Обрушения домов в Москве
09.11.2017 560 0 0 a-dedushkin

Обрушения домов в Москве

---
0
В закладки
17153 Катастрофа в Калашном переулке(1).jpg
Фото 1913 г. Катастрофа в Калашном переулке.
22 марта 1913 года в Калашном переулке обрушился строящийся семиэтажный дом.

675306 Катастрофа на Кузнецком мосту.jpg
Рисунок 1888 г. В. Ф. Фалька. Обрушение дома Купеческого общества на Кузнецком мосту.
11 октября 1888 года обрушилась стена возводимого по проекту А. С. Каминского дома Купеческого общества на Кузнецом мосту, что привело к гибели людей. Архитектора Каминского признали виновным, приговорили к церковному покаянию и подвергли аресту на военной гауптвахте сроком на шесть недель.
"Часть постройки Купеческого общества на Кузнецком мосту рушилась третьего дня и задавила 10 человек, а поранила 15. Точнее выразиться: стена трехэтажная, которую вывели последние дни на месте Дациара и Трамбле, середина её на протяжении 16 аршин рухнула на самое себя и причинила столько несчастий. При сотрясении почвы от падения дали трещины в новом корпусе выстроенного квадрата и в стене доверху дома соседнего Попова. Можешь ты представить весь страх при происшедшем? Александр Степанович [Каминский], главное страдательное лицо, страдает как сумасшедший, и хотя решение суда будет сегодня-завтра, но поговаривают о скорости решения 24 часов. За что может страдать такой добрый человек?..." (Из письма В. Н. Третьяковой П. М. Третьякову. 13 октября 1888 г.)
"В октябре 1888 г. в самом центре Москвы, на углу Кузнецкого моста и Неглинного проезда, произошел обвал почти выстроенного трехэтажного здания Московского купеческого общества. Приглашенные эксперты — профессор строительного искусства Черепашинский, губернский инженер Мейнгард, инженер-архитектор Делекторский, академик архитектуры Мельгрен и гражданский инженер Федотов — обнаружили серьезные технологические упущения строителей, а именно: ускоренные темпы возведения здания не давали возможности окрепнуть стенам, на которые увеличивалась нагрузка в ходе выполнения последующих работ. Застройщики спешили все закончить к зиме, хотя составлявший план архитектор Каминский предусматривал поэтапное производство. Результатом спешки и нарушений технологии стала трагедия: под обломками погибли 11 человек и еще 11 получили тяжелые травмы".

Вот этот дом:

7044 Улица Кузнецкий Мост.jpg
Фото 1890-х гг. Дом, естественно, после обрушения достроили. Ещё раз его перестраивали в 1907 году по проекту В. В. Шервуда.

Из-за несоответствий проекту 25 июня 1908 года рухнул новый дом можайского купца И. А. Яншина, стоявший на углу Малой Грузинской улицы и Камер-Коллежского вала.
Фотографии у меня нет.

Обрушение дома Бровкина на Красносельской улице.
50670 Обвал дома Бровкина на Нижней Красносельской улице.jpg
Фото 1909 г. Обвал дома Бровкина на Нижней Красносельской улице.

В июле 1909 года газета "Русское слово" писала: "Происшедший вчера обвал дома Бровкина на Красносельской улице вновь ставит на очередь вопрос об ответственности за такого рода "заведомые" катастрофы. Случаи легкомысленных построек в Москве в последние годы зарегистрировываются все чаще и чаще. А между тем виновных, кажется, ни в одном случае не находили: их не искали. Говорили о слабости технического надзора со стороны городского управления, но дальше разговоров не шли. Рабочие говорят, что катастрофа была вызвана сотрясением от свалившейся железной балки. Но какова же была прочность постройки, если дом мог рухнуть от столь незначительной причины! Не от такого ли "сотрясения" образовались и трещины, предшествовавшие обвалу? Впрочем, если Москва могла сгореть от копеечной свечки, то почему же дому г. Бровкина не обвалиться от падения балки".

Обрушение дома в Калашном переулке.
17153 Катастрофа в Калашном переулке.jpg
Фото 1913 г. Э.В. Готье-Дюфайе. Катастрофа в Калашном переулке.
Рухнула стена и часть дома высотой в 6 этажей, переулок на 4 метр завалило строительным мусором, в домах соседей Титова выбило стёкла. Местные жители говорили, что это от того, что дом строили на старом погосте, и месте снесенного в 1810-е годы храма. Дом Титов разобрал, и вновь выстроил к 1917 году 5 этажей, но достраивали здание уже при новой власти.

Газета "Раннее утро" писала: "Картина разрушения чудовищная. Москва положительно не видала такой катастрофы. Развалился буквально целый дом в семь этажей… На одной из уцелевших стен заметна трещина, шедшая на протяжении всех этажей. Эта трещина носила следы замазывания. Стена, смежная с рухнувшей постройкой, настолько выпучилась, что грозит разрушением…"
"Раннему утру" вторила газета "Копейка": "Грандиозный семиэтажный квадрат с фасадом на три улицы — на Малую и Нижнюю Кисловки и в Калашный переулок — сооружался с лихорадочной поспешностью. Кладка его кирпичных стен шла чуть не зимой. Во всяком случае, продолжалась еще глубокой осенью при сильных заморозках и возобновилась весной… Вчера в 7 часов утра обращенная в Калашный переулок сторона этого каменного великана зашаталась, и через какие-нибудь пять минут на уличной мостовой в облаках пыли лежали горы кирпичей. Упавший фасад дома увлек за собой и значительную часть внутренних стен… Загромоздившие улицы высокие груды камней, под которыми могли быть погребены не только люди, но и целые экипажи, были безмолвны. Что это — могильный курган или только куча строительного мусора?"

"Судебная экспертиза, в состав которой вошли инженер путей сообщения Н. К. Лахтин, губернский архитектор Б. М. Нилус, участковые архитекторы Городской управы Н. Д. Морозов и А. Ф. Мейс, выявила в строящемся здании отступление от проекта, утвержденного Городской управой: 1) на 1,3 сажени были перемещены проездные ворота, 2) в стене, примыкающей к соседнему владению, были устроены непредусмотренные ниши глубиною в два кирпича, 3) были уменьшены размеры оконных простенков по всем этажам, 4) увеличено число проемов во внутренней продольной стене, 5) количество этажей сокращено с восьми, по проекту, до семи, б) перекрытие проемов парадных дверей не соответствовало нагрузке, 7) была превышена расчетная нагрузка на некоторые несущие столбы кирпичной кладки, 8) оконные и дверные перемычки заменены перекатами в несколько рядов из кирпича, положенного на ребро, без перевязки швов, 9) уменьшено сечение балок подоконными проемами, 10) на песчаный шунт материка в некоторых местах фундамента была допущена максимальная нагрузка".

Архитектору Н. Д. Струкову - автору архитектурного проекта и владельцу строительной компании - свою фирму пришлось закрыть. Струков был приговорён к шестинедельному заключению.

Построен на этом месте был вот этот знаменитый дом:

22276 Дом Моссельпрома в оригинальной обработке.jpg
Фото нач. 1930-х гг. Дом Моссельпрома.

А вот ещё, например.
"В Москве,— писала газета "Московский листок" в июне 1912 года,— на одной из самых бойких улиц построили громадный девятиэтажный дом без всякого разрешения городской управы, причем этот дом если не обрушился теперь, то никто не поручится за то, что все его девять этажей могут превратиться в кашу в недалеком будущем, так как этот дом построен с несомненным нарушением технических требований. Рассмотрев представленные планы и чертежи, технический совет при городской управе признал, что конструкция дома, указанная в чертежах, недопустима, что толщина стен, спроектированная по этим чертежам, внушает несомненные опасения за прочность постройки и что поэтому просимого разрешения г. Лобозеву выдано быть не может. Разрешения г. Лобозеву не выдали, а он, ничтоже сумняшеся, стал строить свой дом без всякого разрешения. Дом строился, рос, вырос. А местный участковый архитектор ничего не знал и, как строится лобозевский дом, не видел".
О каком конкретно доме Лобозева идёт речь не совсем могу понять. У него их несколько было в Москве. Строил для него, главным образом, знаменитый архитектор Э.-Р. Нирнзее. Скорее всего: Оружейный переулок, 43.

Или вот ещё.
"22-го июня 1912 г.,— говорилось в справке Московского купеческого общества,— Купеческою Управою заключен с Подрядчиком строительных работ Николаем Ивановичем Силуановым договор на постройку доходного дома Купеческого общества на углу Солянки и Ивановского переулка. По пункту 6 этого договора, Силуанов должен был закончить всю постройку в совершенно готовом виде для беспрепятственного пользования жильцами и арендаторами торговых и подвальных помещений к 15 августа 1913 года, обязываясь в случае неокончания постройки к указанному сроку уплатить Купеческому обществу за каждый просроченный день по 300 руб. При проведении работ подрядчик пунктом 8 обязался беспрекословно следовать указаниям строительной комиссии, архитекторов-производителей работ и их помощников, а, по пункту 12, в случае неисполнения им заявленных комиссией требований в назначенный срок последней предоставлено право усилить работу доставкой недостающих материалов и самую работу провести за счет подрядчика, не стесняясь ценой" (Справка Московского купеческого общества).
Однако сроки окончания работ подрядчиком неоднократно переносились. Управляющий домом жаловался: "По утверждении нас заведующими по дому Соляной двор Московского купеческого общества от 4 ноября 1913 года мы собрались в Соляной двор и, осмотрев в нем все помещения, подлежащие нашему заведованию, нашли их совершенно неподготовленными к сдаче. Так, торговые помещения, частью уже сданные до нас, и по сие время находятся в том виде, как мы их осматривали. Окончательная отделка сданных торговых помещений, к удивлению нашему, идет вяло и едва ли скоро закончится. Двери и тамбуры в торговых помещениях не поставлены, а просто зашиты тесом без войлока. Помещения хотя и отапливаются, но во всяком случае это не может быть подспорьем к осушке окрашиваемых стен и к их окончательной отделке. Рамы в подвальных помещениях большею частью отсутствуют, и только часть из них зашиты тесом. Мы положительно не можем уяснить себе, скоро ли все это приведется в порядок, но если наступят морозы, которых нам ждать недолго, то что будет тогда с отоплением — предугадать нетрудно, потому что легкий доступ холодного воздуха в отапливаемые помещения с трубами, наполненными водой, разрушительно может подействовать на отопление, и тогда будет поздно принимать какие-либо меры. Ввиду этого мы, заведующие, обращаемся к Купеческой управе с покорнейшею просьбою тотчас же, немедля принять самые решительные меры к устранению этих дефектов. Затем черные входы завалены мусором, а живущие там три квартиранта временно пользуются черными ходами и невольно переносят всю эту грязь в свои квартиры и тем портят паркет".

Вот этот хорошо известный дом на Солянке:

663486 Доходный дом Московского Купеческого Общества на Солянке 1915.jpg
Фото 1915 г.

Кстати, балконы у этого дома таки обвалились уже в советское время.

А это собственный дом строительного подрядчика Силуанова на Лялиной площади.
Вот у него, вроде, ничего не отваливалось...

71373 Лялина площадь 82 А. Раменский.jpg
Фото 1982 г. А. Раменского. Дом Силуанова справа.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]