Управляющие компании: конец близок?
---
Минстрой РФ подготовил законопроект об оплате услуг ЖКХ напрямую ресурсоснабжающим организациям, без участия управляющих компаний.
Об этом, как пишет "Коммерсантъ", в конце октября на совещании у Дмитрия Медведева заявил вице-премьер Дмитрий Козак. Такие меры, по мнению Козака, позволят убрать посредников между поставщиками ресурсов и их получателями — гражданами. Глава правительства идею поддержал.
Подготовка подобного закона стала необходимой в связи со сложной ситуацией на рынке ЖКХ. В частности, сейчас управляющие компании нередко берут деньги добросовестных потребителей и покрывают ими долги тех, кто за "коммуналку" не платит. Нередко управляющие компании сами находятся в безвыходном положении, так как "ресурсники" с них требуют именно 100% оплаты услуг, хотя 100-процентной собираемости нет ни у одной УК — в противном случае им грозят штрафы и пени. При этом, оказывается, что добросовестные граждане при этом платят не только за себя, но и "за того парня".
Кроме того, нередко на рынок выходят мошенники, которые собирают с жителей оплату коммунальных услуг, но никуда их не переводят. После накопления изрядной суммы долга управляющая организация благополучно банкротится. В качестве примера издание приводит московский микрорайон Новая Трехгорка, где из-за долгов УК отключали электричество сразу целыми домами. Недавно по заявлению ПАО "Мосэнергосбыт" были возбуждены уголовные дела в отношении руководства трех управляющих компаний в Одинцово.
В то же время сами ресурсоснабжающие организации по-разному относятся к идее исключить управляющие компании из цепочки оплаты коммуналки. К примеру, в Мосэнергосбыте уже фактически реализовали прямые расчеты с получателями услуг. Сейчас на прямых договорах находятся 7,2 млн потребителей, а через посредников работа ведется всего по 277 договорам. При этом просрочка за поставленные услуги все равно продолжает расти, однако в цифрах заметна существенная разница: задолженность жителей Москвы и Подмосковья увеличилась на 15%, долги юридических лиц — на 21%, а долги управляющих компаний — на все 47,6%.
Поставщики водоснабжения, напротив, не в восторге от идеи введения прямых расчетов с потребителями. В частности, в Мосводоканале объясняют свое недовольство тем, что им проще взыскивать долг с одной управляющей компании, чем бегать за десятками мелких должников. По данным ресурсоснабжающей организации, она ведет расчеты с пользователями через ГБУ МФЦ, где платежи за ЖКУ "расщепляются" напрямую ресурсникам. Это обеспечивает высокую собираемость платежей: в Мосводоканале ее оценивают в 98%. В случае перехода на новую схему ресурсники вынуждены будут расширять штаты, что скажется на тарифах.
Эксперты обращают внимание, что в предложенном законопроекте, по сути, не идет речи о замене управляющих компаний прямыми расчетами, так как УК по-прежнему будут участвовать в цепочке сбора платежей, но поменяют свою роль — к примеру, будут осуществлять сборы за общедомовое потребление ресурсов. Кроме того, нельзя забывать о возможном введении единой квитанции за все услуги, отмечают эксперты.
При этом отмечается, что число посредников между потребителями и поставщиками ресурсов не сократится, а, наоборот, вырастет: предполагается, что сверху над всей системой платежей встанут единые расчетно-кассовые центры, которые будут получать комиссию и с управляющих организаций, и с ресурсников. Плюс придется оплачивать работу банка, который также может включиться в схему оплаты. УК при этом продолжит готовить платежные документы, добавляют аналитики рынка ЖКХ.
Предложенную Минстроем реформу оценивает председатель правления РОД "Союз домовых комитетов Республики Башкортостан" (Башдомком) Арсен Нуриджанов: "Вопрос реформирования ЖКХ назрел уже давно. Сегодня, когда мы платим УК за содержание и за коммунальные услуги, в ряде случаев происходит следующее: платежи вместо того, чтобы быть перечисленными поставщикам коммунальных ресурсов, остаются у управляющих компаний. В итоге они их тратят на свои нужды, у них растет задолженность перед поставщиками коммунальных услуг, в то время как жильцы исполнили честно свои обязанности по оплате счетов. И это неправильно. <...> Так вот, для того, чтобы уйти от этого, было предложено перейти на прямые договора, в ходе которых гражданин РФ заключает прямой договор и на воду, и на электричество, и на тепло. При таком подходе УК как посредник исключается из цепочки и коммунальщики получают свои деньги вовремя, а УК выполняет свои обязательства по содержанию и банкротить ее совершенно не нужно.
Я не очень понимаю, почему есть опасения возникновения новых посредников. Прямые договора исключают посредников. Если только коммунально-ресурсные компании захотят создать несколько посредников перед собой, но, я думаю, это быстро выяснится и быстро ликвидируется."
Руководитель регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ-Контроль" Руслан Хайров (Ульяновск) также положительно относится к инициативе Минстроя: "По сути в крупных городах, особенно в Москве, скорее всего, исключение УК из цепочки оплаты коммуналки сыграет положительную роль, потому что некоторые управляющие компании ввиду того, что им тяжело зарабатывать средства честным путем, занимаются недобросовестным оборотом денежных средств за коммунальные ресурсы. Естественно, это противозаконно. При переходе на прямые договора УК лишатся права претендовать на денежные средства, поступающие на оплату коммунальных услуг.
Я сторонник прямых договоров, которые изначально предусматривались Жилищным кодексом. <...>
Изначально, когда готовили законопроект об оплате коммунальных услуг, хотели сделать все-таки прямые договоры, а получили прямые расчеты — это тоже шаг, но довольно мелкий и нерешительный. Если мы такими маленькими и неуверенными шагами будем двигаться, то реформа ЖКХ у нас будет длиться вечно."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Об этом, как пишет "Коммерсантъ", в конце октября на совещании у Дмитрия Медведева заявил вице-премьер Дмитрий Козак. Такие меры, по мнению Козака, позволят убрать посредников между поставщиками ресурсов и их получателями — гражданами. Глава правительства идею поддержал.
Подготовка подобного закона стала необходимой в связи со сложной ситуацией на рынке ЖКХ. В частности, сейчас управляющие компании нередко берут деньги добросовестных потребителей и покрывают ими долги тех, кто за "коммуналку" не платит. Нередко управляющие компании сами находятся в безвыходном положении, так как "ресурсники" с них требуют именно 100% оплаты услуг, хотя 100-процентной собираемости нет ни у одной УК — в противном случае им грозят штрафы и пени. При этом, оказывается, что добросовестные граждане при этом платят не только за себя, но и "за того парня".
Кроме того, нередко на рынок выходят мошенники, которые собирают с жителей оплату коммунальных услуг, но никуда их не переводят. После накопления изрядной суммы долга управляющая организация благополучно банкротится. В качестве примера издание приводит московский микрорайон Новая Трехгорка, где из-за долгов УК отключали электричество сразу целыми домами. Недавно по заявлению ПАО "Мосэнергосбыт" были возбуждены уголовные дела в отношении руководства трех управляющих компаний в Одинцово.
В то же время сами ресурсоснабжающие организации по-разному относятся к идее исключить управляющие компании из цепочки оплаты коммуналки. К примеру, в Мосэнергосбыте уже фактически реализовали прямые расчеты с получателями услуг. Сейчас на прямых договорах находятся 7,2 млн потребителей, а через посредников работа ведется всего по 277 договорам. При этом просрочка за поставленные услуги все равно продолжает расти, однако в цифрах заметна существенная разница: задолженность жителей Москвы и Подмосковья увеличилась на 15%, долги юридических лиц — на 21%, а долги управляющих компаний — на все 47,6%.
Поставщики водоснабжения, напротив, не в восторге от идеи введения прямых расчетов с потребителями. В частности, в Мосводоканале объясняют свое недовольство тем, что им проще взыскивать долг с одной управляющей компании, чем бегать за десятками мелких должников. По данным ресурсоснабжающей организации, она ведет расчеты с пользователями через ГБУ МФЦ, где платежи за ЖКУ "расщепляются" напрямую ресурсникам. Это обеспечивает высокую собираемость платежей: в Мосводоканале ее оценивают в 98%. В случае перехода на новую схему ресурсники вынуждены будут расширять штаты, что скажется на тарифах.
Эксперты обращают внимание, что в предложенном законопроекте, по сути, не идет речи о замене управляющих компаний прямыми расчетами, так как УК по-прежнему будут участвовать в цепочке сбора платежей, но поменяют свою роль — к примеру, будут осуществлять сборы за общедомовое потребление ресурсов. Кроме того, нельзя забывать о возможном введении единой квитанции за все услуги, отмечают эксперты.
При этом отмечается, что число посредников между потребителями и поставщиками ресурсов не сократится, а, наоборот, вырастет: предполагается, что сверху над всей системой платежей встанут единые расчетно-кассовые центры, которые будут получать комиссию и с управляющих организаций, и с ресурсников. Плюс придется оплачивать работу банка, который также может включиться в схему оплаты. УК при этом продолжит готовить платежные документы, добавляют аналитики рынка ЖКХ.
Предложенную Минстроем реформу оценивает председатель правления РОД "Союз домовых комитетов Республики Башкортостан" (Башдомком) Арсен Нуриджанов: "Вопрос реформирования ЖКХ назрел уже давно. Сегодня, когда мы платим УК за содержание и за коммунальные услуги, в ряде случаев происходит следующее: платежи вместо того, чтобы быть перечисленными поставщикам коммунальных ресурсов, остаются у управляющих компаний. В итоге они их тратят на свои нужды, у них растет задолженность перед поставщиками коммунальных услуг, в то время как жильцы исполнили честно свои обязанности по оплате счетов. И это неправильно. <...> Так вот, для того, чтобы уйти от этого, было предложено перейти на прямые договора, в ходе которых гражданин РФ заключает прямой договор и на воду, и на электричество, и на тепло. При таком подходе УК как посредник исключается из цепочки и коммунальщики получают свои деньги вовремя, а УК выполняет свои обязательства по содержанию и банкротить ее совершенно не нужно.
Я не очень понимаю, почему есть опасения возникновения новых посредников. Прямые договора исключают посредников. Если только коммунально-ресурсные компании захотят создать несколько посредников перед собой, но, я думаю, это быстро выяснится и быстро ликвидируется."
Руководитель регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ-Контроль" Руслан Хайров (Ульяновск) также положительно относится к инициативе Минстроя: "По сути в крупных городах, особенно в Москве, скорее всего, исключение УК из цепочки оплаты коммуналки сыграет положительную роль, потому что некоторые управляющие компании ввиду того, что им тяжело зарабатывать средства честным путем, занимаются недобросовестным оборотом денежных средств за коммунальные ресурсы. Естественно, это противозаконно. При переходе на прямые договора УК лишатся права претендовать на денежные средства, поступающие на оплату коммунальных услуг.
Я сторонник прямых договоров, которые изначально предусматривались Жилищным кодексом. <...>
Изначально, когда готовили законопроект об оплате коммунальных услуг, хотели сделать все-таки прямые договоры, а получили прямые расчеты — это тоже шаг, но довольно мелкий и нерешительный. Если мы такими маленькими и неуверенными шагами будем двигаться, то реформа ЖКХ у нас будет длиться вечно."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]