Наследие репликанта: Что было между первым и вторым фильмом «Бегущий по лезвию»
Спустя 35 лет репликанты снова в моде: на экраны вышел один из самых долгожданных фильмов года – «Бегущий по лезвию 2049», являющийся прямым продолжением оригинального фильма Ридли Скотта. Тест-группы и критики, посмотревшие картину до её официальной премьеры, остались от увиденного под огромным впечатлением: некоторые из смотревших даже назвали работу режиссёра Дени Вильнёва идеальным примером сиквела, едва ли не превзошедшим оригинал.
Похоже, 30-летнее ожидание действительно того стоило. Но это не значит, что вселенная нуарного будущего, населённого репликантами, всё это время не продолжала жить и развиваться.
*чтение строго рекомендовано под волшебную музыку Вангелиса
За минувшие годы у фильма появилось семь (!) монтажных версий
В год выхода «Бегущий по лезвию» потерпел оглушительное фиаско, с треском провалившись в прокате. На новый фильм режиссёра, подарившего миру тремя годами ранее мегауспешного во всех планах «Чужого», возлагали большие надежды и ждали нечто увлекательное (во многом из-за Харрисона Форда, прославившегося ролями повес и искателей приключений вроде Хана Соло и Индианы Джонса). А получили меланхоличный детектив под медитативный саундтрек Вангелиса.
Ситуация начала в корне меняться с течением времени. Как гласит городская легенда, выход «Бегущего…» на видеокассетах изменил отношение зрителя к картине, и она обрела долгожданную популярность. Всплеск интереса к картине поспешила монетизировать студия, снова выпустившая фильм в кинотеатры. Решение было принято настолько скоропалительно, что на широких экранах оказалась черновая, т.н. “прототипная” версия фильма, которую показывали в начале 1982-го года фокус-группам. В этой версии отсутствовали некоторые ключевые сцены, были вопросы с монтажом, а в финальной сцене ещё отсутствовал кульминационный трек, сочинённый Вангелисом. Вместо него там был отрывок из сюиты Джерри Голдсмита к «Планете обезьян» (1968).
Ридли Скотт от всей этой затеи открестился и решил пресечь спекуляции, сделав собственную режиссёрскую версию ленты, тем самым раскрыв для зрителя весь потенциал и истинный посыл «Бегущего…». Двое его помощников провели в лондонской монтажной несколько месяцев, изучая отснятый материал и сверяя его со списком изменений, составленным самим Скоттом. К 10-летию картины свет увидела т.н. «Director's Cut», в которой были существенные отличия от фильма, показанного в 1982-ом. Например, были полностью удалены все 13 звуковых дорожек с пояснительным закадровым монологом Декарда. Позднее, Ридли признался, что остался не до конца удовлетворённым и этой версией, сославшись на свою занятость во время съёмок «Тельмы и Луизы». Недовольным “режиссёркой” остался и Харрисон Форд, заявивший в интервью, что вся эта затея – не более чем упражнение в дизайне и новая версия не добавила в повествование ничего нового.
В середине “нулевых” Скотт снова вернулся к своему детищу, сделав эту попытку последней, что нашло отражение в подзаголовке, который получил «Бегущий…» – The Final Cut. В этот раз студия дала Ридли полный творческий контроль над всем процессом и в 2007-ом году – к 25-летию оригинальной ленты – состоялся релиз окончательной версии фильма, которую лично я нахожу безупречной. Даже поверхностного сравнения с кинотеатральной версией ’80-ых хватит, чтобы в этом убедиться. Концовка, акценты, россыпь намёков – в этот раз каждая деталька оказалось подогнанной друг к дружке просто идеально.
Всего же, как уже упоминалось ранее, существует семь различных версий «Бегущего по лезвию». Тестовая версия 1982-го (в ней нет хэппи-энда и титров); Версия для показа в Сан-Диего в 1982-ом (содержит три сцены, которых нет ни в театральной, ни в финальной версии); Американская кинотеатральная версия 1982-го, которая содержит сцену из кубриковского «Сияния»; Международная кинотеатральная версия, которая содержит сцены насилия, вырезанные из версии для проката в США; Версия для эфирного вещания в США, в которой была другая вступительная сцена с текстовыми титрами, вводящими зрителя в курс дела; Режиссёрская версия Ридли Скотта (1992) и, наконец, Финальная версия 2007-го.
Что посоветовать пытливым умам из всей этой россыпи версий? Каждая по-своему представляет определённый интерес: оригинальная театральная версия, при всех своих недостатках, всё же является подлинником и навсегда сохранит статус первенца, несовершенного, но уникального. Режиссёрская версия 1992-го года ближе всего подобралась к Финальной версии в плане повествования, и хардкорные oldfags превозносят это твариант за его аутентичные визуальные эффекты, ещё не подвергшиеся цифровой реставрации. Эти две версии, к слову, можно найти в «Ультимативном коллекционном издании» фильма, выпущенном в 2007-ом году.
У фильма есть череда (литературных) продолжений
Филип К.Дик - автор романа о репликантах
Поклонники творчества Филипа К.Дика, чей роман «Снятся ли андроидам электроовцы?» лёг в основу сценария «Бегущего по лезвию», хорошо знают, что знаменитый писатель-фантаст скоропостижно скончался ещё до премьеры фильма. Последующего фиаско и возрождения «Бегущего…» он не увидел, но ещё на стадии съёмок он получил предложение сочинить на основе ленты Скотта новеллизацию. Предложение студия оценила в $400 тыс., но материальная сторона вопроса интересовала Дика ещё меньше, чем творческая. Писатель посчитал, что с художественной точки зрения такой опыт будет для него разрушительным, т.к. целевая аудитория новеллизаций – тинейджеры.
Жёсткий ответ Дика студию не убедил и она просто обратилась к другому автору. Так в год премьеры фильма на прилавках появилась книга Леса Мартина «Бегущий по лезвию: История будущего». Наш читатель может знать Мартина по циклу новеллизаций «Секретных материалов».
Но помимо книг, не предлагавших читателю ничего кроме художественного пересказа событий фильма, были написаны книги, которые стали прямым продолжением истории Рика Декарда. На сегодняшний день издано три романа, автором которых выступил Кевин Уэйн Джетер.
Обложка романа "Грань человечности", который даже издавался на русском языке
Первый роман был опубликован в 1995-ом году и получил подзаголовок «Грань человечности». Главными действующими лицами в нём остались Рик Декард, Рэйчел и Рой Батти. И даже новые герои были тесно связаны с событиями и героями фильма, например Сара Тайрелл, племянница Элдона Тайрелла, создателя одноимённой корпорации, разработавшей репликантов. События книги стартуют через несколько месяцев после событий фильма. Декард живёт уединённо далеко за пределами города вместе с Рэйчел, которую он поместил в специальный контейнер жизнеобеспечения, замедляющий стремительный процесс старения плоти репликанта – согласно мифологии фильма искусственные люди могут жить всего несколько лет. Хрупкую идиллию рушит Сара Тайрелл: она хочет нанять Рика для поисков ещё одного, последнего репликанта, который упоминался в первой версии фильма (что в своё время породило среди поклонников «Бегущего…» домыслы о том, что этот непойманный репликант – сам Рик Декард). Пикантности истории добавлял тот факт, что возлюбленная Рика – репликант Рэйчел – была точной копией Сары Тайрелл: именно по её образу и подобию Элдон Тайрелл когда-то и сделал Рэйчел.
Третий "Бегущий" - "Ночь репликанта"
Второй роман, получивший название «Ночь репликанта», Кевин Уэйн Джетер опубликовал в следующем, 1996-ом году и он стал прямым продолжением истории книги «Грань человечности». В нём читатель оказывался на Марсе, где теперь живут Рик Декард и Сара Тайрелл. Сюжет стартует с марсианских съёмок фильма (!) о земной жизни и опасных приключениях Рика, которого пригласили в качестве консультанта. Постепенно на первый план выходят неразгаданные тайны «Корпорации Тайрелл», чему в немалой степени способствует появление человека, по образу которого был создан Рой Батти.
Четвёрая глава приключений Декарда получила название "Глаз и коготь"
Третий роман – «Бегущий по лезвию: Глаз и коготь» – оказался на прилавках книжных магазинов в 2000-ом году. В новой истории главной героиней становится женский персонаж по имени Айрис, которая, как и Декард, занимается охотой на репликантов. Из-за падения числа визитов репликантов на Землю, Айрис получает, как ей тогда казалось, плёвое задание – разыскать пропавшую сову. Девушка начинает изучать архивы и обнаруживает файлы на имя Рика Декарда, о котором ранее никогда не слышала. Пустяковая на первый взгляд миссия начинает становиться всё более таинственной и опасной. Так, во время своих поисков, героиня доберётся до секретной лаборатории, уцелевшей под руинами штаб-квартиры «Корпорации Тайрелл». В её недрах она отыщет законсервированные клоны основателя компании – Элдона Тайрелла – и выяснит, что в искусственной сове, которую она ищет, хранится резервная копия личности Тайрелла: выгрузив её из совы и перезаписав в новое тело, его можно будет буквально воскресить из мёртвых. Но, пожалуй, главным твистом окажется происхождение самой Айрис – она окажется клоном-репликантом Сары Тайрелл и, по сути, ещё одной Рэйчел, в которую влюбился Декард. Последний, кстати, тоже появляется в книге под самый её финал.
События фильма стали основой для графической истории
Канадская и американская версии обложек комикса о Рике Декарде
Осенью 1982-го года – с сентября по октябрь – американский рынок комиксов пополнила графическая адаптация «Бегущего по лезвию», выпущенная с несколькими вариантами обложек. Написанием сценария к комиксу занимался Арчи Гудвин – одна из самых уважаемых фигур своего времени в мире комиксов, занимавшийся, помимо сотрудничества с Marvel, перенесением на страницы комиксов событий фильмов серии «Звёздные Войны». Комикс практически не добавлял ничего нового к сюжету фильма и эксплуатировал те же события вокруг тех же персонажей, но был, безусловно, важным инструментом к расширению аудитории и популяризации фильма.
У фильма есть мидквел* в виде компьютерной игры
Обложка игры, расширяющей события оригинального фильма
*мидквел – от англ. Middle (середина) и Sequel (сиквел, продолжение) – история, которая развивается параллельно событиям оригинального фильма
В 1997-ом году компания-разработчик Westwood Studios, известная по серии игр Red Alert и Command & Conquer, выпустила одноимённую с фильмом игру «Blade Runner». События игры происходят параллельно событиям фильма Ридли Скотта и сосредоточены на новых героях: других репликантах и других охотниках в том же 2019-ом. Центральным персонажем игры выступил Рэй МакКой – член элитного подразделения, занимающегося охотой на репликантов.
Особенностью визуальной стороны игры стало использование не полигонального рендеринга, имитирующего трёхмерных эффект (эта технология применялась в подавляющем большинстве игр тех лет), а собственный программный рендеринг, основанный на применении трёхмерных пикселей – вокселей. Иными словами, графика в игре была для своего времени практически фотореалистичной. В немалой степени этого удалось добиться благодаря использованию технологии захвата движения. В то время как другие игры содержали не более 1.000 эпизодов motion capture, в «Blade Runner» их было порядка 20.000!
Забегаловка "Белый Дракон" - та самая, где зритель впервые видит Рика Декарда
Разумеется, в игре не обошлось без приятных камео уже знакомых персонажей: по ходу развития сюжета, перед игроком появляются Рэйчел, беглый репликант Леон, Элдон Тайрелл и Эф Джей Себастиан. Озвучивали этих персонажей те же актёры, которые сыграли в оригинальной ленте. Рик Декард тоже был в игре, но его герой был практически фантомной фигурой, которая появлялась или на фотографиях, или упоминалась в разговоре.
Игра получила преимущественно положительные отзывы, была высоко оценена в профессиональной среде и даже была выдвинута на соискание первой ежегодной игровой премии Академии интерактивных искусств и наук.
Была у фильма и другая, более ранняя и менее удачная игровая адаптация, выпущенная под таким же названием ещё в 1985-ом. В отличие от игры 1997-го, этот продукт не добился возможности использования ни имён героев фильма, ни даже ключевых терминов, вроде “репликант” – их в игре называют “реплидроидами”. Игра получила весьма прохладные отзывы и была довольно скоро забыта.
У фильма есть условный фильм-«вбоквел»
Курт Рассел в фильме "Солдат"
В 1998-ом году Уорнер Бразерс выпустили картину «Солдат» с Куртом Расселом в главной роли. Сценаристом ленты выступил Дэвид Уэбб Пиплз, автор сценария к оригинальному «Бегущему…». Внимательные зрители могли заметить, что Пиплз рассыпал по фильму несколько подсказок, объединяющих «Солдата» с «Бегущим…».
Например, в послужном списке героя Курта Рассела значится, что он принимал участие в боевых действиях при Вратах Тангейзера (их упоминал в своём монологе Рой Батти), а на одной из свалок видны обломки спиннера – транспортного средства, на котором передвигался Рик Декард.
В одном из интервью Пиплз пояснил, что таким образом хотел связать эти два мира и сделать «Солдата» условным продолжением «Бегущего…».
В развитие вселенной «Бегущего…» было снято несколько короткометражек
Являясь частью пиар-кампании по продвижению сиквела фильма, в сети появилось три короткометражных фильма, проливающих свет на события, произошедшие между 2019-ым – годом, когда Рик преследовал Роя и его банду – и 2049-ым годом (когда происходит действие продолжения).
Джаред Лето в образе Ниандера Уоллеса
Первая короткометражка переносит нас в 2036-ой год и знакомит с фигурой Ниандера Уоллеса – новым главой компании, производящей репликантов – который представляет новое, совершенное поколение искусственных людей – Nexus 9.
Дэйв Батиста в образе Саппера Мортона
Второй фильм переносит зрителя в 2048-ой, за год до событий второго фильма, и знакомит с ещё одним новым персонажем сиквела, роль которого исполнил Дэйв Батиста.
Вид на Лос-Анджелес 2022-го года. Кадр из аниме-короткометражки
Третья и последняя короткометражка представляет наибольший интерес, т.к к её созданию приложил руку Синъитиро Ватанабэ – признанный японский режиссёр и сценарист, автор жанровых аниме-хитов «Ковбой Бибоп» и «Самурай Чамплу». События этой короткометражки происходят в 2022-ом году, когда мир потряс энергетический кризис.
В хронологию событий вселенной репликантов эти минифильмы вносят следующие подробности:
2019 – Рик сбегает из города вместе с Рэйчел.
2020 – «Тайрелл» представляет новое поколение искусственных людей модели Nexus 8S.
2022 – мир потрясает техногенная катастрофа, приводящая к закату «Корпорации Тайрелл».
2023 – производство репликантов под запретом.
2025 – появление нового крупного игрока – «Корпорации Уоллес».
2030 – снятие запрета на производство репликантов.
Как видите, таймлайн и событийный ряд, пополнившийся за счёт романов-сиквелов, выходивших с 1995-го по 2000-ый год, теперь отменён и считаться каноном быть не может. Нечто подобное, но с куда большими потерями для конкретной вселенной, произошло в 2015-ом, когда вышел 7-ой Эпизод «Звёздных Войн». Являясь прямым продолжением фильма «Возвращение джедая», вышедшего в 1983-ем, фильм Дж.Дж.Абрамса перечеркнул события едва ли не тысяч романов, написанных за это время и, с большего, учитывавших события друг друга.
Послесловие. Я неоднократно признавался в безграничной любви к оригинальной ленте и считаю её “кристально-чистым произведением искусства, которым хочется просто любоваться”. Подобные вещи по обыкновению не просто не нуждаются в каком-то переосмыслении и появлении продолжений – они для них просто губительны: есть вероятность запуска конвейера и все мы хорошо знаем (на примере «Терминатора»), к чему это может привести. Однако и в позу, при наличии уже готового и выходящего сегодня на экраны продолжения, становится было бы просто несерьёзно – вдруг Вильнёв попал пальцем в затянутое смогом небо Лос-Анджелеса и у него получилось?
А если не получилось – ценность оригинальной ленты от этого нисколько не пострадает, и у современного поколения киноманов появится отличный повод познакомиться с работой Ридли в его лучшем виде: когда он творил вопреки всем препонам, а не вопреки здравому смыслу.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Как снимали «Бегущий по лезвию»
«Чужой»: Интересные факты о фильме
История создания «Вспомнить всё» Пола Верховена (18+)
Какими могла быть «Звёздные Войны»: обзор раннего сценария
Что «Звёздные Войны» позаимствовали у французского «Валериана»