Сколько стоит увидеть северное сияние?
16.11.2017 543 0 0 spectralm

Два года назад мы уже знали, куда поедем зимой. Правда когда ты молод, студент и небогат, то как отправиться в такое дорогое путешествие? Наше желание оказалось слишком сильным, а идея - очень красивой, поэтому отказываться было поздно. Требовалось только сделать так, чтобы денег хватило и на обратную дорогу. Про впечатление и то, чтó стоит увидеть на дальнем севере, я уже рассказывал, а вот про наши траты и другие организационные моменты подробно не говорил. Самое время узнать, сколько мы тратили и на чём экономили, и, возможно, попытать свою удачу в охоте за сиянием!

Териберка, на берегу Баренцева моря.

Подробный маршрут изложен в конце основного поста, но если вкратце, то передвигаясь лишь по земле, мы побывали в Петрозаводске, Мурманске, Териберке, Рованиеми (официальной резиденции Санта Клауса) и Хельсинки.

Билет на поезд до Петрозаводска в плацкарте стоил в районе 1500 в среднем за четыре места в одном отсеке. Столько же стоит и билет из Петрозаводска в Мурманск. Оба поезда были ночными. Авиабилеты тогда продавались примерно по 5 тысяч, но так не очень интересно!

В самом Петрозаводске денег почти не тратилось, потому что там у Игоря оказались прекрасные знакомые. Один раз перекусили пиццей и сходили в кинотеатр, купили еды в поезд - наверное это было в пределах 1000 рублей.

В Мурманске мы потратили на такси до Териберки 2700 рублей вчетвером, то есть по 550 с каждого. Такси вызывали через какую-то местную сеть, правда немногие водители хотели уезжать за 130 километров из города в метель. Но тем не менее, примерно через час мы уже были в машине.

В саму Териберку каучсёрфинг еще не пробрался. Но зато там был Airbnb с целой одной квартирой! Хозяйка Анфиса пошла навстречу и сделала нам скидку (изначально мы забронировали только одну ночь, но в итоге планы изменились, и мы остались на две). Как сказал Игорь, наверное, это лучшая квартира в радиусе ста километров. Стоила одна ночь около 3500 рублей, но там больше шести мест.

Въезд в Териберку, этот кадр много раз появлялся в Левиафане. Вдали виднеется море.

В самой Териберке мы что-то покупали в местном магазине, это был испеченный в этой же деревне хлеб, молоко и, конечно же, гречка!

Обратно из Териберки мы добирались на автобусе. Он ходит один раз в сутки, билет стоит около 500 рублей.

В Мурманске мы ездили на автобусах, хотя цены на такси в регионах всегда очень радуют. В основном посещали бесплатные достопримечательности, а потом зашли в краеведческий музей. Обедали в местном кафе, стоит также упомнять, что услуги камеры для хранения вещей на вокзале обошлись в 200 рублей за сумку. Думаю, что в этот день мы уложились в 800. Ночевали через каучсёрфинг в квартире, оформленной как Ирлансдкий паб! Снова выручил каучсёрфинг.

Вид на Мурманск с холма, на котором расположен памятник Алёша.

Самой большой тратой оказался автобус (а на деле маршрутка) из Мурманска в Рованиеми. Зато она была полностью наша! Но тем не менее. Раньше автобус с автовокзала Мурманска ходил до Рованиеми, а теперь стал лишь до Ивало, а оттуда надо ехать на другом. Уже не помню, как назывался наш монопольный перевозчик, но его не сложно найти в интернете. Маршрутка обошлась нам в 3800 рублей с человека! Тогда я еще не очень понимал, сколько на самом деле может стоит трансфер из России в Финляндию и думал, что нормально, всё-таки дорога дальняя. Но надо было хотя бы попросить скидку за то, что мы вчетвером! Надеюсь, что сейчас с этим получше.

Деревня Санта-Клауса для посещения бесплатна, что очень нас порадовало. А еще она как раз по пути, когда едешь из России. Там мы пробыли около половины дня. За пару евро можно оставить рюкзаки в камере хранения. На обед были сосиски, упаковка которых одиноко лежала рядом с костром, мы решили, что это наш подарок от Санты. До дома надо было идти несколько километров, но тут вам уже не Мурманская область с приятными ценами на такси, так что пришлось гордо потопать пешком в закат. Ночевали у местного гида через каучсёрфинг. С ним мы и прогулялись по окрестностям, и еды приготовили, и футбол посмотрели (правда я заснул).

Вход в резиденцию Санта-Клауса.

Следующий день был посвящён непосредственно городу Рованиеми. Без рюкзаков гулять было легко и приятно. Однако, если кратко рассказывать о развлечениях в Лапландии, то всё непозволительно дорого. Катания на собаках или на снегоходах начинаются от сотни евро. Но для нас было доступно катание на спине с горнолыжного склона, перекус гречкой в торговом центре и прикладывание ладошек к памятнику Лорди. И всё же, гулять по снежным лесам, когда снег аккуратно лежит на ветвях елей, очень приятно.

Наш хост был по совместительству каюром, то есть погонщиком собак. Вечером он забрал нас на машине из города и отвёз на ферму, где работает. Там мы смогли поиграть с этими милыми собаками и щенками. Повезло, что он нас туда свозил, потому что вход на ферму, оказывается, не бесплатный, стоит около 5 евро.

Последние часы в Рованиеми мы провели на вокзале. Билет на ночной сидячий поезд до Хельсинки удалось ухватить за 25 евро. Обычно его стоимость в три раза больше, но если покупать за 60 дней до отправления, будет намного дешевле. Поезд шел 12 часов и оказался не очень удобным, в нём даже свет не выключали.

Первым делом в Хельсинки мы бросились покупать проездные на два дня. Их стоимость - около 14 евро.Зато можно съездить в крепость Суоменлинна на пароме. Без них транспорт обойдётся очень дорого. Решив проблему с передвижением, мы отправились решать проблему с едой. В Финляндии существуют бесплатные раздачи еды, срок годности которой подходит к концу. Разумеется, они есть и в Хельсинки. Для этого надо отстоять утром в очереди в районе Myllypuro, но это того явно стоит! Дают очень много разной еды, что мы даже за два дня всё не съели. Но наши завтраки стали больше похоже на обеды, а про обеды нечего и говорить. С жильём нам как всегда помог каучсёрфинг. Также он решил и вопрос с сауной, ведь в Финляндии она есть в каждом доме и чуть ли не в каждой квартире. А еще наши хосты приготовили нам невероятно вкусное блюдо из красной рыбы и морепродуктов. В общем, Финляндия оставила самое приятное впечатление, и главное, что мы потратили гораздо меньше денег, чем изначально собирались.

Успенский православный собор в Хельсинки.

На дорогу в Петербург было потрачено 800 рублей за место в маршрутке. Таких рейсов каждый день совершается множество. Правда, лучше читайте отзывы перед выбором. Еще по маршруту Хельсинки-Санкт-Петербург ходят комфортные автобусы от Lux Express, но никаких дьюти фри и рыбных магазинов по пути не будет.

В Санкт-Петербурге мы посетили какой-то бар и ночью поехали обратно на сидячем поезде в Москву. Билет стоил всего 650 рублей, правда после этой поездки мы вчетвером решили больше никогда не ездить на сидячих поездах.

Итого было потрачено (все суммы указаны в рублях, курс евро для удобства принят за 70 рублей):

Транспорт: 1500+1500+700+500+3800+(25+14)*70+800 = 11530
Еда: тут мы явно укладывались в 10 евро в день 10*700 = 7000
Консульский сбор за визу: 35*70 = 2450
Ночлег: 875
Прочие траты (такси, музеи и т.д.): тут также хватало 3 евро в день: 10*210= 2100
Итого: 23955

За эти деньги мы побывали в Карелии, нескольких точках Мурманской области, включая побережье Баренцева моря, в Лапландии у Санта-Клауса и в местах обитания саамских народов, провели два дня в Хельсинки и вернулись обратно. Поезда продолжалась 10 дней. Здесь посчитаны вообще все расходы, кроме всяких сувениров домой, которые и вовсе не являются обязательными тратами. Я уверен, что для такой необычной и интересной поездки это неплохая стоимость.

Конечно, потраченная сумма не гарантирует того, что вы действительно увидите северное сияние, но шансы даёт неплохие! Да и поездка получилась очень захватывающая. Мы увидели лишь то сияние, которое заслужили, но всё равно были очарованы его красотой.