Берестяной туес на картинах М.В.Нестерова.
Иногда то, о чём я когда-то писал в блоге, перекликается с тем, что писали на эту тему другие. Например, пять лет назад, когда у нас в Новоуральске открыли уличную выставку картин Нестерова, я обратил внимание на туесок с росписью, который был запечатлён на автопортрете Нестерова. Вот на этом. Обратите внимание. На портрете нет больше ничего. Ни интерьеров, ни ещё каких-то сопутствующих деталей. Только сам живописец и расписной туесок с кистями. Оказывается туесок попал на портрет не просто так. Я хочу представить небольшую стаью на эту тему, написанную известным мастером по бересте Александром Шутихиным.
Михаил Васильевич Нестеров был одним из крупнейших и интереснейших русских художников конца XIX и начала XX веков. Нестеров умело показывал на своих картинах русскую природу, раскрывал русский характер. Его живопись вся исключительно поэтична, музыкальна и символична. Собирательный образ народа дан в его картинах.
В 1928 году Нестеров написал свой портрет, где запечатлел себя в процессе работы. Белая блуза и всего один посторонний предмет на картине подчеркивают преданность и самозабвенное служение искусству. Близкий друг художника и его биограф – С.Н.Дурилин так пишет об этой картине: «Испытующий взор – точно сталью – пронзает новый холст, пахнущий красками. Сбоку под левой рукой, на столике стоит большой лубяной туес (кузовок), раскрашенный пестрыми цветочками; туес этот, привезённый Нестеровым из Соловков, не раз появлялся на его картинах и много послужил ему при работе». На многих картинах художника запечатлен этот берестяной туес с характерной верхне-уфтюжской росписью.
Верхне-уфтюжская роспись – роспись на берестяных туесах. Промысел был широко развит в XIX веке на реке Верхняя Уфтюга (территория современного Красноборского района Архангельской области).
Современные туески с верхнеуфтюжской роспись. Работа Елены Копыловой.
На Соловки художник совершил поездку в июле 1901 г. Эта поездка во многом повлияла на его творчество.
Соловецкий монастырь. Из "Яндекс-фоток".
В первоначальном эскизе 1900 года картины «Святая Русь», хранящейся в Третьяковской галерее, встреча Христа с Русью происходила в тихий летний день. Эскиз не содержал подробностей одежды богомольцев. Не было и туеса на земле у ног крестьянина, склонившегося перед Иисусом Христом. После поездки на Соловки, где впервые художник увидел русский Север, он перешел в картине, по свидетельству С.Дурилина, к зимнему пейзажу и наполнил картину деталями, типичными для поморов. Это самоедская меховая шапка с наушниками, варежки с северным орнаментом, туес с яркой верхне- уфтюжской росписью. Туеса эти были широко распространены по Северу. С реки Уфтюги отправлялись они на ярмарки и рынки Архангельска, Вологды, Сольвычегодска и Великого Устюга.
М.В. Нестеров. "Святая Русь".
Вместе с эскизами и впечатлениями привез из поездки на Север Нестеров и туес. В своих «Воспоминаниях» впоследствии он вспоминал капитана парохода «Св. Николай» «молодого, красивого монаха», помора «в подряснике из синей крашенины». «Этюд, написанный с него, вошел потом в «Святую Русь». «Попало ко мне и еще несколько лиц более и менее примечательных. Они вошли в другие картины. Двое из них стоят – мечтают – в «Мечтателях (Белая ночь на Соловецком)». Кое-кто попал в большую картину «Душа народа». Стены обительские, соловецкие пейзажи также вошли в свое время в мои картины.»
Туес с верхне – уфтюжской росписью в сказочной картине «Лисичка» (1914г. Третьяковская галерея) расположен рядом с тремя «божими людьми старцами». Мотив этот был буквально увиден художником на Рапирной горе Соловецкого острова.
М.В. Нестеров. "Лисичка".
Также мы видим туес на картине «Озеро» (1929г.) среди женщин-монахинь.
Программным произведением Нестерова считают картину «На Руси» («Душа народа», «Христиане» 1916г. Третьяковская галерея). На полотне впереди многочисленного народа идет светловолосый мальчик с котомкой за спиной и ярким туеском в руке. Он чист душой. Позади его- христиане с иконой Спаса Нерукотворного - разных эпох и различного общественного положения. Тут и русский царь в одеянии XVII века, и полуголый юродивый, монахи и военные, писатели Достоевский и Толстой. Все идут своим путем к Богу и мальчик тоже. «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное». Эту мысль выразил художник в картине.
Многие картины Нестерова имеют символичное содержание. Появление на них каждый раз берестяного туеса не случайно. Не только в утилитарных целях на Руси он использовался. Имел он иногда и ритуальную функцию – зачастую к святым источникам шли паломники с туесками. Считалось, что святую воду – христианский символ очищения и духовной чистоты нужно было принести в дом и хранить в берестяном туесе.
В картинах Нестерова туес символизировал чистоту. Художник располагал его рядом с теми персонажами, чистоту человеческой души которых он хотел подчеркнуть.
А. Шутихин.
Деревня Верхняя Уфтюга. Архангельская область.
Взято: guriny.livejournal.com