Как советская подлодка «Щука» уходила от немцев под парусом
---
19 марта 1942 года подводная лодка Щ-421 вышла из Полярного в очередной боевой поход. Как оказалось, он стал для корабля и его экипажа проверкой на везучесть. Переменчивая и капризная фортуна никак не могла решить, как ей относиться к этой советской подлодке – подставить ее под крупные неприятности или наоборот, помочь.
Подводники были уверены, что им не везет. 20 марта они упустили возможность для атаки немецких кораблей, ставивших мины в районе полуострова Рыбачий. Потом, 28 марта «Щука» вышла в атаку на немецкий конвой около мыса Нордкап. Но атака завершилась неудачей – торпеды прошли мимо цели.
На самом деле экипаж даже не представлял себе, насколько ему везло. Все это время Щ-421 действовала, находясь на выставленном немцами в феврале 1942 года минном заграждении. Советская подлодка проходила между минами по два раза в день. И экипаж даже не замечал этого.
3 апреля экипажу сообщили, что подлодка награждена орденом Красного Знамени за «образцовое выполнение боевых заданий». А 8 апреля везение окончательно закончилось. Все на том же самом минном заграждении, которое немцы называли «Урсула», подлодка напоролась на мину.
Взрыв оказался не самым мощным, поэтому Щ-421 осталась на плаву. Но ущерб от взрыва оказался приличным. Была нарушена герметичность кормового отсека, повреждены кормовые торпедные аппараты и приборы, в том числе гирокомпас и магнитный компас. Но самое главное было даже не это, а то, что линии гребного вала перебило, а концы утонули вместе с винтами. Лодка потеряла ход и возможность погружаться.
Оценив степень бедствия, командир Щ-421 капитан-лейтенант Фёдор Видяев дал в штаб радиограмму, в которой сообщил обстановку и передал просьбу о помощи. Но пока помощь не пришла, надо было бороться, так как корабль мог затонуть. Моряки откачали воду из аварийных отсеков, потом зарядили аккумуляторы и попытались вернуть ход, после чего узнали, что хода не будет – винтов нет. Тем не менее, Видяев, чтобы у экипажа сохранился боевой дух, приказал продолжать ремонтные работы.
В штабе Северного флота, получив радиограмму, послали на помощь «Щуке» подлодку К-22 под командованием кавторанга Виктора Котельникова. Но он должен был еще приплыть, а тем временем неуправляемая лодка начала постепенно дрейфовать к берегу, занятому немцами. И тогда старпом Алексей Каутский предложил поставить парус!
Придумано – сделано. Паруса сварганили из чехлов для дизелей, а закрепили их на перископах. Если это был и не первый случай использования парусов подлодкой, то на Севере это было уж точно в первый раз.
Несколько часов «Щука» шла по ветру. Но оторваться и уйти от немецкого берега так и не получилось. Утром 9 апреля было решено занять позиционное положение и убрать парус. До берега оставалось несколько миль. Но если бы паруса не поставили, то подлодку уже прибило бы к берегу. Понимая, что рано или поздно это случится, моряки подготовили корабль и секретные документы к уничтожению. Оставалось только дождаться, кто вперед – помощь или немцы.
Но помощь все-таки пришла первой. Сначала подошедшая в указанный район К-22 не обнаружила «Щуку» и не смогла связаться с ней по радио. Только через несколько часов моряки с К-22 заметили поврежденный корабль коллег. Они подошли к нему и попытались взять Щ-421 на буксир, но не получилось. А тут еще и появился немецкий самолет и на берегу тоже заметили советских подводников.
В связи с такими обстоятельствами экипаж Щ-421 перешел на К-22, после чего «Щуку» торпедировали и та через несколько секунд после взрыва затонула. А К-22 на следующий день вернулась с пассажирами на базу в Полярный.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]