Высмеять и уничтожить.
---
Пропагандистов озадачили. Нужно доходчиво и ярко объяснить миллионам солдат и гражданским во имя чего льется кровь и почему стоит считать это дело полезным и праведным. К работе подключились сотни авторов, которые в сжатой, но содержательной форме изобразили противника то ужасным, то жалким, то трусливым, то подлым.
С первых дней Первой мировой войны почти во всех вступивших в нее странах были запущены пропагандистские машины. В некоторых это произошло еще даже до официального объявления войны — в рамках поддержки союзников и объяснения будущих воинственных решений своих правительств.
Простым гражданам и отправляющимся на фронт солдатам надо было объяснить несколько важных вещей: война эта не просто неизбежна, но необходима; эта война вовсе не страшна; враг глуп, смешон или, наоборот, до отвращения омерзителен, но, в любом случае, слаб и труслив; уничтожить такого врага опять же просто необходимо; и в его уничтожении нет ничего страшного и опасного.
В ход шли традиционные пропагандистские приемы: использование образов животных, обыгрывание характерных черт правителей страны и даже религиозных мотивов.
Шел австриец в Радзивилы, // Да попал на бабьи вилы.
Текст: Владимир Маяковский. Изображение: Казимир Малевич. Серия «Сегодняшний лубок».
В России, особенно на первом этапе войны, в пропагандистской кампании приняли участие многие деятели искусства. Авангардисты возродили и удачно применяли народные традиции лубка. В частности, активное участие в создании патриотических картин принял Казимир Малевич. Этот плакат появился в дни успешного наступления русских войск в Галиции в 1914 году.
Эх, султан, сидел бы в Порте, // Дракой рыло не попорти.
Текст: Владимир Маяковский. Изображение: Владимир Маяковский. Серия «Сегодняшний лубок».
Не остались в стороне от милитаристской пропаганды в России и поэты. Так, Владимир Маяковский, который сам хотел идти на фронт, но не смог стать добровольцем только из-за подозрений в политической неблагонадежности, в соавторстве с Казимиром Малевичем создал серию ура-патриотических плакатов. Этот посвящен вступлению Турции в войну против России. Примечательно, что пропагандистский посыл автора оказался не очень далек от действительности — русская армия вскоре и вправду нанесет Турции на Кавказском фронте сокрушительное поражение.
Франц послушался Вильгельма, // А Вильгельм подвел, - вот шельма! // Глядь, медведь уж тут как тут,// И приятелям капут!
Литография Товарищества И. Сытина. Москва. 1914 год.
Самый расхожий образ России у пропагандистов — грозный и сильный медведь. Германия и ее союзник Австро-Венгрия трусливо прячутся от него на дереве. Таким образом автор плаката подводит итоги кампании 1914 на Восточном фронте — русские войска заняли практически всю Галицию и Карпатские горы, поставив Австро-Венгрию в крайне сложное положение, в то время как операции германских войск в Польше успеха не принесли.
Великая европейская война. Великий бой русского богатыря со змеей немецкой.
Русский пропагандистский плакат “Великая европейская война”. 1914 год
Также немалый вклад в патриотическое воспитание населения России внесли многие другие известные художники: братья Васнецовы, Константин Коровин, Абрам Архипов, создававшие плакаты и сатирические открытки. На этой авторы обыграли хорошо известный сюжет русских сказок — битву с трехголовым драконом. Головы символизируют Германию, Австро-Венгрию и Турцию соответственно.
Немецкий фельдмаршал Пауль фон Гинденбург толкает миллионы солдат на смерть.
Изображение: Le Petit Journal от 29 августа 1915 года.
Во Франции, для которой вступление в войну началось с неудач — немецкие войска в сентябре 1914 года чуть не дошли до Парижа, пропагандистам требовалось вселить надежду в сограждан и придать им уверенность в собственных силах. Самый простой способ — показать, что победы дались противнику ценой огромных людских потерь.
Плохо брат! В то время как сербский народ героически борется против могущественных врагов, болгарский народ готовится нанести ему удар в спину.
Изображение: Le Petit Journal от 10 октября 1915 года.
Граждане должны быть твердо уверены, что если кто выступает против их правительства, то он преступник и подлец. На этом французском плакате отображено вступление в войну Болгарии. С точки зрения стран Антанты это был предательский удар в спину Сербии, армия которой оказалась не готова к войне на два фронта и действительно была вскоре разгромлена.
Германский император Вильгельм II сеет ложную информацию.
Изображение: Le Petit Journal от 21 марта 1915 года.
Что бы ни говорил и не сообщал враг — все вранье и дезинформация, призванная нанести вред родной стране. Этот французский плакат, очевидно, должен был убедить сограждан, что успехи германского оружия, в том числе на Восточном фронте, где русская армия оказалась в тяжелом положении, — не более чем вымысел.
Антихрист.
Изображение: Pierre Chatillon
Если дела на фронте складываются не самым лучшим образом, и врага уже не очень уместно выставлять в смешном и жалком виде, его надо демонизировать. Автор этого французского плаката над сюжетом, вероятно, думал не долго, решив представить Германию в виде абсолютного зла.
Хороший результат за месяц: убито 164 младенца, 178 детей, 292 женщины не участвовавших в сражениях.
Изображение: Библиотека Конгресса США
Образ дьявола был популярен и у американских пропагандистов. США сохраняли нейтралитет в Первой мировой войне до 1917 года, и правительству надо было доходчиво объяснить согражданам, зачем оно в нее все же решило ввязаться. Автор этого плаката убеждал: если германский дьявол убивает детей и женщин — война становится святым делом.
Уж если только я вцеплюсь...
намёк на стальную "бульдожью" хватку.
Британская открытка времен Первой мировой войны
Один из традиционных символов Великобритании — сильный и сердитый английский бульдог. Автор этого английского плаката пытался убедить сограждан, что глупый германский император Вильгельм II уже пожалел, что разбудил спящую собаку.
Никогда не льёт, но поливает.
Британская открытка времен Первой мировой войны
Гражданам надо было продемонстрировать, что в борьбе с врагом их страна не одинока. На этом британском плакате глупый и вредный Вильгельм II не может спрятаться от града снарядов Антанты и ее союзников.
Немецкий флот пустил корни. И зеленая трава выросла вокруг.
Британская открытка времен Первой мировой войны.
Для британской империи — хозяйки морей — важно было показать успехи своего флота. Автор этого плаката решил продемонстрировать эффективность английской блокады германского Флота Открытого моря, который так и не смог вырваться из своей базы в Вильгельмсхафене на оперативный простор.
Выход Италии из Тройственного союза.
Изображение: G. Meschini /
Правительству Италии, которая сначала была союзницей Германии и Австро-Венгрии, а в 1915 году переметнулась на сторону Антанты, надо было объяснить согражданам свое непостоянство. На открытке изображена Италия в виде красивой молодой женщины, которая покидает «лапотных стариков» — императора Германии Вильгельма и императора Австро-Венгрии Франца Иосифа.
Император Австро-Венгрии Франц Иосиф I.
Изображение: Massara / Fototeca Gilardi / Getty Images / Fotobank.ru
Естественно, пропагандисты не могли не обыграть характерные личные черты личности лидеров стран-противников. Особенно доставалось престарелому императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу — его часто изображали в виде беспомощного старика, не способного справиться с грузом государственных проблем и нажившего массу врагов.
Франц-Иосиф верхом на раке прибывает на границу между Австрией и Италией.
Этот плакат был актуален лишь в первые дни после вступления в войну Италии в мае 1915 года. Ее армия сразу же начала активное наступление в Альпах на Австро-Венгрию. В связи с этим итальянский художник изобразил прибытие австрийского императора на итало-австрийскую границу. Однако средство его передвижения — рак, который ходит задом-наперед, то есть на самом деле австрийские войска отступают, а торжественный вид императора лишь призван сохранить «хорошую мину при плохой игре». Хотя, на самом деле, добиться хоть какого-то успеха в борьбе с Австро-Венгрией итальянской армии так и не удалось.
Буря из Америки
Изображение: A. Scorzon / Museo Centrale del Risorgimento
Пропагандисты стран Антанты не могли обойти вниманием столь важное и многообещающее событие, как вступление в войну США. Помощь из этой страны представлялась неудержимой стихией, которая должна сокрушить трех жалких персонажей, спрятавшихся под дырявым зонтом, — Германию, Австро-Венгрию и Турцию.
Спрут Альбиона
Изображение: журнал Die Muskete от 08 октября 1914 года.
Этот немецкий плакат был нарисован еще в преддверии вступления Турции в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, которое состоялось в ноябре 1914 года. Английский спрут охватил своими щупальцами полмира, но один из них решительно перерезает саблей мусульманин. Спрут произносит: «Доигрался! Я так крепко схватил Магомета, но теперь он вырывается». Во время Первой мировой войны Германия и Турция активно использовали религиозные мотивы для переманивания на свою сторону мусульманского населения Средней Азии и Востока. В частности, немецкие агенты пытались представить войну с Россией и Великобританией как священную обязанность всех мусульман.
Продукт русской лаборатории (к запланнированному объединению Сербии и Черногории): А сможет ли новый близнец свободно двигаться? - Это совершенно необязательно. Мы позаботимся об этом в Петербурге.
Изображение: Журнал Die Muskete от 23 июля 1914 года.
В Германии и Австро-Венгрии была очень популярна версия, что за всеми тревожными событиями, происходящими в балканских странах, стоят козни русских властей. После убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, ставшего поводом для начала войны, австрийские газеты открыто обвиняли в этом преступлении Россию. На этой картинке высмеивается статус Сербии и Черногории, которые видятся как марионетки Российской Империи.
Мальчик-с-пальчик. Австрияк - сербу: Я б тебя давно сожрал, если б ты не был таким неаппетитным.
Изображение: Журнал Венские карикатуры от 19 июля 1914 года.
В Австро-Венгрии до войны считали, что маленькая Сербия не может считаться полноценным соперником империи. Предполагалось, что разгром этой балканской страны будет молниеносным. Однако в ходе кампании 1914 года австрийские войска были дважды разбиты сербами.
Плевок в лицо Джона Буля
Изображение: Daily Herald Archive
Эта немецкая открытка должна была развеять все сомнения в мощи и техническом превосходстве германского оружия и армии. Война против Англии представлялась художнику победоносной и беззаботной: «Он курит трубку и плюет в лицо Джону Булю! Такой вот незабываемый привет!»
Привет от Цеппелина - Спасайся кто может
Изображение: Keystone-France
Страны-члены Антанты в виде солдат в ужасе разбегаются под сокрушительным огнем цеппелина — гордости германской армии. Первое время с их помощью немцы действительно наводили страх на население Франции и Великобритании, совершая бомбардировочные налеты на города. Но всего через полтора года после начала Первой мировой с развитием авиации цеппелины утратили былое военное значение.
Кровавый час
Изображение: Газета Simplicissimus от 14 декабря 1915 года
В Германии пропаганда рисовала Англию также легкой целью — жирным толстяком в цилиндре, которого легко проткнуть штыком. Эта карикатура появилась в декабре 1915 года, когда уже всем стало очевидно, что война — не праздник и не приятная загородная прогулка. Очевидно, поэтому для натуральности автор добавил «кровавого дождя».
Русский медведь и Польский орел: Ах как хотелось бы оставить его в моем животе
Изображение: Газета Simplicissimus от 24 августа 1915 года
В этой карикатуре, опубликованной в Германии в августе 1915 года, явно прослеживается развитие пропагандистской мысли — русский враг представлен уже не в идиотском, смешном или жалком виде, а весьма грозно, хотя и потрепанным. Очевидно, это должно было подчеркнуть силу немецкой армии и важность ее побед. В данном случае художник обыграл успехи Германии на Восточном фронте — русские были вынуждены отступить из Польши, что немецкая пропаганда преподносила как избавление поляков от «русского ига».
Взято: ochendaje.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]