Он переиграл Отто Скорцени
---
Источник фото
Виталий КОРОТКОВ, полковник в отставке,
ветеран СВР России,
участник Великой Отечественной войны.
Фото из семейного архива. Публикуются впервые.
В историю СВР России вписано немало славных имён блестящих разведчиков, истинных патриотов страны и своей службы. Среди них - Иван Агаянц. И хотя Иван Иванович ушёл из жизни более 40 лет назад, он и сегодня с нами, его коллегами и учениками. Агаянц умел привнести в коллектив атмосферу спокойствия и уверенности, уважительного отношения сотрудников друг к другу, инициативы и творчества. За что бы ни брался Иван Иванович, успех был обеспечен.
...В АВГУСТЕ 1941 года тридцатилетнего Агаянца вызвал начальник разведки П.М. Фитин и приказал ему выехать в качестве резидента в Тегеран. С началом Великой Отечественной войны Иран приобрёл важнейшее стратегическое значение, а обстановка в этом регионе была очень сложной. Фитин подчеркнул, что придётся решать большие задачи в предельно сложной обстановке.
Здесь необходимо сделать биографическое отступление, обратиться к истокам этого необыкновенного человека. Родился Иван Иванович 28 августа 1911 года в большой армянской семье. Отец был священником, позже стал учителем. В семье он набирался знаний в самых различных областях и приобщился к изучению иностранных языков. Подростка восхищали взгляды двух его старших братьев, активно участвовавших в политической жизни послереволюционного Закавказья. Это впоследствии и определило выбор самого Ивана. После окончания экономического техникума он вслед за братьями переехал в Москву, где в 1930 году в 19 лет был принят на работу в ОГПУ старшим делопроизводителем в управление по борьбе с экономическими диверсиями.
В 1936 году Ивана Агаянца перевели в Иностранный отдел, то есть во внешнюю разведку. Благодаря способностям к иностранным языкам он овладел французским, испанским, персидским и турецким языками. Позже он достаточно хорошо освоил английский и итальянский. А что касается русского, то ему мог бы позавидовать любой российский филолог или литератор.
В 1937 году Ивана Ивановича направили на работу во Францию. В этот период ему пришлось также решать оперативные задачи и в Испании. За годы работы во Франции и Испании отшлифовалось его профессиональное мастерство, и в 28 лет Агаянц уже стал заместителем резидента. Начало Второй мировой войны застало Агаянца в Париже.
УЖЕ В НОЯБРЕ 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Москве, он вместе с женой, которая ждала ребёнка, на армейском бомбардировщике вылетел в Иран. Период работы в Тегеране был крайне напряжённым. Резидентуры в Тегеране и других городах Ирана получали важную политическую информацию, а также внесли большой вклад в решение важнейшей задачи по обеспечению безопасности поставок в нашу страну грузов по программе ленд-лиза через южные иранские порты.
Советским разведчикам под руководством Агаянца удалось в значительной мере парализовать в Иране деятельность спецслужб нацистской Германии. Совместно с англичанами были ликвидированы немецкие нелегальные резидентуры, а также ряд профашистских иранских националистических организаций, сотрудничавших с немецкой разведкой. Нашими разведчиками были выявлены каналы заброски в Советский Союз агентуры с территории Ирана, а также предотвращён целый ряд диверсионных актов в Советском Закавказье.
Результаты работы тегеранской резидентуры за этот период получили самую высокую оценку Центра: «Важная оперативная разведывательная информация, получаемая советскими разведчиками в Иране, сыграла существенную роль в принятии военным командованием и руководством страны политических и военно-стратегических решений».
РАССКАЗЫВАЯ об оперативном пути Агаянца, нельзя не остановиться подробно на сложнейшей операции советской разведки по обеспечению безопасности Тегеранской конференции. В конце ноября - начале декабря 1943 года в иранской столице проходила историческая встреча руководителей антигитлеровской коалиции И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля. Советской разведкой были получены сведения о планах фашистов уничтожить лидеров «большой тройки». По полученным данным, поручение исходило лично от Гитлера. Исполнителем теракта должна была стать группа головорезов под руководством Отто Скорцени.
Центр поручает Агаянцу в кратчайшие сроки выявить и обезвредить участников готовившегося покушения. Сделать это было чрезвычайно сложно: немецкая разведка работала в Тегеране в то время весьма активно, да и члены диверсионной группы, как выяснили наши разведчики, были заброшены в Тегеран заранее и надёжно законспирировались.
Таким образом удалось выявить большинство подручных Скорцени, которые были схвачены и обезврежены. Иранским властям были переданы списки лиц, подлежащих, по соображениям безопасности, задержанию. А Геворк Андреевич Вартанян - ныне ветеран внешней разведки, Герой Советского Союза - ещё многие десятилетия проработал на нелегальном положении за рубежом.
Операция фашистов, носившая у них кодовое наименование «Длинный прыжок», потерпела полный крах. Всего в ту пору в Иране было обезврежено более четырёхсот немецких агентов, в основном из числа местных жителей.
Историческая встреча трёх лидеров в Тегеране в 1943 году и попытка покушения на них сегодня хорошо известны по книгам и фильмам. Операция советской разведки по обеспечению безопасности Тегеранской конференции признана во всём мире блестящей, а совещание трёх лидеров положило начало сотрудничеству СССР, США и Великобритании на фронтах. Кстати, самая правдивая версия тех событий изложена в художественно-документальной киноленте, которая так и называется «Правдивая история. Тегеран-43», снятой в цикле «Поединки» к 90-летию СВР России. Так вот, роль Агаянца в этих событиях отражена достаточно точно, за что спасибо авторам фильма.
Едва прибыв на место, Иван Иванович получает шифровки, в которых Центр требует активизировать деятельность резидентуры в этих направлениях. Как вспоминает бывший сотрудник парижской «точки»: «...Ивану Ивановичу пришлось организовать работу по оказанию помощи советской делегации, возглавляемой В.М. Молотовым и А.Я. Вышинским. По приезде в Париж И.И. Агаянц, учтя довольно благоприятную обстановку в стране и широкие возможности для ведения разведывательной деятельности с официальных позиций, поставил перед сотрудниками резидентуры задачу установления доверительных отношений с членами иностранных делегаций, участвовавших в конференции, и... подсказал пути установления контактов с ними».
Сам Иван Иванович поддерживал широкие доверительные отношения не только с представителями французских властей, но и с членами многочисленных делегаций.
За время работы Ивана Ивановича в Париже резидентура резко активизировалась. Существенно расширился круг источников информации, благодаря которым был получен секретный вариант «плана Маршалла», что дало советской делегации возможность разоблачать политику США в Европе.
В сентябре 1947 года И.И. Агаянц вернулся в Москву и был назначен начальником одного из управлений внешней разведки. В период с 1954 по 1959 год Агаянц возглавлял кафедру специальных дисциплин разведывательной школы № 101 (ныне - Академия внешней разведки), и именно при Иване Ивановиче вышел в свет первый учебник политической разведки, ставший на долгие годы основным пособием для начинающих разведчиков.
СЕРЬЁЗНЫЕ изменения в международной обстановке в условиях «холодной войны», обострение борьбы между двумя противостоящими общественными системами требовали пересмотра форм и методов работы внешней разведки. Просто добывать информацию было уже недостаточно. Время требовало от разведки уделять больше сил и внимания содействию внешней политике страны, разоблачению и срыву антисоветских планов США и их союзников. Иван Иванович Агаянц, разведчик, дипломат и политик, становится одним из основных поборников реализации этого направления в деятельности советской разведки.
16 декабря 1965 года Совет Министров СССР принял постановление о присвоении Ивану Ивановичу Агаянцу звания генерала, а в 1967 году он был назначен заместителем начальника Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ. На этом посту в полной мере проявились его лучшие личные и деловые качества. Он пользовался всеобщим уважением. Не знаю людей, кто бы отозвался о нём негативно. По натуре спокойный, мягкий и деликатный человек, эрудит и интеллигент, он щедро делился своим богатым жизненным и оперативным опытом с молодыми коллегами.
Верным другом и помощником Ивана Ивановича на протяжении всей его жизни была Елена Ильинична. Они вместе вырастили и воспитали двух сыновей, Николая и Александра, и дочь Арфеник. Николай стал известным журналистом, Александр - дипломатом, а Арфеник посвятила себя семье. Внуки впитали лучшие качества династии Агаянцев.
Иван Иванович Агаянц умер в расцвете творческих сил 12 мая 1968 года - сказались многолетняя болезнь и работа на износ. Иван Иванович жил разведкой, отдавая ей все силы и знания. Всё в нём было подчинено служению Родине, обеспечению её безопасности.
Автор выражает благодарность дочери И.И. Агаянца Арфеник Ивановне за предоставленные материалы.
На снимках: Генерал-майор И.И. Агаянц; Иван Агаянц - красноармеец. Москва, 25 декабря 1934 г.; Москва, с женой Еленой Ильиничной, 1958 г.; Иван Иванович в курдском горном селении в местной одежде. Иран, начало 1940-х годов; И.И. Агаянц в гриме. Ориентировочно - конец 1940-х годов.
Источник
Фильм, где Иван Иванович - резидент в Тегеране.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]