Вокруг тысячи озер Финляндии на велосипеде
12.11.2017 681 0 0 spectralm

Вокруг тысячи озер Финляндии на велосипеде

---
0
В закладки

Финляндию называют страной тысячи озер. Скорее всего, именно поэтому мне захотелось приехать сюда с велосипедом. Уникальная природа и абсолютное спокойствие - это было обещано в других отчетах о поездках, которые я читал. К тому же туда можно недорого и быстро добраться.
IMG_4389.JPG
Даты поездки: 14 июля - 25 июля 2016
Примерная протяженность велосипедной части: 450 км
карта
Конечно, это не трек на специальном сайте, но хотя бы примерная линия маршрута. Подробнее про маршрут можно прочитать в конце рассказа, а после этого еще и про то, какие вещи мы с собой брали.

Начало было совсем необычным - в Переславле-Залесском. Причиной этого стал фестиваль воздушных шаров, который там проходил в это время. "Золотое кольцо России" - ежегодный фестиваль аэростатов в Ярославской области. И в этот раз я решил во что бы то ни стало туда попасть, а не как в остальные года. К тому же оставался всего один город на Ярославском шоссе из привычного золотого кольца, в котором я не был.
IMG_1407.JPG
В Переславле мне запомнились прогулки на закате по холмам. С них открываются вроде бы обычные, но очень уютные виды. Можно идти и собирать малину на склоне, можно любоваться воздушными шарами в небе над озером или зелеными равнинами, про этот город сочинено множество легенд, которые мы обсуждали вечером, попивая чай с черничным вареньем. Чем известен Синь-камень, почему в городе нет железной дороги и кем был Никита - было очень интересно всё это узнать.

IMG_1417.JPG
Много храмов, церквей и монастырей - как и в каждом старинном русском городе!
IMG_4346.JPG
Рыбаки надувают лодки на берегу и уплывают вглубь озера, возвращаясь утром с уловом. Мне тоже захотелось когда-нибудь так попробовать.
IMG_1424.JPG
Сами воздушные шары на фото получаются примерно как и огромная луна, но на яву это действительно красиво. Говорят, что с другого берега еще интереснее наблюдать за процессом их запуска.

Следующим утром мы уже собирались отъезжать. Куда бы нацепить еще сумок: под сиденье или на руль?
IMG_1443.JPG
Переславль провожает нас жарой, по которой мы еще будем скучать.
Кое-как добираемся до Рязанцева - здесь есть железная дорога. Садимся на электричку в Ярославль. Оказывается, что без студенческих льгот да с велосипедом цены на билеты какие-то грабительские...

Около двух с половиной часов пришлось провести в очереди в жд кассы в Ярославле. Чтобы купить билеты для велосипеда. За 80 рублей... Но в целом, Ярославль - приятный город, с атмосферой для гуляний вечером, уезжать так быстро не хотелось.

Утро в Петербурге началось с еще худших новостей. Из-за шторма было отменено паромное сообщение с островом Валаам, куда мы держали путь. Мы решили не выжидать погоды и отправились в Сортавалу. На автобусе. Снова пришлось складывать велосипеды. Карельские дороги, кстати, весьма извилисты.
К сожалению, с этого дня у нас нет фотографий - все очень спонтанно решалось и мы сами не понимали, куда едем. В Сортавале мы были всего немного, но в этом городе сразу ощущаешь его нерусское прошлое. Другая архитектура, огромное Ладожское озеро, всё совсем по-другому.



Остановились мы в очень необычном месте - Рускеальской Церкви. Она находится буквально на отшибе, каком-то возвышении. Здесь уже настоящая Карелия - суровая, малолюдная, везде камни, сосны, реки и старинные деревенские дома. Мне запомнились густые туманы вдоль дороги вечером - в других местах я такого не видел.



Ей управляют финны, и останавливаются тоже преимущественно они. Тут почти никого нет, тут смешаны церковь, гостиница и антикафе. И бесплатная сауна. Каждой комнате присвоено название какой-то ягоды. Мы останавливались в "малине" (vadelma). Там было пять кроватей, но мы были вдвоем.
Следующим днем мы сразу отправились к мраморным карьерам, которые были в 200 метрах от нас.
IMG_1464.JPG
Входной билет стоит каких-то денег, зато карьер можно обойти вокруг.
IMG_1476.JPG
Можно отойти в сторонку, заглянуть куда-нибудь вглубь и посмотреть, как вырубался мрамор.
IMG_4353.JPG
А вырубался он идеально ровно.

От Рускеалы всего 30 километров до границы, но ехали мы долго. Во-первых, дорога умеренно, но "прыгает" то вверх, то вниз. Местами она настолько побита, что у машины, проезжающей рядом с нами, отвалился диск от колеса. И покатился в сторонку - те даже не заметили.

Зимой 2016 года Финляндия запретила пересекать границу в этом месте на велосипеде. Чтобы получить разрешение, необходимо написать письмо на адрес пограничной службы Финляндии. Подробнее про это можно прочитать на форуме Велопитера.

В Финляндии дорога сразу становится ровной и аккуратной. Даже грунтовки.
IMG_4354.JPG
Сначала вроде ничего особенного нет - лес и сосны, которых тут миллион.А потом появляются озера. Огромнейшие - у них не видно конца. А когда видно, то там ничего нет, кроме сосен. Вроде бы не так далеко уехали, а пейзаж тут уже совсем северный.
IMG_1482.JPG
Мы немного не доехали до места, куда изначально планировали. Боялись, что стемнеет. Но тут совсем другое время заката - можно смело ехать хоть до полуночи, будет еще светло. Мы поставили палатку недалеко от города Китее. Когда-то здесь была основана группа Nightwish, но их именем тут не названа площадь, как в Рованиеми.

Мы удачно выбрали место для палатки (хотя оно было самым неживописным из всех остальных) - полянка в зарослях черники. Столько ягод я не видел никогда! Они были просто повсюду. На ужин мы сварили макарон с тушенкой с помощью газовой горелки. Но привкус черники было уже не перебить.

Утром шел дождь и мы пережидали его до 12 утра. Сложив мокрую палатку в сумки, отправились дальше. В этот день маршрут был невероятно живописный - мы ехали по косе Пункахарью. Сначала дорога была такой же, как и в предыдущий день, но потом...IMG_4363.JPG
Погода становилась лучше прямо на глазах. К сожалению, камера не может снять всего вида - он широкий. Можно передать лишь его кусочек.IMG_4364.JPG
Вода слева и справа - везде. Ты едешь по узкой полоске суши.IMG_4367.JPG
Невозможно проехать, не остановившись.
IMG_1500.JPG
Из домика слева вышла девушка, нырнула в озеро и через какое-то время вернулась. Здорово жить прямо на берегу! У каждого домика здесь свой выход к воде, свой катер, мостик и чуть ли не песочный пляж.

Проехав одноименный город, мы двигались в сторону острова Ваахерсало. Ставить палатки непосредственно на косе запрещено - это национальный заповедник.
IMG_1502.JPG
Спокойная и гладкая вода.
IMG_4374.JPG
И мы уже пересекаем мост на остров.

В Финляндии действует "право всеобщего доступа к природе", согласно которому палатки можно ставить почти везде.



Как часто здесь бывает, грунтовая дорога ведет не к берегу, а к дому. Вот и мы приехали и оказались между красным и желтым домиком. Я почувствовал себя в фильме Уэса Андерсена, особенно когда утром из желтого домика вышел дедушка в желтом рабочем костюме. Было принято радикальное решение - поставить палатку сзади между этими домами. Берег был каменистый, но какой открывался вид!IMG_1503.JPG
Сложно сказать, сколько кустов черники мы сломали, пока туда пробирались.IMG_1507.JPG
Такая ровная водная гладь!
Не хотелось отрывать взгляда. Прямо здесь мы и поставим палатку! Было так тихо, что мы слышали, как люди разговаривают на другом берегу.IMG_1510.JPG
А вот есть хотелось! Рядом с нами была даже скамейка. Вдоволь наглядевшись на озеро, мы замочили гречку на ночь и легли спать.IMG_1521.JPG
На утро Костя обнаружил на себе клеща. Мы так и не поняли, откуда он взялся, но в больнице Савонлинны его успешно удалили. Ничего не оставалось, как сполоснуть грязную посуду в озере. Через пару минут в воде сгенерировались утки и доели всю плавающую гречку.

И пока Костя ехал на машине, я пытался съесть все ягоды на этом острове. В зарослях черники и малины я провел, наверное, минут 40. А потом пошла земляника! Она растет тут прямо вдоль дорог, даже заходить куда-то вглубь не надо.

Вообще в Пункахарью много достопримечательностей - музей природы, пешие тропы и что-то еще. Если бы мы могли понимать, что написано на указателях, то дорога была бы куда интереснее! Я пытался ехать до Савонлинны какими-то объздными дорогами. В Анттоле начинается велодорожка. Мне запомнился почтовый ящик в виде домика для мумми-тролей с лесенкой наверх от самой земли. Но фотографировать было не на что.
IMG_4381.JPG
Савонлинна начинается с моста. Этот город называют финской венецией. И действительно - посмотрите, сколько тут воды!
IMG_1531.JPG
Самая известная достопримечательность. Перед которой я зачем-то встал.
IMG_1527.JPG
Вид с моста в другую сторону.



Остановиться в Савонлинне мы решили через каучсерфинг. Кати - милейшая женщина, с которой мы разговаривали обо всем на свете. У нее был очень интересный ход мыслей, между которыми она быстро и немного внезапно переключалась. Мы вместе ели, ставили пластинки, слушали мой рассказ про Мурманскую область и смотрели испанские сериалы. Она даже записывала некоторые наши мысли. А потом пришла ее дочь, и мы продолжили втроем.

С утра она приготовила нам завтрак. Мы сфотографировались на прощание и поехали дальше в сторону Сулкавы. Погода была идеальная!

Пора что-то рассказать про дороги. В Финляндии почти все приспособлено для велосипедистов, кроме, быть может, рельефа. В этот день ехать было тяжелее всего, однако и расстояние было наибольшим - почти 120 км.
Велодорожки как таковые есть только в городах и между крупными городами. Они представляют из себя широкие тротуары, по которым также могут передвигаться пешеходы. За пределами городов обычно нет выделенных дорожек. А что же есть?
IMG_4395.JPG
Дороги, которые не продублированы более мелкими, достаточно свободны. Хоть машины иногда и проезжают, причем достаточно регулярно - нет ощущения, что ты вообще один в радиусе нескольких километров, они не доставляют неудобств и вообще стараются держаться от велосипедиста подальше. Посмотрие, какое у дорог качественное покрытие.
IMG_1548.JPG
Иногда стоит немного свернуть с дороги, чтобы передохнуть в живописном месте.
IMG_4391.JPG
А затем снова приступить к вкручиванию. Кстати, вы догадываетесь, сколько всяких ягод можно будет собрать, если зайти на несколько метров в лес?

IMG_4389.JPG
Это было самые легкие и приятные 50 километров. Смотрите какие виды!
В Сулкаве мы передохнули, перекусили, долго выбирая между К и S супермаркетом, а Костя даже искупался.
IMG_1553.JPG
Почти в каждом городе на озере есть небольшой песчаный пляж. "Московский марафон" - прочитала какая-то женщина на костиной майке. Она приехала сюда отдохнуть из Петербурга.
IMG_1567.JPG
Солнышко исчезло, а нам оставалось еще больше, чем полпути. Живописной дороги по островам. Кати говорила, что эти места - одни из самых красивых в Финляндии.

Дороги здесь были совсем пустынные, хотя на острове было несколько поселений. Периодически нам приходилось спешиваться и катить велосипеды вверх...



Похоже, она действительно была права. Мрачная погода была даже в каком-то смысле уместна.
IMG_1571.JPG
Мы два раза пользовались паромной переправой. Тут они бесплатные.

Иногда на островах внезапно появляется стоянка автомобилей. И причал рядом с ней. Здесь жители островов делают пересадку на свои катера, ведь не до каждого острова можно добраться по дороге.



Так мы ехали, с дороги в воду, из воды на дорогу...
IMG_4407.JPG
В эти моменты мне иногда кажется, что велотуризм - это многострадальческая тема. Порой тебя обгоняют машины или велосипедисты, которые налегке. Зато подъем в гору заканчивается крутым спуском. Наверное я никогда не разгонялся до таких скоростей, иногда мне даже казалось, что с учетом нагрузки от сумок, велосипед может развалиться.
IMG_1583.JPG
Иногда начинал моросить дождик, надо было ехать быстрее. Но мы уже порядком подустали и присаживались отдохнуть и перебить аппетит.

Наконец мы приехали на остров Линтусало. Здесь мы остановились в небольшом домике, а точнее, комнате в коттедже. Здесь, как и полагается в Финляндии, была сауна, а на пляже можно было разжечь костер. Следующей ночью мы поставили там палатку.



С утра никуда не хотелось ехать - в большей степени из-за погоды, казалось, что вот-вот пойдет дождь. Да и мы были уставшие.
IMG_4411.JPG
Можно было воспользоваться весельной лодкой. Поэтому мы решили сделать перерыв в работе ногами. В больших озерах бывают сильные течения, поэтому мне показалось удивительным, что эту лодку можно получить так легко. Мы вдвоем с трудом смогли преодолеть течение и найти место, откуда стартовали.
IMG_1606.JPG
Тем не менее, нам удалось отплыть и высадиться на небольшом островке. Как же мы тогда поцарапали лодку об камни! В озерах тут очень много скал, камней и всего остального, я бы назвал Финляндию страной тысячи островов, а не озер.

Место, в котором мы останавливались, имеет интересную историю. Раньше на этом острове жил лишь один человек по имени Нестори, и он часто исполнял песни на каком-то музыкальном инструменте, когда топил сауну. И однажды, услышав музыку, к нему приплыла сайменская нерпа. Которая долго слушала, что он исполнял. Этот эпизод воспевается в одной лирической песне.



Нам так и не удалось увидеть нерп, но хозяин коттеджа пообещал, что если мы вернемся весной, то обязательно их увидим.
IMG_4419.JPG
Порой в лесу встречаются грибы. Которые мы заслужили. А за ними полно черники, как всегда!
IMG_4418.JPG
В оставшуюся часть дня мы проехали немного назад на остров Ниинисари. Уж очень мне хотелось всмотреться в эти виды, которые мы в предыдущий день быстро проскочили.
IMG_4422.JPG
Откуда-то с этого холма на дорогу, заливаясь смехом, выбежали дети. Видимо, там находится чей-то коттедж.
IMG_4423.JPG
Кажется, что деревья растут прямо из камня. Мне хотелось забрать туда повыше, но в камнях водятся змеи, с этим надо быть осторожнее. Вечер прошел, как и в прошлый раз, с сауной и чаем. Очень душевно!
IMG_4426.JPG
Утром хозяин отвез нас на катере на другой берег озера. Сколько же здесь островов и какие невероятные виды!
IMG_4427.JPG
Зимой, кстати, озеро замерзает настолько, что даже автомобилисты могут срезать путь.
IMG_4428.JPG
А мы остановились в коттедже недалеко от Лаппеенранты. В какой-то степени он был антиподом рускеальской церкви - место, построенное русскими для русских. Сбросив вещи, мы отправились покататься по окрестностям. И наткнулись на руины какого-то замка, где мы встретили еще велосипедистов из России.
IMG_4429.JPG
Это место называлось Kärnäkosken linnoitusalue.
IMG_1630.JPG
Помню, что здесь я обнял овечку.
IMG_1626.JPG
И конечно же виды!

На фотографии можно оставить лишь часть какого-то вида. Весь его целиком можно увидеть только самому.



Поэтому, наверное, эти фотографии не смотрятся столь эффектно, сколько их прообразы...
IMG_4434.JPG
Заехали в какой-то городок за едой. И вечером вкусно поели. Мы разожгли костер на берегу озера, и я решил, что уже пора искупаться. Было так здорово! И какое же счастье спать на мягкой постели!
Следующим утром мы продолжили наш путь. Надо было торопиться, чтобы кое-куда успеть вечером!

Когда-то в мае мы с Костей сидели на скамейке в Лаппеенранте. Тогда мы были в составе простого шоппинг-тура. Я смотрел на озеро, и мне было интересно, что же там, дальше? Так я и придумал эту поездку. И сейчас мы заезжали в этот город с той северной стороны, в которую я тогда глядел!



Лаппеенранта - удивительный город. Сюда приезжают автобусы с русскими туристами, которые жадно покупают себе одежду и продукты. Но одновременно тут есть и "старый город", где находится замок, где уже совсем другие туристы внимательно слушают гида. Здесь в парке отдыхают финны с детьми, которые резвятся на детских площадках. Пенсионеры сидят на берегу озера. В этом маленьком городке слилось столько всего разного!

Но мы не могли тут задерживаться. Мы выехали на велодорожку в сторону Иматры и поехали так быстро, как никогда!

Мы торопились, чтобы увидеть, как сбрасывается вода с плотины!
IMG_4447.JPG
За небольшой промежуток времени набегает столько воды! Эта стихия несет в себе столько силы!
Иматра - другой приятный пограничный городок. Уличные музыканты играют на главной улице, и здесь такая приятная расслабляющая обстановка! Интересно, а в Светогорске этот вечер проходит так же?
IMG_1708.JPG
Мы вернулись к озеру, чтобы выбрать место, где поставить палатку. И мы нашли отличную полянку в лесу прямо на берегу!
IMG_4455.JPG
Красота!

Погода утром была восхительная, это был самый теплый день! Все жители вывалили на пляжи и плескались в воде! Очень не хотелось, но нам надо было уезжать. Купив сыров и прочих молочных продуктов в городе, мы медленно и неохотно двинулись на границу. Конечно же, заехав по пути в рыбный магазин. Тот суп из лосося я не забуду никогда! В Светогорске мы подсели в шоппинг-тур автобус. А потом снова начались эти разборки и упаковки велосипеда в поезд...

Уголок горького опыта:
1) МАПП Вяртсиля-Niirala - пересекать границу можно только с разрешения пограничной службы Финляндии, подробнее читайте на форуме
2) Защита от клещей и прочих насекомых. Вечером около озер очень много комаров.
3) Если кататься на лодке, то стоит помнить, что в озерах бывают сильные волнения и течения, а так же надо не потеряться в далеких плаваниях, как-то обозначив место старта.

Наш маршрут (двойными тире "- -" обозначены участки, где мы использовали другой транспорт, нежели велосипед):

День 1: Москва - - Переславль-Залесский
День 2: Переславль-Залесский - Рязанцево - - Ярославль: прогулка по центру и набережным - - Санкт-Петербург 40 км
День 3: Санкт-Петербург - - Сортавала - - Рускеала
День 4: Рускеала: Мраморный Карьер, Рускеальские водопады - Вяртсиля - Niirala - Rantakylä - Kitee. Ставим палатку в Selkue 87 км
День 5: Kitee - Niinikumpu - Kesälahti - Hiukkajoki - Punkaharju - Vaahersalo 82 км
День 6: Vaahersalo - Silvola - Anttola - Savonlinna: замок и старый город 33 км
День 7: Savonlinna - Kallislahti - Sulkava - Kaartilankoski - Viljakansaari - Puumala - Niinisaari - Lintusalo 111 км
День 8: Lintusalo - Niinisaari - Lintusalo 20 км
День 9: Lintusalo - - Sarviniemi - Levänen 54930 - Kärnäkosken linnoitusalue - Savitaipale - Levänen 54930 55 км
День 10: Levänen 54930 - Taipalsaari - Lappeenranta - Imatra: плотина и прогулка в центре - Ukonniemenpolku 70 км
День 11: Ukonniemenpolku - Imatra: магазины - Pelkola - Светогорск - - Санкт-Петербург - - Москва 15 км
День 12: Приезд в Москву!


Вещи: В обыкновенные велосумки, которые перекидываются через багажник, мы сложили: двухместную палатку, кастрюльку и газовую горелку - далее у каждого отдельно: миска, вилка, спальник (у меня был под сиденьем на сумке), пенка (под рулем), внутри которой находился тент от палатки, баллон с газом, комплект одежды для сна, комплект одежды для езды (у меня состоял из синтетической майки и шорт), обыкновенная одежда, как легкая, так и для дождливой и прохладной погоды, дополнительная пара обуви, принадлежности для плавания, аптечка, запасные камеры, велобахилы.

Как выживали:  Мы захватили гречку и несколько банок тушенки из России, и варили с помощью газовой, зачерпывая воду из озер, макароны, сосиски и прочую гадость, на утро замачивали гречку и ели её с молоком. Хотя бы раз в день пытались есть нормально в каких-нибудь дорожных заведениях, лучше всего, когда есть шведский стол, так можно немало сэкономить. Наедались черникой и малиной прямо в лесу. Палатку пытались ставить на берегу озера, правда не всегда получалось на ровных местах, но без выхода к воде не будет ни теплого чая, ни еды. Дождь был только первой ночью, из-за этого пришлось ехать с мокрой палаткой. Велосипед упаковывали в какие-то белые и мягкие ткани, используемые в садоводстве.

Оглавление:
На велосипеде по Голландии: Роттердам - Гаага - Мидделбург.
Два дня в Абхазии: два километра над уровнем моря и несколько метров под землёй
Куршская коса - от Паланги до Калининграда на велосипеде.
Проект "Северное сияние".
По Европе на велосипедах: Бельгия
Евротур на велосипедах. Голландская часть.
Евротур на велосипедах. Немецкая часть.
Евротур на велосипедах. Чешская часть.
Владимирская область - что можно успеть за пару дней.
Ярославская область - что можно успеть за пару дней.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]