Павел Таганрогский
---
Сегодня, 23 марта, день памяти святого покровителя Таганрога старца Павла
В этот день, в 1879 году он умер, и удивительно, несмотря на все усилия официальной Церкви, несмотря на 70 лет богоборческой власти, память о нём сохранилась до наших дней, и сегодня тысячи и тысячи верующих паломников посещают его могилу, келью, где он жил...
Вообще поклонение благочестивому старцу началось ещё задолго до его смерти, и носило характер скорее языческий, было замешано на суеверных представлениях о чуде, и исходило от людей истово верующих но тёмных, необразованных.
Образованные люди того времени, живущие в Таганроге, будучи глубоко верующими, очень сдержанно относились к популярному в народе старцу, такое же отношение к нему, за редким исключением, было и у иерархов того времени.
По сегодняшним представлениям старец Павел, организовавший вокруг себя группу почитателей-послушников, был бы назван сектантом, а его паства - типичной сектой. Впрочем, это говорит скорее в его пользу, нежели наоборот.
Сразу после смерти могила старца превратилась в место поклонения языческого толка - больные и ущербные лежали на земле, иногда ели землю, молясь о выздоровлении. Естественно, такое положение дел не могло не вызывать раздражения у священнослужителей, известно, что имели место конфликты, связанные с процедурными вопросами осуществления культа. Но вместе с тем, видя какой притягательной силой является имя старца Павла для большого числа простых людей, никто не смел открыто им противиться, и когда один из почитателей старца, некто Иван Никитович Ионикин изъявил желание за счёт собственных средств возвести на могиле старца часовню, ему это разрешили, и часовня, отстроенная в 1905 году, стала местом паломничества сотен и сотен верующих
Рядом с могилой старца Павла, слева от него, был похоронен его послушник, старец Емельян.
Отставной солдат, он появился в келье у Павла незадолго до смерти последнего, когда самому Емельяну уже было за 60.
Емельян остался жить при старце, и известно, что ему порой доставалось от Павла - в сообществе царили довольно суровые порядки, и Павел мог запросто огреть дубиной и Емельяна и своих послушниц-женщин.
Емельян пережил Павла на 20 лет, сам стал глубоким старцем, и был похоронен рядом с Павлом
на фото - старец Емельян
Но никто не сделал для прославления старца Павла больше, чем его послушница Мария Величко.
Она появилась у Павла тоже относительно поздно, была моложе его на 60 лет, и не считалась старшей среди послушниц. Мария выполняла роль кухарки, и как говорили, жила со старцем как муж с женой. Это не было чем-то греховным, поскольку старец не был монахом, и более того, возможно это является и вовсе сознательно распространяемой в советское время дезинформацией, что бы опорочить матушку Марию.
Ей выпала очень нелёгкая доля нести свой крест...
Вообще, о жизни Павла Павловича Стожкова известно очень немного, и главным образом со слов его послушницы, которая написала такую брошюру
Гораздо больше известно о Марии Величко, которой выпало прославлять имя учителя, когда к власти пришли большевики.
Они заставляли Марию отречься от старца, обвиняли её в спекуляции, в мошенничестве и даже в контрреволюционной деятельности.
За что мать Мария подверглась репрессиям, была выслана на крайний север...
Советские газеты того времени сохранили заметки и статьи, клеймящие позором мать Марию и её послушниц
В 1911 году на месте деревянной часовни было принято решение построить большую кирпичную.
За дело взялись с размахом всем миром
Внутри уже всё было в мраморе, и рядом со старцем Павлом уже не было старца Емельяна.
Много позже, рядом со старцем Павлом появится могила старицы Марии, которая прожила 91 год, и умерла в период немецкой оккупации. Немцы с большим уважением и пиететом относились к древней, одетой во всё чёрное, Марии, они знали, что та была преследуема большевиками, и похоронили старицу с большими почестями.
После войны все эти захоронения были разорены, в хрущёвское время пришёл черёд второй волны богоборчества, и кажется, о старце Павле и старице Марии забыли навсегда.
И в самом деле, всю жизнь живя в Таганроге, я никогда в 70, 80-е годы не слышал от пожилых людей ни о старце Павле, ни о матушке Марии.
Тем не менее этот огонёк не погас, он тлел, бережно сохраняемый верующими людьми, которые передовали его из рук в руки.
И вот в наше время произошло невероятное - старца Павла не только вспомнили, но и прославили, причислили к лику святых, и кажется, сделали одним из брендов Таганрога. Чиновники, ответственные за развитие туризма, говорят о паломническом туризме наравне с пляжным.
У меня самого к этому отношение, скажем так, двойственное, но это уже совсем другая история...
В этот день, в 1879 году он умер, и удивительно, несмотря на все усилия официальной Церкви, несмотря на 70 лет богоборческой власти, память о нём сохранилась до наших дней, и сегодня тысячи и тысячи верующих паломников посещают его могилу, келью, где он жил...
Вообще поклонение благочестивому старцу началось ещё задолго до его смерти, и носило характер скорее языческий, было замешано на суеверных представлениях о чуде, и исходило от людей истово верующих но тёмных, необразованных.
Образованные люди того времени, живущие в Таганроге, будучи глубоко верующими, очень сдержанно относились к популярному в народе старцу, такое же отношение к нему, за редким исключением, было и у иерархов того времени.
По сегодняшним представлениям старец Павел, организовавший вокруг себя группу почитателей-послушников, был бы назван сектантом, а его паства - типичной сектой. Впрочем, это говорит скорее в его пользу, нежели наоборот.
Сразу после смерти могила старца превратилась в место поклонения языческого толка - больные и ущербные лежали на земле, иногда ели землю, молясь о выздоровлении. Естественно, такое положение дел не могло не вызывать раздражения у священнослужителей, известно, что имели место конфликты, связанные с процедурными вопросами осуществления культа. Но вместе с тем, видя какой притягательной силой является имя старца Павла для большого числа простых людей, никто не смел открыто им противиться, и когда один из почитателей старца, некто Иван Никитович Ионикин изъявил желание за счёт собственных средств возвести на могиле старца часовню, ему это разрешили, и часовня, отстроенная в 1905 году, стала местом паломничества сотен и сотен верующих
Рядом с могилой старца Павла, слева от него, был похоронен его послушник, старец Емельян.
Отставной солдат, он появился в келье у Павла незадолго до смерти последнего, когда самому Емельяну уже было за 60.
Емельян остался жить при старце, и известно, что ему порой доставалось от Павла - в сообществе царили довольно суровые порядки, и Павел мог запросто огреть дубиной и Емельяна и своих послушниц-женщин.
Емельян пережил Павла на 20 лет, сам стал глубоким старцем, и был похоронен рядом с Павлом
на фото - старец Емельян
Но никто не сделал для прославления старца Павла больше, чем его послушница Мария Величко.
Она появилась у Павла тоже относительно поздно, была моложе его на 60 лет, и не считалась старшей среди послушниц. Мария выполняла роль кухарки, и как говорили, жила со старцем как муж с женой. Это не было чем-то греховным, поскольку старец не был монахом, и более того, возможно это является и вовсе сознательно распространяемой в советское время дезинформацией, что бы опорочить матушку Марию.
Ей выпала очень нелёгкая доля нести свой крест...
Вообще, о жизни Павла Павловича Стожкова известно очень немного, и главным образом со слов его послушницы, которая написала такую брошюру
Гораздо больше известно о Марии Величко, которой выпало прославлять имя учителя, когда к власти пришли большевики.
Они заставляли Марию отречься от старца, обвиняли её в спекуляции, в мошенничестве и даже в контрреволюционной деятельности.
За что мать Мария подверглась репрессиям, была выслана на крайний север...
Советские газеты того времени сохранили заметки и статьи, клеймящие позором мать Марию и её послушниц
В 1911 году на месте деревянной часовни было принято решение построить большую кирпичную.
За дело взялись с размахом всем миром
Внутри уже всё было в мраморе, и рядом со старцем Павлом уже не было старца Емельяна.
Много позже, рядом со старцем Павлом появится могила старицы Марии, которая прожила 91 год, и умерла в период немецкой оккупации. Немцы с большим уважением и пиететом относились к древней, одетой во всё чёрное, Марии, они знали, что та была преследуема большевиками, и похоронили старицу с большими почестями.
После войны все эти захоронения были разорены, в хрущёвское время пришёл черёд второй волны богоборчества, и кажется, о старце Павле и старице Марии забыли навсегда.
И в самом деле, всю жизнь живя в Таганроге, я никогда в 70, 80-е годы не слышал от пожилых людей ни о старце Павле, ни о матушке Марии.
Тем не менее этот огонёк не погас, он тлел, бережно сохраняемый верующими людьми, которые передовали его из рук в руки.
И вот в наше время произошло невероятное - старца Павла не только вспомнили, но и прославили, причислили к лику святых, и кажется, сделали одним из брендов Таганрога. Чиновники, ответственные за развитие туризма, говорят о паломническом туризме наравне с пляжным.
У меня самого к этому отношение, скажем так, двойственное, но это уже совсем другая история...
Взято: skif-tag.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]