6 классических поз в искусстве, которые надо знать
---
Попробуйте встать в позу Давида Микеланджело или Венеры Боттичелли. Или улечься как Олимпия Эдуарда Мане - и вы обнаружите, что чувствуете себя в этих позах совершенно иначе, чем выглядят герои – им вроде комфортно, а вам нет)), а некоторые из самых известных поз арт-истории вообще невозможно воспроизвести.
Независимо от анатомической точности, некоторые классические позы снова и снова повторяются в изображениях. Это визуальный язык, и согласно визуальной лексике, размещение руки или ноги может превратить человека в императора, богиню или даже вечную душу.
Смотрим 6 самых популярных поз и жестов в изо, и вот чуть объяснений на этом древнем языке.
Небамун, охотящийся на болотах, фрагмент сцены из часовни-могилы Небамуна в конце 18-й династии - около 1350 года до н.э. Британский музей
Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы. И в пространстве фигура ставится так, чтобы подчеркнуть ее значимость.
Древние египтяне ставили тело в невозможном повороте, он сочетал в себе множество перспектив в одной позиции. Смотрите: в рельефах, стелах и настенных росписях, торс развернут в анфас, а голова, бедра и ноги полностью в профиль. И хотя лицо тоже в профиль, его единственный миндалевидный глаз смотрит прямо на зрителя.
Зачем ставить тело таким образом? Одна из причин проста. Носы и ноги легче рисовать в профиль, а глаза и плечи - прямо. Это одна из самых простых поз для копирования в рисунке, но наиболее сложная для воссоздания «вживую».
Но не это главное.
Древние египтяне считали, что душам нужны земные дома: саркофаги или портреты, чтобы жить в них после смерти. Вот и композиционная поза представляет фигуры как непоколебимые, неподвижные и совершенно вневременные, рождающие чувства вечной жизни.
Контрапост
Контрапост (итал. contrapposto — «противоположность») — приём изображения фигуры в искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.
Контрапост одна из самых популярных поз в живописи и скульптуре.
Придуманная древними греками в начале V века до нашей эры, поза дает жизнь статическим фигурам, наделяя их естественным чувством движения. Туловище фигуры, плечи и голова все откидываются от выпрямленной ноги, таким образом завершая поворот.
Контрапост мог обмануть зрителей, казалось — это живое, дышащее человеческое существо, и это чувство легкого натурализма захватило греков.
Если понять эту позу, то можно видеть ее повсюду, от ренессансных шедевров, как Давида Микеланджело до современных фотографий.
Поза оратора
Если вы стали в контрапост, подниняли правую руку и указательный палец, вы попали в позу adlocutio (или оратора). В истории искусства эта командная позиция зарезервирована главным образом для лидеров, и полководцев, призывающих к бою.
Посмотрите, они все поднимают правые руки. Почему?
В западных художественных традициях правая сторона тела символически связана с праведностью и божественностью. В картинах Страшного Суда изображается благословенное восхождение на небо; праведники с правой стороны Христа, а проклятые - слева.
В ранних брачных портретах мужчины стояли справа от своих жен, чтобы сообщить о своем более значимом статусе в союзе.
Соответственно, поднятые правильные руки Августа, Наполеона, Вашингтона и Мао связывают свою власть с небесами и отдают дань уважения лидерам прошлого.
Стыдливая
«Афродита Книдоса» - самая известная из произведений Праксителя, и, возможно, одна из самых известных скульптур классической Греции. Работа вдохновила художников на долгие века.
Женщины изображались обнаженными в более ранних греческих искусствах, таких как керамика, но обычно только куртизанки или рабыни, а не божества. «Афродита Книдоса» - первая известная нам полностью обнаженная скульптура богини.
Из-за его чувственности и красоты она была одной из самых эротичных в древнем мире. Мужчины были безумны от желания ее; Плиний заметил, что некоторые посетители «преодолевали любовь к статуе».
Немалую роль в божественной красоте играла поза.
Кажется, Праксителю пришлось изобрести ее, до Афродиты она не наблюдалась.
Стоя в конрапост, Афродита Праксителя замечает незнакомца. Богиня отшатнулась, прикрыв рукой лобок и схватив одежду.
Эта стыдливая поза быстро стала стандартной иконографией для изображения женщин в искусстве, переводом с визуального на чувственный язык.
Она бесчисленно повторялась художниками, Боттичелли, Рембрандтом ван Рейном, Пикассо и дугими, ее тревожное повествование говорит о жесте женщины, защищающей свое тело.
В зимний день в 1506 году в римском винограднике был обнаружен эллинистический греческий шедевр Лаокоон и его сыновья (около 40-30 до н.э.). Прежде чем композиция была полностью раскопана, Микеланджело уже бросился на место происшествия, желая изучить и зарисовать древние мраморные фигуры.
Скульптура была откровением, наполненным драматическими движениями, раньше невиданными в искусстве. Все тело Лаокоона изогнуто вдоль центральной оси - его ноги в одном направлении, а его торс повернулся в другую сторону. Эта змеиная поза (или figura serpentinata, по-итальянски) преследовала Микеланджело, и многие из его более поздних скульптур и картин имитируют тело Лаокоона.
Серпантиновые позы захватывают, но они почти всегда неестественны. (Немного покрутите свое тело в противоположных направлениях).
Это преувеличенное напряжение прекрасно давалось художникам - маньеристам и барокко, таким как Бронзино и Бернини, которые наполняли свои образы движением. Лаокоон попрал стандартный контрапост, показав, что тела могут выражать гораздо более эмоциональную драму, чем эффект одного шага.
Спустя четыре года после открытия Лаокоона, в 1510 году Джорджоне нарисовал первую непринужденную женскую обнаженную фигуру.
«Спящая Венера» — один из самых совершенных женских образов эпохи Возрождения. Посреди холмистого луга на темно-красном покрывале лежит античная богиня любви и красоты Венера.
Такая эротика допускалась только потому, что в ней фигурировала богиня, а не «настоящая» женщина.
В 18-м веке многие художники увлеклись темой османского гарема. Вместо того, чтобы изображать Венеру, Жан-Огюст-Доминик Энгр и Эжен Делакруа, рисовали одалиску. Хотя она не была богиней, одалиска по-прежнему считалась «другой» и можно было сексуализировать фигуру без упреков.
С Олимпией Мане стал первым известным художником, разместившим в этой позе современную белую женщину - и потряс аудиторию. Олимпия не пассивно лежит с закрытыми глазами, а смотрит прямо на зрителей,что тоже было шоком.
Картина была революционной, но Олимпия также добавилась в длинный список работ, изображающих обнаженных женщин в этой позе.
В 1989 году Guerilla Girls классно обратили внимание на эту тенденцию, создав плакат одалиски с провокацией: «Неужели женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Метрополитен?» По Саре Готтесман.
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]