человечеству делать ещё не случалось. За 3 месяца сделав 1440 оборотов, СП-1 сошёл с орбиты и сгорел в атмосфере, но в наше время количество его макетов потянет на крупносерийное производство:
2а. музей завода "Звезда" - далее "З"
Хотя на самом деле история космонавтики началась ещё до Спутника, и редкий космический музей обходится без опытных ракет 1930-х годов от ленинградской Газодинамической лаборатории и московской Группы изучения реактивного движения. Был их десяток разных типов, включая созданные в Ленинграде снаряды "Катюш" и ракеты РЛА (слева), но самые характерные стоят на кадре ниже справа - это гибридная ГИРД-9 Михаила Тихонравова и жидкостная ГИРД-10 Фридриха Цандера (соавтором обеих был и Королёв), в 1933 году запущенные с полигона в Нахабино, став первыми реально полетевшими ракетами СССР.
3. Музей авиации и космонавтики на Ходынке, далее "А"
"Взрослыми" ракетами, в силу их огромного размера, музеи не богаты, и в лучшем случае это будут макеты порядка 1:20:
4. Музей космонавтики на ВДНХ, далее "М".
Зато кое-где попадаются вот такие вот отличные ликбезы по советским, российским и украинским ракетам. Все они, кроме загадочной "Штиль-2", упоминались в прошлой части:
5. М
Не сказать чтоб типичный экспонат - модели метеоракет в Калуге и их подлинное регистрирующее оборудование. Ведь рядом Обнинск, столица не только Мирного атома, но и отечественной метеорологии. Геофизические ракеты - техника вполне серьёзная, лишь чуть-чуть не дотягивающая размерами до ставших актуальными в последние годы "ракет сверхлёгкого класса".
6. К
Более типичный ракетный элемент - это двигатели, в первую очередь РД-107 и РД-108 от разных ступеней "семёрок". Причём именно двигатели у них неизменны из поколения в поколениях - на таких летали и Гагарин, и экспедиция на МКС пару недель назад.
7. Музей космонавтики и ракетной техники в Петербурге, далее "П"
Едва ли не чаще них встречается РД-214. Он даже старше по времени создания, но лишь с появлением двигателя второй ступени нашёл себе ракету - лёгкий грузовой "Космос". Впрочем, положа рука на сердце - сможете ли вы "На глаз" отличить один ракетный двигатель от другого? Я так точно не смогу...
8. М
Куда проще в музеях экспонировать спутники - ведь даже самая совершенная ракета забрасывает на орбиту считанные проценты от собственной массы, поэтому 99% космической техники поместится даже на кухне в хрущовке. Вот первые три советских спутника, причём "Спутник-1" показан в разрезе. За ним конический "Спутник-2" в полтонны весом, полетевший месяцем позже уже с научной аппаратурой и обречённой Лайкой, и последнее - ещё один плюс в карму СП-1, не омраченного смертью животного. Спутник-3 весил почти 1,5 тонны, и обладал уже всеми признаками современного космического корабля вплоть до систем охлаждения.
9. М
На "Спутнике-5" на Землю уже благополучно вернулись Белка и Стрелка. Атрибут эпохи космических собак - это герметичные кабины животных:
10. З
10а. К
Но дальше космонавтика становилась всё сложнее, задачи - всё более узкими, и на смену Sputnik (последний был 8-й, а 4-й умудрился упасть на американский город) вышел "...sat". Например, "Молния" (1964, но это кажется более поздняя модификация) - первый советский спутник связи с уникальной для своих времён системой ориентации: своим "цветком" солнечных батарей он всегда поворачивался к Солнцу.
11. К
Или "Космос-97" из Днепропетровска. Номерными "космосами" у нас называют аппараты самых разных задач, масс и производителей, и при Советах главным критерием такого названия была секретность, касавшаяся в том числе и неудач.
12. М
Внизу вертикальный зонд (не выходил на орбиту, а сразу падал с неё, снимая показания ионосферы), вверху днепропетровские "Космос-149" и "Космос-196". Первый занимался дистанционным зондированием Земли, второй сравнивал активности Солнца и атмосферы. Всё перечисленное - 1967 года.
13. К
Помимо самих спутников, в музеях любят их приборы. Например, аппаратура для измерения магнитного поля Земли "Спутника-2":
14а. М
Или целая витрина аппаратуры как спутников, так и пилотируемых космических кораблей. Впрочем, больше, чем все остальные музеи, вместе взятые, подобными приборами богат музей Института космических исследований (далее "ИКИ"), а обычному посетителю общедоступного музея их облик всё равно ничего не скажет:
14. П
Поэтому самые характерные образцы жанра из общедоступных - это оптика. Проще говоря, фотокамеры, у которых такой "ох...нный зум"(с), что кабы ни кривизна Земли, таким можно было бы из Москвы сфотографировать крупным планом кораблик на петербургском Адмиралтействе. Вот например "Агат-1", с орбиты дающий качественное изображение объектов до 30 см в поперечнике на поверхности Земли:
15а. М
А здесь, на фоне крупнейшей общедоступной коллекции двигателей - детали объективов и бленды:
15. П
Само собой, на многих спутниках можно видеть ещё и солнечные батареи, но лучше всего они представлены почему-то в ведомственных музеях, причём зачастую - отдельно от космического корабля. И главное открытие - насколько же они бывают разные!
16. музеи НПО Лавочкина (далее "Л") и РКК "Энергия" (далее "Э")
Пожалуй, лучше всего из космической техники в музеях представлены межпланетные станции, со второй космической скоростью вырывавшиеся за орбиту Земли. СССР успел поработать на трёх небесных телах - Луне, Венере и Марсе. В 1959 году, то есть ещё до Гагарина, стартовали первые межпланетные станции Луна-1 и Луна-3. Одна промахнулась, став искусственным спутником Солнца, зато вторая впервые показала людям обратную стороны Луны, к тому же впервые в мировой практике использовав эффект "гравитационной пращи" и вновь пролетев около Земли для передачи данных.
17. Э
Луна-9, совместное детище Королёва и Георгия Бабакина (из НПО Лавочкина), 3 февраля 1966 года впервые в истории Человечества совершила мягкую посадку на иное небесное тело и проработала там 75 часов, передав на Землю первые фотографии иного мира. Это - её полётный модуль, а вот спускаемые аппараты "Лун" в общедоступных музеях почему-то редкость.
18. М
Здесь обратите внимание на бело-зелёную ракету. Это Н1, вернее её макет в каком-то микроскопическом масштабе - к Лунной гонке СССР внезапно оказался не готов, главные конструкторы долго спорили, что делать, Королёв эпически поссорился с Глушко, и итогом всех этих перипетий стало чудовище о 5 ступенях и 34 двигателях. При всём том Н1 почти вдвое уступала по мощности американскому "Сатурну-5", но даже в таком нерациональном виде она не взлетела - все 4 её безумно дорогих запуска кончились неудачно, а на Байконуре до сих пор немало остановок и киосков сооружены из её гигантских баков. Для полёта на Луну у СССР было готово всё - космический корабль (из него получился ставший классикой космонавтики "Союз"), посадочный модуль "Лунник", даже скафандр "Кречет" (на базе которого был создан столь же классический "Орлан"), и только ракета подвела. Но всё прочее в музеях редкость (из общедоступного - один "Кречет" на ВДНХ и один "Лунник" в парке "Патриот"), и только Н1, этот символ проигранной гонки, с мазохистским упорством маячит в каждом музее:
19.
Не сумев послать на Луну человека, СССР пошёл другим путём, отдав предпочтение роботам. Более того, американская победа обернулась величайшим в мире спортивным достижением, для космонавтики так и оставшись тупиком, а нынешняя планетология по-прежнему прерогатива умных машин. На кадре выше - "Луна-16", в 1970 году впервые доставившая на Землю лунный грунт в автоматическом режиме, а на кадре ниже - "Луноход-2" (1973), по сей день непревзойдённый инопланетный исследователь, без макета которого не обходится ни один музей. На ВДНХ есть макет "Лунохода-1", а в НПО Лавочкина - неотправленный "Луноход-3", но они - исключения.
20. ИКИ
Шикарный плакат как бы говорит Вернеру фон Брауну и Нейлу Армстронгу тоном задорного моряка "Ну шо, съели?!".
20а. К
Параллельно с Луной СССР изучал и других соседей Земли: вот на кадре ниже стоит Венера-1 и летит Марс-1. Первая была запущена в 1961 году, несла на борту плавучую камеру для падения в Венерианский океан. Но в 2 миллионах километров от Земли перегрелась и вышла из строя, пронеслась мимо Венеры и до сих пор болтается где-то на орбите Солнца. Похожей была судьба и запущенного в 1962 году "Марса-1", но с ним хотя бы оставалась связь, и самый дальний на тот момент сигнал он послал с расстояния 106 000 000 километров.
21. М
От дальнего к ближнему: "Луна-9" (кстати, со спускаемой капсулой), "Луна-10" (первый в мире искусственный спутник Луны, а в Солнечной системе первый спутник второго порядка) и "Венера-3" - она в 1965 году таки достигла Утренней Звезды и погибла в её злой атмосфере, но это был первый контакт землян с другой планетой. Если "Луны" от музея к музею варьируются, то "Венера-3" стоит константой:
22. К
Спускаемые капсулы от "Венеры-4" (справа) и Венеры-10 (слева), а вот сложнейшая "Вега" (1989) в общедоступных музеях почему-то не представлена - лишь в ИКИ и Лавочках. В целом венерианская программа СССР удалась примерно на 80%, и все её сбои были связаны не с ошибками техники, а с недооценкой того, какой на Венере ад вместо тех райских джунглей, о которых мечтали фантасты.
23. ИКИ М
Совсем иное дело - Марс: ни одна Красная миссия на Красную планету не была полностью успешной. Марсианская программа СССР была выполнена дай бог на 15%, и даже первый в истории марсоход в 1996 году погубила ракета. Дублировавшие друг друга Марс-2 и Марс-3 успешно отработали на орбите Красной планеты, но один посадочный аппарат не вышел на связь, другой отказал через считанные секунды работы.
24. К
И "Марсы", и "Венеры", и "Веги" летали парами - для надёжности, но на успешность миссий это влияло слабо - обычно аппараты или оба дохли, или оба работали. В музеях марсианскую программу обычно представляет "Марс-3" - на кадре выше целиком, на кадре ниже - спускаемый модуль:
25. М
Ещё одна любопытная вещь - это глобусы планет, вернее неизменно Луны и Марса (видимо глобусов Венеры, Меркурия или спутников Юпитера и Сатурна пока не составлено).
26. М . Э
Но куда больше впечатляет глобус марсианского спутника Фобоса - астероида неправильной формы размером с Москву. Он есть во многих музеях, но такой детализованный - лишь в ИКИ:
27. ИКИ
Ещё в музеях водятся метеориты, причём подписывают их неизменно как "Сихотэ-Алиньский метеорит" - хотя вот не верю, что два его куска могут так отличаться!
28. Музей первого полёта в городе Гагарин - далее "Г" . Музей связи в Петербурге.
И в общем я бы сказал, что 1960-е прошли под знаком "времени первых", 1970-е - под знаком межпланетных аппаратов, а символом космонавтики 1980-90-х стали, безусловно, обитаемые орбитальные станции. Вот в Москве - фотогалерея тружеников космоса и "ликбез" по обитаемым космическим аппаратам: одноместный "Восток", многоместный "Восход", две модификации "Союзов", орбитальные станции "Салют" и "Алмаз" (почему-то в меньше, чем остальное, масштабе), мудрёный "Мир" и раскидистая МКС.
29. М
Полноразмерные макеты "Союзов" есть разве что в "Энергии", да и уменьшенных макетов этой "рабочей лошадки космоса" в музеях откровенно мало. Зато хоть завались спускаемых аппаратамов - летали "Союзы" уже 135 раз, и от каждого полёта осталась вот такая вот обгоревшая капсула характерной формы:
30. М
В них можно заглядывать, но внутри - разное. "Союзы"-памятники обычно какие-то такие:
30а.
В общедоступных музеях тесное нутро космического корабля чаще выглядит так:
31. К
Ну а за полной детализацией извольте обращаться на завод-производитель. Например, нигде, кроме музея "Энергии" я не припомню приборных панелей:
32. Э
Хотя приборы пилотируемых кораблей тоже выставляются отдельно. Вот скажем двигатели мягкой посадки "Кактус" от "Союза" (а их начинка - только в музее ЦНИИ РТК):
32а. Э
Или гироскоп "Востока":
33а. Г
А у самих "Востоков" капсулы совсем другие - шаровидные, но те в основном растащены по ведомственным музеям, ибо каждый второй полёт "Востока" и "Восхода" был прорывом. Чаще можно видеть "шарики" созданных на их базе спутников разведки "Зенит" или экспериментальных "космических ковчего" типа "Бион" и "Фотон". Зато сами небольшие и давно ставшие Историей "Востоки" в музеях представлены куда лучше, порой даже в натуральную величину: Вот так выглядел на орбите космический корабль Гагарина:
33. К
А вот "Бион-6" (1983), или вернее его технологический дубликат. На этих "ковчегах" в космос летали микроорганизмы, растения, рыбки гуппи, лягушки, ящерицы, мыши, крысы, песчанки, птицы и даже макаки... но уже не для испытаний, а для биологических экспериментов, и при штатной работе ни одно животное не должно было там пострадать.
34. М
А над "Бионом" - макет станции "Мир". Полноразмерный макет её жилого модуля с "интерьерами" орбитального дома - также неизменный атрибут крупнейших музеев космонавтики. В Москве:
35. М
В Калуге какой-то игрушечный, но зато с манипулятором:
36. К
А лучший "Мир", на порядок более детализованный - конечно же, у производителя, то есть в музее РКК "Энергия":
37. Э
"Салюты" и тем более полувоенные "Алмазы" в музеях представлены только небольшими макетами. Но полноразмерный "Салют" есть в демзале "Энергии" (не путать с музеем!), а полноразмерный "Алмаз" обещают в павильоне "Космос" на ВДНХ, и когда его наконец откроют - я сделаю отдельный пост о "домах на орбите". Но помимо самих станций, в музеях здорово представлен их быт, причём зачастую реально побывавшими на орбитальном борту вещами:
38. К
На кадре выше - классический советский скафандр "Сокол" и профилактический костюм "Пингвин", особые тяжи внутри которого не дают мышцам атрофироваться в условиях невесомости. На кадре ниже - полётные костюмы ("униформа" космонавтов) и ложемент, то есть амортизирующее кресло, которое делается на каждого космонавта по мерке.
39. А
И конечно же сами скафандры - СК-1 (в таком летал Гагарин), "Сокол" (для полётов), "Форель" (гидрокостюм на случай приводнения на Земле) и "Орлан" для выхода в открытый космос. Подробнее о каждом из них я рассказывал в музее НПП "Звезда", и поверьте, скафандр - штука куда более сложная, чем кажется.
40. Э
Другие предметы орбитального быта - баки с питьевой водой, умывальники и унитазы, душевая (была на станции "Мир", и есть, увы, только в ведомственных музеях "Звезды" и "Энергии"), профилактические "суперштаны" "Чибис" для оттока крови от головы к ногам:
41. З
Инструменты - например, молоток без отдачи, которую гасят дробинки внутри бойка:
42. К
Космическая еда (хотя тюбики - это вчерашний день, сейчас в ходу вакуум и сублиматы), холодильник и обеззараживатель воздуха:
43. М
Предметы гигиены и медицины от салфеток и бинтов до инструментов хирурга и стоматолога:
44. К
Следующая страница космонавтики - это "Буран-Энергия", но 1990-е эпохой ракетопланов так и не стали. "Бурану" посвящён отдельный музей на ВДНХ в уцелевшем макете-тренажёре, а его маленькие макеты есть во многих музеях. В Москве - вместе с опытными прототипами "БОР-4" (см. Жуковский) и "БОР-5".
45. М
В Калуге - с открытым рабочим отсеком (хотя на спине у "Энергии" это нонсенс) и гигантским двигателем её второй ступени. Это, как и самый тяжёлый на момент созданий спутник "Протон", уже штуки совсем не типичные:
46.
Отдельная тема - фрагменты единственного "Бурана", летавшего в космос, после его разрушения рухнувшим цехом рассеявшиеся в основном по ведомственным музеям и частным коллекциям (см. Тушино). Самые распространённые - плитки его теплозащиты, ибо было их на "Буране" 38 тысяч штук:
46а. музей ЦНИИмаш
Современность же в музеях представлена в основном МКС - уменьшенными макетами и вещами со станции. Судя по пристыкованным "Шаттлам", делались эти макеты довольно давно:
47а.
Про МКС, впрочем, подробнее расскажу в контексте астронавтики:
47б.
Итого, по степени уменьшения "эталонности" и возрастания "уникальности" экспонатов я бы ранжировал космические музеи так:
1. Калуга, Москва (и ВДНХ, и Ходынка), РКК "Энергия" и НПП "Звезда".
2. Петербург (и музей космонавтики, и музей связи), НПО Лавочкина.
3. Гагарин, ИКИ
4. Демзал "Энергии", парк "Патриот" - почти ничего повторяющегося, но в смежных темах.
5. ЦНИИмаш, Пересвет и ЦНИИ РТК - заметно отличается сама тематика.
И заечм же, спрашивается, прорываться в ведомственные музеи? Да, 80% космических памятников вполне можно увидеть в общедоступных местах. Но обратная пропорция будет по уникальным реликвиям Космоса, о которых - в следующей части.
КОСМОС В МУЗЕЯХ И ПАМЯТНИКАХ
Моя космическая программа. Оглавление.
Музеи космонавтики по отдельности.
Калуга. Музей космонавтики и адреса Циолковского.
Петербург. Газодинамическая лаборатория.
Петербург Политехнический и музей НИИ робототехники.
Гагарин. Музей первого полёта и адреса Гагарина.
Москва. Останкино и дом-музей Королёва.
Москва. Ходынка. Дом авиации и космонавтики.
Москва. Тушино и музей "Бурана".
Москва. ИКИ и ИМБП.
Королёв. Музеи РКК "Энергия" и ЦНИИмаш
Пересвет. Национальный музей ракетно-космической техники.
Химки. Музей НПО имени Лавочкина.
Люберцы. Музей завода "Звезда" имени Гая Северина.
Жуковский и Быково. Космический корабль в церкви.
Жуковский и Музей покорения неба.
Жуковский и ЛИИ.
Голицыно. Космическая экспозиция в парке "Патриот".
Обзор космических музеев.
Популяризаторы космонавтики.
Космические музеи.
Космические памятники.
Что можно увидеть в каждом музее.
Реликвии космоса.
Астронавтика в России.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]