Что я думаю про японский детский сад
---
В субботу закончилась наша "лялечная эпоха" - мы отстояли выпускной в детском саду. День был непростой и для нас, и для ребенка - церемония во всех садиках традицонно проходит с таким накалом эмоций, что сдержать слезы могут только очень хладнокровные люди, а таких немного среди детей, их матерей и воспитателей. Судя по откликам читателей, которые очень далеки от реалий японской жизни, вся эта история мало кому понятна - с одной стороны, замшелый темный дресс-код, который многих возмутил в прошлом посте, и муштра детей, которые одинаково кланяются и по команде входят и выходят. С другой стороны, ценности японского воспитания, о которых ходят легенды, что мол детям все разрешается...И чего все в итоге плачут? А как же держать лицо?!
Зная, что мне будет очень тяжело на выпускной церемонии - есть у меня такая травмишка - я вначале думала, не сломать ли руку-ногу, или может родить, что угодно, только бы избежать необходимости там присутствовать...Потому решила взять проблему измором и записалась в родительский комитет по подготовке выпускных мероприятий. Эту трагикомическую историю я вам расскажу завтра, иначе получится слишком многабукв.
Я не до конца еще разгадала феномен японского воспитания, честно говоря, хотя в садик мы ходили 5,5 лет. Ни один из наших воспитателей, а они менялись каждый год, ни разу не выдал напряжения - они все были абсолютно непробиваемы детскими визгами, не выглядели усталыми, терпеливо работали с нами, не все понимающими иностранками. Могло бы показаться, что они относятся к работе именно как к работе, не вовлекаются эмоционально - дети ведь для них все одинаковые, приходят и уходят каждый год. Но каждый год бедные сенсеи плачут навзрыд, не могут сказать свою речь, и видно, что они привязываются к детям. В сад можно отдавать начиная с младенческого возраста, воспитатели бесконечно носят малышей на руках, и на спине, и кормят, и нянчат как надо. Нашу безутешную ляльку заведующая садика долго держала на коленях и кормила с ложечки (пока безутешная мама подвывала под окнами, следя, все ли в порядке у ребенка). Еще мне запомнилась "диаграмма плача" - в дневнике отмечали, что вчера плакала вот столько, а сегодня уже вот столько, причем все это с таким легким и совершенно лишенным тревоги смехом, что было понятно - для японцев дети это что-то вроде природного явления, мы же не бегаем в ужасе и не спрашиваем в фейсбуке, что делать, когда гремит гром....
И вот прошло время, в 3 года переход из младенческого садика в более взрослое его дошкольное отделение не прошел для меня незамеченным. Сенсеи стали, как бы это сказать, потверже, и заметно прибавилось дисциплины. Кроме того, нужно было следить за расписанием - его выдавали на год вперед и перед началом каждого месяца, и если читать невнимательно, можно было пропустить, что в определенный день ребенок идет в садик в парадной форме, или нужно собрать ему рюкзак на прогулку с обедом. Проблемы в принципе можно оперативно решить с утра, а все воспитатели, кроме одной (которая, похоже, просто не могла преодолеть порог смущения из-за того, что ей нужно общаться с иностранкой), накануне мне, непутевой, повторяли важные моменты. Ну а к старшей группе моя дочь уже поняла, что маму надо контролировать, и зудела про свои рюкзаки, парадную форму, дополнительные пакеты, конверты и концерты, пока не убедится, что горе-мать все исполнила. А еще одной маме-иностранке воспитатель делала инструкции в картинках - вот такие, это про то, что нужно привести ребенка в парадной форме на концерт.
Наш садик - немного необычная форма, он объединяет две основные японские системы: сад как место присмотра за детьми в возрасте от 0 (для работающих родителей) и сад как обязательное образовательное дошкольное учреждение от 3 до 6 лет (для неработающих, но у нас есть опция и для работающих). Садик как образовательное заведение подразумевает довольно насыщенную программу - у нас были кружки с приходящими сенсеями: футбол, английский язык, балет, спортивная гимнастика; все не очень часто - от 2 до 4 раз в месяц (и весьма недешево, от 30 до 50 долларов в месяц с дополнительной суммой при поступлении). Кроме того, периодические поездки на прогулку в отдаленные парки, в планетарий, визиты в соседний дом престарелых, игры с первоклассниками из ближайшей школы, ночевка в онсене, самостоятельное изготовление чайной чашки из керамики, занятия на мелодике, обязательный для всех кружок по чайной церемонии с настоящей бабушкой в кимоно. Поделки, рисунки, сотни всяких детских песенок на каждый случай - для чистки зубов, для уборки игрушек, для прощания в конце дня. Прибавьте к этому регулярные учения на случай землетрясения, визиты на почту и в полицию, приезд пожарной машины, беседы о том, как себя вести с подозрительными людьми на улице. Официально подготовки к 1 классу и занятий по японскому языку вроде как нет, но в игровой форме детям объясняют азбуку, и к выпускному каким-то образом все более-менее читают и пишут на хирагане, а также считают до 100.
Что я заметила - дети очень любят сенсеев, висят на них, при этом личное сближение сенсеев с родителями не приветствуется. Однажды я попросила для фотосъемки сделать мне около 20 журавликов оригами и в благодарность принесла маленький пакет пирожных, сенсей была в ужасе и брать их отказывалась. Можно принести в учительскую традиционный гастрономический подарок из отпуска для всех, но личные подарки ни от детей, ни от взрослых не принимают. Угощения для детей в младших группах тоже не принимаются, хотя в последний год 5-6 летним уже можно было коллективно поедать сладости привезенные например из Диснейленда. За исключением аллергиков - они сами знают, что им нельзя, и конфликтов не возникает.
Ну а что же сенсеи? Я не знаю, где делают этих людей и как их закаляют. Каждый наш концерт - по пению, или со сценками, или ежегодный спортивный праздник - мне хотелось плакать от благодарности за их труд. Когда мне удается дома отрегулировать быт своенравного ребенка, чтобы он вовремя был накормлен, достаточно развлечен, помыт, поигран, сделал хоть что-то полезное для своего развития - я уже чувствую себя героем и выдыхаю с облегчением. А у них десятки детей со смехом и прибаутками играют на музыкальных инструментах (почти что в унисон!) , разыгрывают сценки (да, в 3 года половина артистов рыдает, но но сцены не уходит )), могут ровно стоять, не убегать из хора....В общем, слушаются. Абсолютно все и всегда, по мановению руки воспитателя готовы на все. Причем я бы не сказала, что у моего ребенка (и у друзей, мы все тесно общаемся между собой и с детьми) был какой-то ощутимый стресс от этой дрессировки. Дочка дома пела песни и повторяла слова спектакля, а когда ей удалось выиграть место дирижера оркестра на спартакиаде, очень ответственное, то она наверное месяц упорно тренировалась дома с обувным рожком вместо жезла )) Все это она проделывала с самым солидным видом, чувствовалось, что ей очень нравится такая взрослая деятельность, и чем ответственнее был концерт, тем она больше важничала. Точно могу сказать, что страха перед неудачей или ошибкой не было ни у нас, ни у кого из друзей-ровесников. Перед спартакиадой дочка написала сенсею письмо с картинками: мол, я буду очень стараться, даже если у меня будут болеть руки от тяжелого жезла )) она переживала, что на репетициях не все получалось, а когда я спрашивала, ругают ли их, говорила, что строгим голосом разговаривают.
https://instagram.com/p/BgscHGmADSJ
Знаю, что сейчас это не модно, но у меня самой очень строгое воспитание, и я, если честно, люблю дисциплину и режим, поэтому японские порядки мне по душе. В моем понимании, внутренняя свобода личности может процветать в приличных внешних рамках, и если положено в коллективе детям постоять 15 минут и попеть в хоре - значит надо стоять и петь, а не, скажем, лежать на полу, если того требует внутреннее Я и так далее. При этом я наблюдала у нас настоящее педагогическое чудо - как вели из года в год детей-аутистов, следуя их потребностям. К ним был приставлен дополнительный воспитатель, при этом дети были полностью включены во все мероприятия. Когда они не могли выходить на сцену со всеми - воспитатель стояла с ними за ручку, подкладывала игрушки для отвлекающего маневра или уводила, по ситуации, при желании они висели на сенсеях сколько им вздумается, остальные дети их нянчили, поделки доделывались, песни пелись, рисунки дорисовывались....В итоге к выпуску никто бы в жизни не определил в толпе детей, кто из них " какой-то не такой", пусть он не может поддержать долгую беседу или не выполнит просьбу с первого раза. И представьте чувства матерей и степень их благодарности за то, что детей не только не выкинули из системы, но и ухитрились сделать их существование в этой системе комфортным и легким.
В общем, через 2 недели мы стартуем в 1 класс. Пока все это покрыто для меня мраком, и конечно очень неспокойно...Буду надеяться на главенство логики и здравого смысла в японской системе.
У меня есть сохраненная сториз из инстграма про выпускной, но ее уже многие посмотрели, не знаю, нужна ли она здесь.
Зная, что мне будет очень тяжело на выпускной церемонии - есть у меня такая травмишка - я вначале думала, не сломать ли руку-ногу, или может родить, что угодно, только бы избежать необходимости там присутствовать...Потому решила взять проблему измором и записалась в родительский комитет по подготовке выпускных мероприятий. Эту трагикомическую историю я вам расскажу завтра, иначе получится слишком многабукв.
Я не до конца еще разгадала феномен японского воспитания, честно говоря, хотя в садик мы ходили 5,5 лет. Ни один из наших воспитателей, а они менялись каждый год, ни разу не выдал напряжения - они все были абсолютно непробиваемы детскими визгами, не выглядели усталыми, терпеливо работали с нами, не все понимающими иностранками. Могло бы показаться, что они относятся к работе именно как к работе, не вовлекаются эмоционально - дети ведь для них все одинаковые, приходят и уходят каждый год. Но каждый год бедные сенсеи плачут навзрыд, не могут сказать свою речь, и видно, что они привязываются к детям. В сад можно отдавать начиная с младенческого возраста, воспитатели бесконечно носят малышей на руках, и на спине, и кормят, и нянчат как надо. Нашу безутешную ляльку заведующая садика долго держала на коленях и кормила с ложечки (пока безутешная мама подвывала под окнами, следя, все ли в порядке у ребенка). Еще мне запомнилась "диаграмма плача" - в дневнике отмечали, что вчера плакала вот столько, а сегодня уже вот столько, причем все это с таким легким и совершенно лишенным тревоги смехом, что было понятно - для японцев дети это что-то вроде природного явления, мы же не бегаем в ужасе и не спрашиваем в фейсбуке, что делать, когда гремит гром....
И вот прошло время, в 3 года переход из младенческого садика в более взрослое его дошкольное отделение не прошел для меня незамеченным. Сенсеи стали, как бы это сказать, потверже, и заметно прибавилось дисциплины. Кроме того, нужно было следить за расписанием - его выдавали на год вперед и перед началом каждого месяца, и если читать невнимательно, можно было пропустить, что в определенный день ребенок идет в садик в парадной форме, или нужно собрать ему рюкзак на прогулку с обедом. Проблемы в принципе можно оперативно решить с утра, а все воспитатели, кроме одной (которая, похоже, просто не могла преодолеть порог смущения из-за того, что ей нужно общаться с иностранкой), накануне мне, непутевой, повторяли важные моменты. Ну а к старшей группе моя дочь уже поняла, что маму надо контролировать, и зудела про свои рюкзаки, парадную форму, дополнительные пакеты, конверты и концерты, пока не убедится, что горе-мать все исполнила. А еще одной маме-иностранке воспитатель делала инструкции в картинках - вот такие, это про то, что нужно привести ребенка в парадной форме на концерт.
Наш садик - немного необычная форма, он объединяет две основные японские системы: сад как место присмотра за детьми в возрасте от 0 (для работающих родителей) и сад как обязательное образовательное дошкольное учреждение от 3 до 6 лет (для неработающих, но у нас есть опция и для работающих). Садик как образовательное заведение подразумевает довольно насыщенную программу - у нас были кружки с приходящими сенсеями: футбол, английский язык, балет, спортивная гимнастика; все не очень часто - от 2 до 4 раз в месяц (и весьма недешево, от 30 до 50 долларов в месяц с дополнительной суммой при поступлении). Кроме того, периодические поездки на прогулку в отдаленные парки, в планетарий, визиты в соседний дом престарелых, игры с первоклассниками из ближайшей школы, ночевка в онсене, самостоятельное изготовление чайной чашки из керамики, занятия на мелодике, обязательный для всех кружок по чайной церемонии с настоящей бабушкой в кимоно. Поделки, рисунки, сотни всяких детских песенок на каждый случай - для чистки зубов, для уборки игрушек, для прощания в конце дня. Прибавьте к этому регулярные учения на случай землетрясения, визиты на почту и в полицию, приезд пожарной машины, беседы о том, как себя вести с подозрительными людьми на улице. Официально подготовки к 1 классу и занятий по японскому языку вроде как нет, но в игровой форме детям объясняют азбуку, и к выпускному каким-то образом все более-менее читают и пишут на хирагане, а также считают до 100.
Что я заметила - дети очень любят сенсеев, висят на них, при этом личное сближение сенсеев с родителями не приветствуется. Однажды я попросила для фотосъемки сделать мне около 20 журавликов оригами и в благодарность принесла маленький пакет пирожных, сенсей была в ужасе и брать их отказывалась. Можно принести в учительскую традиционный гастрономический подарок из отпуска для всех, но личные подарки ни от детей, ни от взрослых не принимают. Угощения для детей в младших группах тоже не принимаются, хотя в последний год 5-6 летним уже можно было коллективно поедать сладости привезенные например из Диснейленда. За исключением аллергиков - они сами знают, что им нельзя, и конфликтов не возникает.
Ну а что же сенсеи? Я не знаю, где делают этих людей и как их закаляют. Каждый наш концерт - по пению, или со сценками, или ежегодный спортивный праздник - мне хотелось плакать от благодарности за их труд. Когда мне удается дома отрегулировать быт своенравного ребенка, чтобы он вовремя был накормлен, достаточно развлечен, помыт, поигран, сделал хоть что-то полезное для своего развития - я уже чувствую себя героем и выдыхаю с облегчением. А у них десятки детей со смехом и прибаутками играют на музыкальных инструментах (почти что в унисон!) , разыгрывают сценки (да, в 3 года половина артистов рыдает, но но сцены не уходит )), могут ровно стоять, не убегать из хора....В общем, слушаются. Абсолютно все и всегда, по мановению руки воспитателя готовы на все. Причем я бы не сказала, что у моего ребенка (и у друзей, мы все тесно общаемся между собой и с детьми) был какой-то ощутимый стресс от этой дрессировки. Дочка дома пела песни и повторяла слова спектакля, а когда ей удалось выиграть место дирижера оркестра на спартакиаде, очень ответственное, то она наверное месяц упорно тренировалась дома с обувным рожком вместо жезла )) Все это она проделывала с самым солидным видом, чувствовалось, что ей очень нравится такая взрослая деятельность, и чем ответственнее был концерт, тем она больше важничала. Точно могу сказать, что страха перед неудачей или ошибкой не было ни у нас, ни у кого из друзей-ровесников. Перед спартакиадой дочка написала сенсею письмо с картинками: мол, я буду очень стараться, даже если у меня будут болеть руки от тяжелого жезла )) она переживала, что на репетициях не все получалось, а когда я спрашивала, ругают ли их, говорила, что строгим голосом разговаривают.
https://instagram.com/p/BgscHGmADSJ
Знаю, что сейчас это не модно, но у меня самой очень строгое воспитание, и я, если честно, люблю дисциплину и режим, поэтому японские порядки мне по душе. В моем понимании, внутренняя свобода личности может процветать в приличных внешних рамках, и если положено в коллективе детям постоять 15 минут и попеть в хоре - значит надо стоять и петь, а не, скажем, лежать на полу, если того требует внутреннее Я и так далее. При этом я наблюдала у нас настоящее педагогическое чудо - как вели из года в год детей-аутистов, следуя их потребностям. К ним был приставлен дополнительный воспитатель, при этом дети были полностью включены во все мероприятия. Когда они не могли выходить на сцену со всеми - воспитатель стояла с ними за ручку, подкладывала игрушки для отвлекающего маневра или уводила, по ситуации, при желании они висели на сенсеях сколько им вздумается, остальные дети их нянчили, поделки доделывались, песни пелись, рисунки дорисовывались....В итоге к выпуску никто бы в жизни не определил в толпе детей, кто из них " какой-то не такой", пусть он не может поддержать долгую беседу или не выполнит просьбу с первого раза. И представьте чувства матерей и степень их благодарности за то, что детей не только не выкинули из системы, но и ухитрились сделать их существование в этой системе комфортным и легким.
В общем, через 2 недели мы стартуем в 1 класс. Пока все это покрыто для меня мраком, и конечно очень неспокойно...Буду надеяться на главенство логики и здравого смысла в японской системе.
У меня есть сохраненная сториз из инстграма про выпускной, но ее уже многие посмотрели, не знаю, нужна ли она здесь.
Взято: melon-panda.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]