Почта должна быть доставлена любой ценой
---
Почтовая служба «Пони-Экспресс» проработала всего полтора года, но навсегда вошла в историю освоения Дикого Запада как легенда и показатель того, что работа должна быть выполнена любой ценой, невзирая ни на какие обстоятельства.
Причина появления курьерской почтовой службы была проста: дороги были почти непроходимы, тем более, что их фактически и не было, а кроме того, они были опасными, доставить что-то с Атлантического побережья на Тихоокеанское было ох как непросто и даже правительственные распоряжения шли месяцами, а уж письмо, дошедшее с востока на запад всего за полгода было свежим.
Но само собой доставка грузов, в том числе и почты постепенно налаживалась. К 1860 году удалось добиться того, что почта доставлялась дилижансами примерно за 25 дней, что было, конечно, неплохо, но не совсем. Хотя теперь, отправив важное сообщение вечерней лошадью из какого-нибудь Балтимора, можно было быть уверенным, что через месяц его прочитают в Сан-Франциско. Вот тогда и появилась идея создать легкую конную экспресс почту.
Идея такой почты пришла в голову некоему Бенджамину Фиклину, который работал, как это принято сейчас называть, логистом, в компании Russell, Majors & Waddell». В 1854 году ему довелось сопровождать сенатора Уильяма Гвина в ходе его путешествия в Вашингтон. Путь был долгим, а сенатор был непростым, а председателем комитета по делам почт и дорог. Вот Фиклин и рассказал ему про свою идею организовать быстрое сообщение между восточным и западным побережьем. Сенатор понял, что тема перспективная, но потом потратил пять лет на то, чтобы уговорить сенатских коллег выделить на проект денег и заключить с автором идеи контракт.
Так получилось, что контракт на экспресс-доставку подписали только в январе 1860 года.
После его подписания дело сразу закипело. Маршрут доставки разработали и проложили всего за два месяца. За это время авторы идеи успели набрать 120 всадников, закупить полтысячи низкорослых мустангов, отловленных в прериях и на скорую руку объезженных. Более того, на маршруте протяженностью более 3 тысяч километров (2 тысячи миль) примерно через 20-25 км километров были созданы станции для смены лошадей и курьеров. Почему было выбрано такое расстояние? Просто это – максимум, который лошадь способна пройти галопом, а вся фишка была в обеспечении максимальной скорости доставки.
К концу марта 1860 года все было готово и в газетах дали рекламу:
«Внимание, новая почтовая компания доставит ваше письмо из Нью-Йорка в Сан-Франциско за 10 дней».
Первые курьеры отправились в путь из Сент-Джозефа и Сакраменто 3 апреля 1860 года. Новой компании дали длинное и звучное название «Central Overland California and Pikes Peak Express Company». Само собой, никто такой кошмар произносить не собирался, поэтому появилось более короткое и понятное: «Пони-экспресс».
Точно известно, что в первый пакет, который курьер повез на Запад, входило 49 писем, 5 депеш и несколько газет, которые специально напечатали на тонкой бумаге, так как от общего веса груза и всадника напрямую зависело то, насколько быстро будет доставлена почта. Кстати стоило такое отправление экспресс почтой сильно дофига - 10 долларов за унцию (31 грамм), это были приличные деньги. Но и почта отправлялась по очень рискованному маршруту.
Курьеров нанимали примерно такими объявлениями:
«Требуются худощавые молодые люди не старше 18 лет и не тяжелее 65 килограммов, опытные наездники, готовые каждый день смотреть смерти в глаза. Предпочтение отдаётся сиротам. Оплата — 25 долларов в неделю».
Само собой, на подобную работу нанимались не паиньки. К примеру, смотритель одной из станций Жюль Рене сразу начал вести двойную бухгалтерию, что выяснил приехавший с проверкой Фиклин. Владелец компании, разумеется, предложил смотрителю отправляться восвояси и прислал нового смотрителя на замену. Но тот подъехать к станции не смог, так как Рене открыл по нему огонь. Тогда Фиклин со своими людьми приехал на станцию и сам повесил Рене. Но того полуживого вытащили из петли приятели. Впрочем, Рене от этого легче не стало. Вскоре он устроил нападение на эту же станцию и был убит в перестрелке.
Курьеры при приеме на работу давали обещание:
«Клянусь не употреблять алкоголя, не сквернословить и не вступать в драки и ссоры… Клянусь выполнять свои обязанности честно и с полной отдачей»
Ну да, ага, не пили они и не сквернословили… Работа курьера была такой, что по-другому они себя вести просто не умели. Путешественник Ричард Бартон, которому довелось пообщаться с этими самыми курьерами, отметил, что не было людей, которые бы больше пили все, что имеет хоть какой градус, дрались, сквернословили. Но зато свою задачу «доставлять почту любой ценой» он выполняли буквально.
Курьер был вооружен двумя кольтами и охотничьим ножом, носил бляху и возил почту в седельной сумке мочиле. На каждой станции курьер спешивался с лошади, снимал свою мочилу, перекидывал на другую и мчался дальше. Лошади использовали для проезда по одному перегону, чтобы их не загоняли в галопе, а курьер делал от 3 до 5 перегонов, после чего передавал эстафету другому.
Лошади у курьеров были под стать им. Для курьеров готовили лошадей из диких мустангов, которых предварительно объезжали. Критерий объезженности был замечательный: если лошадь можно было вывести из загона и она никого при этом не убивала, то значит, считалось, что она пригодна и полностью объезжена.
От смотрителей станций требовалось жить на пустынных территориях, где в лучшем случае регулярно появлялись белые бандиты, в худшем индейцы, вышедшие на тропу войны. Причем в большинстве случаев станция – это было громко сказано, так как она представляла собой сарай, а то и просто навес. Порой на ней даже колодца не было.
Как доставляли почту? По-разному.
14-летний Билл Тейт возил почту в тот момент, когда индейцы вышли на тропу войны. Он несколько раз уходил от погони, так как лошади «Пони-экспресс» были резвее индейских. Но в конце концов был окружен и в ходе перестрелки убит. Мальчишка уже падая с лошади, сорвал почтовую сумку и прикрыл ее собой. Индейцы же проявили знак уважения к отваге белого мальчишки, положили сумку на седло, нарисовали на лошади знак неприкосновенности и отпустили. Через некоторое время лошади вышла к станции.
Роберт Хэслом, известный под прозвищем Пони Боб, прискакав к очередной станции, увидел, что она сожжена. Боб был в курсе, что везет инагуарационную речь Линкольна, поэтому поехал дальше на уставшей лошади. И тут заметил, что индейцы нагоняют его, причем на станционных мустангах. Он прекрасно понимал, что от индейских лошадей сможет уйти, а вот от своих – нет. Поэтому открыл огонь по станционным пони и смог уйти, раненый в плечо стрелой.
В общей сложности за полтора года существования маршрута на нем погибло 17 курьеров, то есть каждый шестой. Но при этом они доставили около 40 тысяч грузов и за все время потеряли только одну сумку с почтой. Учитывая сложность маршрута – это был просто невероятный результат.
Впрочем, окупиться проект так и не смог. И убили его не бандиты и индейцы, а технический прогресс. 26 октября 1861 года, через два дня после того, как был соединен Трансконтинентальный телеграф, «Пони Экспресс» был закрыт, так как разорился.
Впрочем, американское правительство отказываться от курьерской службы не собиралось и нашли другого грузоперевозчика, с которым подписали правительственный контракт с условием использование тракта, обустроенного силами «Пони-экспресс». В итоге все плоды упорной работы создателей этой почтовой службы достались другим.
Зато осталась легенда о «Пони-экспресс» - грязных, вечно полупьяных романтиках и отчаянных курьерах, которые знали одно – почту нужно доставить любой ценой.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]