Астрономы нашли «пустую» галактику без темной материи
01.04.2018 516 0 0 kiri2ll

Астрономы нашли «пустую» галактику без темной материи

Мы наблюдаем Вселенную в форме звезд, планет, светящегося газа, пылевых облаков и галактик. Но это лишь верхушка айсберга. Около 85% от массы всего ее вещества приходится на т.н. темную материю. Мы не можем ее увидеть. Она не испускает электромагнитного излучения и напрямую не взаимодействует с ним. Ее присутствие выдает лишь гравитационное воздействие на обычное вещество.

Астрономы нашли «пустую» галактику без темной материи 1052DF2, темной, материи, галактик, скорость, содержит, галактики, массы, звезд, астрономы, скоплений, Однако, количество, галактике, формирования, находится, намного, вращения, Млечного, Возможно

Существование темной материи позволяет объяснить, почему внешние части спиральных галактик вращаются намного быстрее, чем должны с учетом наблюдаемой массы обычного вещества. По некоторым оценкам, до 95% массы нашего Млечного пути приходится на темную материю, сосредоточенную в его гало.

Красная линия обозначает расчетную скорость вращения звезд галактики Андромеда. Белая линия - реальную скорость, измеренную по результатам наблюдений.

До недавнего времени астрономы предполагали, что подобная картина является нормой и практически все галактики во Вселенной содержат значительное количество темной материи. Однако результаты последних наблюдений показывают, что это не всегда так. В свежем выпуске журнала Nature была опубликована статья группы исследователей из Йельского университета и Института астрономии Общества Макса Планка. В ней рассказывается об обнаружении галактики, в которой, по всей видимости, вообще нет или же содержится очень небольшое количество темной материи.

Речь идет о галактике NGC 1052-DF2. Она находится на расстоянии 65 миллионов световых лет от Млечного пути, ее возраст оценивается в 10 миллиардов лет. Она относится к категории ультра-диффузных галактик. При схожих с Млечным путем размерах, NGC 1052-DF2 содержит в 200 раз меньше звезд.

При помощи наземных обсерваторий, астрономы измерили скорость вращения 10 шаровых звездных скоплений на окраинах NGC 1052-DF2. Оказалось, что она составляет всего 37 тысяч км/ч. Это намного меньше, чем в других галактиках. По словам астрономов, скорость движения скоплений полностью соответствует видимой массе NGC 1052-DF2. Это значит, что галактика практически не содержит темной материи.

Отсутствие темной материи далеко не единственная странность NGC 1052-DF2. Снимки телескопа «Хаббл» показали, что галактика не содержит никаких структур, напоминающих элементы спиральных или эллиптических галактик. У нее нет выраженного центрального региона и судя по всему, она не содержит сверхмассивной черной дыры. В NGC 1052-DF2 необычны даже шаровые скопления. Они в два раза больше шаровых скоплений в других галактиках. Со стороны NGC 1052-DF2 выглядит так, как будто кто-то взял типичную галактику и оставил от нее лишь звездные скопления и гало, выбросив все остальное. Не исключено, что NGC 1052-DF2 это пример того, как будут выглядеть галактики, которые по каким-то причинам оказались лишены темной материи.

Участок неба где находится NGC 1052-DF2

У астрономов есть несколько предположений по поводу того, что могло повлиять на NGC 1052-DF2. Возможно, все дело в каком-то внутреннем событии, вроде одновременного формирования большого количества массивных светил, мощные звездные ветра которых вытолкнули почти все вещество за пределы NGC 1052-DF2. Возможно, все дело в большом соседе — массивной эллиптической галактике NGC 1052. Ее стремительный рост мог оказаться воздействие на процесс формирования NGC 1052-DF2. Однако пока что это лишь общие рассуждения. Сейчас астрономы затрудняются назвать точный механизм, который мог бы привести к наблюдаемому результату.

NGC 1052 (слева)