Удлинение долгов
27.02.2018 434 0 0 davydov-index

Удлинение долгов

---
0
В закладки
Впервые за 10 лет структура госдолга российских регионов изменилась — в них стало больше облигационных займов и меньше банковских кредитов. Сумма долгов также стала меньше.

Удлинение долгов регионов, рублей, долга, долгов, регионы, сокращение, доходов, субъектов, может, госдолга, государственного, займов, роста, бюджетных, задолженности, Fitch, больше, хорошо, связи, область


Как говорится в обзоре региональных финансов рейтингового агентства АКРА, доля облигаций в долге выросла с 19% до 24%, а доля банковских кредитов, напротив, сократилась с 34% до 29%. Размер задолженности регионов по облигациям (549 млрд рублей на 1 января 2018 года) оказался рекордным с 2010 года. Объем размещений в 2017 году (199 млрд рублей) был на треть больше, чем годом ранее.

По данным "Коммерсанта", регионы стали активнее занимать через выпуск ценных бумаг из-за снижения ставок и желания зафиксировать дешевый долг на длинный период. Издание отмечает, что на облигационный рынок вышли даже те регионы, которые раньше не прибегали к такому типу займов, либо делали это очень давно — Карачаево-Черкесия, Ненецкий АО, Курская, Орловская, Саратовская, Ульяновская области и Санкт-Петербург.

Аналитики отмечают, что по итогам 2017 года общий госдолг регионов сократился почти на 40 млрд рублей (-2%) — с 2,353 до 2,315 трлн рублей. Агентство Fitch подчеркивает, что это произошло впервые за 10 лет и во многом связано с тем, что бюджеты 45 регионов в ушедшем году оказались профицитными. Ранее размер госдолга субъектов федерации рос в среднем на 23% в год. Только в 2016 году темпы роста сократились до 2%.

"Улучшение бюджетных показателей регионов в 2017 году вызвано сокращением расходов и ростом доходов, прежде всего за счет возобновления роста сборов налога на прибыль организаций на фоне восстановления экономики", — говорится в комментарии Fitch.

Учитывая почти неконтролируемый рост кредиторской задолженности регионов, сокращение госдолга в правительстве РФ называют успехом. При этом рост облигационных займов вряд ли можно назвать проблемой, так как именно на такой сценарий развития события регионы настраивал Минфин: сокращение использования бюджетных и банковских кредитов и наращивание длинных облигационных заимствований.

Впрочем, части регионов федеральный центр помог напрямую. Так, по итогам 2017 года из федерального бюджета территориями выделили 334 млрд рублей. При этом, в законе о бюджете говорилось, что меры поддержки составят 200 млрд рублей.

Большая часть разницы — это кредиты, досрочно возвращенные из-за нарушения обязательств перед Минфином и вернувшиеся в регионы в виде новых займов на пять лет с последующей реструктуризацией. В итоге, многие субъекты федерации с высокой долговой нагрузкой получили деньги, которые будут на семь лет, что частично избавит их как от риска рефинансирования, так и от процентного бремени, отмечают аналитики Fitch.

По расчетам рейтингового агентства, общий дефицит региональных бюджетов до движения долга находился на уровне менее 1% от общих доходов регионов в 2017 году. Сейчас эксперты ожидают дальнейшей консолидации бюджетных показателей и сохранения общего регионального долга на умеренном уровне (около 25% от общих доходов).

Впрочем, аналитики обращают внимание на серьезный дисбаланс в уровнях долга — на фоне сокращения совокупного показателя у 31 региона в 2017 году он все-таки вырос. Также Fitch тревожит возможность того, что "сокращение долга в 2017 году могло быть частично обусловлено увеличением кредиторской задолженности, которая не видна в официальной отчетности".

По данным агентства РИА "Рейтинг", в 2017 году в 49 регионах России сократился объем государственного долга. Наибольший вклад в снижение суммарного объема задолженности внесла Москва (-27,5 млрд рублей) и Челябинская область (-12,9 млрд рублей), а также еще четыре региона, чей госдолг сократился на 5-8 миллиардов рублей. Но их усилия были частично нивелированы ростом госдолга Санкт-Петербурга (+21,1 млрд рублей) и Республики Мордовия (+9,8 млрд рублей).

Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2017 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9,1%, при этом сокращение было зафиксировано в 15 регионах. Объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 9,2%.

В семи регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета: в этот список вошли Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия, Кабардино-Балкария, Орловская и Псковская область. Эксперты назвали эти регионы "аутсайдерской семеркой", но отметили, что в прошлом году таких субъектов страны было восемь.

Изменение структуры и суммы госдолга регионов оценивает кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления Дальневосточного института управления РАНХиГС Владимир Норин: "Сейчас просто регионы не могут набирать больше долгов, потому что больше уже некуда. Да, действительно, долги уменьшились, потому что увеличилась долговая нагрузка на физических лиц и на малый и средний бизнес. <...> В этой связи я думаю, что долговая нагрузка на субъекты в РФ останется той же самой, а долги снизились только за счет налоговой нагрузки на население. <...> С одной стороны это для бюджета может быть хорошо, но в конечном итоге может вылиться в негативное давление на экономику в целом.
Я согласен с тем, что идет искажение отчетности. Статистика искажена в какой-то степени из конъюнктурных соображений. В целом картина не такая радужная."

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета Дмитрий Губанов отмечает, что реальность оценки экспертов АКРА зависит от того, какими критериями они руководствовались: "Без тщательного анализа трудно сделать какие-то глубокие выводы по сокращению долгов. В данном случае изменение структуры госдолга может зависеть от нескольких макроэкономических параметров. <...> В этой связи довольно сложно сказать, что конкретно повлияло на сокращение бюджетных долгов. Экономическая ситуация в стране не благоволит тому, чтобы регионы стали сокращать долги за счет роста доходов. <...> Причина, которую называет рейтинговое агентство АКРА, связана с длинными облигационными займами. Такое действительно может быть, так как облигационные займы теоретически дешевле, чем банковские кредиты, поэтому это позволяет экономить на денежных процентах и сокращать долг. Отчетность тоже могла повлиять на сокращение долга, потому что иногда суметь хорошо отчитаться, может быть, даже лучше, чем что-то хорошо сделать."

Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела региональной экономической политики Института экономики Карельского научного центра РАН Олег Толстогузов связывает изменения в госдолге регионов с проводимой Минфином политикой: "Сокращение долгов регионов определяется политикой Минфина РФ и тем, что большинство субъектов РФ завязаны на федеральных субсидиях. К субъектам предъявляются строгие требования выполнения показателей, вплоть до лишения субсидий в случае невыполнения обязательств. В этой связи снижение долга — это обязательное требование к субъектам РФ. <...> Еще раз подчеркну: главная причина сокращения долгов российских регионов за 2017 год и изменение их структуры связана с жесткой политикой Министерства финансов. <...> Регионы вынуждены искать способы снижения долгов, поэтому кто как может, тот так их и уменьшает. Облигации — довольно рискованная и условная вещь для регионов. В каких-то субъектах РФ она "заходит", а в каких-то нет."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]