Семь гектаров уникальности. Часть Вторая.
Начало здесь. Продолжаю о музее автомобильной техники в Верхней Пышме. Экскурсовод сказал нам, что здание музея раньше было деревообрабатывающим цехом, а потом станет складом готовой продукции, правда, какой именно - не уточнил. А для экспонатов готовится новое четырёхэтажное здание уже не на территории завода, а рядом с основной экспозицией.
Этот дворец-музей почти достроен, и открыть его планируют в мае, наверняка в День Победы. Конечно в экспозиции прямо на территории завода есть своя изюминка, но надо сказать, что для двухсот экспонатов площади бывшего столярного цеха всё-таки мало. Автомобиль - это такая штука, которую нужно обойти со всех сторон. Обойти и полюбоваться. Сфотографировать и спереди, сбоку, и сзади. А здесь это невозможно из-за тесноты.
Сегодня в музее малолюдно. Нас, экскурсантов, всего шестеро. Но говорят, что в некоторые дни через автомузей проходит более трёхсот человек в день. Люди едут отовсюду. В основном, конечно, свои, уральцы, но бывают и люди издалека.
В первой части поста я остановился вот на этой машине, выкрашенной в цвета Каракумского пробега. Табличка, установленная рядом с экспонатом, скупо сообщает нам о технических данных автомобиля и о том, что на базе ГАЗа ААА строились разные спецмашины и броневики, а во время войны он служил базой для установки "Катюш".
Мы идём, читаем таблички у экспонатов и я всё думаю. А ведь каждый из этих автомобилей и мотоциклов имел свою историю. И сама марка имеет историю, и каждый отдельный экземпляр. А об этой истории не сообщают туристам почти ничего. Например, вот этот "Форд" с птичкой. Птичка-куропатка была выложена в первой части поста. Конечно, в табличке сказано, что "Форд-А" пришёл на сену "Форду-Т", когда тот устарел, что выпустили таких машин более четырёх миллионов штук.
Но ничего не сказано о том, кто конкретно владел конкретно этим автомобилем. Какая организация, в каком городе? Как звали того "красного директора", который ездил на этом автомобиле на совещания. Какие чудеса организаторских способностей явил этот человек в годы первых пятилеток. Или не явил. Не сказано, под каким забором гнил этот "Форд" долгие годы после того, как его отставили от работы. Не сказано, с какой любовью и трудом восстанавливали его реставраторы "Уралэлектромеди". Ничего не сказано. А жаль. Как мне кажется, всю историю каждого экспоната должны знать люди. Она должна быть хотя бы на сайте музея.
ГАЗ-пикап, выпущенный в конце тридцатых.
И его фирменные знаки.
Я и не подозревал, что фирменные знаки советских автомобилей 30-х годов выглядели так стильно и даже роскошно. Здесь об овальной фордовской табличке уже почти ничего не напоминает.
Есть на выставке и два мотоцикла, которые подвергались самой минимальной реставрации. Как нам рассказала Ольга, служительница музея, их оставили в таком виде нарочно. Чтобы мы не думали, что машины приходят сюда в таком же роскошном состоянии, как мы их можем тут видеть. Нет, они приходят ржавыми, с облезшей краской, потускневшим хромом и разбитыми стёклами, нередко разукомплектованными. Как тот мотоцикл, на который смотрит Аля. Его конечно здесь привели в приличный вид, подремонтировали, заменили покрышки. А вот красить не стали. Это для того, чтоб заметнее был грандиозный труд реставраторов.
В этом углу собраны первые советские мотоциклы. Многие из них строились под руководством выдающегося конструктора Петра Можарова. Обратите внимание, мотоцикл с коляской и мотоцикл без коляски - однотипны. Это одна и та же модель, только мотоцикл справа подвергся реставрации, а слева -нет.
Ну и конечно как пройдёшь мимо красивейшей эмалевой таблички. Подольский механический завод. Тот самый, где делали швейные машинки.
Иногда думаешь, как было бы хорошо, если б где-нибудь в России наладили выпуск ретромотоциклов. Не "Уралов", потому что "Уралы" смотрятся экзотично лишь заграницей, а каких-нибудь вот таких монстров. Этот мотоцикл назывался ТИЗ АМ-600 и до самой войны выпускался на Таганрогском инструментальном заводе, а потом в Тюмени.
Индустрия ретроавтомобилей у нас развита пока не очень. А хотелось бы, чтоб любой владелец старого "Запорожца" мог без лишних поисков заказать любую запчасть для своего автомобиля. Или восстановление кузова, или перетяжку кожи на сиденьях.
Это чудо тоже из Подольска.
Некоторые машины доступны только в виде фрагментов, как этот трактор.
А мы постепенно перемещаемся к большим автомобилям, на которых ездили уже не красные директора, а чиновники калибром побольше. Уровня министров, или как тогда говорили, народных комиссаров. В министров их переделали уже после войны.
Для высших чиновников советского государства сначала закупали иностранные машины, а потом стали выпускать уже наши. Это "Паккард" конца тридцатых. Довольно популярная в тогдашнем СССР марка американского автомобиля. Помните в "Золотом телёнке"?
-А профессор Песочников на "паккарде"?
-Да, на "паккарде" - ответил Бендер.
На "паккарде" ездили и герои романа Катаева "Время впреёд!" Это где рифлёная подножка похожа на вафлю. На этой машине кстати не похожа.
А потом место "паккардов" и "кадиллаков" в гаражах советской номенклатуры заняли машины ЗИС.
Фирменный знак ЗИС-101. Он смотрится почти как ювелирное украшение, как работа Фаберже. Кажется, что этот знак украшен гильошированием, как золотая табакерка.
Развевающееся хромированное знамя.
Эмблема ЗИСа-110. В сравнении с предыдущими эмблемами смотрится бледно.
Хотя сам автомобиль больше и внушительнее. Такие машины использовались в СССР в качестве такси. Вызовешь такси, а приедет вот это.
А сравнительно простецкий ЗИМ знаком даже мне. Если что - он здесь. У нас в городе такой автомобиль был, и вроде бы , даже не один. У ЗИМа задние фонари с рельефной красной звездой. Хотелось бы их сфотографирова, да вот... А всё теснота.
На эмблеме ЗИМа уже появился олень, взятый с древнего герба Нижнего Новгорода. "Весёлая коза", как называли его в старину. Весёлая - это из-за Нижегородской ярмарки
"Чайка" постарше.
И "Чайка" поновее. На такой ездил Ельцин, когда был в секретарях обкома. О детской встрече с этой машиной я как-то писал. Самых же крутейших автомобилей советского времени, чёрных лимузинов ЗИЛ, тут нет. Собираясь в музей, я почему-то думал, что встречу здесь ещё две машины "из детства". Чёрный ЗИЛ-117 и розово-кремовый ЗИЛ-118 "Юность". Обе эти машины были у нас в городе. И во время Дня открытых дверей на УАМЗе их выставляли на площади перед заводоуправлением.
Я думал, вдруг те самые машины были проданы именно этому музею. Но нет, следы их затерялись.
ЗИЛ-118 есть, но не наш. Интересно, где его использовали, какому предприятию или учреждению он принадлежал. Был ли хоть один такой ЗИЛ в Свердловске? Выпущено их было всего 67 штук, всех модификаций.
И ещё одна фотка уникального автомобиля. Говорят, что производство лимузинов ЗИЛ сгубило то, что советские руководители не захотели делать их на конвейере, не захотели выпускать их сравнительно большими сериями. Они хотели, чтобы их машины были сделаны вручную. И когда наступили рыночные времена, собранные вручную автомобили ЗИЛ стали запредельно дороги.
А вот микроавтобус "Старт" можно обойти со всех сторон. Этот тот, что появлялся в фильме "Кавказская пленница" под песню "Трутся об ось медведи, вертится земля". Кузов у него из стеклопластика, двигатель и детали от 21-й "Волги".
Детали от "Волги" особенно видны сзади. Фонари и декоративный элемент на крышке багажника. "Старт" выпускали на Северодонецкой ремонтной базе. Сделано было немного, около ста штук. Написано, что он не мог конкурировать со старым "Рафиком", который делался на основе тех же деталей от "Волги". "Рафик" был куда дешевле, хоть и не так красив. Кстати, старого "Рафика" здесь нет, есть лишь новый. А ведь это был своеобразный автомобиль, привычный каждому советскому человеку.
А глядя на эту фотку, хочется прослезиться. Это ж была наша первая машина. "Жигули-тройка", и тоже красная. Именно с неё начались для меня все страхи и мучения автомобилиста. На ней я впервые застрял в лесу, куда ездил за берестой. На ней попал в первую свою аварию.
"Запорожцы".
"Москвичи".
Кстати у "Москвичей" двух поколений крышка бензобака находилась под задним номером. К этой рамке крепился номерной знак.
Эмблема 401-го "Моквича". Помню, я спрашивал у сына, когда он был маленький:
-На "Волге" какой знак?
-Олень.
-А на "Москвиче"?
-Москва.
Буквы ЗМА означают "Завод малолитражных автомобилей".
А это я на фоне машины героев фильма "Операция "Ы". Хотелось бы конечно прийти сюда ещё.
"Победа". Декор стал гораздо скромнее, уже ничего "ювелирного", просто штамповка с надписью "М-20".
"Волга" со звездой.
И олень. Говорят, он сейчас страшных денег стоит, такой олень. Эх. Наладил бы кто-нибудь выпуск сувенирных оленей. Точь-в точь таких вот, как на "Волге", но только чтоб на стол можно было поставить. Я хотел такого оленя из дерева вырезать, да чую, эффект будет не тот. Олень нужен обязательно блестящий.
Ещё олень, только уже не объёмный. В 60-е годы все "носовые фигуры" решено было заменить вот такими плоскими знаками из-за травмоопасности этих самых фигур. Декоративный олень в рёбрах сбитого пешехода - это ужасно.
Ещё "Волги". У двух машин открыты капоты. Это двигатель обычной 24-й "Волги". Он довольно мал в сравнении с большим подкапотным пространством.
А это такая же с виду "Волга", но с двигателем гораздо более мощным. Он куда крупнее по размерам. Двигатель этот - от "Чайки", а сама машина - это "догонялка", которую выпускали для нужд КГБ. Она могла развить значительно большую скорость, чем обычная "Волга". Ну, чтоб никакой Джеймс Бонд на своём "Астон-Мартине" не ушёл от советских чекистов.
Ещё "волги". Их тут, наверное, больше всего. И мотороллеры. Оказывается в этом здании есть мостовой кран. Надо бы подсказать руководству музея интересную идею. К этому крану нужно приделать кабину побольше. И пускать туда за отдельную плату с экскурсоводом. Или даже без. Управлять мостовым краном просто. Как говорится, медведя можно научить. Особенно если заблокировать привод лебедки, что никого крюком не зацепить. И вот, туристы залезают в кабину этого самого крана и ездят взад-вперёд над цехом. И фотографируют все машины сверху. Лучший ракурс.
Тут же трактор "Порше". А он откуда? Неужели подобную технику поставляли в СССР?
И вот такой трёхколёсный тракторишко ТМЗ. Тутаевский моторный завод в Ярославской области. Такая машинка в моём блоге уже встречалась. На этом тракторе осуществлялись внутризаводские перевозки на Заводе твёрдых сплавов в Кировграде.
Ещё одно фото.
-А залезть туда можно, чтоб обойти этот трактор и сфотографировать?
-Нет - говорит нам Ольга.
Это конечно ужасно, но мы надеемся, что в новом здании будет просторнее. А пока с одной стороны - "живой" музей, а с другой желание "не пущать".
Ладно. Пора заканчивать на сегодня с этим музеем, хоть он и замечательный. Мы сюда ещё вернёмся обязательно. Ну, может быть, не сюда, а уже в новое здание. Многое осталось за кадром. И если хотите посмотреть все фотки оттуда, заходите вот сюда.
Перед тем, как загрузиться в обратный автобус, мы спрашиваем:
-А снаружи выставку посмотреть можно?
-Нет. По заводу не ходим.
По нашей просьбе автобус ехал мимо этой уличной части выставки очень медленно. Кстати новое здание музея - вон там, на заднем плане. Оно уже не на территории завода.
Я как-то обещал своим читателям, что вот поеду в Пышму и сфотографирую таки "Синюю птицу", зиловский вездеход, предназначенный для поиска космонавтов в казахстанских степях. Чуть не прозевал. "Синяя птица" тоже здесь, но снять её удалось только через автобусное стекло.
И ещё одна фотка. Рядом - жёлтый ЗИЛ с двигателем "Катерпиллер". Гоночный что ли?
Под конец хотелось бы пожелать музею творчества, процветания и новых идей. Каких? А, например, вот таких. Нужно устраивать экскурсии в реставрационную мастерскую. За отдельную плату. Посещение мастерской может стать самым интересным событием в музейном комплексе. Наблюдать, как под руками мастеров своего дела железный хлам постепенно превращается в нечто красивое - это грандиозно. И не требует каких-то сверхсложных организационных работ. Если хотите заглянуть в мастерскую, то вам сюда. Написать что ли руководству музея, чтоб нас, новоуральских блогеров тоже туда пустили? Вдруг да выгорит?
А ещё им бы в музей какой-нибудь электровоз "древний, но живой" или тепловоз. Или дизель-поезд Д1. Чтоб по праздникам катать всех желающих. Ближайший кстати находится недалеко отсюда, в Дружинино. Есть ведь в пышминском музее и железнодорожная часть, правда я её пока не выложил. Посещение музея оставило у меня такое впечатление, что на УГМК работают люди, которым по плечу всё. И вспомнился мне Нижний Тагил и полузаброшенный музей-завод Куйбышева с выставкой железнодорожной техники. И почему в Тагиле всё не так, как в Пышме?
Кстати вооон там, далеко, возле стены цеха стоит серый паровоз. Что это? Будущий экспонат, а серый потому что покрыт грунтовкой? Или просто его приспособили для дополнительного отопления цеха?
Видите?
В общем, вот такая получилась прогулка.
Взято: guriny.livejournal.com