Алма-Ата: не приезжай – умрёшь!
---
Если вам суждено умереть не своей смертью, то велик шанс, что это случится в Алма-Ате. Алма-Ата – очень опасный город, будьте осторожны!
Первое, что я увидел, проснувшись утром – женщина, которая пыталась идти по городу с коляской. Так как тротуары до сих пор есть не везде, приходилось выходить на дорогу. Машины проносились буквально в сантиметре от детской коляски.
Алма-Ата, кстати, самый опасный город в Казахстане!
В 2016 в ДТП в Казахстане погибли 2390 человек, ещё 23 389 получили травмы
В самом большом городе страны, Алма-Ате, случается в три раза больше ДТП на 100 тысяч человек (311), чем в среднем по Казахстану.
В 2016 году 3628 аварий произошло по вине водителя. И самый распространённый тип ДТП – какой, как вы думаете?
Правильно! Наезд на пешехода. В 2016-м водители в Алма-Ате сбивали пешеходов даже чаще, чем сталкивались с другими автомобилями:
Всего в Алма-Ате в том же году в ДТП погибло 156 человек. Если считать вместе с областью – 662 человека.
Данные: Комитет по статистике Минэкономики Казахстана
В Алма-Ате сейчас проживает 1 797 431 человек. Ближайший по численности населения российский город – Новосибирск (1 602 915 жителей). Для сравнения, в Новосибирске за 2016 год в ДТП погибло 74 человека, в городе вместе с областью – 325 человек. В 2 (!!!) раза меньше!
То есть Россия с её жуткой статистикой ДТП кажется очень благополучной страной на фоне Алма-Аты. Хотя в среднем по Казахстану ситуация намного лучше, чем в крупнейшем городе.
В 2017 году мало что изменилось.
ООН бьёт тревогу по поводу смертности в Казахстане, и виновата в этом прежде всего статистика Алма-Аты:
Кроме очень опасных дорог – мы о них поговорим позднее – есть и другие проблемы.
Алма-Ата уже давно заработала репутацию зоны экологического бедствия. Проблема в том, что город расположен в котловине и поэтому ужасно страдает от пыли и загазованности. Ситуация ухудшается с каждым годом, но никаких радикальных мер по решению проблемы никто не принимает.
Алмаатинцы постоянно живут в густом сером смоге. Этим крупнейший город Казахстана очень напоминает Китай. Главная причина появления смога – автотранспорт. Город сильно перегружен личными автомобилями, на дорогах регулярно возникают пробки, и это ужасно влияет на качество и чистоту воздуха. А из-за окружающих гор он совсем не проветривается – и в итоге город уже много лет остается в плену вонючего облака отходов.
При этом количество автомобилей в Алма-Ате продолжает расти: оно увеличивается в среднем на 40 тысяч автомобилей в год. Из-за огромного количества выбросов в атмосферу горожанам в буквальном смысле нечем дышать.
Также тут некоторые умудряются топить печки покрышками!!! Ну и местная угольная электростанция внесла свою лепту.
Свой вклад в усугубление ситуации внесли и алмаатинские девелоперы. Из-за нехватки земли в городе они начали застраивать окраины, лишая город последнего шанса получить небольшую порцию чистого горного воздуха. Дома очень часто возводились с нарушениями, и получилось так, что они перекрыли воздушные потоки и теперь буквально душат город.
В последние годы власти понемногу стараются поправить положение. Например, они запретили строить в предгорных районах здания выше 12 метров, решили не пускать в город грузовые автомобили и начали высаживать больше деревьев. Также в городе запустили проект платных парковок, сделали выделенные полосы для общественного транспорта, начали развивать велоинфраструктуру и устанавливать бесплатные зарядные станции для электромобилей.
Но перейдём к велодорожкам! Как я уже сказал, акимат Алма-Аты взял курс на город, удобный для людей. И первым делом что надо сделать? Правильно! Велодорожки! Проблема только в том, что их начали проектировать люди, которые сами на велосипеде никогда не ездили и ничего о велодорожках не знают. В результате вся велоинфраструктура в городе сделана хрен пойми как, а перемещаться на велосипеде крайне опасно. Вот, к примеру, велодорожка никак не отделена от проезжей части!
Идём дальше. Велодорожка на пешеходной улице. Вроде бы всё хорошо, она отделена от тротуара кадками с растениями, сделано контрастное покрытие... Но обратите внимание на рельеф. На фото, может быть, не видно, но Алма-Ата стоит под уклоном. Есть чёткое деление на верх и низ. В общем, велосипедисты тут едут как бы с горы.
06. И вот они пересекают трассу! Просто так! Нет ни светофора – ничего! Вообще ад. Кто кому должен уступать? Как вообще можно было сделать такой перекрёсток? Почти все пересечения велодорожек с автомобильными дорогами сделаны очень опасно.
07. Вдруг откуда ни возьмись велодорожка, отделённая от парковки делинаторами. Отлично.. но тем, кто это проектировал, стоит помнить, что двери в машине иногда открывают! И на велосипеде очень неприятно въезжать в открытую внезапно дверь.
Как правильно:
Если велодорожка проходит вдоль полосы для парковки, то рекомендуемая ширина буферной зоны для выхода пассажиров составляет 0,9 м. Такая ширина позволит предотвратить столкновение велосипедистов с дверями машин.
08. Кроме того, почти везде в Алма-Ате двусторонние велодорожки очень узкие! Рекомендуемая ширина двусторонней велодорожки составляет 3,7 м. И, конечно, нельзя, чтобы кто-то парковался на них! Как так?
09. Ещё один удивительный велопереезд. Почему он вдруг с тротуара идёт? Можно ли тут переходить пешеходам, и если можно, то как? Где зебра? ))) А если нельзя, то почему на другой стороне светофор с зелёным человечком? Что за безумие, друзья?
10. Ладно, это мы ещё только пускаемся в ад... Вот, к примеру, велодорожки на тротуарах! Ну это совсем пиздец. Запомните: велоинфраструктура должна быть полностью обособленной. Нельзя просто взять и краской на тротуаре нарисовать велодорожку.
11. В результате по ней ходят люди, и толку от неё нет никакого.
12. А во многих местах так вообще на тротуар почти не остаётся места. Опять же, обратите внимание, как сделаны пересечения с проездом. Можно тут переезжать? Или нельзя? Нет ни знаков, ни разметки. Представляю: велосипедист выскакивает на дорогу, и его сбивает водитель, который просто не ожидает, что тут кто-то поедет.
13. И так во многих местах.
14. Дорожка на окраине города
15. Иногда на велодорожке может расти дерево!
16. Ну а что, мы же в Алма-Ате – тут много деревьев! Почему бы не оставить дерево на велодорожке?
В городе есть серьёзно настроенное велодвижение, организованное ещё в 2007 году. Активисты ведут образовательную работу и добиваются того, чтобы городские власти обратили на них внимание. Они организовали курсы безопасного вождения велосипеда, выпустили специальные памятки для велосипедистов и листовки для автомобилистов, регулярно проводят веломарши и велосоревнования. Запрос на хорошую велоинфраструктуру в городе есть.
Не так давно в Алма-Ате запустили городскую систему велопроката. По обещаниям властей, уже в этом году она должна включить в себя 300 станций велопроката и 2410 велосипедов. Станции работают от солнечной энергии, и они расположены недалеко друг от друга. А с учётом того, что первые полчаса поездки ничего не стоят, у людей есть возможность бесплатно передвигаться по центру города, каждые 30 минут возвращая велосипед на ближайшую станцию.
Однако о какой единой сети велодорожек, по которой можно удобно и быстро ездить по Алма-Ате, речи пока что не идёт.
17. Почти вся велоинфраструктура в городе сделана криволапыми дебилами, которые ничего не понимают в проектировании велоинфраструктуры. Надеюсь, их скормят алмаатинским крокодилам, а велодорожки демонтируют. Знаю, мой пост будут читать в акимате. Друзья, не позорьтесь, демонтируйте дорожки на тротуарах: это зашквар. Весь мир будет смеяться над вами.
Пользуясь случаем, хочу порекомендовать нашу книгу "Проектирование городских велодорожек".
18. Ладно, перейдём к главной казахской скрепе, точнее, казахстанской. Тут важный момент, потому что русские обычно употребляют прилагательное "казахский", когда имеют в виду жителей Казахстана. В Казахстане на это жутко обижаются, потому что казахи – это национальность, а Казахстан – многонациональная страна, где, например, живёт много русских. Поэтому надо говорить "казахстанский" или "казахстанцы". Но звучит это так же криво, как и "россияне". У нас, когда говоришь "русский", часто подразумеваешь жителей всей России. Например, "русские победили на Олимпиаде в Сочи" – всем понятно, что имеются в виду "россияне", но так язык не повернётся сказать. А вот у казахов, точнее, казахстанцев, язык поворачивается. Так что будьте внимательны. Как мы знаем, казахстанцы очень любят большие белые внедорожники! Это самая популярная тут машина.
19. Большие белые внедорожники стоят повсюду. В 2014 году я писал: "Иногда начинает казаться, что купить большой белый внедорожник – смысл жизни казаха. Обычный человек, пересев с трамвая на большой белый внедорожник, в Казахстане сразу становится сверхчеловеком. По мнению водителей больших белых внедорожников, все должны немедленно расступаться и кланяться при их появлении. Если простолюдины забываются, водитель большого белого внедорожника начинает грозно рычать двигателем, запрыгивать на большой скорости на тротуары и недовольно сигналить. Особый казахский понт – трогаться надо обязательно с пробуксовкой, чтобы весь район слышал".
С тех пор многое изменилось. Во-первых, в Алма-Ате выпилили трамвай. Во-вторых, водители начали вести себя заметно приличнее. Никто уже не сигналит, пешеходов стараются пропускать, правил не нарушают... почти. Например, мой водитель долго доказывал, что пристёгиваться – это не по-пацански, поэтому он не делает этого принципиально.
20. А вот парковаться на тротуаре – вполне нормально.
21. Если у тебя большой белый внедорожник, то правила тебе не писаны.
22. Ходить по городу нормально сложно, так как он весь завален машинами. Недавно тут ввели платную парковку, но не везде, к сожалению.
23. Пока так.
24. Центральная площадь города, здание банка – и вход, понятное дело, запаркован машинами сотрудников.
25. На правила парковки все плюют. Из-за этого передвигаться очень сложно и опасно. Особенно на переходах.
26. А вот очень удобный подъезд на окраине города.
27. Вообще, о комфортной городской среде на окраинах говорить не приходится. Часто отсутствуют тротуары, и люди вынуждены ходить по дорогам.
28. Тротуары если и есть, то часто их не чистят.
29. Очень показательный момент: чтобы не убиться, жители приделали к спуску кусок ограды и посыпают лёд песком.
30. Но это ещё не всё. Если вы не умерли на велодорожках, не убились на обледенелом тротуаре, то велик риск умереть на лестнице. В Казахстане обожают делать лестницы из полированного камня, которые зимой очень скользкие. Чтобы народ не разбивался, делают ковровые дорожки.
31. Даже туристический информационный центр не догадался сделать нормальный вход! С одной стороны, все понимают, что нельзя делать ступени из полированного камня, но традиции сильнее! Лучше пусть все падают, пусть лестницы потом уродуют коврами, зато выглядит всё дорого-богато.
32. Забота о людях с колясками выглядит так:
33. От советской эпохи Алма-Ате достались широченные проспекты.
34. Казахстанцам они так понравились, что они продолжили строить непонятные трассы в новых районах. На фото – огромная глупость. Странно, что Алма-Ата не смогла пригласить проектировщика улиц с хоть каким-то представлением о том, как надо делать. Вас ничего не смущает на этой фотографии? Да, это улица в новом жилом районе с ограничением скорости 60 км/ч. Давайте разберёмся, почему это пиздец.
Есть три принципиальных типа улиц: местные (улицы в жилой зоне), магистральные и городские магистрали (фривеи). Они сильно различаются.
Местные дороги – это вся сеть улиц, проходящих через жилые районы. Тут работает общественный транспорт, достаточно часто есть повороты на другие улицы, они могут иметь неодинаковую полосность в разных местах, на них могут быть светофоры и "зебры". Вдоль них проходят тротуары и велодорожки.
Это как бы "капиллярная" сеть улиц, задача которой – собрать транспорт с мест жизни людей и распределить его по местам их работы. Во всём мире скорость движения на таких улицах ограничена 20-30 км/час. Эти улицы охватывают большую площадь с жилой застройкой, и на них безусловный хозяин – пешеход. Везде, где технически можно разогнаться быстрее, устанавливают специальные препятствия для этого: делают резкие углы поворотов, сужают проезжую часть, делают "бутылочные горлышки", приподнимают пешеходные переходы, создают лежачих полицейских.
На магистральных улицах (это, например, обычная улица где-нибудь в центре) скорость движения возрастает уже до 50 км/ч.
Совершенно другой тип улиц – второй скоростной контур, он же городская магистраль или хайвей/фривей. Эти улицы полностью отделены от жилой застройки и проходят в промзонах, тоннелях или на эстакадах. Там никогда нет пешеходных тротуаров и велодорожек, на них не работает городской общественный транспорт. Съезды с таких дорог допускаются нечасто: чем реже – тем лучше. Они имеют одинаковую полосность и поворотные полосы у съездов. Скорость на таких улицах, как правило, составляет 90-120 км/час. Если у таких улиц и есть переходы (обычно это не требуется, так как они сами находятся на эстакаде, в тоннеле или проложены по безлюдной промзоне), то они разноуровневые. Светофоров там нет.
К примеру, Ленинский проспект в Москве – магистральная улица: она широкая, и по ней ездит общественный транспорт. Какой-нибудь Романов переулок – улица в жилой зоне. Ну а городская магистраль в России только одна – питерский Западный скоростной диаметр.
Я думаю, понятно? И вот в Алма-Ате делают каких-то мутантов. С одной стороны, я вижу желание сделать магистрали. Но я не понимаю, что на них делают остановки общественного транспорта, зебры, и почему тут ограничение до 60 км в час?! То есть сначала они создают широченное ровное многополосное шоссе, а потом говорят: только не смейте на нём разгоняться! Это провокация. Сам дизайн такой улицы провоцирует людей нарушать правила!
Ещё раз посмотрите на это фото:
35. А вот центр города. Люди выходят прямо на обочину и голосуют, пытаясь поймать такси.
36. Люди пытаются перейти шоссе в неположенном месте, поймать тут машину – всё потому, что дорога не обособлена.
37. И тут над шоссе решили сделать надземный переход! Отлично! 4 пролёта вверх по обледенелой лестнице! Кайф... Если ты больной, слабый или старый, для тебя это неприступная преграда. Хотя погодите...
38. Вот же лифт! А-ха-ха-ха!! Как это часто бывает, ни один лифт ни на одном переходе не работает.
39. Но если вы забрались на этот переход, не спешите браться за поручень, тут опять можно умереть...
40. Вот так вот делают проводку. Все открыто прямо на металлических ограждениях. Оголённые контакты просто изолентой замотаны... Я, конечно, не электрик, но мне кажется, можно придумать более безопасные решения, чтобы никого однажды током не убило.
41. Но вернёмся к нашей улице! Обратите внимание, что через 6-полосную дорогу они сделали зебры!!!! При этом это нерегулируемые переходы! Просто безумие какое-то. А потом они будут удивляться, что Алма-Ата – самый опасный город Казахстана.
42. Такая ситуация много где.
43. Переход в центре города тоже неправильный. Запомните, нельзя делать нерегулируемый наземный переход, если есть больше двух полос движения.
44. Вообще, почти все пешеходные переходы сделаны неверно. Тут, например, нет островка безопасности.
Этот переход надо было спроектировать вот так:
45. Островков безопасности нет, подсветки перехода нет.
46. Зато есть подземные переходы )))
47. Они делают город недоступным и опасным. Зато там можно развернуть торговлю.
48. Класс!
49. Очень плохой перекрёсток.
Алма-Ата сегодня:
Алма-Ата завтра (надеюсь):
50. Если вы думаете, что за рулём вам ничто не угрожает, то ошибаетесь. Например, алмаатинские гаишники могут останавливать машины прямо в тоннеле, создавая аварийную ситуацию.
51. Ещё стволы деревьев ночью почему-то очень ярко подсвечены. Они слепят глаза, отвлекают от знаков и светофоров. Кто это придумал?
52. Ладно, если вы выжили до сих пор, то рано радоваться. Беда может прилететь вам на голову. Ни в одном городе мира нет такого количества сосулек, как в Алма-Ате!
53. Судя по размерам, их вообще не сбивают.
54. Все крыши в сосульках, осторожнее!
55. Ну и на сладкое оставил вам алмаатинское метро. Тут нет ничего особо опасного, но много нелепого. Дизайн местного автомата по продаже билетов удивляет оригинальностью инженерной мысли.
56. Спускаемся.
57. Несмотря на то, что метро проектировали и открыли уже в XXI веке, никто не подумал о лифтах! В итоге везде есть подъёмники для инвалидов, которыми очень сложно и неудобно пользоваться. Почему бы не сделать лифты? Во всех нормальных метрополитенах есть лифты.
58. Зато кто-то позабавился с тактильной плиткой. Зачем она тут? Я так понял, кто-то посмотрел картинки токийского метро и подумал: "А почему бы нам тоже не облепить всё тактильной плиткой для слабовидящих?" Ответ прост: вы не Токио. Да и смысла в тактильной плитке нет никакого, так как слабовидящий умрёт ещё на подходе к вашему метро, убившись на переходе или нечищеном тротуаре.
59. Очень странная навигация. Во-первых, повсюду висят странные предупреждающие знаки. Можете расшифровать эти 4 таблички? Зачем они вообще? И странный дизайн линий. Обычно серым показывают то, что поезд уже проехал, а цветом – следующие станции, но в Алма-Ате всё наоборот.
60. А вот это сделано неплохо. В навигации метро почему-то отсутствует русский язык, хотя в Алма-Ате все говорят по-русски.
Завтра продолжим. Это только начало.
Новая пешеходная улица в Алма-Ате: хотели как лучше...
Алматы
Астана
Первое, что я увидел, проснувшись утром – женщина, которая пыталась идти по городу с коляской. Так как тротуары до сих пор есть не везде, приходилось выходить на дорогу. Машины проносились буквально в сантиметре от детской коляски.
Алма-Ата, кстати, самый опасный город в Казахстане!
В 2016 в ДТП в Казахстане погибли 2390 человек, ещё 23 389 получили травмы
В самом большом городе страны, Алма-Ате, случается в три раза больше ДТП на 100 тысяч человек (311), чем в среднем по Казахстану.
В 2016 году 3628 аварий произошло по вине водителя. И самый распространённый тип ДТП – какой, как вы думаете?
Правильно! Наезд на пешехода. В 2016-м водители в Алма-Ате сбивали пешеходов даже чаще, чем сталкивались с другими автомобилями:
Всего в Алма-Ате в том же году в ДТП погибло 156 человек. Если считать вместе с областью – 662 человека.
Данные: Комитет по статистике Минэкономики Казахстана
В Алма-Ате сейчас проживает 1 797 431 человек. Ближайший по численности населения российский город – Новосибирск (1 602 915 жителей). Для сравнения, в Новосибирске за 2016 год в ДТП погибло 74 человека, в городе вместе с областью – 325 человек. В 2 (!!!) раза меньше!
То есть Россия с её жуткой статистикой ДТП кажется очень благополучной страной на фоне Алма-Аты. Хотя в среднем по Казахстану ситуация намного лучше, чем в крупнейшем городе.
В 2017 году мало что изменилось.
ООН бьёт тревогу по поводу смертности в Казахстане, и виновата в этом прежде всего статистика Алма-Аты:
В Казахстане самая высокая смертность на дорогах среди стран СНГ и Европы. Ежегодно в ДТП в Казахстане погибает 3 000 человек и более 30 000 получают травмы. Это если бы каждый месяц падало по самолету!
Вероятность погибнуть в ДТП в Казахстане в 11 раз выше, чем в Норвегии pic.twitter.com/f0HOQ8sZkr
Кроме очень опасных дорог – мы о них поговорим позднее – есть и другие проблемы.
Алма-Ата уже давно заработала репутацию зоны экологического бедствия. Проблема в том, что город расположен в котловине и поэтому ужасно страдает от пыли и загазованности. Ситуация ухудшается с каждым годом, но никаких радикальных мер по решению проблемы никто не принимает.
Алмаатинцы постоянно живут в густом сером смоге. Этим крупнейший город Казахстана очень напоминает Китай. Главная причина появления смога – автотранспорт. Город сильно перегружен личными автомобилями, на дорогах регулярно возникают пробки, и это ужасно влияет на качество и чистоту воздуха. А из-за окружающих гор он совсем не проветривается – и в итоге город уже много лет остается в плену вонючего облака отходов.
При этом количество автомобилей в Алма-Ате продолжает расти: оно увеличивается в среднем на 40 тысяч автомобилей в год. Из-за огромного количества выбросов в атмосферу горожанам в буквальном смысле нечем дышать.
Также тут некоторые умудряются топить печки покрышками!!! Ну и местная угольная электростанция внесла свою лепту.
Свой вклад в усугубление ситуации внесли и алмаатинские девелоперы. Из-за нехватки земли в городе они начали застраивать окраины, лишая город последнего шанса получить небольшую порцию чистого горного воздуха. Дома очень часто возводились с нарушениями, и получилось так, что они перекрыли воздушные потоки и теперь буквально душат город.
В последние годы власти понемногу стараются поправить положение. Например, они запретили строить в предгорных районах здания выше 12 метров, решили не пускать в город грузовые автомобили и начали высаживать больше деревьев. Также в городе запустили проект платных парковок, сделали выделенные полосы для общественного транспорта, начали развивать велоинфраструктуру и устанавливать бесплатные зарядные станции для электромобилей.
Но перейдём к велодорожкам! Как я уже сказал, акимат Алма-Аты взял курс на город, удобный для людей. И первым делом что надо сделать? Правильно! Велодорожки! Проблема только в том, что их начали проектировать люди, которые сами на велосипеде никогда не ездили и ничего о велодорожках не знают. В результате вся велоинфраструктура в городе сделана хрен пойми как, а перемещаться на велосипеде крайне опасно. Вот, к примеру, велодорожка никак не отделена от проезжей части!
Идём дальше. Велодорожка на пешеходной улице. Вроде бы всё хорошо, она отделена от тротуара кадками с растениями, сделано контрастное покрытие... Но обратите внимание на рельеф. На фото, может быть, не видно, но Алма-Ата стоит под уклоном. Есть чёткое деление на верх и низ. В общем, велосипедисты тут едут как бы с горы.
06. И вот они пересекают трассу! Просто так! Нет ни светофора – ничего! Вообще ад. Кто кому должен уступать? Как вообще можно было сделать такой перекрёсток? Почти все пересечения велодорожек с автомобильными дорогами сделаны очень опасно.
07. Вдруг откуда ни возьмись велодорожка, отделённая от парковки делинаторами. Отлично.. но тем, кто это проектировал, стоит помнить, что двери в машине иногда открывают! И на велосипеде очень неприятно въезжать в открытую внезапно дверь.
Как правильно:
Если велодорожка проходит вдоль полосы для парковки, то рекомендуемая ширина буферной зоны для выхода пассажиров составляет 0,9 м. Такая ширина позволит предотвратить столкновение велосипедистов с дверями машин.
08. Кроме того, почти везде в Алма-Ате двусторонние велодорожки очень узкие! Рекомендуемая ширина двусторонней велодорожки составляет 3,7 м. И, конечно, нельзя, чтобы кто-то парковался на них! Как так?
09. Ещё один удивительный велопереезд. Почему он вдруг с тротуара идёт? Можно ли тут переходить пешеходам, и если можно, то как? Где зебра? ))) А если нельзя, то почему на другой стороне светофор с зелёным человечком? Что за безумие, друзья?
10. Ладно, это мы ещё только пускаемся в ад... Вот, к примеру, велодорожки на тротуарах! Ну это совсем пиздец. Запомните: велоинфраструктура должна быть полностью обособленной. Нельзя просто взять и краской на тротуаре нарисовать велодорожку.
11. В результате по ней ходят люди, и толку от неё нет никакого.
12. А во многих местах так вообще на тротуар почти не остаётся места. Опять же, обратите внимание, как сделаны пересечения с проездом. Можно тут переезжать? Или нельзя? Нет ни знаков, ни разметки. Представляю: велосипедист выскакивает на дорогу, и его сбивает водитель, который просто не ожидает, что тут кто-то поедет.
13. И так во многих местах.
14. Дорожка на окраине города
15. Иногда на велодорожке может расти дерево!
16. Ну а что, мы же в Алма-Ате – тут много деревьев! Почему бы не оставить дерево на велодорожке?
В городе есть серьёзно настроенное велодвижение, организованное ещё в 2007 году. Активисты ведут образовательную работу и добиваются того, чтобы городские власти обратили на них внимание. Они организовали курсы безопасного вождения велосипеда, выпустили специальные памятки для велосипедистов и листовки для автомобилистов, регулярно проводят веломарши и велосоревнования. Запрос на хорошую велоинфраструктуру в городе есть.
Не так давно в Алма-Ате запустили городскую систему велопроката. По обещаниям властей, уже в этом году она должна включить в себя 300 станций велопроката и 2410 велосипедов. Станции работают от солнечной энергии, и они расположены недалеко друг от друга. А с учётом того, что первые полчаса поездки ничего не стоят, у людей есть возможность бесплатно передвигаться по центру города, каждые 30 минут возвращая велосипед на ближайшую станцию.
Однако о какой единой сети велодорожек, по которой можно удобно и быстро ездить по Алма-Ате, речи пока что не идёт.
17. Почти вся велоинфраструктура в городе сделана криволапыми дебилами, которые ничего не понимают в проектировании велоинфраструктуры. Надеюсь, их скормят алмаатинским крокодилам, а велодорожки демонтируют. Знаю, мой пост будут читать в акимате. Друзья, не позорьтесь, демонтируйте дорожки на тротуарах: это зашквар. Весь мир будет смеяться над вами.
Пользуясь случаем, хочу порекомендовать нашу книгу "Проектирование городских велодорожек".
18. Ладно, перейдём к главной казахской скрепе, точнее, казахстанской. Тут важный момент, потому что русские обычно употребляют прилагательное "казахский", когда имеют в виду жителей Казахстана. В Казахстане на это жутко обижаются, потому что казахи – это национальность, а Казахстан – многонациональная страна, где, например, живёт много русских. Поэтому надо говорить "казахстанский" или "казахстанцы". Но звучит это так же криво, как и "россияне". У нас, когда говоришь "русский", часто подразумеваешь жителей всей России. Например, "русские победили на Олимпиаде в Сочи" – всем понятно, что имеются в виду "россияне", но так язык не повернётся сказать. А вот у казахов, точнее, казахстанцев, язык поворачивается. Так что будьте внимательны. Как мы знаем, казахстанцы очень любят большие белые внедорожники! Это самая популярная тут машина.
19. Большие белые внедорожники стоят повсюду. В 2014 году я писал: "Иногда начинает казаться, что купить большой белый внедорожник – смысл жизни казаха. Обычный человек, пересев с трамвая на большой белый внедорожник, в Казахстане сразу становится сверхчеловеком. По мнению водителей больших белых внедорожников, все должны немедленно расступаться и кланяться при их появлении. Если простолюдины забываются, водитель большого белого внедорожника начинает грозно рычать двигателем, запрыгивать на большой скорости на тротуары и недовольно сигналить. Особый казахский понт – трогаться надо обязательно с пробуксовкой, чтобы весь район слышал".
С тех пор многое изменилось. Во-первых, в Алма-Ате выпилили трамвай. Во-вторых, водители начали вести себя заметно приличнее. Никто уже не сигналит, пешеходов стараются пропускать, правил не нарушают... почти. Например, мой водитель долго доказывал, что пристёгиваться – это не по-пацански, поэтому он не делает этого принципиально.
20. А вот парковаться на тротуаре – вполне нормально.
21. Если у тебя большой белый внедорожник, то правила тебе не писаны.
22. Ходить по городу нормально сложно, так как он весь завален машинами. Недавно тут ввели платную парковку, но не везде, к сожалению.
23. Пока так.
24. Центральная площадь города, здание банка – и вход, понятное дело, запаркован машинами сотрудников.
25. На правила парковки все плюют. Из-за этого передвигаться очень сложно и опасно. Особенно на переходах.
26. А вот очень удобный подъезд на окраине города.
27. Вообще, о комфортной городской среде на окраинах говорить не приходится. Часто отсутствуют тротуары, и люди вынуждены ходить по дорогам.
28. Тротуары если и есть, то часто их не чистят.
29. Очень показательный момент: чтобы не убиться, жители приделали к спуску кусок ограды и посыпают лёд песком.
30. Но это ещё не всё. Если вы не умерли на велодорожках, не убились на обледенелом тротуаре, то велик риск умереть на лестнице. В Казахстане обожают делать лестницы из полированного камня, которые зимой очень скользкие. Чтобы народ не разбивался, делают ковровые дорожки.
31. Даже туристический информационный центр не догадался сделать нормальный вход! С одной стороны, все понимают, что нельзя делать ступени из полированного камня, но традиции сильнее! Лучше пусть все падают, пусть лестницы потом уродуют коврами, зато выглядит всё дорого-богато.
32. Забота о людях с колясками выглядит так:
33. От советской эпохи Алма-Ате достались широченные проспекты.
34. Казахстанцам они так понравились, что они продолжили строить непонятные трассы в новых районах. На фото – огромная глупость. Странно, что Алма-Ата не смогла пригласить проектировщика улиц с хоть каким-то представлением о том, как надо делать. Вас ничего не смущает на этой фотографии? Да, это улица в новом жилом районе с ограничением скорости 60 км/ч. Давайте разберёмся, почему это пиздец.
Есть три принципиальных типа улиц: местные (улицы в жилой зоне), магистральные и городские магистрали (фривеи). Они сильно различаются.
Местные дороги – это вся сеть улиц, проходящих через жилые районы. Тут работает общественный транспорт, достаточно часто есть повороты на другие улицы, они могут иметь неодинаковую полосность в разных местах, на них могут быть светофоры и "зебры". Вдоль них проходят тротуары и велодорожки.
Это как бы "капиллярная" сеть улиц, задача которой – собрать транспорт с мест жизни людей и распределить его по местам их работы. Во всём мире скорость движения на таких улицах ограничена 20-30 км/час. Эти улицы охватывают большую площадь с жилой застройкой, и на них безусловный хозяин – пешеход. Везде, где технически можно разогнаться быстрее, устанавливают специальные препятствия для этого: делают резкие углы поворотов, сужают проезжую часть, делают "бутылочные горлышки", приподнимают пешеходные переходы, создают лежачих полицейских.
На магистральных улицах (это, например, обычная улица где-нибудь в центре) скорость движения возрастает уже до 50 км/ч.
Совершенно другой тип улиц – второй скоростной контур, он же городская магистраль или хайвей/фривей. Эти улицы полностью отделены от жилой застройки и проходят в промзонах, тоннелях или на эстакадах. Там никогда нет пешеходных тротуаров и велодорожек, на них не работает городской общественный транспорт. Съезды с таких дорог допускаются нечасто: чем реже – тем лучше. Они имеют одинаковую полосность и поворотные полосы у съездов. Скорость на таких улицах, как правило, составляет 90-120 км/час. Если у таких улиц и есть переходы (обычно это не требуется, так как они сами находятся на эстакаде, в тоннеле или проложены по безлюдной промзоне), то они разноуровневые. Светофоров там нет.
К примеру, Ленинский проспект в Москве – магистральная улица: она широкая, и по ней ездит общественный транспорт. Какой-нибудь Романов переулок – улица в жилой зоне. Ну а городская магистраль в России только одна – питерский Западный скоростной диаметр.
Я думаю, понятно? И вот в Алма-Ате делают каких-то мутантов. С одной стороны, я вижу желание сделать магистрали. Но я не понимаю, что на них делают остановки общественного транспорта, зебры, и почему тут ограничение до 60 км в час?! То есть сначала они создают широченное ровное многополосное шоссе, а потом говорят: только не смейте на нём разгоняться! Это провокация. Сам дизайн такой улицы провоцирует людей нарушать правила!
Ещё раз посмотрите на это фото:
35. А вот центр города. Люди выходят прямо на обочину и голосуют, пытаясь поймать такси.
36. Люди пытаются перейти шоссе в неположенном месте, поймать тут машину – всё потому, что дорога не обособлена.
37. И тут над шоссе решили сделать надземный переход! Отлично! 4 пролёта вверх по обледенелой лестнице! Кайф... Если ты больной, слабый или старый, для тебя это неприступная преграда. Хотя погодите...
38. Вот же лифт! А-ха-ха-ха!! Как это часто бывает, ни один лифт ни на одном переходе не работает.
39. Но если вы забрались на этот переход, не спешите браться за поручень, тут опять можно умереть...
40. Вот так вот делают проводку. Все открыто прямо на металлических ограждениях. Оголённые контакты просто изолентой замотаны... Я, конечно, не электрик, но мне кажется, можно придумать более безопасные решения, чтобы никого однажды током не убило.
41. Но вернёмся к нашей улице! Обратите внимание, что через 6-полосную дорогу они сделали зебры!!!! При этом это нерегулируемые переходы! Просто безумие какое-то. А потом они будут удивляться, что Алма-Ата – самый опасный город Казахстана.
42. Такая ситуация много где.
43. Переход в центре города тоже неправильный. Запомните, нельзя делать нерегулируемый наземный переход, если есть больше двух полос движения.
44. Вообще, почти все пешеходные переходы сделаны неверно. Тут, например, нет островка безопасности.
Этот переход надо было спроектировать вот так:
45. Островков безопасности нет, подсветки перехода нет.
46. Зато есть подземные переходы )))
47. Они делают город недоступным и опасным. Зато там можно развернуть торговлю.
48. Класс!
49. Очень плохой перекрёсток.
Алма-Ата сегодня:
Алма-Ата завтра (надеюсь):
50. Если вы думаете, что за рулём вам ничто не угрожает, то ошибаетесь. Например, алмаатинские гаишники могут останавливать машины прямо в тоннеле, создавая аварийную ситуацию.
51. Ещё стволы деревьев ночью почему-то очень ярко подсвечены. Они слепят глаза, отвлекают от знаков и светофоров. Кто это придумал?
52. Ладно, если вы выжили до сих пор, то рано радоваться. Беда может прилететь вам на голову. Ни в одном городе мира нет такого количества сосулек, как в Алма-Ате!
53. Судя по размерам, их вообще не сбивают.
54. Все крыши в сосульках, осторожнее!
55. Ну и на сладкое оставил вам алмаатинское метро. Тут нет ничего особо опасного, но много нелепого. Дизайн местного автомата по продаже билетов удивляет оригинальностью инженерной мысли.
56. Спускаемся.
57. Несмотря на то, что метро проектировали и открыли уже в XXI веке, никто не подумал о лифтах! В итоге везде есть подъёмники для инвалидов, которыми очень сложно и неудобно пользоваться. Почему бы не сделать лифты? Во всех нормальных метрополитенах есть лифты.
58. Зато кто-то позабавился с тактильной плиткой. Зачем она тут? Я так понял, кто-то посмотрел картинки токийского метро и подумал: "А почему бы нам тоже не облепить всё тактильной плиткой для слабовидящих?" Ответ прост: вы не Токио. Да и смысла в тактильной плитке нет никакого, так как слабовидящий умрёт ещё на подходе к вашему метро, убившись на переходе или нечищеном тротуаре.
59. Очень странная навигация. Во-первых, повсюду висят странные предупреждающие знаки. Можете расшифровать эти 4 таблички? Зачем они вообще? И странный дизайн линий. Обычно серым показывают то, что поезд уже проехал, а цветом – следующие станции, но в Алма-Ате всё наоборот.
60. А вот это сделано неплохо. В навигации метро почему-то отсутствует русский язык, хотя в Алма-Ате все говорят по-русски.
Завтра продолжим. Это только начало.
Новая пешеходная улица в Алма-Ате: хотели как лучше...
Алматы
Астана
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]