Россияне возвращаются в кафе?
---
Росстат зафиксировал рост трат населения на кафе и рестораны. До этого рынок общепита два года падал.
Согласно данным статистического ведомства, в 2017 году россияне проели в кафе и ресторана 1,4 трлн рублей. По сравнению с показателями предыдущего года рынок вырос на 2,5%. Эксперты признают, что эта цифра пока слишком мала для того, чтобы говорить об устойчивом росте, однако отмечают, что обороты отрасли уже не падают.
Снижение рынка общепита до этого происходило на протяжении двух лет подряд: оно было напрямую связано со снижением покупательской способности. По итогам 2015 года обороты отрасли снизились на 5%, в следующем году еще на 2,7%. В результате доля убыточных ресторанов и кафе только в Москве достигла 35%. Сильнее всех пострадали заведения средней ценовой категории, меньше всех — фастфуды.
По данным ГК "Финам" (приводит "Коммерсант"), оборот точек питания по России в 2015 году составил 95% по отношению к 2014-му. А в 2016-м — 97,3%.
Ситуация изменилась холодным летом 2017 года, когда жители страны вынуждены были проводить время не на пляжах, а в кафе. В результате первый летний месяц сразу вышел в плюс, хотя традиционно это время совпадает с сезоном дач и отпусков. Впрочем, уже к концу года по наблюдениям игроков рынка рост снова затормозился.
"По результатам 2017 года, скорее всего, в целом по стране мы должны увидеть нулевое снижение, то есть можно говорить, что фаза падения себя исчерпала и далее последует постепенное восстановление", — прогнозировали в "Финаме" в октябре 2017 года.
Эксперты подчеркивают, что рост рынка мог наметиться в Москве и Санкт-Петербурге, где ситуация, как правило, отличается от других регионов. При этом, когда фиксировалось наибольшее падение отрасли, Москва выглядела заметно хуже, чем другие субъекты федерации. В 2015 году по сравнению с 2014-м оборот столичного общепита составил 91,5%, а в 2016-м — 86,1% от уровня 2015-го. Таким образом, за два года рынок просел на 23%. В то же время в северной столице ситуация кардинальным образом отличалась: в 2015 году — 96% от 2014-го, а в 2016 — рост на 13%, что стало одним из лучших показателей в стране.
Среди причин падения на рынке общепита называют не только покупательскую способность населения, но и неравные условия между игроками. К примеру, иностранные бургерные могут позволить себе снижение цен за счет низких арендных ставок, так как в торговых центрах они платят за помещение всего 5-6% от оборота, тогда как все остальные платят около 20-25%.
По мнению некоторых представителей профессионального сообщества, можно назвать только одну причину, по которой обороты общепита могли оказаться в плюсе — перестали действовать старые правила применения контрольно-кассового оборудования и начался массовый переход кафе и ресторанов на онлайн-кассы. Теперь отчеты о продажах мгновенно отправляются в налоговую службу. Рестораторы признают: чтобы соблюсти букву закона, некоторым компаниям пришлось выйти из "тени". Этим и объясняется прирост показателей.
Еще одним доводом эксперты называют психологический фактор: россияне попросту устали экономить и снова начали ходить и в рестораны. В то же время, говорият они, доходы населения вряд ли сильно изменились, поэтому увеличение потока в заведения общепита может оказаться временным.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостиничного и ресторанного бизнеса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров сомневается в цифрах Росстата: "О росте рынка общепита говорить пока рано. Выводы, сделанные Росстатом, о том, что россияне стали больше тратить на еду вне дома, пока с настоящим положением дел не коннектятся никак. Честно говоря, на данные Росстата рестораторы смотрят с недоверием, потому что непонятно, как ведется подсчет и на что делается акцент. Все говорят, что средний чек падает, хотя и не сильно, но факт остается фактом: падение чека есть. <...> Опять же, что понимать под ростом. В рублях, может быть, рынок общепита растет, а количество посещений и средний чек не увеличиваются. В этой связи не стоит делать поспешные выводы о том, что категория общественного питания выходит из кризиса."
Председатель Ассоциации рестораторов Ульяновской области Марина Никитина отмечает, что некоторый рост в ресторанном бизнесе все же есть, но говорить о масштабной тенденции пока рано: "В настоящее время оживление в ресторанах и кафе наблюдается. Если брать наш регион, то рестораторы открыли несколько новых заведений в этом году — это можно считать неким плюсом в копилку роста рынка общественного питания. Однако пока питание вне дома нельзя считать регулярным. В основном это событийные вещи: праздники, юбилеи, мероприятия. <...> Сейчас уже однозначно можно говорить, что рынок общественного питания оживает. Настрой у рестораторов оптимистический, они уверены, что положение дел станет еще лучше."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Согласно данным статистического ведомства, в 2017 году россияне проели в кафе и ресторана 1,4 трлн рублей. По сравнению с показателями предыдущего года рынок вырос на 2,5%. Эксперты признают, что эта цифра пока слишком мала для того, чтобы говорить об устойчивом росте, однако отмечают, что обороты отрасли уже не падают.
Снижение рынка общепита до этого происходило на протяжении двух лет подряд: оно было напрямую связано со снижением покупательской способности. По итогам 2015 года обороты отрасли снизились на 5%, в следующем году еще на 2,7%. В результате доля убыточных ресторанов и кафе только в Москве достигла 35%. Сильнее всех пострадали заведения средней ценовой категории, меньше всех — фастфуды.
По данным ГК "Финам" (приводит "Коммерсант"), оборот точек питания по России в 2015 году составил 95% по отношению к 2014-му. А в 2016-м — 97,3%.
Ситуация изменилась холодным летом 2017 года, когда жители страны вынуждены были проводить время не на пляжах, а в кафе. В результате первый летний месяц сразу вышел в плюс, хотя традиционно это время совпадает с сезоном дач и отпусков. Впрочем, уже к концу года по наблюдениям игроков рынка рост снова затормозился.
"По результатам 2017 года, скорее всего, в целом по стране мы должны увидеть нулевое снижение, то есть можно говорить, что фаза падения себя исчерпала и далее последует постепенное восстановление", — прогнозировали в "Финаме" в октябре 2017 года.
Эксперты подчеркивают, что рост рынка мог наметиться в Москве и Санкт-Петербурге, где ситуация, как правило, отличается от других регионов. При этом, когда фиксировалось наибольшее падение отрасли, Москва выглядела заметно хуже, чем другие субъекты федерации. В 2015 году по сравнению с 2014-м оборот столичного общепита составил 91,5%, а в 2016-м — 86,1% от уровня 2015-го. Таким образом, за два года рынок просел на 23%. В то же время в северной столице ситуация кардинальным образом отличалась: в 2015 году — 96% от 2014-го, а в 2016 — рост на 13%, что стало одним из лучших показателей в стране.
Среди причин падения на рынке общепита называют не только покупательскую способность населения, но и неравные условия между игроками. К примеру, иностранные бургерные могут позволить себе снижение цен за счет низких арендных ставок, так как в торговых центрах они платят за помещение всего 5-6% от оборота, тогда как все остальные платят около 20-25%.
По мнению некоторых представителей профессионального сообщества, можно назвать только одну причину, по которой обороты общепита могли оказаться в плюсе — перестали действовать старые правила применения контрольно-кассового оборудования и начался массовый переход кафе и ресторанов на онлайн-кассы. Теперь отчеты о продажах мгновенно отправляются в налоговую службу. Рестораторы признают: чтобы соблюсти букву закона, некоторым компаниям пришлось выйти из "тени". Этим и объясняется прирост показателей.
Еще одним доводом эксперты называют психологический фактор: россияне попросту устали экономить и снова начали ходить и в рестораны. В то же время, говорият они, доходы населения вряд ли сильно изменились, поэтому увеличение потока в заведения общепита может оказаться временным.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостиничного и ресторанного бизнеса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров сомневается в цифрах Росстата: "О росте рынка общепита говорить пока рано. Выводы, сделанные Росстатом, о том, что россияне стали больше тратить на еду вне дома, пока с настоящим положением дел не коннектятся никак. Честно говоря, на данные Росстата рестораторы смотрят с недоверием, потому что непонятно, как ведется подсчет и на что делается акцент. Все говорят, что средний чек падает, хотя и не сильно, но факт остается фактом: падение чека есть. <...> Опять же, что понимать под ростом. В рублях, может быть, рынок общепита растет, а количество посещений и средний чек не увеличиваются. В этой связи не стоит делать поспешные выводы о том, что категория общественного питания выходит из кризиса."
Председатель Ассоциации рестораторов Ульяновской области Марина Никитина отмечает, что некоторый рост в ресторанном бизнесе все же есть, но говорить о масштабной тенденции пока рано: "В настоящее время оживление в ресторанах и кафе наблюдается. Если брать наш регион, то рестораторы открыли несколько новых заведений в этом году — это можно считать неким плюсом в копилку роста рынка общественного питания. Однако пока питание вне дома нельзя считать регулярным. В основном это событийные вещи: праздники, юбилеи, мероприятия. <...> Сейчас уже однозначно можно говорить, что рынок общественного питания оживает. Настрой у рестораторов оптимистический, они уверены, что положение дел станет еще лучше."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]