Выжившая в Якутии. Побег от зимы
Злость – нехорошее чувство. Разрушающее. Того, кто злится. Но иногда её трудно побороть.
По катом 54 фотографии одного октябрьского дня, когда Якутская зима наступала на пятки. Это был день злости и примирения, лжи и ностальгии, борьбы и открытий.
1
Когда прозвонил будильник (в 6:30, а по московскому времени в 0:30), мне хотелось только одного – убивать.
2
Но уже через минуту на лицо запрыгнула улыбка надежды. Скоро-скоро, уже через каких-то 15 часов я войду в интернет!.. Всё было чудесно в этой 7-звёздочной вилюйской гостинице (даже спортивный уголок и свежая земляника), только вайфая вот не было. И мобильного интернета тоже. Вообще. Во всём городе. И в районе тоже. Ни у одного сотового оператора. Нет, к сожалению, и фотографии моего лица, когда я об этом узнала…
3
4
5
6
7
8
Накануне я диагностировала у себя интернет-зависимость. Очень хотелось проверить почту, ведь кто-то непременно прислал какие-нибудь важные документы!!! И в вацап тянуло – узнать, сколько новых зубов выросло у племяшки за последние сутки. Ну как жить без этой информации? «Хватит ныть! – сказала я себе. – Надо бороться с зависимостью». Разослала 10 смс и усилием воли заставила себя заснуть под размеренный рассказ коллеги о космических кораблях, бороздящих просторы Вселенной.
Времени на сборы утром – полчаса. Слава богу, что другие постояльцы гостиницы ещё спят, ведь удобства на весь отель – в единственном экземпляре.
9
10
11
12
Отель в Вилюйске тоже в единственном экземпляре. Бывалые говорят, есть ещё один, но мы его в темноте не сыскали… «Слава богу» – не сарказм. Слава богу, что туалет в помещении! Слава богу, что горячая вода в душе круглосуточно! Слава богу, что в этот раз в номере нет мужиков! Нет-нет, я мужчин люблю. Но они – любят телевизор. И через это у нас получается бытовая несовместимость и, опять же, желание убивать.
13
В 7:00 за нами с коллегой должна приехать машина, но она ломается. Водитель сообщает об этом только в 6:55 и клянётся, что через полчаса приедет замена. Когда на тебе уже висит пальто, а в желудке плещется завтрак – вернуть ночь трудно, поэтому в образовавшийся перерыв я отправляюсь фотографировать окрестности. Не унываю – не будь этого перерыва, у меня не было бы ни одной фотки из Вилюйска, ведь приехали мы в город затемно.
14
15
16
17
18
19
Ближе к восьми приезжает микроавтобус. «Почему не легковая?» –удивляюсь я. «Так машина же сломалась, – отвечает коллега, – видимо, теперь нас повезут на микроавтобусе». Звучит чертовски логично, и я не нервничаю. Даже когда мы едем на заправку и стоим там, стоим, стоим… Но чем дольше стоим, тем больше я начинаю просыпаться и соображать. «Зачем мы стоим? Чего ждём?» – начинаю опрос присутствующих. Оказывается, мы ждём остальных пассажиров. «Какие такие ДРУГИЕ пассажиры?! – вскипаю я. – В моём контракте четко сказано, что еду я в эту командировку только при условии, что перемещение на общественном транспорте не будет превышать 6 часов подряд. Всё остальное – только в машине, в которой можно разлечься – иначе моя спина не выдержит!».
20
«Сорри, сорри!», – говорят мне водитель и коллега. Мы о данном пункте контракта не ведаем, нам из столицы не доложили. Имеется только вот эта маршрутка. Вы можете, конечно, сударыня, остаться в этом прекрасном городе (и сорвать проект). Мы можем, конечно, потратить сегодняшний день на поиски нового транспорта, но учтите, что на пятки наступает зима, завтра снимают понтонные мосты, и переправляться через Вилюй будет затруднительно. В общем, сейчас или никогда!
Вмешался, конечно, и материальный фактор. Оказалось, что аренду автомобиля никто в смету не закладывал. Маршрутка стоит 5 000 с человека (рублей, рублей…), а такси выйдет – 50 000… Продолжать излишне.
Следующие три часа мне хотелось убивать. Беспощадно и с особой жестокостью. Всех, начиная от московского менеджера до местного организатора. Успокоилась я только после того, как написала несколько страниц путевых заметок.
Меж тем, пока я злилась, на заправку подъехала другая маршрутка. Из неё стали выгружать помятых путников и поклажу. Счастливчики уже прибыли к месту назначения (в этот рай без интернета – Вилюйск), а несчастным предстояло продолжить свой путь вместе с нами до Мирного (а особо провинившимся перед судьбой – ещё дальше). Поклажу несчастных безумно долго перегружали в нашу маршрутку.
21
22
За что я не люблю автобусно-маршрутный транспорт? За слишком высокие сиденья (при росте 153 см. ноги часто не достают до пола и пережимаются под коленками). За то, что невозможно читать от тряски. И за отсутствие места, конечно. Особенно, если рядом спит горячий кавказский мужчина с шикарнейшими ногами.
23
24
25
Пассажирок всего три: мы с коллегой и якутянка, неведомыми ветрами занесённая в этот мачовоз. Нас рассматривают как в зоопарке. Но девочка с ноутбуком (то есть я) привыкла к изумлённым взорам работяг с северОв, которые и составляют основную часть авиапассажиров по вахтовым направлениям.
26
При хорошем раскладе поездка обещает занять часов 13, но на это никто не надеется – на пути у нас несколько переправ на пароме, возможны очереди. Могут быть и другие сюрпризы.
27
28
29
Сюрпризов не пришлось ждать долго – на первой же переправе первый же большегруз застревает на выезде с парома, блокируя путь всем остальным. Уклон довольно большой. Подморозило. Скользко даже ходить. Дежурный трактор-спасатель уехал на обед.
30
31
В отсутствии трактора водитель большегруза и несчастные попутчики посыпают голову пеплом, а склон глиной.
32
Я уже смирилась с бренностью бытия. Хожу, фотографирую достопримечательности. Далеко уходить не решаюсь – сигнала сотовой связи нет, мельтешит риск застрять в этих лесах навечно.
33
34
35
На воде появляется шугА (рыхлые скопления твёрдой фазы агрегатного состояния вещества, в нормальных условиях имеющего жидкое состояние. В зависимости от количества льда шуга сохраняет способность течь как жидкость или теряет эту способность из-за возникновения заторов).
36
У переправы, меж тем, скопилось немало автомобилей, желающих перебраться на другой берег. Дальнобойщики интересуются, откуда я такая любопытная взялась. «Это что, Вы про нас в интернете напишете?!» – восклицает улыбчивый парниша. «Обязательно напишу, только не сразу, а где-то через месяц» – обещаю я и оставляю адрес своего блога. До сих пор просыпаюсь по ночам от стыда, что так нагло обманула наивных мальчиков – полгода уж ждут обещанной славы, а я уже и имена их позабыла… (второй дальнобойщик прячется в глубине кабины, он стеснительный).
37
38
Остальные пассажиры не рискуют своими ногами и стараются не покидать относительно нескользкого пятачка с шашлыками, пирожками и чаем. Я тоже покупаю пирожок с капустой и вскоре уже в этом раскаиваюсь. Раскаяние было горячим. Пирожок – нет.
39
Пока я бродила по лесам, кто-то вызволил застрявший большегруз. Провели мы в итоге на переправе лишних два часа. Оставалось надеяться, что остальные пройдём более гладко. В принципе, надежды почти оправдываются. Первый понтонный мост проезжаем на ура.
40
41
На второй переправе ждём только полчаса. У матросов обед по расписанию.
42
43
44
45
Проезжаем какие-то населённые пункты, которые я не успеваю хорошенько разглядеть и, тем более, сфотографировать из окна.
46
47
К вечеру план опять начинает давать сбои. Сначала ломается маршрутка. Это плюс минут 40 на ремонт…
48
… потом водители дружно ужинают. Ещё плюс 40 минут.
49
… потом по просьбам трудящихся ездим по селу и ищем магазин с горячительными напитками. И таки находим, минут за 15 до окончания заветного часа (продажа алкоголя в Якутии разрешена с 14:00 до 20:00). А мне было не до алкоголя – ведь я увидела ЕГО! Вкус прорвавшегося в Россию капитализма. ЮПИ!..
50
Про высокие цены в Якутии я недавно писала… Это село не стало исключением.
51
Около часа ночи мы прибыли, наконец, в Мирный. И вот, казалось бы, под ногами твёрдая почва, но ощущение качки не покидает. Немного пьяная от свободы и счастья, я хожу по своей (на несколько дней) двухкомнатной!!! квартире, придирчиво осматривая кровати и диваны, и всё-таки решаю спать на полу. Зато рядом – ни коллег тебе, ни аборигенов, ни консьержек – только я и тишина Мирного.
52
53
54
Поездка заняла 17 часов. Мы преодолели расстояние в 600 км. Пять раз пересекли Вилюй: три на пароме и два – по понтонным мостам. Проезд по понтонкам бесплатный. Переправа стоит около 5 000 рублей с маршрутки (пассажиры уже ничего не платят, это входит в стоимость билета).
Когда снимают понтонные мосты (а лёд ещё не установился), выход есть – доехать до реки, переправиться н лодке, сесть в другую машину и ехать до следующей переправы. При необходимости манёвр повторить.
P.S. В прошлый постах я писала про цены, самолёты-маршрутки, в которых только что кур не возят, город-призрак и глухую деревню. Всё это можно найти по тегу «Якутия».
P.P.S. Я работаю социологом, езжу по России, изучаю общественное мнение.
Взято: odin-moy-den.livejournal.com