Бизнес госуправлению не помощник?
02.02.2018 319 0 0 davydov-index

Бизнес госуправлению не помощник?

---
0
В закладки
Эксперты выяснили, что эффективному проведению административных реформ мешают методики госуправления, применяемые в бизнесе.

Бизнес госуправлению не помощник? управления, модель, более, государственного, органов, экономики, модели, роста, время, эффективности, системы, России, которая, государства, целом, должны, деятельности, эксперты, мнению, только


Об этом говорится в докладе "Трансформации государственного управления: процессы и качество", который подготовил Центр стратегических разработок (ЦСР) экс-вице-премьера Алексея Кудрина в партнерстве с другими исследовательскими центрами, включая РАНХиГС.

Авторы исследования отмечают, что отказ от модернизации в этой сфере в перспективе приведет к серьезным потерям эффективности и ослаблению конкурентоспособности страны, пишет издание Znak.com.

Кроме того, эксперты отмечают, что массовое внедрение "модных" технологий, активно применяемых в бизнесе, только добавило проблем, породив волны имитационной активности, снижение эффективности и ухудшение качества работы государственных органов. По их мнению, вертикально-функциональная модель управления порождает возникновение функциональных колодцев, когда конечным потребителем в цепочке становится не население, а выше- или нижестоящий уровень в иерархии.

"Из-за большого числа таких колодцев внутри системы в целом серьезно снижается способность государства к исполнению задач и реализации проектов, особенно если они находятся на стыке полномочий нескольких ведомств," — говорится в докладе.

В исследовании отмечается, что подобным неэффективным образом организована работа примерно 80% всего госсектора в России. При этом именно на основе этой работы в конечном итоге приходится принимать "верные" управленческие решения.

Одновременно не выдерживает никакой критики, например, практика проведения опросов населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления через сайты самих органов, полагают эксперты ЦСР. Методы сбора данных и сама собираемая информация на местах не соответствуют принципам репрезентативности выборок и, соответственно, валидности получаемых оценок.

В итоге достоверность получаемых результатов, как и весомость аналитических выводов, вызывает слишком серьезные сомнения, чтобы стать фактологической базой для принятия управленческих решений, подчеркивают авторы доклада.

Пути решения накапливающихся проблем авторы обзора видят во внедрении менеджмента качества и процессного подхода. Если проектное управление за 2017 год стало актуальной темой и уже реализуется на практике, то процессный подход в госуправлении пока малоизвестен. По мнению исследователей, результатом его внедрения станет государство в формате "приложение для смартфона" или иного персонального гаджета будущего. Все внутренние процессы будут происходить мгновенно, что приведет к переопределению зон компетенции ведомств, сокращению ряда государственных органов, к оперативному удовлетворению потребностей пользователя госуслуг.

Внедрение процессного подхода в сферу государственного управления будет означать такую оптимизацию административных действий, которая позволит снизить в несколько раз объемы документооборота, очных контактов между участниками процесса и, соответственно, число занятых в нем, уверены авторы доклада.

В этом прогрессивном формате может быть выстроено свыше 50% деятельности в госсекторе, и это позволит сместить центр тяжести в модели государственного управления в целом, полагают эксперты ЦСР. В докладе отмечается, что неэффективность государства рассматривается как один из основных барьеров, препятствующих мобилизации источников нового, несырьевого экономического роста. В то же время рационализация системы посредством современных методов рассматривается как наиболее перспективный путь к повышению вклада государства в достижение приемлемых темпов развития.

Однако для достижения данного эффекта недостаточно назвать функцию процессом или применить описание процессов только к предоставлению государственных услуг. Необходимо переформатирование всей деятельности организации с ориентацией на результат — удовлетворение требований потребителя, резюмируют исследователи. Процессное управление, по их мнению, не должно стать параллельной, дублирующей системой управления. Процессный подход необходимо интегрировать не только в систему оценки результативности, но и в систему стратегического планирования Российской Федерации.

Предложения экспертов по административной реформе оценивает председатель Приморского регионального отделения "Деловой России", член президиума Генерального совета "Партии роста" Алексей Тимченко: "В целом мы имеем противопоставление административно-вертикальной командной системы и горизонтальной модели развития, скопированной у бизнеса. Полагаю, что пытаться внедрить вторую модель в чистом виде либо копировать из нее блоками принципы управления — не совсем правильный ход. Мы должны понимать, что цель бизнеса — развитие и зарабатывание денег, а госуправление должно решать социальные проблемы и создавать условия для роста экономики. Соответственно нужно ориентироваться на эти стратегические цели и под них выстраивать модель управления, которая может быть более вертикальной или горизонтальной. <...> Полагаю, что разница подходов должна быть как минимум в управлении разными секторами — для экономики и предпринимательства это более горизонтальная схема, а для социальной сферы, которая заведомо дотационна — вертикальная. Также "горизонтальные" модели должны применяться для огосударствленной экономики — ФГУПов, МУПов, ФГУ и так далее, которые должны приносить прибыль, а значит, там необходимы более либеральные модели управления. <...> Поэтому, повторяю, модель управления — вопрос больше технический, функциональный, а реальная задача — ориентация на развитие экономики."

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Мордовского государственного университета Марат Салимов отмечает, что при проведении реформ важно не допустить потери эффективности системы госуправления: "Сейчас мы пришли к тому, что очень много людей находятся в системе государственного и муниципального управления, причем эти люди ничего не производят. В настоящее время многие не понимают, чем занимается огромная армия чиновников. Герман Греф, продвинутый управленец, уже давно говорит о сокращениях персонала в банковской системе в ближайшем будущем, потому что все перейдет в цифру. Об этом же говорит и Кудрин. Все можно упростить, если перейти на более современные технологии. <...> В настоящее время нужно все тщательно просчитать, чтобы избежать ошибок. Существующая система действительно тормозит экономику, но при этом она работает. При переходе на новую модель важно не потерять рабочий момент. <...> Я думаю, в масштабах страны это, конечно, же возможно. Тем более что такие примеры есть."

Исполнительный директор совета Архангельского областного отделения "Деловой России" Юрий Матвеев считает реформу необходимой, но сомневается, что ее получится реализовать на местах: "В последние годы мы неоднократно ставили вопрос об улучшении управленческого аппарата. В итоге каждый раз проводились сокращения персонала. В основном при сокращении убирается низшее звено или пустые клетки в управленческой среде. Бесспорно, сегодня настало время начать административную реформу с целью экономического роста. В предложениях Кудрина много разумного. <...> Однако есть один главный вопрос: смогут ли регионы перестроиться на новую модель? Большинство — нет. Есть колоссальный разрыв между уровнем управления и ответственностью, которую передает центр на места."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]