Вышний Волочёк и окрестности. Часть 2. Музеи города
---
В первой части был город и район. Теперь посмотрим на два музея Вышнего Волочка. Это краеведческий, знакомящий с прошлым города, его уникальными каналами и знаковыми людьми, и настоящую Стеклянную сказку или Цветной сон - музей стекла бывшего завода "Красный май", несколько раз даже изготавливающего по правительственному заказу рубиновое стекло для звёзд Кремлёвских башен.
1. Стекольное производство под Вышним Волочком появилось во второй половине 19-го века, когда местный купец выкупил химический завод и основал на его базе изготовление столовой посуды, абажуров и керосиновых ламп
2. Чуть позже появляется производство цветного стекла, когда на завод пришёл опытный стекловар, знающий секрет технологии
3. Продукция завода получала высокие награды на дореволюционных выставках
4. Очень здорово!
5. Прямо палитра
6. Тыквы - просто огонь)
7. Смотрите, какая прелесть
8. А зверушки, ахах, поглядите, какие!
9. "Я - чемпион! Еее!"
10. Рыбка
11. После революции завод национализировали, переименовали в "Красный Май", расширили и модернизировали производство. Ламповое стекло, оконное стекло, посуда, светильники для метрополитена - всё это здесь делалось. Качественную цветную продукцию, занимавшую, как и в царские времена, высокие места на международных выставках, прозвали "русским чудом"
12. В 1940-е и 1970-е года завод выполнял, наверное, самое важное задание в своей истории - правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для Кремлёвских звёзд. Вот его кусочки
Побывав в этом музее, я уже размечтался, как попаду на производство и сделаю репортаж, но не судьба. В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт. Ушла, скажем прямо, огромная эпоха и вырвана целая страница из книги по истории нашей страны, но память осталась. Уже ради этого музея, чтобы снова побывать здесь, я бы вернулся в Вышний летом на круизе "Мостурфлота" или зимой в рамках автобусных туров, так называемых "зимних круизов" этой компании.
Казалось бы, уже почти 17 лет нет завода, но осадочек от этого факта всё равно внутри остался.
13. А это уже Краеведческий музей Вышнего Волочка. Честно скажу, не очень люблю такие, но не пожалел, что побывал в Вышневолоцком. Ему уже более 80 лет, но от экспозиций не веет слоем музейной пыли и сюда не надо нести с собой подушку для сна от скуки. Не так давно здесь была реконструкция.
Местные экскурсоводы - настоящие профессионалы своего дела, энтузиасты, готовые часами рассказывать про каждую деталь, про каждый экспонат как про лично им дорого человека и старинного друга. Никаких заученных фраз из путеводителей, никаких "рассказать, да побыстрее бы закончить". Так что музей я всячески всем рекомендую!
14. В Петровском зале можно не только узнать про деятельность царя, сделавшего Вышневолоцкий водный путь по-настоящему судоходным, тем самым соединив Балтику и Каспий и открыв с помощью Вышнего Волочка многие новые возможности для развития России, но и увидеть поднятые со дна каналов пушки, ядра, багры - свидетелей той эпохи
15. Инстаграма тогда не было, поэтому городские зарисовки 17-го века очень интересны и ценны)
16. И картины тоже
17. Голландцы, которые строили для Петра каналы в Вышнем Волочке, накосячили. Они привыкли работать с морем и не учли особенностей нашей местности. Летом озёра и реки мелели, каналы обезвоживались, движение по каналам вставало и в городах наступал голод.
Исправлять ситуацию и совершенствовать водный путь взялся новгородский купец М.И.Сердюков. Он, гидротехник-самоучка, посвятил водной системе Вышнего Волочка треть века. Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, водохранилище - всё это результаты его трудов
18. Макет Цнинского шлюза, построенного Сердюковым
19. План гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке, представленный Сердюковым императору Петру
20. И современная карта. После посещения музея захотелось летом побывать на всех сооружениях, в том числе почти разрушенных временем и человеком, посмотреть всё лично и познакомиться подробнее с водной артерией, когда-то бывшей очень важной для России
21. Макет Вышнего Волочка времён Петра. Вот если в музеях есть макеты - это очень круто)
22. Смотрите, какой красавец! Фрегат "Паллада". Первым его капитаном был Нахимов. В дальнейшем фрегат побывал во многих плаваниях, в том числе в Японии. С началом Крымской войны из-за опасения захвата англичанами был затоплен.
В разные годы на нём проходили службу вышневолоцкие и тверские дворяне
23. Каналы Вышнего Волочка были важнейшими грузовыми магистралями. Вот макет грузовой барки, выполненный по чертежу 19-го века. Как вам факт, что барка поднимала до 130 тонн груза? Я не сначала не поверил)
В Вышнем в связи с переходом с подъёма на сплав суда переоснащались. Рули и мачты снимались, обустраивались помосты, на которых стояли люди, управлявшие 4 огромными вёслами - потесями. На каждую барку сажали лоцмана и 10 рабочих
24. Помните в первой части была часовенка на месте Казанского собора 18-го века, где был зачитан указ Екатерины, даровавшей Вышнему Волочку статус города? Вот таким был этот собор, взорванный в 1930-х
25. А вот и указ Екатерины
26. Кроме "водных" залов, в музее можно увидеть археологический. Когда-то и я мечтал быть археологом)
27. Также музей знакомит с природой края, его растениями и животными. Показывает, как жил город в 20-м веке, в период Великой Отечественной войны (немцев здесь не было, но город бомбили), рассказывает о людях, внёсших большой вклад в город и район, а также о многом другом
28. Сначала я хотел, рассказывая о Вышневолоцком крае, ограничиться двумя частями, но не получилось. Третья часть будет посвящена живописи - поговорим про Народную картинную галерею в посёлке Солнечный и одну усадьбу, связанную с русскими художниками
Спасибо московской круизной компании «Мостурфлот», её программному директору Владиславу Хасикову, Администрации Вышневолоцкого района, краеведу Денису Ивлеву и сообществу travel_russia за приглашение в это путешествие.
Вышний-Волочёк-2017:
Часть 1. По району и городу
Взято: cr2.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]