Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья
02.12.2017 1 256 0 0 varandej

Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья

---
0
В закладки
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Разгром старообрядческих Керженских скитов епископом Питиримом на западе произошёл немногим раньше разгрома Джунгарии армией Цинского Китая на востоке. На реке Бухтарме, между Иртышом и Алтаем, образовалась по сути дела ничья земля, где жили недобитые ойраты и теснившие их казахи. И вот среди этих кочевников стали оседать беглые русские староверы, искавшие край, свободный от власти Антихриста. От буддистов-ойратов они узнали про Шамбалу, и в русском сознании она из особого состояния души превратилась в БЕЛОВОДЬЕ - вполне материальную страну свободных и честных людей, которую надо лишь как-то найти! Над Бухтармой нависала священная гора Белуха, вход Шамбалы по местным повериям. И среди бухтарминских каменщиков (то есть, по современному, "горцев"), как записали этих староверов царские переписчики, находились те, кому удавалось перелезть через Катунский хребет. А за горами путники действительно обретали Беловодье - в верховьях Катуни лежит плодородная Уймонская долина, где можно было жить по вере и правде без чуждой власти над собой.

Сказанное выше - лишь одна из гипотез. Есть и другие, которые я расскажу в этом посте, потому что тема Беловодья - гораздо важнее и глубже для понимания России, чем кажется. Рассказ об Уймонской долине будет состоять из двух частей - в первой про самое старое её село Верх-Уймон, во-второй - о прочих весях и их странных обитателях. Ну а находится Уймонская долина между показанными в прошлых частьях Усть-Каном, оплотом алтайской мудрости, и Тюнгуром у начала Аккемской тропы к подножью Белухи.

Уймонская долина вытянута вдоль Катуни примерно на 70 километров, а её ширина от Теректинского хребта на севере до отрогов Катунского хребта на юге - от 8 до 15 километров. Узкой и длинной, впрочем, она не кажется, и тем не менее с алтайского красивое название переводят как "коровья кишка" или хотя бы "коровья шея". С иных тюркских языков есть более благозвучный перевод "десять моих мудростей" или даже "тысяча мудростей", бурханисты считают, что "уйм!" - это вариация "аум!", ну а для русского уха тут отчётливо слышится слово "уйма". Первое отличие Уймонщины от остального Алтая с его чередованием тайги, сенокосов и пастбищ - в обилии золотистых полей, ухоженный вид которых на фоне гор навевает ассоциации с Европой. Староверы успели даже культивировать здесь собственный сорт пшеницы, за красноватые колосья называвшейся "аленькой", и муку из неё поставляли к царскому столу для караваев. Ещё кержаки  держали скот от овец до маралов и разводили пчёл. Единственными хозяевами долины стариковцы не были никогда - у подножья Теректинского хребта по сей день стоят в основном алтайские сёла, но алтайцы здесь какие-то свои, более обрусевшие.

2.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Первопоселенцем Уймона считается Гаврила Бочкарёв, пришедший сюда в 1797 году с Аргута с тремя сыновьями и дядей. Откуда он был сам, точно не известно, но во всяком случае был он беглый старовер, с Аргута так же ушедший от представителей власти. Говорят, он дружил с местными ойратами (алтайцами) и убедил их платить ясак, в благодарность за что и царские чиновники не стали его арестовывать. По другим данным, Уймон был основан в 1792 или даже 1786 году, то есть возможно богатырь Гаврила просто объединил разрозненных переселенцев благодатной долины. На Уймон люди шли с Бухтармы по перевалам, бежали со страшных "кабинетских" заводов и шахт Рудного Алтая, труд на которых был хуже каторги, и даже приходили напрямик из "материковой" России. Слава Уймона быстро разлетелась по потайному меру древлеправославных, промеж которых с начала 19 века обильно ходили рукописные "путеводители" (не удивлюсь, если это слово как раз оттуда и происходит) с описанием маршрута Москва - Казань - Бийск - Уймон - Беловодье. Уймонская долина считалась уже не самим Беловодьем, а своеобразной перевалочной базой, местом, где живут люди, точно знающие на Беловодье путь. Дальше версии сильно варьировались, от "между Бухтармой и Китаем" до "сначала через горы, две недели по пустыне, а потом ещё 40 дней морем". Сходились все в одном: попасть на Беловодье ОЧЕНЬ сложно, даже просто невозможно без Чуда, без Божьей помощи, а потому лишь чистый сердцем человек способен его обрести.
Что такое вообще Беловодье? На мой взгляд, это не там, где молочные реки в кисельных берегах (да и топкие такие берега откровенно), быт Беловодья вполне может быть суров и тяжек. Суть Беловодья в другом - это край, где живут только честные, только ответственные люди. Главный критерий Беловодья, как его понимаю я - доверие: Беловодье - это там, где ты можешь безоговорочно доверять любому встречному... а любой встречный может безоговорочно доверять тебе. Беловодье - это мир, где каждому отдельно взятому человеку нечем себя оправдать, если он поступил недостойно. Это-то и есть главная преграда: если не хватит тебе честности и осознанности, то тебя туда в лучшем случае не возьмут, а если и возьмут - ты сломаешься, оставшись со своей слабостью один на один.

3.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Так и жили уймонцы - крепко и достойно, и опрятность их деревень повергала в восторг немногочисленных доходивших сюда исследователей. Государственные люди здесь тоже бывали, но редко и не особо вмешиваясь в жизнь староверческого угла, тем более с 1792 года "каменщики" и вовсе относились к инородцам, в жизнь которых, наделив их многочисленными льготами, русская власть без надобности старались не лезть. До 1824 года они жили "под зайсаном", то есть управлялись той же национальной администрацией, что у алтайцы; потом была создана Уймонская инородческая управа, действовавшая до 1878 года. Но и после того никому из власть имущих не было дела до этого глухого угла в тупике Катуни, разве что в начале ХХ века разразилась большая земельная тяжба (подробную историю см. здесь). Верх-Уймон разбрасывал по долине семена-заимки, позже становившие сёлами; в 1826 году здесь было 15 дворов, в 1878 - уже 74 двора, а в 1885-86 годах у стариковцев случилась маленькая война с алтайцами, у которых они отборали сенокосы под свои поля.
В большом мире тем временем бурлили умы, кончались победами и поражениями войны, освобождались крестьяне, строились заводы и фабрики, рабочие сбивались в стачки, в журналах публиковались романы... И всё более в большом мире распространялась мысль, что Беловодье от нас отделяет не пространство, а время, а латинское название Беловодья - Communism, поскольку при коммунизме живут только честные люди, готовые трудиться по способностям и брать по потребностям. Так в Уймон впервые пришла война - гражданская, и развязка её алтайской части наступила в соседней Катандинской долине, где до революции стояли казаки. Потом на Уймон пришёл комиссар, и сказал:
-Что это вас тут такое? Беловодье, говорят, ищите? Чтоб от каждого по способностям, а каждому по потребностям, так?
-Так! - ответили бородатые староверы, снимая картузы.
-У, шарлатаны! Да я за версту ваш дух кулацкий чую. И сущность у вас - антипартийная. Я вам покажу ещё!
Ушёл тогда комиссар, кержаки вслед ему посмеялись - и таких, и иных на своём веку видывали! Но новая эпоха прокатилась по Уймону и Бухтарме паровым катком: так как большинство здешних крестьян по новой классификации были "кулаки", масштабы здешнего раскулачивания были сравнимы с депортациями народов. В основном уймонцев отправляли в Нарым на севере Томской области, в совершенно непривычные им условия. В разгроме уймонских деревень активно участвовала также русская беднота из окрестных долин, и в те годы нередкими были сюжеты, когда баба доила коров в расшитом жемчугом платье из кержацкого дома.... Иным с Нарыма дозволялось вернуться, но стоило им встать на ноги вновь - как следовала новая ссылка. Даже "аленька" как местный сорт пшеницы была утрачена в те годы.

4.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Общая беда Великой Отечественной войны советский народ объединила, а несколько десятков молодых ребят с её фронтов не вернулись в Уймон. Трагедии коллективизации ушли в прошлое, кержаки и пришлые смешались, и многие стариковские потомки сбрили бороды. Однако время шло, и в тихом омуте Застоя бродили свои черти. Всё больше людей понимали, что Беловодье всё-таки отделено от нас не временем, а пространством, вот только искали мы его напрасно на Востоке - ведь как заметил один русский журналист, работавший на Третий Рейх, Солнце всходит на Западе! Теперь Беловодье называли лишь иносказательно "как в Европе", "цивилизованный мир", "развитые страны", где всё в достастке и всё в кайф, и красивые добрые люди день и ночь улыбаются от счастья. Вот прошла Перестройка, вот рухнул Советский Союз, и новая эпоха опять прокатилась по уймонским сёлам паровым катком нищеты и разрухи, и два спившихся алкаша без бород получили теперь право спорить за столом, кто из них больший кержак. Нашлись в Большом мире и те, кто сочли, что Беловодье всё же по времени отделено от нас, но только не в будущем оно находится, а в прошлом, и называется то ли "Россия, которую мы потеряли", то ли "такую страну развалили!", а может и вовсе "эпоха ведических русов"? Гласность позволила об этом спорить, и люди спорят теперь до хрипоты, до стёртых о клавиатуры пальцах: где же оно, наше русское Беловодье? Где?! Но на Западе оно или на Востоке, в будущем или в прошлом, во внешнем мире или в сердце каждого из нас, а знает русский человек лишь одно - Беловодье есть! И будет его искать, даже если на словах в него не верит. Такова наследственность, сущность, национальная идея, если угодно...

5.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Что же касается Беловодья как такового, то существует много гипотез его происхождения. Самая экзотическая - что так ещё в Древней Руси знали страну Бод, по современному говоря Тибет, и якобы даже Владимир Красно-Солнышко отправил не 4 посольства (к православным византийцам, итальянским латынянам, булгарскими мусульманам и хазарским иудеям), а 6 - две тайных миссии якобы ходили на Восток, к буддистам, да так и остались в благом краю. Зародилось ли предание о Беловодье на Бухтарме, или в виде Шамбалы и Белухи русские люди там лишь нашли ориентир - теперь уже сложно сказать. Как бы то ни было, огромное и отложенное влияние на судьбу Уймона буквально накануне его разгрома оказали Рерихи.
Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха стартовала в 1923 году. Подготовка её около года велась в Дарджилинге (это в Гималаях между Непалом и Бутаном), куда Великое семейство прибыло из Нью-Йорка. Затем караван с Николаем Рерихом во главе двинулся вдоль Гималаев через Индию, Ладакх, Китайский Туркестан, Россию вокруг Алтая и Саян, Монголию, страшный ледяной Тибет, и в 1928 году вернулась в Дарджилинг. В Россию в 1926 году Рерихи въехали близ Зайсана, по Иртышу добрались в Омск, поехали поездом сначала в Москву ненадолго, потом в Новониколаевск (Новосибирск), по Оби в Барнаул и далее снова пешком и верхом по Алтаю. В Верх-Уймон экспедиция прибыла 7 августа 1926 года, и находилась в этой долине 12 дней, ежедневно совершая выезды по окрестным сёлам. Маленький в общем эпизод большого пути, но и для творчества Рерихов, и для Уймонской долины он оказался судьбоносным.

5а.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Базой Рериха был дом Вахромея (Варфоломея) Семёновича Атаманова - местного врача, которого Рерих отождеставлял со Святым Пантелеймоном. Они оба - на кадре выше, и думаю понятно, кто есть кто. Вахромей Семёныч не был стереотипным "сельским целителем", выписывал из города журналы по медицине и современные лекарства, но народные средства в горной глуши всё-таки были доступнее. Поэтому Вахромей все горы вокруг исходил в поисках лекарственных трав, и слыл лучшим на Уймоне проводником. Прежде он уже водил по этим горам исследователя Василия Сапожникова и художника-алтайца Григория Чорос-Гуркина. Но думаю, Рериху он был важен как проводник не только по материальному, но и по "тонкому миру", по той самой Руси Изначальной, которую Великое семейство здесь искало.

6.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Пока в долину валом не повалили их неразумные последователи, Рерихи оставили здесь добрую память, и ещё бесценнее был их вклад в сохранение и описание здешней культуры. Потому что уже три года спустя всё это начали громить: тот же Атаманов в 1929 году был сослан в Нарым, и вскоре умер там от тоски по родине, не зная, что почта уже неспеша везёт в Нарым бумагу о его реабилитации. Тем не менее, у младших Рерихов отношения с советской властью были очень неплохими. Юрий Рерих (обучавшийся в Оксфорде, Сорбонне и Гарварде, говоривший на 22 восточных языках, а в Центрально-Азиатской экспедиции отвечавший за безопасность) в 1957 году вернулся в СССР и умер в 1960 году в Москве уважаемым учёным-востоковедом. Святослав Рерих оставался в Индии, где дожил до 1993 года, но наследие Великого семейства частью передал родной стране при жизни, частью завещал. Потому и советская власть к Рерихам была благосклонна, и уже в 1960-х годах в Верх-Уймон зачастили исследователи, а в 1972 году на выявленном доме Атамановых открылась мемориальная доска:

6а.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Не похож дом? Потому и выявить его было непросто - в ХХ веке он утратил флигеля и нижний этаж. Комплексная реставрация прошла в 1996-2001 годах, причём облик "дворовой" части восстанавливали без опоры на фотографии, но когда таковые обнаружились в архивах, оказалось, что ошиблись совсм чуть-чуть. Подлинные в доме-музее только брёвна второго этажа, да и то не все. Ныне музей подчиняется Сибирскому Рериховскому обществу (а их в России несколько), а работают тут двухнедельными вахтами сотрудники из Новосибирска. Во флигелях - экскурсионное бюро и книжная лавка, а билет подразумевает экскурсию.

7.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


На первом этаже показывают фильм о семействе Рерихов. Все картины здесь - репродукции, но есть среди них очень важные. Крайняя слева "Победа" написана Николаем Константиновичем  в 1942 году, и ныне хранится в Новосибирске, но не в Рериховском центре, а в Доме Учёных. Кто кого на ней победил - в общем ясно (Юрий Рерих так и вовсе в 1941 году порывался прямо из Лондона пойти добровольцем в Красную Армию), но гора на заднем плане - однозначно Белуха со стороны истоков Катуни. Справа - "Приказ Учителя", написанная в 1947 году последняя картина Николая Константиновича, и в перспективе ущелья сложно не признать Аккем, вдоль которого мы ходили в трёх прошлых частях. Ну а над ней - "Звенигород", образ города будущего, который по словам Рериха однажды должен вырасти в Уймонской долине.

8.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Предметы староверов, в том числе проделавшие долгий путь до этой долины иконы Красного угла и лестовка - чётки, олицетворяющие лестницу духовного пути:

9.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Русская печь и второй этаж с покосившимися от времени подлинными брёвнами. Доска - всё, что уцелело из наследия Агашевны: стариковцы звали друг друга в основном по отчествам, но Вахромеева сестра Елена Атаманова родилась без отца, и потому её по матери Агафье называли Агашевной. Сестра врача была художницей, расписывала кержацкие дома, и хотя почти всё утрачено, с росписями Агашевны мы ещё встретимся.

10.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Подлинные вещи Рерихов из экспедиции - Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрий Николаевича:

11.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Мне очень нравится рериховская живопись. Та самая, которая "не фотография": Рерих писал мир не таким, каким человек его видит, а таким, каким человек его помнит, где признаки "тонкого мира", проще говоря мысли и чувства, не менее материальны, чем горы, деревья, дома, фигуры...

12.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


На крыльце одного из домов - камни, с камнями мы в Уймоне ещё встретимся:

13.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


По соседству на той же центральной улице - понурый районный краеведческий музей, традиционно остающийся в тени своих соседей:

14.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


А ещё через пару домов - музей староверия, или официально Музей истории и культуры Уймонской долины. Из Рериховского центра позвонили его хозяйке Раисе Павловне Кучугановой, и сказали, чтобы мы шли к музею, а она вскоре приедет его нам открыть.

15.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


История этого музея немного похожа на историю музей алтайской культуры, переехавшего из Мендур-Соккона в Усть-Кан. Алтайскую старину на Усть-Кане собирал учитель географии Николай Шодоев, кержацкую старину собирала учительница истории Раиса Кучуганова: в 1973-74 годах был создан музейный класс в уймонской школе, а в 1996 году музей переехал в старинную избу, срубленную из лиственницы и пихтача в середине 19 века, первую её хозяйку звали Пелагеей Фаддеевной. Говорят, при ремонте оказалось, что брёвна стали как металл, и топор от них отскакивал со звоном. Но и Шодоев, и Кучуганова собирали не только материальное наследие, но и осколки недобитой народной памяти - тем более жили стариковцы по 90-95 лет, и многие ещё помнили здесь своё самодельное Беловодье. Так Раиса Павлона стала не просто хозяйкой музея, а хранительницей народной памяти. Говоря сухим языком, теперь она - крупнейший фольклорист Уймонской долины, автор ряда книг по её истории и традициям, но как замечал не я один, её речь, сдобренная древними поговорками, похожа на проповедь. Всё это я помнил, потому что уже был в Верхнем Уймоне в 2012 году, когда искал своё Беловодье.

16.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Минут 20 мы ходили вокруг музея. Без Раисы Павловны - усадьба как усадьба, поэтому и показывает она избу только с экскурсией. Берёт недёшево (если мне не изменяет память, 200 рублей с человека), но честно скажу - оно того стоит. Вдобавок, специально ради нас она бросила какие-то свои дела - хотя и шутят местные, что "Раиса Павлона наше всё", но живёт она обычной жизнью уймонских селян. Вот наконец она приехала на велосипеде, и попривествовав нас, вошла в свои владения через крыльцо специфически местной конструкции: ворота - для скотины, а переход - для людей, потому что семьи тут были огромны и за каждым дверь закрывать не успеешь.

17.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Самые удачные виды комната получились через окна, я наснимал их в ожидании Раисы Павловны. Первое, что бросается в глаза в кержацком доме - росписи, более всего напомнившие мне поволжский Дом со львом, но сделанные тут задолго до его выявления. Там староверов-беспоповцев называли кулугуры, тут - кержаки и стариковцы. Сами конструкции здешних домов восходят к допетровским Карелии, Поморью, Вологодчине, и вместе со старой верой и привычными приёмами строительства сюда попали и древние русские традиции росписи дома. Причём фактиечески это работы той самой Агашевны - в те же годы, что и Рерих, то есть накануне краха, Уймонскую долину изучала художница Наталья Нагорская. Занималась она примерно тем же, чем и я - просто ходила по свету и копировала его детали. Так она сберегла копии росписей Агашевны, ну а Раиса Павловна решила их здесь воссоздать.

18.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Раиса Павлона усадила нас в красном углу (на этом кадре он слева), и её быстрая плавная речь соотносилась с экспозицией музея как душа и тело. Я даже не знаю, стоит ли пытаться тут хоть что-то передать - её просто надо слушать, и уже не так важны детали, как целостная картина кержацкого мира, где даже суеверия (например, не оставлять ёмкости с водой открытыми, или как тут говорили "пастью") были рациональны и имели практический смысл. Уймонские староверы были беспоповцы, условно причислялись к десятку согласий от часовенников до федосеевцев, были здесь и духовные христиане (бегуны), и темноверцы. Их храмами были избы самых чтимых стариков (сейчас это Галактион Фаддеевич), куда народ собирался для совместных молитв и чтений священных писаний. Одним из таких домов, по словам Раисы Павловны, была изба по соседству с музеем (на заглавном кадре - вторая, а на кадре №15 левая).

19.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Спрашивал я Раису Павловну и про Беловодье, и сейчас, и в 2012 году. Сказаний об ушедших туда в Уймоне правда сохранилось немало. Одни долго шли через Китай и Монголию, дошли до озера, услышали там звон колоколов, да повернули назад. Другие исчезали бесследно, да слали письма родным, что живут хорошо, а где - не поясняли. На самом деле, как я понял между строк, от ищущих Беловодье стариковские устали ещё очень давно, и учили таких просто: Беловодье - это добро. К примеру, один человек мост построил, чтобы все ходили - вот это и есть Беловодье.

20.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Немного быта. Ухват для печки и специальная катушка под него:

21.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Батик - булава из капа, основное оружие кержака на горных дорогах и в "земельных" стычках с алтайцами:

22.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Колокольчики и куклы (соломенная - кажется, подарок музею, но точно не помню):

23.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Вторая комната:

24.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


На память у Раисы Павловны стоит купить книгу "Уймонские староверы. Обычаи, традиции, культура" - сборник местного фольклора от исторических преданий до рецептов блюд.

25.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Вид со двора музея. Катунские забочины (так тут называют боковые протоки) на фоне Теректинского хребта. Основное русло - дальше, за тем лесом, и я помню, как в 2012 году солнечным днём доходил до него.

26.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Тёмные избы Уймона на фоне Катунского хребта. Верх-Уймон, как и раньше, русское село на полтысячи жителей, хотя и поялвяются здесь постепенно алтайцы - теперь здесь они более сплочёные и плодовитые.

27.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Староверов здесь осталось мало, в основном это действительно "стариковцы" - доживающие век старики, не стремящиеся завлечь молодёжь на свои потайные моления. Тут редко теперь увидишь человека с бородой, многие пьют водку, но всё-таки во многих уймонцах с первых минут общения чувствуется эта особая кержацая основательность и незыблемость. Староверие ушло, кержаки как субэтнос остались, и главное, чего здешние крестьяне и фермеры хотят от власти - это, как и 200 лет назад, просто им не мешать. Судьба "долины кулаков" была тяжкой, и человек, который нас возил дальше, говорил, что из трёх поколений своего рода он - первый дед; остальные до рождения внуков не дожили.

28.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Он и завёз нас первым делом в четвёртый уймонский музей - самый молодой. Я узнал о нём из указателей со словом "Самоцветы", и на всякий случай решил заглянуть и туда. На окраине села, ближе к выезду на Усть-Коксу - сине-красный яркий домик и двор с каменными фигурами за ним:

29.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Неподалёку - мастерская, откуда и вышел нам навстречу хозяин Виктор Лихачёв. Он родом тоже откуда-то с Алтая, но не из этой долины; в 2013 году вместе с другим художником Анатолием Весёлым они основали в Уймоне творческое объединение "Самоцветы", куда вошли также Наталья Савицкая, Марианна Яцышина и Ирина Царёва. Занялись художники, как и положено в краю Рериха, синтезом - разных искусств и отдельных стилей.

30.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Это было более чем своевременно, особенно на фоне умиравшей Колывани, когда-то делавшей царь-вазы из гигантских монолитов яшмы, а теперь - бордюрную плитку по госзаказу и пошлые вазоны для нуворишей.

31.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Уличная экспозиция - это самые простые работы "Самоцветов". Просто красиво отполировать камень, раскрыв его неповторимый узор:

32.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


А самое интересное - в здании:

33.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Принцип уймонской росписи, по сути новой школы декоративно-прикладного искусства, прост: берётся самоцветный камень, полируется до ровной изорчатой поверхности, и вокруг этого камня пишется сюжет - орнамент или картина, на дереве или на камне, на ткани или на войлоке. Приглядитесь - все эти картины "растут" от камней, и в этом, при всём несовершенстве рисунка, их очарование:

34.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Хотя в музее пара комнат, мы провели здесь наверное минут сорок:

35.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


36.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


37.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


38.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


39.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


40.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


41.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


42.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


43.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Большинство этих вещей можно купить - от сложного панно до просто полированного камня.

44.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Потом заехали на сопку. Вот он, Верх-Уймон, маленький и беззащитный:

45.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Ещё тут есть деревянный ДК 1930-х годов и современный Дом ремёсел, но я их не приметил:

46.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Сами виды сняты с кладбища:

47.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Немного похожего на кладбища Керженских скитов, через которые прошли многие потомки местных старожилов. Атамановы, Бочкарёвы, Черепановы, Огневы, Блиновы - здесь эти роды значат больше, чем в иных уездах значили дворянские династии.

48.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Вокруг Уймона удивительно тихие леса, похожие на парки. Помню, как в 2012 году вышел через них к соседней деревне Тихонькой:

49.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Верх-Уймон в долине теперь скорее "культурная столица". Райцентр Усть-Кокса стоит на "теректинском" берегу, а за Катунью главное село - Мульта. Оно же стало и крупнейшим центром притяжения различного нью-эйджа: Рерих много сделал для архивирования подлинной культуры, но его же именем её теперь всё больше теснит этот самый нью-эйдж. Как говорил нам один местный, в конце концов староверы отступили за речку Мульту, "и теперь у нас на одном берегу синяки, на другом кержаки". Водитель же, сам кержацкой крови, пересекая мост через Мульту, нараспев сказал:
Там живут несчастные
Люди кержаки
На лицо ужасные,
Такие же внутри.
И хотя в самой Мульте я видел правильных староверов со строгими лицами, посконными бородами и огненными взглядами....

49а.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


...именно в Замульте находится единственный действующий старообрядческий храм Уймонской долины - церковь Илии Пророка (2001) Белокриницкого согласия. "Австрийцы" среди кержаков были меньшинством, но иерархия позволила им лучше сохранить общность. Сюда я попал на службу, и служба, как часто бывает в староверческих церквях, проникнута духом Руси Исконной.

50.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


Ну а в основном и староверческое прошлое, и Беловодье тут превратились в просто бренд для привлечения туристов:

50а.
Уймонская долина. Часть 1: Верх-Уймон, или В поисках Беловодья Беловодье, здесь, Алтай, теперь, через, долины, просто, только, ВерхУймон, общем, более, долине, Уймонская, Уймонской, Рерих, кержаки, Беловодья, человек, тракт, Уймон


В следующей части - об остальной Уймонской долине, где рерихиане и сектанты нанесли уже изрядный пласт новой, весьма самобытной культуры.

АЛТАЙ-2017
Алтай Триединый. Обзор поездки и ОГЛАВЛЕНИЕ серии.
Северный Алтай (Алтайский край/Республика Алтай)
Перед Алтаем. Барнаул и Белокуриха.
Горно-Алтайск (2011)
Чемал (2011)
Перед Алтаем. Горно-Алтайск, Майма, Камлак.
Алтай в общем
Алтай в общем. Регионы и народы.
Алтай в общем. Туризм на Алтае.
Алтай в общем. Край шести религий.
Алтай в общем. У истоков тюркского мира.
Алтай в общем. Мараловодство.
Республика Алтай
Телецкое озеро.
Улаганский тракт. Долина Чулышмана (Балыкча, Каменные грибы).
Улаганский тракт. Кату-Ярык, Пазырык, застава Михалыча.
Чуйский тракт из Акташа на север. Акташ и окрестности - Белый бом.
Чуйский тракт из Акташа на север. Адыр-кан - Чике-Таман.
Чуйский тракт из Акташа на юг. Курайская степь и Кош-Агач.
Чуйский тракт из Акташа на юг. Чуйская степь - Тархата и Ташанта.
Усть-Кан.
Аккемская тропа. Тюнгур и путь наверх.
Аккемская тропа. Аккемское озеро.
Аккемская тропа. Ярлушка и Семь озёр.
Уймонская долина. Верх-Уймон.
Уймонская долина. Усть-Кокса, чудеса и чудики.
Монгольский Алтай - посты будут!
Казахский Алтай - посты будут!
Неалтайский Казахстан - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!
Степной Алтай - см. ОГЛАВЛЕНИЕ
!
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]