Ткуарчал и Акармара
---
Оригинал взят у yarkolp в Ткуарчал и Акармара
Город Ткуарчал (раньше на грузинский манер Ткварчели) находится на крайнем северо-востоке Абхазии, далеко от моря и недалеко от границы с Грузией. Практически со всех сторон город окружен горами, в которых раньше добывали каменный уголь (и немного продолжают до сих пор, силами турок). Собственно, и основан город был в 1940-х годах как центр угольной промышленности. Однако спустя несколько десятков лет запасы истощились, рентабельность добычи упала, и только благодаря командной экономике уголь закупался другими регионами СССР по заведомо невыгодным ценам. В 1980-х этому пришел конец и шахты стали закрываться. Во время войны город больше года был в блокаде и под бомбежками, что окончательно убило экономику и привело к резкому сокращению населения, с 40 тыс. в начале 1990-х до 20 тыс. перед войной и 5 тыс. после нее. В силу перечисленных особенностей Ткуарчал совершенно не туристический город. Более того, некоторые жители западной Абхазии, близкой к России и полной курортов, считают стремным гулять по улицам депрессивной восточной Абхазии после захода солнца (возможно, здесь есть художественное преувеличение, но и здравый смысл тоже). Мы, разумеется, решили это проверить )
Из-за долгой дороги на Ткуарчал и его окрестности у нас было всего полдня, поэтому решили сначала поехать подальше, в сторону заброшенного шахтерского поселка Акармара, а потом вернуться в город. Фото из машины – заброшенный вокзал в Ткуарчале (по ветке в Очамчыру ходят только поезда с углем):
Через несколько километров после выезда из города дорога проходит мимо базы российских погранвойск. Прямо напротив нее – один из мостов заброшенной и разобранной ж/д ветки на Акармару:
Еще через несколько км попадаем в Акармару. Хотя многоэтажки стоят среди лесов, формально когда-то это был один из районов Ткуарчала:
В то время как Ткуарчал город просто депрессивный, но отнюдь не заброшенный, Акармара – настоящий город-призрак. Например, эта лестница когда-то вела к школе:
Большая часть домов, которые мы видели, сохранилась плохо, всё сильно заросло:
Здесь, вероятно, была больница:
Рядом сохранился фонтан:
В то же время в некоторых домах живут люди, о чем можно судить по новым рамам и стеклам, поэтому мы не стали особо наглеть и заходить внутрь:
Например, в этом доме живет пара старичков, которые и рассказали нам об упадке Акармары и Ткуарчала. Кстати, пенсию они получают из российского бюджета:
Вероятно, с ними живут и две эти милые собачки:
Соседние многоэтажки раздолбаны вхлам:
Если спуститься от домов к реке Галидзге, можно попасть на заброшенный автомобильный мост. На другом берегу виднеются постройки бывшей там когда-то ж/д станции:
С другого берега хорошо заметен главный критерий обитаемости здешних домов – наличие нормальной крыши:
А это, можно сказать, общий вид на Акармару:
Заброшенное здание ж/д вокзала:
Когда-то сюда от шахт приходила канатная дорога, по которой в люльках перемещали уголь, который здесь перегружали на железную дорогу:
Насмотревшись заброшек, для разнообразия мы решили разведать небольшой водопад, шумевший прямо напротив моста, на котором мы запарковались:
Место оказалось симпатичное, а его изюминкой – небольшой деревянный мостик, дырявый и без перил:
В нескольких километрах за Акармарой находятся еще две подобных поселка поменьше – Джантуха и Поляна. А в горах вокруг них, покрытых лесами, прячутся угольные шахты разной степени заброшенности и засыпанности. Но максимум, на что нас в этот раз хватило – подобраться почти к самому входу в шахту №8. Чтобы попасть туда, шахтеры сначала проходили по этому мосту:
Потом входили в портал тоннеля:
За туннелем еще один мост, и только за ним сам вход. Но туда мы уже не пошли…
Вместо этого поглазели на подвесной пульпопровод, по которому когда-то транспортировали смесь измельченного угля и воды (а может, и сейчас это делают?):
Доехав до конца одного из ответвлений дороги, которое неожиданно уперлось в очередное место для обирания туристов (водопад с платным осмотром и кафе), мы повернули обратно в Ткуарчал. В город вернулись уже на закате. Главное – успели сфоткать красивый мост )
Следующей стратегической задачей было найти кафе, поскольку весь день мы провели без обеда. Какую-то едальню получилось обнаружить сразу при въезде в город со стороны Акармары, но она не работала. К счастью, в центре нашлась точка сразу с двумя маленькими кафешками. Мы убедились, что успеем вернуться поесть до закрытия, и пошли гулять по городу в компании еще одной милой собачки:
Спустившись на «нижнюю площадку» (квартал города, расположенный у реки, – в отличие от центра, находящегося на возвышенности), мы оказались среди симпатичных 3-4-этажных зданий. Эти дома были построены пленными немецкими солдатами в конце 1940-х годов:
Городская архитектура здесь соседствует с сельской простотой – продавщица ларька между делом пасет кур:
Кстати, что удивило – практически по всей Абхазии стоят новые светофоры, контрастирующие с окружающей действительностью:
А на мосту через Галидзгу установили даже стильный фонарь:
Солнце еще не село, но город уже давно целиком в тени:
Ткварчельская ГРЭС была построена вместе с городом, но еще при Союзе была переведена с угля на газ. Несмотря на руинированный вид, она продолжает снабжать город электричеством:
ГРЭС считается культовым объектом для сталкеров, но у меня в этот раз не было не времени, ни компании для ее посещения.
Напротив ГРЭС стоит дизельная автодрезина:
Вроде брошенная, но на старых фотках она ржавая, а тут кто-то ее решил покрасить:
К сожалению, главный символ Ткуарчала – канатную дорогу с зависшей на ее середине кабинкой – демонтировали где-то год ила два назад. Пришлось в качестве замены взглянуть на еще один способ попадания на «верхнюю площадку» - лестницу из 232 ступеней:
Напоследок мы взглянули на здание администрации ООО «Ткуарчалуголь» и отправились в кафе:
Вместо послесловия… В кафе с емким названием «Ткуарчал» мы попали уже в сумерках. Заведение оказалось простое и в то же время стильное – никаких меню и официантов, крохотная кухонька, столики на улице под навесами и в беседках. Сидевшие по соседству дядечки предлагали с ними выпить, две местные девицы отрывались под громкую музыку. Было некоторое ощущение, что сейчас наступит темнота и начнется самое страшное, но выбора особо не было, ибо кушать очень хотелось. Для меня дело осложнялось перенесенным намедни алкогольным отравлением (еще в Цандрипше намешал вина с чачей), в связи с чем я старался соблюдать легкую диету. Даже в пафосном Сухуме с этим было непросто, а тут вообще кирдык. К счастью, помимо хачапура, шашлыка, харчо и салата из овощей, у них нашлась мамалыга – ей и спасся. В целом, всё оказалось вкусно и достойно. Так что Ткуарчал мы покинули сытые и довольные.
Город Ткуарчал (раньше на грузинский манер Ткварчели) находится на крайнем северо-востоке Абхазии, далеко от моря и недалеко от границы с Грузией. Практически со всех сторон город окружен горами, в которых раньше добывали каменный уголь (и немного продолжают до сих пор, силами турок). Собственно, и основан город был в 1940-х годах как центр угольной промышленности. Однако спустя несколько десятков лет запасы истощились, рентабельность добычи упала, и только благодаря командной экономике уголь закупался другими регионами СССР по заведомо невыгодным ценам. В 1980-х этому пришел конец и шахты стали закрываться. Во время войны город больше года был в блокаде и под бомбежками, что окончательно убило экономику и привело к резкому сокращению населения, с 40 тыс. в начале 1990-х до 20 тыс. перед войной и 5 тыс. после нее. В силу перечисленных особенностей Ткуарчал совершенно не туристический город. Более того, некоторые жители западной Абхазии, близкой к России и полной курортов, считают стремным гулять по улицам депрессивной восточной Абхазии после захода солнца (возможно, здесь есть художественное преувеличение, но и здравый смысл тоже). Мы, разумеется, решили это проверить )
Из-за долгой дороги на Ткуарчал и его окрестности у нас было всего полдня, поэтому решили сначала поехать подальше, в сторону заброшенного шахтерского поселка Акармара, а потом вернуться в город. Фото из машины – заброшенный вокзал в Ткуарчале (по ветке в Очамчыру ходят только поезда с углем):
Через несколько километров после выезда из города дорога проходит мимо базы российских погранвойск. Прямо напротив нее – один из мостов заброшенной и разобранной ж/д ветки на Акармару:
Еще через несколько км попадаем в Акармару. Хотя многоэтажки стоят среди лесов, формально когда-то это был один из районов Ткуарчала:
В то время как Ткуарчал город просто депрессивный, но отнюдь не заброшенный, Акармара – настоящий город-призрак. Например, эта лестница когда-то вела к школе:
Большая часть домов, которые мы видели, сохранилась плохо, всё сильно заросло:
Здесь, вероятно, была больница:
Рядом сохранился фонтан:
В то же время в некоторых домах живут люди, о чем можно судить по новым рамам и стеклам, поэтому мы не стали особо наглеть и заходить внутрь:
Например, в этом доме живет пара старичков, которые и рассказали нам об упадке Акармары и Ткуарчала. Кстати, пенсию они получают из российского бюджета:
Вероятно, с ними живут и две эти милые собачки:
Соседние многоэтажки раздолбаны вхлам:
Если спуститься от домов к реке Галидзге, можно попасть на заброшенный автомобильный мост. На другом берегу виднеются постройки бывшей там когда-то ж/д станции:
С другого берега хорошо заметен главный критерий обитаемости здешних домов – наличие нормальной крыши:
А это, можно сказать, общий вид на Акармару:
Заброшенное здание ж/д вокзала:
Когда-то сюда от шахт приходила канатная дорога, по которой в люльках перемещали уголь, который здесь перегружали на железную дорогу:
Насмотревшись заброшек, для разнообразия мы решили разведать небольшой водопад, шумевший прямо напротив моста, на котором мы запарковались:
Место оказалось симпатичное, а его изюминкой – небольшой деревянный мостик, дырявый и без перил:
В нескольких километрах за Акармарой находятся еще две подобных поселка поменьше – Джантуха и Поляна. А в горах вокруг них, покрытых лесами, прячутся угольные шахты разной степени заброшенности и засыпанности. Но максимум, на что нас в этот раз хватило – подобраться почти к самому входу в шахту №8. Чтобы попасть туда, шахтеры сначала проходили по этому мосту:
Потом входили в портал тоннеля:
За туннелем еще один мост, и только за ним сам вход. Но туда мы уже не пошли…
Вместо этого поглазели на подвесной пульпопровод, по которому когда-то транспортировали смесь измельченного угля и воды (а может, и сейчас это делают?):
Доехав до конца одного из ответвлений дороги, которое неожиданно уперлось в очередное место для обирания туристов (водопад с платным осмотром и кафе), мы повернули обратно в Ткуарчал. В город вернулись уже на закате. Главное – успели сфоткать красивый мост )
Следующей стратегической задачей было найти кафе, поскольку весь день мы провели без обеда. Какую-то едальню получилось обнаружить сразу при въезде в город со стороны Акармары, но она не работала. К счастью, в центре нашлась точка сразу с двумя маленькими кафешками. Мы убедились, что успеем вернуться поесть до закрытия, и пошли гулять по городу в компании еще одной милой собачки:
Спустившись на «нижнюю площадку» (квартал города, расположенный у реки, – в отличие от центра, находящегося на возвышенности), мы оказались среди симпатичных 3-4-этажных зданий. Эти дома были построены пленными немецкими солдатами в конце 1940-х годов:
Городская архитектура здесь соседствует с сельской простотой – продавщица ларька между делом пасет кур:
Кстати, что удивило – практически по всей Абхазии стоят новые светофоры, контрастирующие с окружающей действительностью:
А на мосту через Галидзгу установили даже стильный фонарь:
Солнце еще не село, но город уже давно целиком в тени:
Ткварчельская ГРЭС была построена вместе с городом, но еще при Союзе была переведена с угля на газ. Несмотря на руинированный вид, она продолжает снабжать город электричеством:
ГРЭС считается культовым объектом для сталкеров, но у меня в этот раз не было не времени, ни компании для ее посещения.
Напротив ГРЭС стоит дизельная автодрезина:
Вроде брошенная, но на старых фотках она ржавая, а тут кто-то ее решил покрасить:
К сожалению, главный символ Ткуарчала – канатную дорогу с зависшей на ее середине кабинкой – демонтировали где-то год ила два назад. Пришлось в качестве замены взглянуть на еще один способ попадания на «верхнюю площадку» - лестницу из 232 ступеней:
Напоследок мы взглянули на здание администрации ООО «Ткуарчалуголь» и отправились в кафе:
Вместо послесловия… В кафе с емким названием «Ткуарчал» мы попали уже в сумерках. Заведение оказалось простое и в то же время стильное – никаких меню и официантов, крохотная кухонька, столики на улице под навесами и в беседках. Сидевшие по соседству дядечки предлагали с ними выпить, две местные девицы отрывались под громкую музыку. Было некоторое ощущение, что сейчас наступит темнота и начнется самое страшное, но выбора особо не было, ибо кушать очень хотелось. Для меня дело осложнялось перенесенным намедни алкогольным отравлением (еще в Цандрипше намешал вина с чачей), в связи с чем я старался соблюдать легкую диету. Даже в пафосном Сухуме с этим было непросто, а тут вообще кирдык. К счастью, помимо хачапура, шашлыка, харчо и салата из овощей, у них нашлась мамалыга – ей и спасся. В целом, всё оказалось вкусно и достойно. Так что Ткуарчал мы покинули сытые и довольные.
Взято: ru-abandoned.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]