И ещё один день в подвалах Ошуркова
Сегодня приехали из Екатеринбурга, с мастер-класса. Это был третий наш мастер-класс в Доме купца Ошуркова, в Центре традиционной культуры Среднего Урала. Если в первых двух мастер-классах на этой площадке мы делали птиц счастья и ещё какую-то мелочь, то сегодня решили делать туески. Туески - это довольно сложный объект для мастер-класса. Сложность заключается в том, что во-первых нужна горячая вода для распаривания берестяных деталей и полосок оплётки. А во-вторых нужно подгонять деревянные заготовки для донышек.
В условиях нашей мастерской в СЮТе донышки подгоняются на токарном станке. Они подгоняются индивидуально под каждый берестяной корпус. Развёртки берестяных корпусов имеют одинаковые размеры, но сами корпуса одинаковыми не получаются никогда, потому что береста имеет разную толщину и по-разному растягивается. Для этого и нужна индивидуальая подгонка.
В Доме Ошуркова токарного станка нет, поэтому подгонка донышек становится довольно серьёзной проблемой. Из множества мастер-классов, которые мы провели за всю нашу довольно долгую "берестяную деятельность" мастер-классов по туескам было только три. И оба продолжались по два дня. Два раза в Красноуфимске и один раз в в Верх-Нейвинске в "Благом деле". И подгонка донышек всегда была проблемой. Их приходилось подрезать ножом, шкурить наждачной бумагой для того, чтобы немного уменьшить диаметр. Как мы решили эту проблему сегодня - расскажу потом.
Подобные мастер-классы в Доме Ошуркова проводят для педагогов области. По окончании мастер-класса им выдают сертификат о повышении квалификации. Сегодня на мастер-классе было восемь педагогов. Заявилось девять, но одна женщина не смогла приехать. Если на прошлом мастер-классе многие педагоги были из довольно дальних мест области, то сегодня география не была столь обширной. Екатеринбург, Арамиль, Нижний Тагил. Две женщины участвовали в нашем мастер-классе здесь же ещё в в 2012-м году.
Издалека, из Байкаловского района приехала Светлана Вениаминовна Пономарёва. Чтоб добраться до Екатеринбурга вовремя, ей пришлось встать в четыре часа утра.
Светлана Вениаминовна сама делает из бересты разные изделия, в основном плетёные. Бусы, очелья, украшения, солонки-коробочки. Она показала нам, как плести ромбовидные берестяные бусинки. Пока мастер-класс продолжался, мы помнили, как их делать, но по пути домой подзабыли. Теперь пытаемся вспомнить. А из бересты можно сплести даже такую сложную звёздочку. Но как она сделана - это выше нашего понимания. Мы вообще плести из бересты почти не умеем.
Сегодня нас разместили опять в подвале с Котом Учёным. В том самом, где купец хранил свои ценности или продукты. Наверху, в главном зале сегодня Масленица для детей с угощением, поэтому мы здесь. А кто этот мужичок с корзинкой рядом с Котом? Это ж Леший. Я его не сразу узнал.
Там чудеса, там леший бродит...
А вот и волк, который царевне верно служит. Жалко, что росписи пооблупились от сырости.
Сильнее всего пострадал царь Кощей, который над златом чахнет. Мы его и фотографировать не стали.
Постепенно все участники мастер-класса подошли и началась работа. Мастер-класс был рассчитан на пять часов. За эти пять часов участники должны сделать небольшой туесок с пришитым резным элементом, поясками, оплёткой, дном - в общем, со всем необходимым. Аля рассказывает о предстоящей работе.
Пять часов - это немного , чтобы сделать с нуля довольно сложное изделие и научиться работать незнакомыми инструментами. Но людей сложность задачи не пугает. Они смело берутся за бересту.
От одного из наименее приятных видов работ - расслаивания бересты - мы попытались людей избавить. Дали им почти все заготовки уже расслоенными. Потому что потери времени на этой операции могли быть самыми большими, а сделать предстояло ещё много. Береста могла расслаиваться плохо, а могла и не расслаиваться совсем, что тоже бывает, и нередко. Участники мастер-класса расслаивали только заготовки для поясков.
И как всегда много разговоров об инструментах, которыми мы работаем. Всех интересует пробойник на плоскогубцах и возможность приобрести этот инструмент.
-Если бы вы продавали такие пробойники, мы бы увас их купили.
Но к сожалению заказать пробойники у нас теперь негде. Ну и конечно вечная тема: "хорошие инструменты стоят дорого, а те что дёшевы - очень ненадёжны". Вообще, чего только не наслушаешься на мастер-классах от педагогов.
-Мы поедем в Москву учиться живописи у Андрияки и у Церетели.
Я слышал раньше, что скульптор Зураб Церетели занимается и живописью, но не предполагал, что он ещё и учит. Про Андрияку я знал, и какие-то работы его и его учеников были у меня выложены в одном из постов про Тагил. А сейчас посмотрел и оказалось, что не выложил я тогда его работы.
Или рассказ об одной женщине, которая делает из бересты разные штучки и продаёт их. И говорит:
-Вот, пятьсот рублей заработала, теперь на чекушку хватит.
Одна из самых сложных операций - выполнение резьбы на декоративном элементе. Надо сказать, что с этим все справились отлично. Перенесли рисунок через копирку, выполнили резьбу, обрубили край полукруглым резцом. Ничего не срезали лишнего и не порвали, никому не пришлось переделывать. Как всё же хорошо работать с мотивированными людьми. Это не дети, которых нужно всё время уговаривать:
-Ну Васечка, не отвлекайся, сделай ещё вот это, а то твоя мама без подарка останется.
Вырезанный декоративный элемент подклеивается на тёмный фон - бересту окрашенную сначала раствором марганца, потом химической морилкой для придания блеска. Марганец может выгореть на солнце, поэтому морилкой покрывают уже окрашенные кусочки бересты ещё и для предохранения от выгорания.
Теперь декоративный элемент нужно "пришить" берестяными полосками к верхнему слою корпуса туеска. Нужно нарезать берестяные полоски шириной два миллиметра, а это довольно трудно.
Потом проделать самым маленьким пробойником около двадцати отверстий в корпусе туеска. И через эти отверстия приплести декоративный элемент к корпусу. Детский крем нужен для смазки полосок, чтобы полоски скользили в пробитых отверстиях.
Декоративные элементы у нас были двух видов - круглые и прямоугольные. Круглые подшивались "солнышком", прямоугольные - крестиками.
После подшивки декоративного элемента собираем корпус туеска. Все операции по изготовлению простого туеска подробно описаны здесь и здесь.
Готовый собранный корпус без оплётки по краю выглядит так.
А так делается оплётка.
И наконец самое последнее решающее действо - установка дна. И тут хочется поделиться нашей "хитростью". Хитрость была вот такая. На девять предполагаемых участников мастер-класса мы выточили пятьдесят круглых донышек. Все они немного отличались друг от друга размерами. На один-два-три миллиметра. Среди такой кучи деревянных кружочков всегда можно было найти донышко подходящего размера для каждого из туесков. Пятьдесят крышек мы точить уже не стали. Слишком трудоёмко. Конечно, точить такое количество донышек тоже нелегко, но похоже это единственный способ решить проблему с донышками. Остальное хуже.
Если бы все донышки были одинакового размера, то подгонять их пришлось бы уже тут, на мастер-классе, срезая лишнее дерево ножом или стачивая наждачной бумагой, что было бы ещё труднее.
И наконец. Вот они, готовые изделия.
Первые результаты - большая и искренняя радость. Люди трудились и у них получилось.
Трудились почти шесть часов без перерыва на обед. У кого-то от непривычной работы болят пальцы.
И конечно нам всем хочется продолжить наше сотрудничество, хочется, чтобы нас приглашали на мастер-классы почаще. Береста предлагает множество разных способов её обработки, много видов красивых изделий. И на каждом мастер-классе мы можем сделать что-нибудь новое. Но тут есть одно препятствие. И это небольшой спрос на берестяные мастер-классы. Берестяное дело достаточно трудное, да и немного найдётся желающих ехать на мастер-класс издалека. Но кто преодолеет всё, тому вполне по силам научиться обработке бересты.
Взято: guriny.livejournal.com