Зачем нам корона, если нет царя? Что сделали большевики с сокровищами царского дома
---
Утерянные сокровища – разворованные и распроданные
К началу ХХ века в России была богатейшая коллекция произведений искусства, которую собирали – покупали и получали в дар цари. Императорский дом покупал шедевры и хранил. Ну, и подарки, конечно. Коллекция была уникальной.
И большевикам попало в руки потрясающее собрание сокровищ. Первую попытку продать драгоценности Романовых большевики предприняли в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с драгоценностями (стоимостью в 350 тысяч рублей), принадлежавшими дочери Александра III Ольге.
В 1920 г., советская власть организовала хранилище царских сокровищ. Правда, прежде, чем хранить, большевики собирались... пошерстить. Разграбить.
Главной задачей Гохрана было не хранение собранных сокровищ, а их «обезличивание» и «реализация». Большевикам нужны были деньги на разжигание пожара мировой революции и поддержку своей власти в разорённой стране. В ход пошли императорские ценности.
Теперь большинство огромных богатств царской семьи широкой публике недоступно. Они осели в частных коллекциях.
Картина Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875 год).
В книге, которая вышла в свет в Москве (дек. 2000), с шокирующими подробностями рассказывается грустная история о том, как Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища, пытаясь пополнить казну "первого в мире коммунистического государства".
Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже. И, в конце концов, они продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж"...
Во второй половине 1920 года Советское правительство затопило международный арт-рынок сокровищами из музеев страны.
Такой крупномасштабный поток в истории искусства никогда не видели.
Сокровища из Алмазного фонда, Кремля, Эрмитажа и Третьяковской галереи были проданы или проданы непосредственно миллионерам из США и Европы.
«Были люди разные. Арманд Хаммер был дьявольской фигурой. Мне сказали, что было страшно быть с ним в одной комнате. Он организовал продажу русского антиквариата (за что советское правительство дало ему 10-процентную комиссию), организуя продажу «Романовских сокровищ» (которые фактически не имели отношения к имперской семье) в крупнейшем универмаге Нью-Йорка, лорд И Тейлор», - сказала Наталья Семенова, историк и автор « Сокровищ России» .
Королевские короны и бриллианты, иконы и другие религиозные объекты, редкие картины и скульптуры были проданы навалом для министра финансов США Эндрю Меллона, нефтяного магната Калуста Гулбенкяна, а также посла США Джозефа Дэвиса и его жены Марджори Пост. Многие художественные работы позже стали гордостью музеев всего мира - от Мет и Хиллвуда в Вашингтоне, в Музей Калуста Гулбенкяна в Лиссабоне.
Император Николай II подарил это яйцо Фаберже из платины с бриллиантами, рубинами своей жене Александре Федоровне. Оружейка Московского Кремля продала ее в 1927 году в галерее Вартски в Лондоне, а в 1970-х годах она стала частью коллекции Malcolm Forbes в Нью-Йорке.
Сегодня он экспонируется в музее Фаберже в Санкт-Петербурге в рамках коллекции российского миллиардера Виктора Вексельберга.
Пропажа последней коллекции яиц Фаберже - загадка века. К каждой Пасхе Фаберже делал яйца для всей царской фамилии. Работа огромная! Фактически она начиналась чуть не за год. По идее, к весне 17-ого коллекция была готова.
Но! В феврале Николай отрекается от престола. Коллекция остается "неподаренной". Где она? Что с ней? Неизвестно. Официально- ее и не было. Тогда откуда известно, что одно яйцо называлось " Бедуин", а другое" Соловей"?
«Зимнее» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года.
Хранится в Катаре, в коллекции эмира.
Это самое дорогое яйцо из всех, заказанных Романовыми. Также оно являлось самым дорогим императорским яйцом Фаберже ($9,5 млн), до тех пор, пока на аукционе «Кристис» не было продано «Ротшильдовское» яйцо за $18,5 млн.
Царские кубки. Они вернулись. Не благодаря большевикам, скорее, вопреки.
Они были изготовлены в XVIII в., когда в Санкт-Петербурге появилось стекольное производство. Необычное и сложное дело находилось под покровительством Петра I и было поручено губернатору столицы князю Меншикову. После его опалы завод стал государственным предприятием.
На фото - редчайшие парадные царские кубки трёх эпох: царствования Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II.
Они из коллекции Вишневской - Ростроповича, которая была составлена на Западе. На родину кубки вернулись неожиданным образом. В 2007 г. аукционный дом Sotheby's объявил о распродаже этого богатейшего собрания русского искусства, но публичные торги, которых ждали сотни коллекционеров со всего мира, не состоялись - накануне всю коллекцию купил Алишер Усманов и подарил Российскому государству.
Сейчас коллекция находится в резиденции Президента России - Константиновском дворце под Санкт-Петербургом.
Огромная партия драгоценностей (9 кг!) была продана торговому агенту Вейсу, а в 1927 г. они оказались на аукционе «Кристи» в Лондоне. Было продано около 120 коронных ценностей. И среди них — уникальной красоты жемчужная диадема и венчальная корона последней императрицы Александры Фёдоровны.
Это одна из самых скромных корон, проданных большевиками. Новинка последней русской императрицы Александры Федоровны по случаю ее свадьбы в 1894 году.
Корона была продана в 1926 году Гохраном Норманну Вейсу, который в 1966 году продал его через Сотбис. Сегодня это часть коллекции Hillwood в Вашингтоне, округ Колумбия.
Диадема с рубинами
Одно из тех сокровищ, которое мы никогда уже не увидим. Диадема изготовлена фирмой «Болин» в 1874 г. для дочери Александра II Марии. Царь выдавал любимую дочь за сына королевы Виктории герцога Эдинбургского. В качестве приданого он заказал драгоценную парюру - большой гарнитур украшений, в который обычно входили диадема, колье, серьги, брошь и браслеты.
Диадема погибла (предположительно после Второй мировой войны), как и многие изделия фирмы «Болин», отличающиеся крупными и редкими драгоценными камнями. Именно из-за этих камней старинные украшения беспощадно разламывали и использовали для более современных.
Колье из этого комплекта в 1990-х неожиданно появилось на аукционе. Покупатель сохранил инкогнито. Владельцы ювелирных раритетов в интересах безопасности часто предпочитают оставаться в тени. На больших аукционах они, как правило, совершают покупки по телефону.
Каминные часы из Аничкова дворца.
Эти часы из серебра и оникса высотой 70 см фирма Фаберже изготовила по случаю серебряной свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Они украшены 25 ангелами.
До революции часы находились в Аничковом дворце, в покоях Марии Фёдоровны.
Из России их вывезли в 1920-х гг., когда имущество из дворцов царской семьи вагонами отправляли на Запад. Советское правительство в официальной прессе оправдывало эти сделки тем, что вырученные средства пойдут на нужды индустриализации. Однако годы экономического кризиса были не самыми лучшими для массовой торговли антиквариатом - аукционы шли вяло и приносили совершенно ничтожные суммы. В эти фатальные для русского ювелирного искусства годы в плавильных печах Гохрана тонны серебряных изделий были превращены в слитки.
Каминные часы из Аничкова дворца чудом дошли до наших дней. Дважды за последнее десятилетие их выставляли на аукционы Сhristie's.
Их нынешним обладателем является известный коллекционер Александр Иванов.
Пока в Лондоне продавали коронные драгоценности, заведующий Оружейной палатой Дмитрий Иванов (он также участвовал в каталогизации драгоценностей Романовых в 1922 году) умолял чиновников вернуть из Гохрана предметы музейного значения. Тщетно. В начале 1930 года стало известно о предстоящих изъятиях из музеев вещей для продажи за границей, а Иванов не выдержал - покончил жизнь самоубийством.
А потом, практически покончив с русским ювелирным искусством, эти дикари добрались до шедевров мировой живописи.
Рембрандт. Отказ Святого Петра. 1660
Продажа этой работы в Амстердаме в 1933 году стала настоящей трагедией для сотрудников Эрмитажа. Директор музея в то время Борис Легран писал: «... это наша единственная работа, в которой Рембрандт использует эффект искусственного освещения».
Николас Пуссен. Рождение Венеры (Триумф Нептуна и Амфитрита). 1638-1640
Один из четырех «триумфов», которые Пуссен написал для легендарного кардинала Ришелье, эта картина была куплена Екатериной Великой. В 1932 году он был продан Фонду Элкинса, и сегодня его можно найти в Художественном музее Филадельфии.
Рафаэль. Мадонна Альба. 1510
Эта картина была самой большой работой гения Ренессанса. В 1931 году он был продан Эндрю Меллону за тогдашнюю рекордную цену почти в 1,2 миллиона долларов. Сегодня он находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
Питер Пауль Рубенс. Portrait of Helena Fourment. 1630-1632
Екатерина Великая купила картину для Эрмитажа, но в 1929 году Советы продали ее Калусту Гульбенкяну. Сегодня он находится в музее Гулбенкяна в Лиссабоне.
Ян Ван Эйк. Две панели триптиха, Распятие и Страшный суд . Около 1430
Панели из так называемых «татищевских складных икон» (они были куплены послом России в Испании Дмитрием Татищевым) - фрагменты триптиха, центральная часть которого была потеряна. В 1933 году они были проданы в Музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке. После продажи этих панелей, а также «Благовещение», которое ушло в Меллон несколько лет назад, Эрмитаж был лишен всего своего Ван Эйка.
Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888
Музей нового западного искусства в Москве (ныне Государственный музей Пушкина) продал работу Ван Гога в 1933 году Стивену Кларку, который завещал его в Художественном музее Йельского университета.
Тициан. Венера с зеркалом. Около 1555
Шедевр Тициана вошел в коллекцию Эрмитажа в 1850, но был продан Эндрю Меллону в 1931 году. В конце концов, он стал частью коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
В 1934 г. разграбление прекратилось. Прибыли тогда получалось мало, а ущерб для репутации партии огромный. Русские эмигранты на Западе не молчали. В глазах Запада выглядеть варварами не хотелось...
Дальнейшая история Гохрана — достойная. Он сыграл выдающуюся роль в сохранении и приумножении сокровищ. Куда прежде всего рвутся иностранцы в Москве? В Кремль! Увидеть легендарный Алмазный фонд, перед блеском которого всё меркнет.
О том, как сортировали драгоценности и определяли судьбу сокровищ мирового значения, сохранились интересные свидетельства, которые находятся в РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории).
Были использованы: 1, 2, 3
К началу ХХ века в России была богатейшая коллекция произведений искусства, которую собирали – покупали и получали в дар цари. Императорский дом покупал шедевры и хранил. Ну, и подарки, конечно. Коллекция была уникальной.
И большевикам попало в руки потрясающее собрание сокровищ. Первую попытку продать драгоценности Романовых большевики предприняли в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с драгоценностями (стоимостью в 350 тысяч рублей), принадлежавшими дочери Александра III Ольге.
В 1920 г., советская власть организовала хранилище царских сокровищ. Правда, прежде, чем хранить, большевики собирались... пошерстить. Разграбить.
Главной задачей Гохрана было не хранение собранных сокровищ, а их «обезличивание» и «реализация». Большевикам нужны были деньги на разжигание пожара мировой революции и поддержку своей власти в разорённой стране. В ход пошли императорские ценности.
Теперь большинство огромных богатств царской семьи широкой публике недоступно. Они осели в частных коллекциях.
Картина Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875 год).
В книге, которая вышла в свет в Москве (дек. 2000), с шокирующими подробностями рассказывается грустная история о том, как Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища, пытаясь пополнить казну "первого в мире коммунистического государства".
Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже. И, в конце концов, они продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж"...
Во второй половине 1920 года Советское правительство затопило международный арт-рынок сокровищами из музеев страны.
Такой крупномасштабный поток в истории искусства никогда не видели.
Сокровища из Алмазного фонда, Кремля, Эрмитажа и Третьяковской галереи были проданы или проданы непосредственно миллионерам из США и Европы.
«Были люди разные. Арманд Хаммер был дьявольской фигурой. Мне сказали, что было страшно быть с ним в одной комнате. Он организовал продажу русского антиквариата (за что советское правительство дало ему 10-процентную комиссию), организуя продажу «Романовских сокровищ» (которые фактически не имели отношения к имперской семье) в крупнейшем универмаге Нью-Йорка, лорд И Тейлор», - сказала Наталья Семенова, историк и автор « Сокровищ России» .
Королевские короны и бриллианты, иконы и другие религиозные объекты, редкие картины и скульптуры были проданы навалом для министра финансов США Эндрю Меллона, нефтяного магната Калуста Гулбенкяна, а также посла США Джозефа Дэвиса и его жены Марджори Пост. Многие художественные работы позже стали гордостью музеев всего мира - от Мет и Хиллвуда в Вашингтоне, в Музей Калуста Гулбенкяна в Лиссабоне.
Император Николай II подарил это яйцо Фаберже из платины с бриллиантами, рубинами своей жене Александре Федоровне. Оружейка Московского Кремля продала ее в 1927 году в галерее Вартски в Лондоне, а в 1970-х годах она стала частью коллекции Malcolm Forbes в Нью-Йорке.
Сегодня он экспонируется в музее Фаберже в Санкт-Петербурге в рамках коллекции российского миллиардера Виктора Вексельберга.
Пропажа последней коллекции яиц Фаберже - загадка века. К каждой Пасхе Фаберже делал яйца для всей царской фамилии. Работа огромная! Фактически она начиналась чуть не за год. По идее, к весне 17-ого коллекция была готова.
Но! В феврале Николай отрекается от престола. Коллекция остается "неподаренной". Где она? Что с ней? Неизвестно. Официально- ее и не было. Тогда откуда известно, что одно яйцо называлось " Бедуин", а другое" Соловей"?
«Зимнее» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года.
Хранится в Катаре, в коллекции эмира.
Это самое дорогое яйцо из всех, заказанных Романовыми. Также оно являлось самым дорогим императорским яйцом Фаберже ($9,5 млн), до тех пор, пока на аукционе «Кристис» не было продано «Ротшильдовское» яйцо за $18,5 млн.
Царские кубки. Они вернулись. Не благодаря большевикам, скорее, вопреки.
Они были изготовлены в XVIII в., когда в Санкт-Петербурге появилось стекольное производство. Необычное и сложное дело находилось под покровительством Петра I и было поручено губернатору столицы князю Меншикову. После его опалы завод стал государственным предприятием.
На фото - редчайшие парадные царские кубки трёх эпох: царствования Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II.
Они из коллекции Вишневской - Ростроповича, которая была составлена на Западе. На родину кубки вернулись неожиданным образом. В 2007 г. аукционный дом Sotheby's объявил о распродаже этого богатейшего собрания русского искусства, но публичные торги, которых ждали сотни коллекционеров со всего мира, не состоялись - накануне всю коллекцию купил Алишер Усманов и подарил Российскому государству.
Сейчас коллекция находится в резиденции Президента России - Константиновском дворце под Санкт-Петербургом.
Огромная партия драгоценностей (9 кг!) была продана торговому агенту Вейсу, а в 1927 г. они оказались на аукционе «Кристи» в Лондоне. Было продано около 120 коронных ценностей. И среди них — уникальной красоты жемчужная диадема и венчальная корона последней императрицы Александры Фёдоровны.
Это одна из самых скромных корон, проданных большевиками. Новинка последней русской императрицы Александры Федоровны по случаю ее свадьбы в 1894 году.
Корона была продана в 1926 году Гохраном Норманну Вейсу, который в 1966 году продал его через Сотбис. Сегодня это часть коллекции Hillwood в Вашингтоне, округ Колумбия.
Диадема с рубинами
Одно из тех сокровищ, которое мы никогда уже не увидим. Диадема изготовлена фирмой «Болин» в 1874 г. для дочери Александра II Марии. Царь выдавал любимую дочь за сына королевы Виктории герцога Эдинбургского. В качестве приданого он заказал драгоценную парюру - большой гарнитур украшений, в который обычно входили диадема, колье, серьги, брошь и браслеты.
Диадема погибла (предположительно после Второй мировой войны), как и многие изделия фирмы «Болин», отличающиеся крупными и редкими драгоценными камнями. Именно из-за этих камней старинные украшения беспощадно разламывали и использовали для более современных.
Колье из этого комплекта в 1990-х неожиданно появилось на аукционе. Покупатель сохранил инкогнито. Владельцы ювелирных раритетов в интересах безопасности часто предпочитают оставаться в тени. На больших аукционах они, как правило, совершают покупки по телефону.
Каминные часы из Аничкова дворца.
Эти часы из серебра и оникса высотой 70 см фирма Фаберже изготовила по случаю серебряной свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Они украшены 25 ангелами.
До революции часы находились в Аничковом дворце, в покоях Марии Фёдоровны.
Из России их вывезли в 1920-х гг., когда имущество из дворцов царской семьи вагонами отправляли на Запад. Советское правительство в официальной прессе оправдывало эти сделки тем, что вырученные средства пойдут на нужды индустриализации. Однако годы экономического кризиса были не самыми лучшими для массовой торговли антиквариатом - аукционы шли вяло и приносили совершенно ничтожные суммы. В эти фатальные для русского ювелирного искусства годы в плавильных печах Гохрана тонны серебряных изделий были превращены в слитки.
Каминные часы из Аничкова дворца чудом дошли до наших дней. Дважды за последнее десятилетие их выставляли на аукционы Сhristie's.
Их нынешним обладателем является известный коллекционер Александр Иванов.
Пока в Лондоне продавали коронные драгоценности, заведующий Оружейной палатой Дмитрий Иванов (он также участвовал в каталогизации драгоценностей Романовых в 1922 году) умолял чиновников вернуть из Гохрана предметы музейного значения. Тщетно. В начале 1930 года стало известно о предстоящих изъятиях из музеев вещей для продажи за границей, а Иванов не выдержал - покончил жизнь самоубийством.
А потом, практически покончив с русским ювелирным искусством, эти дикари добрались до шедевров мировой живописи.
Рембрандт. Отказ Святого Петра. 1660
Продажа этой работы в Амстердаме в 1933 году стала настоящей трагедией для сотрудников Эрмитажа. Директор музея в то время Борис Легран писал: «... это наша единственная работа, в которой Рембрандт использует эффект искусственного освещения».
Николас Пуссен. Рождение Венеры (Триумф Нептуна и Амфитрита). 1638-1640
Один из четырех «триумфов», которые Пуссен написал для легендарного кардинала Ришелье, эта картина была куплена Екатериной Великой. В 1932 году он был продан Фонду Элкинса, и сегодня его можно найти в Художественном музее Филадельфии.
Рафаэль. Мадонна Альба. 1510
Эта картина была самой большой работой гения Ренессанса. В 1931 году он был продан Эндрю Меллону за тогдашнюю рекордную цену почти в 1,2 миллиона долларов. Сегодня он находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
Питер Пауль Рубенс. Portrait of Helena Fourment. 1630-1632
Екатерина Великая купила картину для Эрмитажа, но в 1929 году Советы продали ее Калусту Гульбенкяну. Сегодня он находится в музее Гулбенкяна в Лиссабоне.
Ян Ван Эйк. Две панели триптиха, Распятие и Страшный суд . Около 1430
Панели из так называемых «татищевских складных икон» (они были куплены послом России в Испании Дмитрием Татищевым) - фрагменты триптиха, центральная часть которого была потеряна. В 1933 году они были проданы в Музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке. После продажи этих панелей, а также «Благовещение», которое ушло в Меллон несколько лет назад, Эрмитаж был лишен всего своего Ван Эйка.
Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888
Музей нового западного искусства в Москве (ныне Государственный музей Пушкина) продал работу Ван Гога в 1933 году Стивену Кларку, который завещал его в Художественном музее Йельского университета.
Тициан. Венера с зеркалом. Около 1555
Шедевр Тициана вошел в коллекцию Эрмитажа в 1850, но был продан Эндрю Меллону в 1931 году. В конце концов, он стал частью коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
В 1934 г. разграбление прекратилось. Прибыли тогда получалось мало, а ущерб для репутации партии огромный. Русские эмигранты на Западе не молчали. В глазах Запада выглядеть варварами не хотелось...
Дальнейшая история Гохрана — достойная. Он сыграл выдающуюся роль в сохранении и приумножении сокровищ. Куда прежде всего рвутся иностранцы в Москве? В Кремль! Увидеть легендарный Алмазный фонд, перед блеском которого всё меркнет.
О том, как сортировали драгоценности и определяли судьбу сокровищ мирового значения, сохранились интересные свидетельства, которые находятся в РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории).
Были использованы: 1, 2, 3
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]