Куршская коса на велосипеде: от Паланги до Калининграда
Когда Таня сказала Юле: "Надеюсь мы поедем весной на Куршскую косу", - на вокзале в Петербурге после нашей заполярной поездки, никто еще не думал, что это случится так скоро.
Уж не помню, откуда я узнал про то, где расположена Куршская коса, но я наткнулся на какую-то статью в интернете и сразу захотел туда поехать! Да и компания велосипедистов быстро собралась. Вот как бывает!
Даты поездки: 27 апреля - 4 мая 2016
Примерная протяженность велосипедной части: 200 км
Карта фортов Калининграда расположена дальше. В конце рассказа можно прочитать подробнее про наш маршрут. Какие вещи взять с собой в велопоездку, я писал статье про Финляндию
Погрузка велосипеда в поезд или самолет - всегда самая интересная часть поездки! По уже хорошо отработанной схеме мы купили какие-то белые пленки в Оби, которыми накрывают землю, и на вокзале заматывали велосипеды. Занятие это настолько увлекательно, что ко мне даже подошел какой-то незнакомый человек и помог все это сделать, за что я до сих пор ему благодарен! Почему-то я поспешил отказаться от его предложения помочь мне донести велосипед до вагона, а потом сам еле-еле дотащил. Разобранный велосипед в упаковке больше похож на привидение, и тащить его в руках совсем неудобно, поэтому если попадаете в такую ситуацию, не вздумайте отказываться! А еще лучше не разбирайте его вдалеке от вагона! Первой сложностью в плацкартном вагоне оказалось наличие перегородок на багажных полках - туда не влезало 4 велосипеда.
Но проводница разрешила поставить велосипеды в неработающий тамбур. Помните, что в неработающий тамбур влезают два велосипеда, не мешая проходу между вагонами. И да, самое главное - не нажать на ручку тормоза у велосипеда с гидравлическими тормозами!
На фотографии изображена станция Kena, где проводится пограничный контроль при пересечении литовской границы. Пограничный столб перед входом. Немногие знают, что у РЖД проводится секретная акция. Скажите в кассе: "Мне билет до Нестерова" и получите скидку до 75% на билет в Литву! Подробнее вся эта процедура расписана на форуме Винского.
В первый день мы решили прогуляться по Вильнюсу.
В мае Вильнюс - совсем тихий и старинный город, напоминающий декорации к какому-то старому фильму.
В этом городе я был много раз, и не буду останавливаться на том, как он выглядит в центре. Лучше расскажу, что меня больше всего удивило в этот раз.
Во-первых это сакуровые сады, расположенные на набережной около небоскребов.
Лошадь, с которой я не смог не сфотографироваться.
Мы отправились в парк Пучкорю (надеюсь я написал это правильно). Сначала доехали на такси до Бельмонтаса.
А затем пошли по парку в сторону обрывов. Не помню откуда, но в этот парке появился мем "бабушки из пучкорю", вроде потому что там на картах указано время прохождения пешеходных трасс, которое оценено очень оптимистично - скакать по горам и огромным лестницам вообще не каждый сможет.
В этом парке расположены красивые особняки, бегают милые щенята (правда иногда их заставляют это делать хозяева), плещется речка, и мы даже нашли полностью стеклянный кубический дом.
Обрывы действительно высокие! А на выходе из парка и вовсе прошлись по какому-то подземному ходу. В общем, скучать там не пришлось.
Место для ночевки мы нашли с помощью каучсерфинга. В старом деревенском доме, почти в самом центре Вильнюса - за небоскребами. У Далии уже гостил друг из Венгрии, благодарю которому наш завтрак сопровождался музыкой.
На электричке мы отправились в Кретингу, а оттуда поехали в Палангу. Ветряные мельницы - лучшие друзья велосипедиста.
Первое Танино путешествие с велосипедом - она еще думает, что счастлива. Юля тоже думает, что все прекрасно.
Паланга выглядит как город, который готовится к туристическому сезону и вот-вот расцветет. Немного пустынные и очень широкие улицы и пляжи, набережная с верандами, музыкой, сладостями и прочими атрибутами курортных городов. Больше всего чувств в этом городе испытал Костя - он уже бывал здесь в детстве.
Мы забрели в парк, разгадывая странные и непростые головоломки, которые нам предлагал Костя.
А потом вышли к усадьбе там.
Мы хотели встретить закат на берегу. Я никогда раньше такого не видел!
Прямо как на картинах Айвазовского!
Мы были как будто впервые на пляже - чертили рисунки и формулы, валялись в песке, пытались делать слова и какие-то фигуры, потом снова падали в песок...
Каждый второй человек на пирсе - рыбак с удочкой.
Это была только прелюдия, настоящие закаты мы увидели через один день.
С утра мы выехали в Клайпеду. Через этот чудесный лес на фотографиях выше. Там мы нашли какую-то петляющую велодорожку "невероятно крутую и вихлявую" (со слов Тани), но с удовольствием по ней ехали!
На нашем пути встречались скамейки и столы, где мы могли перекусить. И выпить соку!
В Клайпеде мы быстро пробежались по старому городу и поехали на паромную переправу. Паром был полон велосипедистов и машин, но только мы умудрились поехать не в ту сторону на косе, нужная велодорожка начинается очень незаметно.
Куршская коса, по сути является полосой песка, который намело ветром. И песчаные дюны и пляжи были первым, что мы тут увидели.
Здесь необычные пески - их называюм поющими. Я бы назвал их скрипучими, потому что они издают какой-то странный звук каждый раз, когда ты наступаешь.
Посмотрите на береговую линию, как далеко она простирается! И на каких-то пляжных велосипедистов позади.
Одна фотография со всеми нами!
Мы двигались дальше, останавливаясь перекусить и полюбоваться природой. Снова наткнулись на стол и скамейки по дороге.
Навык такой фотографии на велосипеде я освоил в Германии год назад.
К сожалению мы смогли доехать только до Юдкранте из-за одного обстоятельства. Здесь мы встретили двух велосипедистов, которые нас очень выручили, а мы даже не спросили их имена. Но мы до сих пор им благодарны! Дальнейший путь до Ниды пришлось продолжить на автобусе.
Многие считают, что люди в Прибалтике негативно относятся к русским. Во время этой поездки я не раз убедился, что это мнение - просто заблуждение, ничего подобного я не заметил ни в Литве, ни в Латвии, ни в Эстонии. На пути мне встречались только доброжелательные и отзывчивые жители, почти все из которых говорили по-русски.
Гора ведьм под Юдкранте - это выставка деревянных скульптур, тут чувствуется атмосфера. Наверное здесь должно возникать чувство тревоги и дискомфорта, но сам городок вселяет это в большей степени. В мае, когда еще не сезон, он больше похож на поселение, оставленное людьми. Здесь почти никого нет, мы с трудом нашли кафе при отеле, где смогли пообедать. Кроме него в этом городе не работало ничего. Эффекта добавляет и нашествие каких-то насекомых, которые огромными стаями облепляют дома и дороги, и окружают тебя, как только ты к ним приближаешься. Перемещались в этом городе мы только в капюшонах и только бегом, чтобы они нас не съели.
Вечер мы провели, гуляя по Ниде.
Домики здесь что надо!
Следующим утром мы отправились в сторону России, а точнее Калининградской области.
Сначала взобрались на дюну, к которой можно проехать прямо из Ниды.
Все-таки здесь так много песка! И вид уникальный!
По песку неудобно идти, и вообще этим просят не злоупотреблять - каждый шаг по дюне перемещает огромную массу песка.
Можно представить, что гуляешь по пустыне.
Дорожные знаки негласно тебя провожают.
Мы надели светоотражающие жилеты не потому что мы вежливые и правильные участники дорожного движения, а потому что таковы правила передвижения велосипедистов по Литве. Являться без них на границу - сомнительное решение. В отражающих жилетах в Литве проводятся детские экскурсии. Более того, глава колонны держит начало каната, за который обязаны ухватиться все дети. Со стороны это смотрится очень забавно, много маленьких детей в желтых жилетах куда-то идут, не выпуская из рук канат.
Но прямо перед границей начались чудеса! Нам начали перебегать дорогу оленята! Сраху несколько! Как в сказках! Мы не успели их сфотографировать на дороге, но вот вам загадка. Найдите оленя на этой картинке!
Нашли? А теперь попробуйте на этой! Фотографию можно увеличить, если нажать на неё. Высмотреть их в лесу совсем нереально, только если долго всматриваться и заметить, как где-то в глубине что-то шевелится.
Где-то посреди косы проходит российско-литовская граница. Её можно пересекать на велосипеде, а пешком - нет. Ловить оленей в пограничной зоне, как оказалось, нельзя. Фотографироваться со столбами тоже нельзя, мне уже кричат это с Родины. Да, пограничный столб России раскрашен в красно-зеленые полосы.
Почти что сувенирный штамп ставят на границе России. Нас слишком много распрашивали, создалось впечатление, что москвич в Калилинградской области - явление редкое и крайне удивительное.
Российская сторона не может похвастаться таким безупречным дорожным покрытием, как в Литве. Зато здесь уже не чувствуется заброшенности - на косе полно людей, общественный транспорт, набитые туристами автобусы, в общем, жизнь кипит. Правда первое, с чем вы столкнетесь на родной земле - с вас сдерут деньги за въезд в национальный парк. И только потом добро пожаловать! Зато и достопримечательной тут больше. Смотрите!
Первая со стороны Литвы - это дюна Красная. Сюда почти никто не доезжает из России, поэтому здесь ты практически один. Мы взобрались на самый верх.
Снизу видно озеро. И большую землю вдали.
Вроде мы находимся на узкой полоске земли, но где Нида - непонятно. Погода была слегка прохладной, и самым сложным было начать ехать на велосипеде после остановки - ты еще не согрелся, а ветер уже тебя обдувает.
Затем мы приехали на дюну Эфа. Да, это уже другая. Здесь ходить можно только по деревянным дорожкам, и людей полно!
Песчаные дюны представляют собой большую опасность для ближайших поселений. Они не стоят на месте, а передвигаются, и могут замести деревню и даже город, они просто окажутся погребенными под песком. Одним из способов остановки передвижения - засеивание основания дюны всякой растительностью. Это и сделал Франц Эф, обезопасив поселки Морское и Рыбачий.
Еще немного песка.
Мы не заезжали в Морское, но заглянули в него "сверху".
Если перейти дорогу напротив дюны Эфа, то можно выйти на морской пляж (на фотографиях ранее был изображен Куршский залив, а не Балтийское море). С вершины дюны видно и море, и пресноводный залив.
Затем мы отправились на дюну Мюллера (угадайте, кто её остановил), но с нее не открывается таких видов, она вся засеяна деревьями. Отсюда видно поселок Рыбачий. Туда стоит заехать, чтобы увидеть, как деревенские разбитые дороги и ветхие домики сочетаются со постройками немецкой архитектуры. И в рыбный киоск - вы его не пропустите. Отличное место чтобы перекусить.
Следующим мы увидели танцующий лес.
Что же случилось с этими деревьями, что они даже закручиваются в петли? Существует множество версий, интересных и загадочных, но я поверил той, что гласит, что когда эти деревья высаживались, они были атакованы каким-то видом насекомых, вроде гусеницами, которые повредили верхние почки деревьев. Поэтому их рост продолжался с помощью боковых почек.
Потихоньку вечерело, и мы старались ехать побыстрее. Но остановились на станции кольцевания птиц. Тут проводятся экскурсии, где нам рассказали, почему на Куршской косе так много птиц, когда была основана эта станция (намного раньше, чем земля отошла к России), а также показали сам процесс кольцевания. Если вы попадете сюда во время экскурсии, то сходите! А мы продолжили ехать дальше, но тут случилось то, что сложно описать словами!
На дорогу вышли кабаны!
Точнее кабанчики! Они попрошайничают.
Видимо у меня даже руки дрожали от восторга, поэтому фотографии такие нечеткие. На самом деле кабаны - очень свирепые животные. Когда их подкармливают, они начинают драться между собой. Может эти и не представляли опасности, но что бы мы делали, если на дорогу вышли взрослые особи?
Столько животных в естественной среде, как на Куршской косе, я не видел никогда!
Мы не успели доехать до Зеленоградска и встретить закат там, поэтому ломанулись в лес прямо посреди дороги. И снова оказались на пляже. В очень красивом месте.
Таких закатов, признаюсь, я не видел никогда!
Куршская коса - уникальное творение природы, здесь можно увидеть и море, и залив, побывать в пустыне и лесу, встретить оленей и кабанов!
Ночевали мы в Зеленоградске. Каучсерфинг никак нас не выручил в этом городе, поэтому мы пользовались Airbnb. Жили в новом доме, в какой-то дизайнерской квартире. В Зеленоградске мне запомнилась набережная Балтийского моря, и постройки старых времен, оставшиеся еще со времен Германии. Ну или просто выполненные в таком стиле.
Следующим днем Таня нас покинула, а мы пошли на набережную и даже искупались! На электричке мы доехали до станции Кутузово-Новое, и оттуда отправились в форты! Мы посетили форты №3, 4 и 5 "Король Фридрих-Вильгельм цифра". Третий и пятый благоустроены для туристов, а вот 4 - полностью заброшен, там нет света и вообще практически людей. Можно совсем одному погулять по темным ходам! Его чуть сложнее найти, он находится посреди дачного поселка. В пятом форте открыта экспозиция, а в третьем много людей и мусора.
Фотографий из фортов у меня нет, зато есть карта.
К вечеру мы доехали до Калининграда. По дороге я много удивлялся: что же нужно сделать с асфальтом, чтобы он был таким неровным? Такое ощущение, что его положили "волнами" - плохо закрепленная сумка перекашивалась каждые 50 метров.
Город Калиниград оставляет после себя противоречивое впечатление. На фотографии можно видеть его основные достопримечательности. Все остальное по большому счету - серые дома советской застройки.
Кафедральный собор расположен на острове Канта. Здесь находится могила философа.
Этим днем наши дороги сильно разошлись - Юля и Костя поехали в Москву, а я продолжил свои гуляния. Возможно, они до сих пор мне не простили, что я отправил свой велосипед вместе с ними, а мне было очень неловко оставлять их в этот момент. Никогда, повторяю, никогда не упаковывайте два велосипеда в один чехол!
Внутри католических храмов расположены органные залы.
Я успел сходить на органный концерт в Кафедральный собор. Здесь находится крупнейший орган в стране. Я никогда не думал, что этот инструмент может извлекать такие звуки, легкие и высокие, на нем играли веселые мелодии, хотя обычно с "органной музыкой" ассоциации совсем другие. Перед этим я сходил в морской музей неподалеку, и взошел даже на какой-то корабль - в таких музеях мне всегда интересно.
День подходил к концу, и я уже собирался уезжать в Ригу, а далее в Таллин, возможно я расскажу про это в одном из следующих постов. Напоследок поделюсь совсем не обычным ракурсом Нарвского Замка и Ивангородской крепости, пограничных городов Эстонии и России.
Наш маршрут (двойными тире "- -" обозначены участки, где мы использовали другой транспорт, нежели велосипед):День 1: Москва - - Вязьма - -
День 2: Гудогай - - Kena - - Vilnius: Belmontas, Pūčkorių atodanga и прогулки по центру.
День 3: Vilnius - - Kretinga - Palanga: пляж, лес и сам город 15 км
День 4: Palanga - Klaipėda - - Smiltynė - Juodkrantė: Raganų Kalna (гора ведьм) - - Nida 60 км
День 5: Nida - "Куршская коса" - Дюна Красная - Дюна Эфа - Рыбачий - Дюна Мюллера - Танцующий лес - Станция кольцевания птиц - Зеленоградск 62 км
День 6: Зеленоградск - - Кутузово - Форт №3 - Форт №4 - Форт №5 - Калининград 21 км
День 7: Калининград: гуляем по городу, разъезжаемся.
Оглавление:
На велосипеде по Голландии: Роттердам - Гаага - Мидделбург.
Два дня в Абхазии: два километра над уровнем моря и несколько метров под землёй
Вокруг тысячи озер Финляндии на велосипеде.
Проект "Северное сияние".
По Европе на велосипедах: Бельгия.
Евротур на велосипедах. Голландская часть.
Евротур на велосипедах. Немецкая часть.
Евротур на велосипедах. Чешская часть.
Владимирская область - что можно успеть за пару дней.
Ярославская область - что можно успеть за пару дней.
Взято: spectralm.livejournal.com