Вокруг тысячи озер Финляндии на велосипеде
Финляндию называют страной тысячи озер. Скорее всего, именно поэтому мне захотелось приехать сюда с велосипедом. Уникальная природа и абсолютное спокойствие - это было обещано в других отчетах о поездках, которые я читал. К тому же туда можно недорого и быстро добраться.
Даты поездки: 14 июля - 25 июля 2016
Примерная протяженность велосипедной части: 450 км
Конечно, это не трек на специальном сайте, но хотя бы примерная линия маршрута. Подробнее про маршрут можно прочитать в конце рассказа, а после этого еще и про то, какие вещи мы с собой брали.
Начало было совсем необычным - в Переславле-Залесском. Причиной этого стал фестиваль воздушных шаров, который там проходил в это время. "Золотое кольцо России" - ежегодный фестиваль аэростатов в Ярославской области. И в этот раз я решил во что бы то ни стало туда попасть, а не как в остальные года. К тому же оставался всего один город на Ярославском шоссе из привычного золотого кольца, в котором я не был.
В Переславле мне запомнились прогулки на закате по холмам. С них открываются вроде бы обычные, но очень уютные виды. Можно идти и собирать малину на склоне, можно любоваться воздушными шарами в небе над озером или зелеными равнинами, про этот город сочинено множество легенд, которые мы обсуждали вечером, попивая чай с черничным вареньем. Чем известен Синь-камень, почему в городе нет железной дороги и кем был Никита - было очень интересно всё это узнать.
Много храмов, церквей и монастырей - как и в каждом старинном русском городе!
Рыбаки надувают лодки на берегу и уплывают вглубь озера, возвращаясь утром с уловом. Мне тоже захотелось когда-нибудь так попробовать.
Сами воздушные шары на фото получаются примерно как и огромная луна, но на яву это действительно красиво. Говорят, что с другого берега еще интереснее наблюдать за процессом их запуска.
Следующим утром мы уже собирались отъезжать. Куда бы нацепить еще сумок: под сиденье или на руль?
Переславль провожает нас жарой, по которой мы еще будем скучать.
Кое-как добираемся до Рязанцева - здесь есть железная дорога. Садимся на электричку в Ярославль. Оказывается, что без студенческих льгот да с велосипедом цены на билеты какие-то грабительские...
Около двух с половиной часов пришлось провести в очереди в жд кассы в Ярославле. Чтобы купить билеты для велосипеда. За 80 рублей... Но в целом, Ярославль - приятный город, с атмосферой для гуляний вечером, уезжать так быстро не хотелось.
Утро в Петербурге началось с еще худших новостей. Из-за шторма было отменено паромное сообщение с островом Валаам, куда мы держали путь. Мы решили не выжидать погоды и отправились в Сортавалу. На автобусе. Снова пришлось складывать велосипеды. Карельские дороги, кстати, весьма извилисты.
К сожалению, с этого дня у нас нет фотографий - все очень спонтанно решалось и мы сами не понимали, куда едем. В Сортавале мы были всего немного, но в этом городе сразу ощущаешь его нерусское прошлое. Другая архитектура, огромное Ладожское озеро, всё совсем по-другому.
Остановились мы в очень необычном месте - Рускеальской Церкви. Она находится буквально на отшибе, каком-то возвышении. Здесь уже настоящая Карелия - суровая, малолюдная, везде камни, сосны, реки и старинные деревенские дома. Мне запомнились густые туманы вдоль дороги вечером - в других местах я такого не видел.
Ей управляют финны, и останавливаются тоже преимущественно они. Тут почти никого нет, тут смешаны церковь, гостиница и антикафе. И бесплатная сауна. Каждой комнате присвоено название какой-то ягоды. Мы останавливались в "малине" (vadelma). Там было пять кроватей, но мы были вдвоем.
Следующим днем мы сразу отправились к мраморным карьерам, которые были в 200 метрах от нас.
Входной билет стоит каких-то денег, зато карьер можно обойти вокруг.
Можно отойти в сторонку, заглянуть куда-нибудь вглубь и посмотреть, как вырубался мрамор.
А вырубался он идеально ровно.
От Рускеалы всего 30 километров до границы, но ехали мы долго. Во-первых, дорога умеренно, но "прыгает" то вверх, то вниз. Местами она настолько побита, что у машины, проезжающей рядом с нами, отвалился диск от колеса. И покатился в сторонку - те даже не заметили.
Зимой 2016 года Финляндия запретила пересекать границу в этом месте на велосипеде. Чтобы получить разрешение, необходимо написать письмо на адрес пограничной службы Финляндии. Подробнее про это можно прочитать на форуме Велопитера.
В Финляндии дорога сразу становится ровной и аккуратной. Даже грунтовки.Сначала вроде ничего особенного нет - лес и сосны, которых тут миллион.А потом появляются озера. Огромнейшие - у них не видно конца. А когда видно, то там ничего нет, кроме сосен. Вроде бы не так далеко уехали, а пейзаж тут уже совсем северный.
Мы немного не доехали до места, куда изначально планировали. Боялись, что стемнеет. Но тут совсем другое время заката - можно смело ехать хоть до полуночи, будет еще светло. Мы поставили палатку недалеко от города Китее. Когда-то здесь была основана группа Nightwish, но их именем тут не названа площадь, как в Рованиеми.
Мы удачно выбрали место для палатки (хотя оно было самым неживописным из всех остальных) - полянка в зарослях черники. Столько ягод я не видел никогда! Они были просто повсюду. На ужин мы сварили макарон с тушенкой с помощью газовой горелки. Но привкус черники было уже не перебить.
Утром шел дождь и мы пережидали его до 12 утра. Сложив мокрую палатку в сумки, отправились дальше. В этот день маршрут был невероятно живописный - мы ехали по косе Пункахарью. Сначала дорога была такой же, как и в предыдущий день, но потом...
Погода становилась лучше прямо на глазах. К сожалению, камера не может снять всего вида - он широкий. Можно передать лишь его кусочек.
Вода слева и справа - везде. Ты едешь по узкой полоске суши.
Невозможно проехать, не остановившись.
Из домика слева вышла девушка, нырнула в озеро и через какое-то время вернулась. Здорово жить прямо на берегу! У каждого домика здесь свой выход к воде, свой катер, мостик и чуть ли не песочный пляж.
Спокойная и гладкая вода.
И мы уже пересекаем мост на остров.
В Финляндии действует "право всеобщего доступа к природе", согласно которому палатки можно ставить почти везде.
Как часто здесь бывает, грунтовая дорога ведет не к берегу, а к дому. Вот и мы приехали и оказались между красным и желтым домиком. Я почувствовал себя в фильме Уэса Андерсена, особенно когда утром из желтого домика вышел дедушка в желтом рабочем костюме. Было принято радикальное решение - поставить палатку сзади между этими домами. Берег был каменистый, но какой открывался вид!
Сложно сказать, сколько кустов черники мы сломали, пока туда пробирались.
Такая ровная водная гладь!
Не хотелось отрывать взгляда. Прямо здесь мы и поставим палатку! Было так тихо, что мы слышали, как люди разговаривают на другом берегу.
А вот есть хотелось! Рядом с нами была даже скамейка. Вдоволь наглядевшись на озеро, мы замочили гречку на ночь и легли спать.
На утро Костя обнаружил на себе клеща. Мы так и не поняли, откуда он взялся, но в больнице Савонлинны его успешно удалили. Ничего не оставалось, как сполоснуть грязную посуду в озере. Через пару минут в воде сгенерировались утки и доели всю плавающую гречку.
И пока Костя ехал на машине, я пытался съесть все ягоды на этом острове. В зарослях черники и малины я провел, наверное, минут 40. А потом пошла земляника! Она растет тут прямо вдоль дорог, даже заходить куда-то вглубь не надо.
Вообще в Пункахарью много достопримечательностей - музей природы, пешие тропы и что-то еще. Если бы мы могли понимать, что написано на указателях, то дорога была бы куда интереснее! Я пытался ехать до Савонлинны какими-то объздными дорогами. В Анттоле начинается велодорожка. Мне запомнился почтовый ящик в виде домика для мумми-тролей с лесенкой наверх от самой земли. Но фотографировать было не на что.
Савонлинна начинается с моста. Этот город называют финской венецией. И действительно - посмотрите, сколько тут воды!
Самая известная достопримечательность. Перед которой я зачем-то встал.
Вид с моста в другую сторону.
Остановиться в Савонлинне мы решили через каучсерфинг. Кати - милейшая женщина, с которой мы разговаривали обо всем на свете. У нее был очень интересный ход мыслей, между которыми она быстро и немного внезапно переключалась. Мы вместе ели, ставили пластинки, слушали мой рассказ про Мурманскую область и смотрели испанские сериалы. Она даже записывала некоторые наши мысли. А потом пришла ее дочь, и мы продолжили втроем.
С утра она приготовила нам завтрак. Мы сфотографировались на прощание и поехали дальше в сторону Сулкавы. Погода была идеальная!
Пора что-то рассказать про дороги. В Финляндии почти все приспособлено для велосипедистов, кроме, быть может, рельефа. В этот день ехать было тяжелее всего, однако и расстояние было наибольшим - почти 120 км.
Велодорожки как таковые есть только в городах и между крупными городами. Они представляют из себя широкие тротуары, по которым также могут передвигаться пешеходы. За пределами городов обычно нет выделенных дорожек. А что же есть?
Дороги, которые не продублированы более мелкими, достаточно свободны. Хоть машины иногда и проезжают, причем достаточно регулярно - нет ощущения, что ты вообще один в радиусе нескольких километров, они не доставляют неудобств и вообще стараются держаться от велосипедиста подальше. Посмотрие, какое у дорог качественное покрытие.
Иногда стоит немного свернуть с дороги, чтобы передохнуть в живописном месте.
А затем снова приступить к вкручиванию. Кстати, вы догадываетесь, сколько всяких ягод можно будет собрать, если зайти на несколько метров в лес?
Это было самые легкие и приятные 50 километров. Смотрите какие виды!
В Сулкаве мы передохнули, перекусили, долго выбирая между К и S супермаркетом, а Костя даже искупался.
Почти в каждом городе на озере есть небольшой песчаный пляж. "Московский марафон" - прочитала какая-то женщина на костиной майке. Она приехала сюда отдохнуть из Петербурга.
Солнышко исчезло, а нам оставалось еще больше, чем полпути. Живописной дороги по островам. Кати говорила, что эти места - одни из самых красивых в Финляндии.
Дороги здесь были совсем пустынные, хотя на острове было несколько поселений. Периодически нам приходилось спешиваться и катить велосипеды вверх...
Похоже, она действительно была права. Мрачная погода была даже в каком-то смысле уместна.
Мы два раза пользовались паромной переправой. Тут они бесплатные.
Иногда на островах внезапно появляется стоянка автомобилей. И причал рядом с ней. Здесь жители островов делают пересадку на свои катера, ведь не до каждого острова можно добраться по дороге.
Так мы ехали, с дороги в воду, из воды на дорогу...
В эти моменты мне иногда кажется, что велотуризм - это многострадальческая тема. Порой тебя обгоняют машины или велосипедисты, которые налегке. Зато подъем в гору заканчивается крутым спуском. Наверное я никогда не разгонялся до таких скоростей, иногда мне даже казалось, что с учетом нагрузки от сумок, велосипед может развалиться.
Иногда начинал моросить дождик, надо было ехать быстрее. Но мы уже порядком подустали и присаживались отдохнуть и перебить аппетит.
Наконец мы приехали на остров Линтусало. Здесь мы остановились в небольшом домике, а точнее, комнате в коттедже. Здесь, как и полагается в Финляндии, была сауна, а на пляже можно было разжечь костер. Следующей ночью мы поставили там палатку.
С утра никуда не хотелось ехать - в большей степени из-за погоды, казалось, что вот-вот пойдет дождь. Да и мы были уставшие.
Можно было воспользоваться весельной лодкой. Поэтому мы решили сделать перерыв в работе ногами. В больших озерах бывают сильные течения, поэтому мне показалось удивительным, что эту лодку можно получить так легко. Мы вдвоем с трудом смогли преодолеть течение и найти место, откуда стартовали.
Тем не менее, нам удалось отплыть и высадиться на небольшом островке. Как же мы тогда поцарапали лодку об камни! В озерах тут очень много скал, камней и всего остального, я бы назвал Финляндию страной тысячи островов, а не озер.
Место, в котором мы останавливались, имеет интересную историю. Раньше на этом острове жил лишь один человек по имени Нестори, и он часто исполнял песни на каком-то музыкальном инструменте, когда топил сауну. И однажды, услышав музыку, к нему приплыла сайменская нерпа. Которая долго слушала, что он исполнял. Этот эпизод воспевается в одной лирической песне.
Нам так и не удалось увидеть нерп, но хозяин коттеджа пообещал, что если мы вернемся весной, то обязательно их увидим.
Порой в лесу встречаются грибы. Которые мы заслужили. А за ними полно черники, как всегда!
В оставшуюся часть дня мы проехали немного назад на остров Ниинисари. Уж очень мне хотелось всмотреться в эти виды, которые мы в предыдущий день быстро проскочили.
Откуда-то с этого холма на дорогу, заливаясь смехом, выбежали дети. Видимо, там находится чей-то коттедж.
Кажется, что деревья растут прямо из камня. Мне хотелось забрать туда повыше, но в камнях водятся змеи, с этим надо быть осторожнее. Вечер прошел, как и в прошлый раз, с сауной и чаем. Очень душевно!
Утром хозяин отвез нас на катере на другой берег озера. Сколько же здесь островов и какие невероятные виды!
Зимой, кстати, озеро замерзает настолько, что даже автомобилисты могут срезать путь.
А мы остановились в коттедже недалеко от Лаппеенранты. В какой-то степени он был антиподом рускеальской церкви - место, построенное русскими для русских. Сбросив вещи, мы отправились покататься по окрестностям. И наткнулись на руины какого-то замка, где мы встретили еще велосипедистов из России.
Это место называлось Kärnäkosken linnoitusalue.
Помню, что здесь я обнял овечку.
И конечно же виды!
На фотографии можно оставить лишь часть какого-то вида. Весь его целиком можно увидеть только самому.
Поэтому, наверное, эти фотографии не смотрятся столь эффектно, сколько их прообразы...
Заехали в какой-то городок за едой. И вечером вкусно поели. Мы разожгли костер на берегу озера, и я решил, что уже пора искупаться. Было так здорово! И какое же счастье спать на мягкой постели!
Следующим утром мы продолжили наш путь. Надо было торопиться, чтобы кое-куда успеть вечером!
Когда-то в мае мы с Костей сидели на скамейке в Лаппеенранте. Тогда мы были в составе простого шоппинг-тура. Я смотрел на озеро, и мне было интересно, что же там, дальше? Так я и придумал эту поездку. И сейчас мы заезжали в этот город с той северной стороны, в которую я тогда глядел!
Лаппеенранта - удивительный город. Сюда приезжают автобусы с русскими туристами, которые жадно покупают себе одежду и продукты. Но одновременно тут есть и "старый город", где находится замок, где уже совсем другие туристы внимательно слушают гида. Здесь в парке отдыхают финны с детьми, которые резвятся на детских площадках. Пенсионеры сидят на берегу озера. В этом маленьком городке слилось столько всего разного!
Но мы не могли тут задерживаться. Мы выехали на велодорожку в сторону Иматры и поехали так быстро, как никогда!Мы торопились, чтобы увидеть, как сбрасывается вода с плотины!
За небольшой промежуток времени набегает столько воды! Эта стихия несет в себе столько силы!
Иматра - другой приятный пограничный городок. Уличные музыканты играют на главной улице, и здесь такая приятная расслабляющая обстановка! Интересно, а в Светогорске этот вечер проходит так же?
Мы вернулись к озеру, чтобы выбрать место, где поставить палатку. И мы нашли отличную полянку в лесу прямо на берегу!
Красота!
Погода утром была восхительная, это был самый теплый день! Все жители вывалили на пляжи и плескались в воде! Очень не хотелось, но нам надо было уезжать. Купив сыров и прочих молочных продуктов в городе, мы медленно и неохотно двинулись на границу. Конечно же, заехав по пути в рыбный магазин. Тот суп из лосося я не забуду никогда! В Светогорске мы подсели в шоппинг-тур автобус. А потом снова начались эти разборки и упаковки велосипеда в поезд...
Уголок горького опыта:
1) МАПП Вяртсиля-Niirala - пересекать границу можно только с разрешения пограничной службы Финляндии, подробнее читайте на форуме
2) Защита от клещей и прочих насекомых. Вечером около озер очень много комаров.
3) Если кататься на лодке, то стоит помнить, что в озерах бывают сильные волнения и течения, а так же надо не потеряться в далеких плаваниях, как-то обозначив место старта.
День 1: Москва - - Переславль-Залесский
День 2: Переславль-Залесский - Рязанцево - - Ярославль: прогулка по центру и набережным - - Санкт-Петербург 40 км
День 3: Санкт-Петербург - - Сортавала - - Рускеала
День 4: Рускеала: Мраморный Карьер, Рускеальские водопады - Вяртсиля - Niirala - Rantakylä - Kitee. Ставим палатку в Selkue 87 км
День 5: Kitee - Niinikumpu - Kesälahti - Hiukkajoki - Punkaharju - Vaahersalo 82 км
День 6: Vaahersalo - Silvola - Anttola - Savonlinna: замок и старый город 33 км
День 7: Savonlinna - Kallislahti - Sulkava - Kaartilankoski - Viljakansaari - Puumala - Niinisaari - Lintusalo 111 км
День 8: Lintusalo - Niinisaari - Lintusalo 20 км
День 9: Lintusalo - - Sarviniemi - Levänen 54930 - Kärnäkosken linnoitusalue - Savitaipale - Levänen 54930 55 км
День 10: Levänen 54930 - Taipalsaari - Lappeenranta - Imatra: плотина и прогулка в центре - Ukonniemenpolku 70 км
День 11: Ukonniemenpolku - Imatra: магазины - Pelkola - Светогорск - - Санкт-Петербург - - Москва 15 км
День 12: Приезд в Москву!
Вещи: В обыкновенные велосумки, которые перекидываются через багажник, мы сложили: двухместную палатку, кастрюльку и газовую горелку - далее у каждого отдельно: миска, вилка, спальник (у меня был под сиденьем на сумке), пенка (под рулем), внутри которой находился тент от палатки, баллон с газом, комплект одежды для сна, комплект одежды для езды (у меня состоял из синтетической майки и шорт), обыкновенная одежда, как легкая, так и для дождливой и прохладной погоды, дополнительная пара обуви, принадлежности для плавания, аптечка, запасные камеры, велобахилы.
Как выживали: Мы захватили гречку и несколько банок тушенки из России, и варили с помощью газовой, зачерпывая воду из озер, макароны, сосиски и прочую гадость, на утро замачивали гречку и ели её с молоком. Хотя бы раз в день пытались есть нормально в каких-нибудь дорожных заведениях, лучше всего, когда есть шведский стол, так можно немало сэкономить. Наедались черникой и малиной прямо в лесу. Палатку пытались ставить на берегу озера, правда не всегда получалось на ровных местах, но без выхода к воде не будет ни теплого чая, ни еды. Дождь был только первой ночью, из-за этого пришлось ехать с мокрой палаткой. Велосипед упаковывали в какие-то белые и мягкие ткани, используемые в садоводстве.
Оглавление:
На велосипеде по Голландии: Роттердам - Гаага - Мидделбург.
Два дня в Абхазии: два километра над уровнем моря и несколько метров под землёй
Куршская коса - от Паланги до Калининграда на велосипеде.
Проект "Северное сияние".
По Европе на велосипедах: Бельгия
Евротур на велосипедах. Голландская часть.
Евротур на велосипедах. Немецкая часть.
Евротур на велосипедах. Чешская часть.
Владимирская область - что можно успеть за пару дней.
Ярославская область - что можно успеть за пару дней.
Взято: spectralm.livejournal.com