ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
---
Автомобиль ГЛ-1 во главе колонны новых машин Горьковского автозавода, 1 мая 1938 года завтра — танкист!». В 1938 году на Горьковском автозаводе им. Молотова был создан рекордно-гоночный автомобиль ГЛ-1. Он стал первой советской гоночной машиной, сконструированной и построенной не энтузиастами-кустарями, а специалистами автомобильного завода. Рекордно-гоночный автомобиль ГЛ-1 на старте.
На призыв правительства СССР к автозаводам о создании гоночных автомобилей откликнулся и ГАЗ. Инициатором этих работ стал главный конструктор завода Андрей Александрович Липгарт. Как никто другой, он понимал важность постройки гоночных машин и участия в спортивных состязаниях. Желание быть первыми подстегивало конструкторскую мысль, а в скоростных заездах автомобильные агрегаты проходили ускоренные испытания на работоспособность и надежность. Участие в автогонках для завода не было самоцелью — автомобильный спорт позволял быстрее искать и находить оптимальную конструкцию многих узлов и тут же пробовать их в действии.
Говорят, что созданный в 1938 году рекордно-гоночный автомобиль с индексом ГЛ-1 расшифровывался как «Гоночная Лип- гарта первая». Если и так, то это реверанс в сторону главного конструктора, знак уважения к его дальновидности и решительности. Ведь ГЛ-1 стал первой советской гоночной машиной, разработанной и построенной автомобильным заводом, а не спортсменами-любителями в таксо-парках, гаражах или клубных конструкторских бюро.
За базу был взят знаменитый ГАЗ М-1, вернее, при строительстве использовалось его шасси, "одетое" в открытый двухместный кузов. Крылья, подножки, фары — убрали все.
Проектировать гоночную машину А.А. Липгарт поручил талантливому конструктору, начальнику экспериментального цеха ГАЗа Евгению Викторовичу Агитову. Бывший боевой летчик царской армии, Агитов пришел на завод в сентябре 1929-го после окончания Ленинградского института труда и через полгода возглавил экспериментальный цех. А в сентябре 1933-го на должность главного конструктора ГАЗа был назначен приехавший из Москвы А.А. Липгарт. Он разглядел в Агитове незаурядного специалиста и сделал своим первым и единственным заместителем.
На шасси серийной «эмки» Агитов поставил двухместный открытый кузов обтекаемой формы, который не имел крыльев, дверей, подножек и фар. Все это утяжеляло автомобиль и мешало достижению главное цели — установлению рекорда скорости. «Раздетая» машина стала весить ровно тонну вместо почти полутора тонн серийной «эмки». Штатный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М1 с экспериментальной головкой блока цилиндров был форсирован по документации Ford, которая к тому времени была досконально изучена и освоена на ГАЗе. Повышения мощности достигли за счет увеличения степени сжатия, числа оборотов и размеров клапанов. На мотор установили два карбюратора, а патрубки впускного и выпускного коллекторов отполировали изнутри.
Эти меры привели к тому, что в отличие от штатного двигателя мощностью 50 л.с. его гоночная версия выдавала уже 65 л.с. при 3200 об/мин. Это был предел возможностей четырехцилиндрового силового агрегата. Большего, чем сумел сделать Агитов, от мотора M1 не добился никто. Первый официальный старт ГЛ-1 был дан в сентябре 1938 года на Житомирском шоссе под Киевом, на 11 Всесоюзных авто-мото-соревнованиях.
На первенство СССР собралось более двухсот спортсменов из тридцати городов, правда, основной костяк составляли мотоциклисты. На своих автомобилях прибыли ленинградские автогонщики А. Герель, Г. Клещев и Г. Цветков, которые уже имели опыт участия в подобных состязаниях. На их счету были первые установленные рекорды. 24-летнему технику-испытателю отдела дорожных испытаний КЭО ГАЗ Аркадию Николаеву предстояло выступать на горьковском гоночном автомобиле. Обслуживанием машины на соревнованиях занимался механик Михаил Смирнов.
Агитов продолжал совершенствовать советский спорткар и в 1940 году автомобиль получил шестицилиндровый (3485 см') мотор ГАЗ-11.
Двигатель: число цилиндров: — 6, рабочий объем — 3485 см3, число карбюраторов — 2, клапанный механизм — SV, мощность — около 100 л. с. при 3600 об/мин; число передач — 3; размер шин — 6,50-16 дюймов; масса в снаряженном состоянии — около 1100 кг; база — 2845 мм; максимальная скорость — 162 км/ч; время прохождения 1000 м с места — 35,5 с.
В то же время в Европе, а точнее в Германии также шли работы по созданию самого быстрого гоночного автомобиля в мире. Сам Фердинанд Порше трудился над «Серебряными стрелами», вступая в жесткую конкуренцию с инженерами Mercedes.
Пока на ГАЗе пытались преодолеть скорость в 147 км/ч, в Германии, недалеко от Нюрургринга, шли совместные заезды Autounion и Mercedes.
Заводским испытателем ГАЗ являлся Аркадий Николаев. На первом заезде в Киеве (1938 год) удалось достичь скорости 143 км/ч. В Москве этот испытатель разогнал машину до 147 км/ч
… Вторая Мировая война по-своему распорядилась ходом строительства гоночных автомобилей. Те несколько экземпляров ГАЗ ГЛ-1 , которые были созданы в 1938-40-х годах в качестве экспериментальных образцов, были уничтожены под теми или иными обстоятельствами во время Второй мировой войны. По одной версии, они были разрезаны на заводе, как и многие машины, не пошедшие в серию. По другой – уничтожены во время одной из бомбежек ГАЗа. А до серийного производства автомобиль не добрался по причине того, что еще не был доведен до нужного состояния.
После войны Аркадий Николаев реализовал себя как ученый. Он принял участие во многих секретных государственных проектах, самый яркий из которых – успешная экспедиция к полюсу недоступности Антарктиды.
Судьба же Евгения Агитова сложилась трагично. Проекты, над которыми он работал, были «заморожены» во время войны, и конструктор покончил жизнь самоубийством.
www.drive2.ru
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]