Музей речного флота в Нижнем Новгороде. Часть 1
27.02.2016 3 303 0 +1 romali83

Музей речного флота в Нижнем Новгороде. Часть 1

---
+1
В закладки
Мое первое образование связано с судоходством, поэтому к музею речного флота в Нижнем Новгороде меня потянуло магнитом. Не испугали ни дождь на улице, ни то, что по адресу, который указывался, про музей вообще ничего не знали. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет.
В музее наглядно представлена история судостроения вообще и развития речного флота на Волге в частности. Здесь будет интересно мальчишкам, большим и маленьким, но не только. Не смотря на то, что музею явно не хватает достойного помещения, посетить его очень даже стоит. Найти его можно в речном училище.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Деревянное судостроение на Руси начало развиваться с III тысячелетии до н.э., первобытные челны-однодневки изготавливались методом выжигания и выдалбливания.

Но прогресс не стоит на месте, и средства передвижения совершенствовались. Для повышения грузоподъемности челнов на их борта стали нашивать доски, а после строить суда лодейного типа. Требовались легкие и прочные суда, приспособленные к сложным условиям плавания и перемещениям волоком из одной реки в другую. Наиболее распространенными судами в IX-XIV веках были набойные ладьи (насады) дощатые (дощаники), шитики, ладьи и струги.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеШитик - наборное, шитое ремнями судно, XV век

Шитик - судно северного поморья. При постройке шитиков обшивочные доски между собой сшивались распаренной вицей, кожей и жгутами, сделанными из мочала, а также ивовыми ветвями, рыбьими жилами. В движении приводились ветром или веслами. Грузоподъёмность их достигала 50 тонн.

В XV веке суда лодейного типа заменяются судами барочной конструкции.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеГусяна. Деревянное судно барочно-лодочного типа

Гусяны строились на реках Гусь, Ока, Унжа. Плоскодонные, беспалубные и низкобортные суда, в прежние времена были самыми распространенными в мелководном омском бассейне. Буксировались коноводными машинами, впоследствии пароходами. На них перевозили разнообразные грузы, шедшие на Нижегородскую ярмарку и обратно из Нижнего в Москву и другие приокские города.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеКоломенка

Коломенки - длинные узкие суда с плоским дном и отвесными бортами. Особый тип судов далекой окраины русского государства.
Коломенки появились в XVI веке. Строились на реке Чусовая, в верховьях Камы и на Вятке, большей частью из елового леса. Крепились нагелями и железными гвоздями, конопатились паклей и мочалом, совершенно не смолились. Управлялись коломенки веслами, располагаемых поровну на носу и корме, в более же позднее время - рулем, навешиваемым на петлях и крючках. В низовьях ходили на веслах, а обратно бурлацкою тягою и с помощью кабестанов.

Петр I повелел учредить в Нижнем Новгороде верфь и на Волге строить морские суда, потому что "сей город стоит на середине сея великия реки и на устье Оки, и потому отовсюду стекаются в оной торговые как бы в центр, и второе - посредством сих рек обосновать Российскую торговлю с богатыми тамошнеми Индейскими областями..".

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Музей речного флота в Нижнем НовгородеРасшива - деревянное парусное судно

Расшива - деревянное парусное судно. Для постройки были основаны судоверфи на Оке, у села Черного, в Нижнем Новгороде, Балахне, Горбатове, Васильсурске, Костроме, и Казани. Строились они довольно основательно и были выработаны такие совершенные формы, которые оставались идеальными еще на два столетия вперед. Служили до 8-10 лет, лес для постройки употреблялся сосновый и еловый, обшивка бортовая и днище крепилось железными гвоздями, конопатились паклей и засмаливались смолою. Расшивы предназначались преимущественно для плавания против течения, как тягой - людьми, так и на парусах при попутном ветре.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеТихвинка. Беспалубное деревянное судно

Тихвинка - беспалубное деревянное судно, название произошло от реки Тихвинка. Суда ходили также по Тихвинской системе. Наибольшее распространение получили в начале XIX века. Форштевень делается закатом, т.е. загибом вершины внутрь судна, ахтерштевень отвесный. На малых тихвинках палубы не делают, устраивая временную тесовую или рогожную крышу. Предназначались для перевозки разных товаров из Санкт-Петербурга на Нижегородскую ярмарку.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде"Нолик". Несамоходное грузовое судно

Нолик - небольшое грузовое судно второй половины XIX века. Имели прочную конструкцию, палубу, предназначались для тяги мощными буксирами. Небольшие нолики использовались как лихтеры. Посередине корпуса устанавливалась мачта с прямым парусом, за ней "казенка", в носовой части - кнехты для крепления буксирного троса. В 1890 году это был уже исчезающий тип - в эксплуатации находилось всего два судна.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеМариинка. Несамоходное деревянное судно

Мариинки впервые появились в 1867 году на Мариинской системе. Главное место постройки мариинок - г. Череповец и Череповецкий уезд. Срок службы лучших судов продолжается 8 лет. Стойкость постройки, в зависимости от чистоты ее и от размеров судна, колебалась в конце XIX века от 500 до 1500 рублей.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеБеляна. Одноразовое сплавное судно барочно-лодочного типа

Беляна - одно из самых интересных и оригинальных судов волжского бассейна и берет начало от древних насадов. Использовалось судно исключительно для перевозки разных лесных материалов и двигалось оно только вниз по течению, самосплавом. Беляны собирались в течение долгого времени и особенного развития они получили в 60-70 гг. XIX века, когда на Волге ходило более 500 пароходов, работающих на дровах. Последняя беляна была собрана на Волге в 1926 г.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде
Беляна. Одноразовое сплавное судно барочно-лодочного типа

Музей речного флота в Нижнем НовгородеБеляна. Одноразовое сплавное судно барочно-лодочного типа

Музей речного флота в Нижнем НовгородеГалера "Тверь". Гребное деревянное судно

"Тверь" - гребное судно голландского типа с округленным дном, низкими бортами, двумя мачтами. В 1767 г. на галере "Тверь" Екатерина II совершила путешествие по Волге. Судно рассчитано на 13 пар весел и парус. На корме украшено императорским гербом и вензелем Екатерины. На палубе 8 комнат для Екатерины, еще 8 кают в трюме кормы, для прислуги. В носовой части помещения кухонь. По окончании путешествия Екатерины галера была доставлена в Казань, где и хранилась в качестве исторического памятника. Сгорела в 1956 году.

Бурлаки - судовые рабочие, нанятые на время путины для тяги судна против течения. Бурлацкие артели составлялись из расчета 4-6 человек на 1000 пудов (16 000 кг).

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Музей речного флота в Нижнем НовгородеПодчалок. Грузовое судно

Подчалки строились в основном в Нижегородской губернии из елового и соснового леса. Буксировались против течения коноводными машинами или кабестанами. Малые подчалки имели грузоподъемность до 480 тонн. Предназначались подчалки в основном для перевозки хлебных грузов и железа. Рабочих во время сплава требовалось 20-30 человек.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеПодчалок. Грузовое судно

Русские умельцы постоянно думали о том, как заменить бурлацкий труд машиной.

Русский изобретатель Иван Петрович Кулибин родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде. Кулибиным было разработано свыше 30 основных изобретений.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде
Русский изобретатель Иван Петрович Кулибин

В 1779 году И.П.Кулибин изготовил фонарь-прожектор - вогнутый круг, сделанный из множества мелких зеркальцев, который мог увеличить силу света одной свечи в 500 раз.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеФонарь-прожектор Кулибина

А в 1782 Кулибин разработал, построил и испытал в Петербурге первое водоходное судно, идущее против течения. Судно двигалось благодаря канату, наматываемому на барабан, вращающийся от гребных колес под действием энергии течения реки. Второй конец каната был привязан к якорю. Последний вариант водохода испытывали на Волге у Нижнего Новгорода в 1804 году.
Однако из-за зависимости водоходов от течения реки они практического применения не получили.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде
Водоходное судно Кулибина, 3-й вариант 1804 года

Музей речного флота в Нижнем НовгородеВодоходное судно Кулибина, 3-й вариант 1804 года

В 1813 году появились на Волге коноводные машины. Первым изобретателем коноводных машин считают главного мастера лесопильного завода в Умолье Дурбажева. Передвигались эти суда с помощью лошадей. Судно буксировало за собой до 5 грузовых подчалок. Коноводные машины были в начале прошлого века лучшим способом перевозки грузов по воде. В 1816 году на Волге работало 36 коноводных машин, а в 1846 - двести. Рабочих на судне было 70 человек, а лошадей от 80 до 200 голов, в зависимости от величины судна. С низовьев Волги до Рыбинка коноводные машины делали всего один рейс за навигацию.

Волгарь Михаил Сутырин в 1816 году усовершенствовал привод коноводной машины, который можно было использовать на любом судне барочного типа.

После 1870 года коноводки прекратили свое существование. Их заменили паровые суда.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеКоноводная машина

Третьего ноября 1815 года от пристани на Неве отчалило построенное заводчиком Бердом странное судно с паровой машиной, называемое стимботом, и направилось в Кронштадт. Стимбот развил скорость около 10 км/ч. До появления этого судна здесь ходили только парусные и гребные суда, покрывая расстояния от Петербурга до Кронштадта за сутки и более. В качестве гостя на этом судне был адмирал Рихорд, он подробно описал в газете "Сын Отечества" рейс стимбота и предложил называть судно с паровой машиной не стимботом, а по-русски пароходом. С этого времени и утвердилось это название.

"Елизавета" - первый пароход (стимбот) в России. Регулярные рейсы по маршруту Санкт-Петербург - Кронштадт пароход "Елизавета" начал совершать с ноября 1815 года. Время в пути туда и обратно составлял 7,5 часов.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде"Елизавета" - первый пароход

На Каме были построены в 1816-1817 гг два парохода мощностью 36 и 6 номинальных сил. Эти пароходы были спроектированы и построены под руководством талантливого русского инженера П.Г. Соболевского. Соболевский спроектировал и построил безбалансирную паровую машину, на несколько лет опередив лучшие машины иностранных фирм. Как первые, так и последующие пароходы, постройки 1819-1843 гг., имели деревянные корпуса, были слабосильны, с большой осадкой и практического применения не получили.

В 1843 году в Петербурге было организовано первое пароходное акционерное общество "По Волге", оно заказало в Голландии несколько мощных буксирных пароходов с железными корпусами.

Первый буксирный пароход "Волга" построен в 1846 году в Голландии, собран в Твери. В первую же навигацию пароход, совершив три рейса с гружеными зерном баржами от Самары до Рыбинка, заработало 13 тысяч рублей чистой прибыли.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеПервый буксирный пароход "Волга"

Музей речного флота в Нижнем НовгородеПервый буксирный пароход "Волга"

В первой половине прошлого века пароходы из-за малой мощности и тяги были не способны буксировать караваны барок. Поэтому возникла мысль об использовании конструктивной идеи коноводных машин. Только лошадей заменили паровой машиной. Так были созданы кабестаны к завезенному якорю самоподтягиванием при помощи шпиля (кабестана), вращаемого паровой машиной. Всего по Волге работало 25 кабестанов.

При малой мощности паровой машины кабестаны могли буксировать большие составы из нескольких барок-подчалок. Колеса кабестанов служили для сбега вниз по течению. Первый кабестан, построенный на Волге в 1846 году, имел название "Ярославль", второй - "Астрахань", построенный в 1851 Сормовской машинной фабрикой.

"Ярославль" - первый опытный кабестан, построенный на Волге. Судно, которое впервые приводилось в движение силой паровой машины им передвигалось самоподтягиванием к завезенному по ходу судна якорю вверх.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеКабестан "Ярославль"

Кабестан "Астрахань" - судно построено в 1851 году в Сормово. Кабестаны были большими, паровыми судами с деревянным корпусом, рассчитанные на плавание в дневное время со скоростью 30 км в сутки. Работали в составе Камско-Волжского пароходного общества на плесах Нижний Новгород - Пермь. Всего построено 25 судов. Последний кабестан выведен их эксплуатации около 1870 года.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеКабестан "Астрахань"

Бурлаки болезненно восприняли появление кабестанных судов, о чем говорит их запевка: "Как на Волге на реке да капистоны на песке, стоят пышут, словно дышут, горя нашего не слышут".

Разновидностью кабестанов были туеры или, как их называли цепные пароходы. Такое название они получили потому, что передвигались по цепи, проложенной по дну реки. Цепь на туере проходила через звездочку, вращаемую паровой машиной. В 1861 году туеры работали на Шексне и 1869 года на Волге между Рыбинском и Тверью. Появление туеров в те годы было вызвано быстрым течением на порогах Шексны и в верховьях Волги, малой мощностью плавающих там буксирных пароходов. Туеры проработали до конца XIX века. Тяговое усилие туеров было сравнительно высоким, и они могли тянуть караван (в основном с хлебом) до 5-6 барж, грузоподъемностью 50-100 тонн.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеЦепной буксир-туер - паровое бесколесное судно в железном корпусе.

Отмена крепостного права и интенсивное развитие промышленности в России вызвало жестокую борьбу между судовладельцами, способствовали росту судостроения.

По заказу купца Зевеке были построены небольшие серии заднеколесных грузовых пароходов. В связи с их появлением среди речников бытовала шутка: "Раз Америка России подарила пароход, пар в носу, колеса сзади и ужасно тихий ход". Эти пароходы имели малую осадку и являлись по сути данью мелководью на Волге. Некоторые их них просуществовали до 50-х годов XX века.

В 1871 году построен Сормовским заводом первый двухпалубный грузопассажирский пароход "Переворот", переименованный по требованию царских чиновников в "Колорадо", а затем в "Ориноко". Затонул в 1890 году у села Широково.

Двухпалубные товаропассажирские пароходы "американского типа" открыли новую эпоху в волжском судоходстве.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеТоваропассажирский пароход "американского типа" "Переворот" - "Колорадо" - "Ориноко"

Первая пассажирская линия на Волге открыта в 1854 г. пароходами "Рыбинск", "Ярославль", "Тверь" по маршруту Тверь-Рыбинск. По маршруту также ходили пароходы с именами композиторов - "Серов", "Даргожинский", "Чайковский", "Глинка", а также "Салтыков-Щедрин", оказавшийся среди композиторов очевидно потому, что был родом из Тверской губернии. Общество "Кавказ и Меркурий" в 1882 году построило первый в России грузопассажирский пароход с электрическим освещением "Фельдмаршал Суворов", имевший и небывалую по тем временам мощность и скорость.

"Фельдмаршал Суворов" - самый быстрый пароход на Волге, первый пароход с электроосвещением. В 1921 году - "Владимир Соловьев". В 1926 году выведен из эксплуатации.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеТоваро-пассажирский пароход "Фельдмаршал Суворов", 1882 г.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеТоваро-пассажирский пароход "Фельдмаршал Суворов", 1882 г.

В 1912-13 г. на Сормовском заводе были построены по заказу общества "По Волге" два пассажирских парохода "Баян" и "Витязь". Они ходят до сих пор и носят название "Михаил Калинин" и "Волга". В 1914 году на этом же заводе построены самые комфортабельные суда того времени - "Великая княжна Татьяна Николаевна" и "Великая княжна Ольга Николаевна". Эти суда по сей день работаю на линии Ярославль-Астрахань под названием "Спартак" и "Володарский".

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Грузо-пассажирский пароход "Нева" построен в 1904 году на заводе Любимова в Перми. В 1936 году переименован в "Михаил Разумов", в 1938 - "Мария Ульянова", с 1945 - "Победа".

Музей речного флота в Нижнем НовгородеГрузо-пассажирский пароход "Нева"

Музей речного флота в Нижнем НовгородеГрузо-пассажирский пароход "Нева"

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Буксирный пароход "Орелъ" построен в 1892 в Астрахани.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеБуксирный пароход "Орелъ"

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Товаро-пассажирский пароход "Игорь" работал на Волге от Казани до Свияжска. Пароход строился в железном корпусе. Владелец судна купец Савин И.К.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеТоваро-пассажирский пароход "Игорь"

Буксирный пароход "Лев" изготовлен в 1901 г. на заводе товарищества Добровых и Набгольц в Нижнем Новгороде.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеБуксирный пароход "Лев"

В 1900 на пароходе "Ост" В.И. Ульянов, его мать и сестра Аня шли из Нижнего Новгорода в Уфу к Н.Крупской, которая отбывала последний год ссылки.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Служебный колесный пароход "Клара Цеткин" в прошлом именовался "Екатерина", до февраля 1923 года. Построен в 1900 году, в Нижнем Новгороде. В августе 1933 года на пароходе совершили негласное путешествие от Горького до Сталинграда Сталин и Ворошилов.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеСлужебный колесный пароход "Клара Цеткин"

Грузо-пассажирский пароход "Фультонъ" построен в 1872 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде по заказу Волго-Камского купеческого пароходства. В 1903-1906 годах прошёл капитальный ремонт, в 1933 переделан в буксирный пароход.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеГрузо-пассажирский пароход "Фультонъ"

Буксирный колесный пароход "Лезгин" построен в 1910 году на Коломенском заводе.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеБуксирный колесный пароход "Лезгин"

Музей речного флота в Нижнем НовгородеБуксирный колесный пароход "Лезгин"

В 1896 году основано Финляндское пароходство к открытию в Н.Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставки с целью организации переправ на Волге и Оке. Паровые винтовые баркасы строились и эксплуатировались финнами, а затем были переданы в Товарищество нижегородского легкого пароходства". К 1917 году их было в Н.Новгороде 17 единиц. В народе их называли "Финляндчики".

Музей речного флота в Нижнем НовгородеПассажирский баркас

"Вандал" - первый в мире теплоход и одновременно первый в мире дизельэлектроход, танкер для перевозки жидкого топлива. После революции переименован в "Россию", работал в Волжском государственном пароходстве, а перед войной - в Шекснинском. В 1941 году эвакуирован на Нижнюю Волгу, а затем на Каспий. В сентябре 1944 во время шторма переломился на камнях и затонул.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде
Теплоход-дизельэлектроход для перевозки нефтепродуктов "Вандал"

Музей речного флота в Нижнем НовгородеТеплоход-дизельэлектроход для перевозки нефтепродуктов "Вандал"

Буксирный теплоход "Терек" построен в 1913 году. В качестве буксира судно работало в Каспийском государственном пароходстве.

Музей речного флота в Нижнем НовгородеБуксирный теплоход "Терек"

Музей речного флота в Нижнем Новгороде

Буксирный ледокол "Каспий" был построен в 1914 по заказу Министерства путей сообщения. В гражданскую войну его зачислили во флотилию Астраханского края. В январе 1919 "Каспий" взломал лед на реке, чтобы сорвать переправу подразделений белоказаков, и несколько дней ходил по Волге, не давая ей застыть. 9 апреля 1920 г. с десантом красных военморов на борту попал в сильный шторм, потерял устойчивость, перевернулся и погиб.. В 30-е годы судно подняли со дна реки и поставили на капитальный ремонт. В Великую Отечественную войну "Каспий" обеспечивал перевозки военных грузов. С 1945 по 1960 года ходил по реке в качестве ледокола. В дальнейшем стал использоваться Астраханской мореходкой в качестве учебного.

Музей речного флота в Нижнем Новгороде
Буксирный ледокол "Каспий"

Музей речного флота в Нижнем НовгородеБуксирный ледокол "Каспий"уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]