По Малахитовой линии.
---
Продолжу про нашу поездку в Нижний Тагил. Начал я о ней рассказывать ещё вчера, сегодня продолжаю. Напомню о том, как вообще возникла эта идея ехать в Нижний Тагил. Дело в том, что Свердловская пригородная компания и Центр развития туризма Нижнего Тагила проводили совместную акцию , отмечали вторую годовщину регулярных рейсов "ласточек" из Екатеринбурга в Нижний Тагил. В рамках этой акции и была проведена экскурсия вдоль "малахитовой " линии, которая связывает все основные достопримечательности центра города Нижнего Тагила.
Вперёд по малахитному следу! Наша экскурсия стартует от тагильского вокзала. А завершится она довольно далеко отсюда, под Лисьей горой. Там нас встретит Володя nepoymikto и мы побываем у него дома. Но до этого ещё далеко.
След "малахитового полоза" начинается, естественно, не у самого вокзала. Но и про вокзал нам кое-что рассказали. Оказывается он был построен в 1966-м году. Как-то странно. По стилю вокзал больше напоминает нечто сталинское и вдруг 66-й год. Оказалось, что его начали строить в 1956-м году и строили целых десять лет. Это типовой проект вокзального здания. Такие же точно вокзалы есть в Барнауле, Целинограде (Астане), Магнитогорске, а может и ещё где-то.
Привокзальная площадь Нижнего Тагила. Место унылое. Одни маршрутки. Перед гостиницей "Тагил" ещё в советское время хотели поставить памятник металлургам. При советской власти на монумент денег не хватило, а потом ставить его стало уже некуда. Из-за тех же маршруток. В наше время памятник поставили под Лисьей горой и мы его ещё увидим.
А мы идём к Демидовской даче. Чуь ли не все места, по которым проходит Малахитовая линия, были упомянуты в моём блоге раньше. В частности про Демидовскую дачу читайте здесь.
Проходим дом со здоровеннейшей танко-росписью.
Реклама ломбарда. Создаётся впечатление, что мужичок сдал в ломбард собственные зубы.
И вон там уже виднеется упомянутая дача. Её, как известно построил инженер Фотий Ильич Швецов (в посте про дачу я переврал его фамилию, да так и не исправил до сих пор). А Демидов выкупил потом эту дачу, отчего она и называется Демидовской.
У крепостника-Демидова, у злодиюки, была такая привычка. Если он кого из крепостных посылал учиться заграницу, то требовал через месяц написать ему письмо о том, как идёт учёба и вообще. Написать на языке той страны, куда ученик был послан. Кто, значит, по-итальянски ни бельмеса, того он мог отозвать обратно в Тагил и бросить на растерзание крокодилам определить в ночные сторожа или садовники. Швецов был послан учиться в Париж, и написал Демидову оттуда сам, и не через месяц, а гораздо раньше. Писал он по-французски и благодарил хозяина за оказанное высокое доверие. Как раз об этом нам и рассказывает экскурсовод.
-Летом, когда светит солнце Тагильский пруд похож на море...
Третьего ноября он похож на Северный Ледовитый океан.
Даже маяк имеется.
И якорь.
Наши на фоне пруда.
Ещё фотка пруда. А цирк тагильский был построен даже раньше, чем в Екатеринбурге. Вон он, слева. Теперь там, говорят, всё перестроено, всё круто, и есть даже солярий для цирковых зверей. А я помню, раньше в цирке очень сильно был заметен контраст служебных помещений и помещений для публики. В служебных помещениях очень сильно воняло. Звери всё же. Стоило пройти два метра и войти в коридор, по которому ходили зрители - и вонь пропадала чудесным образом. Это ж цирк.
Мы из училища ходили туда рисовать интерьеры. Причём мы не сильно и рисовали, больше бегали в зрительный зал смотреть представления. Как жеж не посмотреть, ведь бесплатно же. Зал был всегда полупустой, и на нас никто не обращал внимания.
На этом этапе мы от своей группы отстали, и нам пришлось её догонять лёгкой трусцой. Вон она линия. Зелёненькая, еле заметная. Мы бежим по набережной в направлении театрального сквера.
По всему центру города расставлены разные интересные указатели и скульптуры.
Металлические узлы напоминают нам о хорошем качестве демидовского железа. Железный прут можно было в холодном состоянии завязать в узел. Конечно не силой человеческих рук, с помощью машины, но всё же. Плохое железо при таком обращении быстро сломалось бы. А демидовское было тянучее, вязкое.
Блогер без железных котиков- это всё равно что...
Отвлеклись тут на котиков, теперь придётся бежать ещё быстрее.
Вон она, наша группа, настолько далеко впереди, что отсюда их почти не видно.
Памятник дворнику с метлой.
На метле у дворника кот и птичка.
А мы уже подходим к следующей "остановке". Группа и экскурсовод останавливаются, и нам начинают рассказаывать о соборе Александра Невского, который был построен на пожертвования населения в честь отмены крепостного права. Собор стал "дважды рождённым", потому что в Гражданскую по нему стреляли из пушек(правда не знаю кто именно, красные или чехи), при советской власти его хотели снести, да в последний момент что-то помешало, в нём хранили колхозный дуст, он горел. А там наступила перестройка и здание отдали церкви. Теперь это самый большой храм Тагила. Говорят, что вокруг собора запрещено строить высокие дома, чтоб не нарушать исторически сложившийся силуэт.
Мы стоим и слушаем.
А с этого места уже начинается Театральный сквер. Он поднимается вверх от набережной пруда. В сквере установлено десять скульптур.
-Попробуйте найти их все - говорит нам экскурсовод.
Пока видим дишь одну группу. Это Ждущие.
С одной стороны сквера -загс, с другой -роддом. Так что эти ждущие, тут как раз к месту.
Молодой человек с плюшевым мишкой ждёт, когда ему вынесут ребёнка. Видимо он от счастья не сообразил, что вряд ли новорождённому понадобятся игрушки.
А это Дождавшиеся. Под ногами босой бронзовой женщины люди оставляют разные ботиночки и сапожки, чтоб ей не было холодно. Вы в это поверили?
Тагил всегда был городом, "где удобно работать и неудобно жить". В последние годы его страются окультурить. Строят парки, реконструируют набережные, музеи, ставят декоративные скульптуры. Но до полной "победы" ещё очень и очень далеко.
Микроскульптура Птичка.
-Я знаю, что среди вас есть блогеры. Найдёте ли вы статую Ленивого Блогера?
Ленивого мы нашли довольно быстро. Вот он. Лежит и мечтает о том, чтоб ему не ходить на работу и жить только на доходы с блога.
Фонтан. Когда реконструировали сквер, планы насчёт этого фонтана строились грандиозные. Хотели поставить мощные авиационные прожекторы и цветомузыкальную установку, чтоб каждой ноте соответствовал свой цвет воды. Потом по доброй русской традиции деньги кончились. И теперь соответствия нот и цвета уже нет. Музыка отдельно, цвет отдельно. О том, как "цветёт" этот фонтан, у меня было написано здесь.
И прожекторы поставили не совсем авиационные.
Памятник шахматисту. Говорят, что в России памятников шахматистам только два. Непонятно, где у него белые, где чёрные. На переднем плане стоял король, но его срубили. В прямом смысле срубили ему голову. Тагильские шахматы - очень суровая штука.
Девочка, играющая в прятки.
Подкова, частично ушедшая в землю. Если хочешь, чтоб твоё желание исполнилось, нужно закрыть глаза, шагнуть через подкову и загадать то самое желание.
Потом мы дружно перешагивали через эту подкову, желая мира во всём мире и процветания городуТагилу.
Ещё один памятник "с желанием". Читатели. Если хочешь большой и чистой любви, то нужно сказать об этом шёпотом на ушко молодому читателю, а если хочешь денег, то пожилому.
А мы переходим к памятнику Черепановым. Кто говорит - отцу и сыну Черепановым, кто говорит - братьям Черепановым. Конечно правильнее говорить "отцу и сыну", но можно и "братьям". Потому что у Черепанова-младшего был брат Амос. Он тоже был изобретателем и инженером, но почему-то персональной скульптуры не удостоился.
Их считают уральскими мастерами-самородками, но Володя мне потом сказал, что кто-то из них учился в Милане. Иногородние гости иногда спрашивают, а почему в Тагиле, в самом центре города вместо Ленина стоят Черепановы. Неужели тагильчане Черепановых любили больше, чем вождя?
Ответ тут прост. Этот центр города-сравнительно новый, построенный при Сталине или чуть позже. А Ленин стоит в "старом" центре. Старый же центр любого уральского города всегда был у завода.
Подножье памятника сделано из красного гранита. По преданию из того же самого, что и мавзолей Ленина. Раздобыть красный "ленинский" гранит было чрезвычайно трудно. Его добывали только в Житомирской области на Украине. И высшее руководство воспротивилось. Это ж не по чину, чтоб один и тот же материал шёл и на вождя, и на каких-то там Черепановых.
Но это не повод для того, чтобы уральцы отказались от задуманного. И они нашли выход. У мавзолея выпилили кусок с угла и отправили камень в Тагил. Так и стоит мавзолей с выпиленным кусочком. Не верите? А вон, на фото мавзолея виден угол с вырезом. Причём все другие углы без каких-либо вырезов.
На самом деле всё было несколько более прозаично. Руководитель города Тагила позвонил своему однокурснику, который по стечению обстоятельст был руководителем Житомирской области. И сказал:
-Давай сделаем это по-тихому. Я тебе перечислю денег, ты мне пришлёшь камень. А высшее начальство и не вспомнит.
А если бы этого не было сделано, то пришлось бы переделывать проект под другой сорт камня, писать миллионы бумаг, и город рисковал остаться вообще без памятника.
А ещё говорят, что Театральная площадь Нижнего Тагила скопирована с Сенатской площади в Ленинграде. Тут Сенат, там Синод, а сзади Зимний дворец. Как там у Гиляровскго: "и сенат, и синод живут под арками". В смысле "живут подарками". Если проситель "подарка" не принёс, то и дело его не выгорит. Правда в Тагиле не арки, а окна с полукруглым верхом.
Драматический театр Нижнего Тагила. Он считался уникальным, но потом выяснилось, что он точь в точь как в Полтаве. На крыше театра аллегорические скульптуры Труда, Искуссттва и Науки. А на фронтоне композиции, восходящие к бажовскому каменному цветку.
Театр и здание городской администрации. Вместо часов раньше было панно с изображением бороды Маркса и бородки Ленина.
Статуя Науки.
Фронтон с каменными цветками.
А вон там находится демидовская больница, самая древняя из больниц Тагила. Не чужд был злыдень заботам о народе.
Чуть ли не прямо напротив - старинное здание техникума. Его еле-еле видно из-за разросшихся берёз. Техникум - преемник первой на Горнозавдском Урале Невьянской цифирной школы. Школа потом переехала из Невьянска в Нижний Тагил. Вероятнее всего уже тогда, когда Невьянские заводы были куплены Яковлевым-Собакиным и перестали быть демидовскими. Раньше карикатурного доброго барина именно так и изображали. По правую руку у него школа для детей из народа, по левую-больница.
А мы плавно перемещаемся к памятнику комсомольцам, которые уходили на Гражданскую войну. Как говорится:"Дан приказ ему на запад, ей в другую сторонУ". Почему приказ повелевает идти в разные стороны? Неужели нельзя было приказать двигаться в одном направлении.
А мы идём дальше по улице Ленина, бывшей Александровской, бывшей Ягодной, бывшей ещё какой-то. Александровской её назвали в честь приезда в Тагил царевича Александра.
А ещё в Тагиле жил Кузьма Осипович Рудый. Селекционер, который вывел морозоустойчивые сорта уральских яблонь. До него съедобные яблоки на Урале не росли вовсе. Один такой сорт называется "Кордик". Слово "Кордик" сотавлено из инициалов тех, кто разработал этот сорт. Первые три буквы - КОР - это Кузьма Осипович Рудый, остальные три буквы - инициалы его соавтора. Фамилию я к сожалению забыл. Вот уж никак не думал, что экскурсовод вспомнит Рудого. Мы идём по Малахитовй линии словно по страницам моего блога. О Рудом, его работе и трагической судьбе написано здесь.
А здесь раньше была Старобазарная площадь. Бывший базар и нынешний кукольный театр. Театр приехал в Тагил во время войны. Его эвакуировали откуда-то из центра. Актёры приехали, устроились на новом месте, расклеили объявления. Но дети на кукольное представление не пришли. Ни одного человека. В Тагиле тогда просто не знали, что такое кукольный театр. Тогда актёры вышли со своим театром "в народ", пошли на улицу. Потом от зрителей не было отбоя.
Образы старого базара.
Памятник Николаю Демидову, заводовладельцу, меценату и благотворителю. В дни Отечественной войны 1812-го года он на свои средства вооружил целый полк.
Этот памятник Демидову напоминает нам ещё о двух монументах, ныне исчезнувших с лица города Тагила. Один памятник, ему же, был поставлен прямо у завода. Это была роскошная многофигурная композиция, впоследствии снесённая большевиками. А второй памятник стоял на этом же месте. Тоже роскошный беломраморный монумент в виде часовни. Его поставили в память о приезде в Тагил цесаревича Александра. Того самого, который здесь, в Тагиле, спускался в шахту. Которому показали паровоз Черепановых, а он посмотрел эдак равнодушно и пошёл дальше. Которому в Оренбурге сидящие под водой казаки рыбу на багор насаживали.
Большевики, придя к власти разломали эту "часовню" и поставили тут статую Свободы, почти как в Нью-Йорке. Потом пришли чехи и статую опять-таки разломали. Большевики вернулись и поставили Свободу снова, но уже гипсовую. А когда она обветшала, на это место водрузили Сталина. Который и стоял тут до самого 1956-го года. После чего здесь долго было пусто, а в 21-м веке поставили Николая Демидова.
Дальше Малахитовая линия ведёт нас к кресту на месте разрушенного Входо-Иерусалимского собора. Мы пробегаем мимо картинной галереи. Вон виднеется её стеклянная крыша. Кто хочет посмотреть, что там есть в галерее, милости просим сюда и сюда.
Провиантские склады, краеведческий музей, танк. Обо всём этом нужно писать отдельно. Оставим это на следующий наш приезд. Тагил- это такое место, куда хочется возвращаться.
А вот и крест на месте собора. Сам Входо-Иерусалимский собор был роскошным и очень высоким. Его шпиль был виден из любой точки Тагила. Теперь на месте храма стоит торговый техникум.
Дальше у нас будет памятник Ленину на шаре. Я о нём тоже писал, но, как оказалось, написал не всё. Читайте здесь. А здесь читайте об остальных памятниках Ленину такого же типа. Нам же сказали, что в Тагил приезжали известные советские архитекторы братья Веснины. Они долго стояли у памятника Тагильскому Ленину и восхищённо цокали языками, любуясь подножьем монумента. Вдохновившись творением местной артели "Мраморный кустарь", Веснины увезли в Москву саму идею - маленькая фигурка на огромной "подставке". И именно из неё потом родился проект Дворца Советов. Там тоже предполагался невероятных размеров дворец, увенчанный маленькой фигуркой Ленина. Правда маленьким Ленин казался только в сравнениии со всем дворцом. Истинные размеры статуи Ленина были таковы, что в его голове должен был разместиться зал заседаний. А рост Тагильского Ленина был абсоютно таким же, как и у Ленина реального - 165 сантиметров.
А теперь мы перейдём к Лисьей горе, где и закончится наше путешествие вдоль Малахитовой линии.
Эти камни перед краеведческим музеем - не что иное как железная руда. То, с чего и начался Тагил.
Гора Лисья тоже упоминалась на страницах моего блога. Правда это было ещё до масштабной реконструкции башенки на горе. Отреставрированную башню мы ещё не видели. Вон она, уже виднеется.
Ещё ближе.
У подножья Лисьей горы стоит тот самый памятник металлургам, который хотели поставить на привокзальной площади. Вернее, там хотели поставить просто памятник металлургам. Не этот. Этот разработали уже в наше время с учётом новейших веяний.На разных сторонах монумента рельефно изображены металлурги разных эпох. Прошлое, настоящее, будущее. Металлурги будущего работают уже не с длинным стержнем, которым они проковыривают лётку - забитое глиной отверстие, через которое из домны вытекает расплавленный металл. Они работают со сгустками энергии. Я не смог подойти ближе и полюбоваться на эти "сгустки энергии", изображённые на памятнике. Устал уже ходить по Тагилу. А Володя сказал, что современные скульпторы, наверное, курили какой-нибудь особо токсичный кактус прежде чем нариосовать первый эскиз.
Лезем в гору. Теперь это чуть легче, чем раньше. Сделаны пологие ступеньки. А в самой башне теперь тоже музей. Причём музей самый маленький в России и третий по величине в мире. Третий с конца. Первый - в США. Это старинный постовый ящик со стеклянной стенкой. Внутри ящика крошечные фигурки и крошечная же мебель, воссоздающие обстановку почтового отделения. Второй - где-то в Прибалтике в гигантском дупле дерева. И третий - здесь в Тагиле. В башне по стенам должны быть развешщаны фото старого Тагила.
Только вот не работает этот музей осенью и зимой. Реконструировали башню, реконструировали, да так и не выреконструировали полностью. Вопрос отопления помещения так и не был решён. Пользоваться электрическими отопителями - дорого. Газ туда тянуть - будут видны трубы. Некрасиво. Прятать трубы под землю - тоже дорого, там ведь сплошная скала. Поэтому вопрос решили привычно, "по-русски". Сойдёт и так. Ну не сходят люди в музей зимой - да и фиг с ними.
Вид, открывающийся с Лисьей горы меня всегда завораживал.
А это блогеры стоят и мёрзнут. Ветер тут даёт себя знать.
Когда реставрировали башню, то восстановили двухколонный портик, который был здесь раньше. В советское время его зачем-то снесли.
И последняя остановка на нашем пути вдоль Малахитовой линии.
Здесь нам рассказывают о том, какие районы есть в Нижнем Тагиле. Выя, Гальянка, Красный Камень, Тагилстрой, Вагонка и множество районов помельче. А раньше Тагил был разделён на три "конца". Как древний Новгород или посёлок Висим. Только вот "концы" в Тагиле были не такие, как в древнем Новгороде. Но такие же, как в Висиме. Туляцкий конец, Кержацкий конец и Хохляцкий конец.
Происхождениеэтих этих названий понятно. В Туляцком конце жили выходцы из тульских вотчин Демидовых, в Кержацком - кержаки-староверы, в Хохляцком - переселенцы с Украины. Естественно, концы вечно враждовали между собой и зимой сходились для боёв стенка на стенку на льду пруда. Послеждние отголоски этой вражды застал и я. Однажды я садился у цирка на катер, чтобы плыть на Гальянский берег. На катере уже была группа подростков. И вот, с городского берега набежали мальчишки и стали кричать гальянским, которые сидели на катере, что-то обидное.
Жители "концов" сочиняли друг про друга обидные частушки. Типа кержацкие девки все конечно красавицы, но на вечёрки ходят голодными, надеясь съесть что-нибудь там на халяву, потому как кержацкая жадность всем известна.
Зато все тагильчане единодушно обижались, если их называли деревенскими. А деревенскими их называли потому, что Тагил не считался городом до самой революции, хоть жило в нём столько людей, сколько не жило и во многих губернских городах царской России. Тагил считался селом. Вероятно это давало злыдню-Демидову какие-то преимущества или выгоды. Какие уж именно - я того не знаю. Обзовёшь жителя Тагила деревенским лапотником - тот сразу драться полезет. В лаптях тагильские не ходили никогда. Это почти также, как сейчас в Тагиле не любят, когда кто-то кричит "Тагииил!" Здесь считается, что "тагил" придумали москвичи, и они же это и кричат.
А название Гальянка будто бы произошло от того, что у Демидова были знакомые девушки - Галя и Янка. А на самом же деле - кто его теперь разберёт, откуда взялось то или иное название. Говорят, что само слово "Тагил" - вогульское и обозначает оно "протока". Почему протока, куда что протекает?
Ну, а на этом наше путешествие по Малахитовой линии закончилось. Мы поблагодарили экскурсовода и пошли вниз с горы. С этого момента у нас началась третья часть путешествия, уже чисто блогерская, где в роли провожатого по тёмным железным закоулкам выступал Володя. Но об этом в следующей части.
Вперёд по малахитному следу! Наша экскурсия стартует от тагильского вокзала. А завершится она довольно далеко отсюда, под Лисьей горой. Там нас встретит Володя nepoymikto и мы побываем у него дома. Но до этого ещё далеко.
След "малахитового полоза" начинается, естественно, не у самого вокзала. Но и про вокзал нам кое-что рассказали. Оказывается он был построен в 1966-м году. Как-то странно. По стилю вокзал больше напоминает нечто сталинское и вдруг 66-й год. Оказалось, что его начали строить в 1956-м году и строили целых десять лет. Это типовой проект вокзального здания. Такие же точно вокзалы есть в Барнауле, Целинограде (Астане), Магнитогорске, а может и ещё где-то.
Привокзальная площадь Нижнего Тагила. Место унылое. Одни маршрутки. Перед гостиницей "Тагил" ещё в советское время хотели поставить памятник металлургам. При советской власти на монумент денег не хватило, а потом ставить его стало уже некуда. Из-за тех же маршруток. В наше время памятник поставили под Лисьей горой и мы его ещё увидим.
А мы идём к Демидовской даче. Чуь ли не все места, по которым проходит Малахитовая линия, были упомянуты в моём блоге раньше. В частности про Демидовскую дачу читайте здесь.
Проходим дом со здоровеннейшей танко-росписью.
Реклама ломбарда. Создаётся впечатление, что мужичок сдал в ломбард собственные зубы.
И вон там уже виднеется упомянутая дача. Её, как известно построил инженер Фотий Ильич Швецов (в посте про дачу я переврал его фамилию, да так и не исправил до сих пор). А Демидов выкупил потом эту дачу, отчего она и называется Демидовской.
У крепостника-Демидова, у злодиюки, была такая привычка. Если он кого из крепостных посылал учиться заграницу, то требовал через месяц написать ему письмо о том, как идёт учёба и вообще. Написать на языке той страны, куда ученик был послан. Кто, значит, по-итальянски ни бельмеса, того он мог отозвать обратно в Тагил и бросить на растерзание крокодилам определить в ночные сторожа или садовники. Швецов был послан учиться в Париж, и написал Демидову оттуда сам, и не через месяц, а гораздо раньше. Писал он по-французски и благодарил хозяина за оказанное высокое доверие. Как раз об этом нам и рассказывает экскурсовод.
-Летом, когда светит солнце Тагильский пруд похож на море...
Третьего ноября он похож на Северный Ледовитый океан.
Даже маяк имеется.
И якорь.
Наши на фоне пруда.
Ещё фотка пруда. А цирк тагильский был построен даже раньше, чем в Екатеринбурге. Вон он, слева. Теперь там, говорят, всё перестроено, всё круто, и есть даже солярий для цирковых зверей. А я помню, раньше в цирке очень сильно был заметен контраст служебных помещений и помещений для публики. В служебных помещениях очень сильно воняло. Звери всё же. Стоило пройти два метра и войти в коридор, по которому ходили зрители - и вонь пропадала чудесным образом. Это ж цирк.
Мы из училища ходили туда рисовать интерьеры. Причём мы не сильно и рисовали, больше бегали в зрительный зал смотреть представления. Как жеж не посмотреть, ведь бесплатно же. Зал был всегда полупустой, и на нас никто не обращал внимания.
На этом этапе мы от своей группы отстали, и нам пришлось её догонять лёгкой трусцой. Вон она линия. Зелёненькая, еле заметная. Мы бежим по набережной в направлении театрального сквера.
По всему центру города расставлены разные интересные указатели и скульптуры.
Металлические узлы напоминают нам о хорошем качестве демидовского железа. Железный прут можно было в холодном состоянии завязать в узел. Конечно не силой человеческих рук, с помощью машины, но всё же. Плохое железо при таком обращении быстро сломалось бы. А демидовское было тянучее, вязкое.
Блогер без железных котиков- это всё равно что...
Отвлеклись тут на котиков, теперь придётся бежать ещё быстрее.
Вон она, наша группа, настолько далеко впереди, что отсюда их почти не видно.
Памятник дворнику с метлой.
На метле у дворника кот и птичка.
А мы уже подходим к следующей "остановке". Группа и экскурсовод останавливаются, и нам начинают рассказаывать о соборе Александра Невского, который был построен на пожертвования населения в честь отмены крепостного права. Собор стал "дважды рождённым", потому что в Гражданскую по нему стреляли из пушек(правда не знаю кто именно, красные или чехи), при советской власти его хотели снести, да в последний момент что-то помешало, в нём хранили колхозный дуст, он горел. А там наступила перестройка и здание отдали церкви. Теперь это самый большой храм Тагила. Говорят, что вокруг собора запрещено строить высокие дома, чтоб не нарушать исторически сложившийся силуэт.
Мы стоим и слушаем.
А с этого места уже начинается Театральный сквер. Он поднимается вверх от набережной пруда. В сквере установлено десять скульптур.
-Попробуйте найти их все - говорит нам экскурсовод.
Пока видим дишь одну группу. Это Ждущие.
С одной стороны сквера -загс, с другой -роддом. Так что эти ждущие, тут как раз к месту.
Молодой человек с плюшевым мишкой ждёт, когда ему вынесут ребёнка. Видимо он от счастья не сообразил, что вряд ли новорождённому понадобятся игрушки.
А это Дождавшиеся. Под ногами босой бронзовой женщины люди оставляют разные ботиночки и сапожки, чтоб ей не было холодно. Вы в это поверили?
Тагил всегда был городом, "где удобно работать и неудобно жить". В последние годы его страются окультурить. Строят парки, реконструируют набережные, музеи, ставят декоративные скульптуры. Но до полной "победы" ещё очень и очень далеко.
Микроскульптура Птичка.
-Я знаю, что среди вас есть блогеры. Найдёте ли вы статую Ленивого Блогера?
Ленивого мы нашли довольно быстро. Вот он. Лежит и мечтает о том, чтоб ему не ходить на работу и жить только на доходы с блога.
Фонтан. Когда реконструировали сквер, планы насчёт этого фонтана строились грандиозные. Хотели поставить мощные авиационные прожекторы и цветомузыкальную установку, чтоб каждой ноте соответствовал свой цвет воды. Потом по доброй русской традиции деньги кончились. И теперь соответствия нот и цвета уже нет. Музыка отдельно, цвет отдельно. О том, как "цветёт" этот фонтан, у меня было написано здесь.
И прожекторы поставили не совсем авиационные.
Памятник шахматисту. Говорят, что в России памятников шахматистам только два. Непонятно, где у него белые, где чёрные. На переднем плане стоял король, но его срубили. В прямом смысле срубили ему голову. Тагильские шахматы - очень суровая штука.
Девочка, играющая в прятки.
Подкова, частично ушедшая в землю. Если хочешь, чтоб твоё желание исполнилось, нужно закрыть глаза, шагнуть через подкову и загадать то самое желание.
Потом мы дружно перешагивали через эту подкову, желая мира во всём мире и процветания городуТагилу.
Ещё один памятник "с желанием". Читатели. Если хочешь большой и чистой любви, то нужно сказать об этом шёпотом на ушко молодому читателю, а если хочешь денег, то пожилому.
А мы переходим к памятнику Черепановым. Кто говорит - отцу и сыну Черепановым, кто говорит - братьям Черепановым. Конечно правильнее говорить "отцу и сыну", но можно и "братьям". Потому что у Черепанова-младшего был брат Амос. Он тоже был изобретателем и инженером, но почему-то персональной скульптуры не удостоился.
Их считают уральскими мастерами-самородками, но Володя мне потом сказал, что кто-то из них учился в Милане. Иногородние гости иногда спрашивают, а почему в Тагиле, в самом центре города вместо Ленина стоят Черепановы. Неужели тагильчане Черепановых любили больше, чем вождя?
Ответ тут прост. Этот центр города-сравнительно новый, построенный при Сталине или чуть позже. А Ленин стоит в "старом" центре. Старый же центр любого уральского города всегда был у завода.
Подножье памятника сделано из красного гранита. По преданию из того же самого, что и мавзолей Ленина. Раздобыть красный "ленинский" гранит было чрезвычайно трудно. Его добывали только в Житомирской области на Украине. И высшее руководство воспротивилось. Это ж не по чину, чтоб один и тот же материал шёл и на вождя, и на каких-то там Черепановых.
Но это не повод для того, чтобы уральцы отказались от задуманного. И они нашли выход. У мавзолея выпилили кусок с угла и отправили камень в Тагил. Так и стоит мавзолей с выпиленным кусочком. Не верите? А вон, на фото мавзолея виден угол с вырезом. Причём все другие углы без каких-либо вырезов.
На самом деле всё было несколько более прозаично. Руководитель города Тагила позвонил своему однокурснику, который по стечению обстоятельст был руководителем Житомирской области. И сказал:
-Давай сделаем это по-тихому. Я тебе перечислю денег, ты мне пришлёшь камень. А высшее начальство и не вспомнит.
А если бы этого не было сделано, то пришлось бы переделывать проект под другой сорт камня, писать миллионы бумаг, и город рисковал остаться вообще без памятника.
А ещё говорят, что Театральная площадь Нижнего Тагила скопирована с Сенатской площади в Ленинграде. Тут Сенат, там Синод, а сзади Зимний дворец. Как там у Гиляровскго: "и сенат, и синод живут под арками". В смысле "живут подарками". Если проситель "подарка" не принёс, то и дело его не выгорит. Правда в Тагиле не арки, а окна с полукруглым верхом.
Драматический театр Нижнего Тагила. Он считался уникальным, но потом выяснилось, что он точь в точь как в Полтаве. На крыше театра аллегорические скульптуры Труда, Искуссттва и Науки. А на фронтоне композиции, восходящие к бажовскому каменному цветку.
Театр и здание городской администрации. Вместо часов раньше было панно с изображением бороды Маркса и бородки Ленина.
Статуя Науки.
Фронтон с каменными цветками.
А вон там находится демидовская больница, самая древняя из больниц Тагила. Не чужд был злыдень заботам о народе.
Чуть ли не прямо напротив - старинное здание техникума. Его еле-еле видно из-за разросшихся берёз. Техникум - преемник первой на Горнозавдском Урале Невьянской цифирной школы. Школа потом переехала из Невьянска в Нижний Тагил. Вероятнее всего уже тогда, когда Невьянские заводы были куплены Яковлевым-Собакиным и перестали быть демидовскими. Раньше карикатурного доброго барина именно так и изображали. По правую руку у него школа для детей из народа, по левую-больница.
А мы плавно перемещаемся к памятнику комсомольцам, которые уходили на Гражданскую войну. Как говорится:"Дан приказ ему на запад, ей в другую сторонУ". Почему приказ повелевает идти в разные стороны? Неужели нельзя было приказать двигаться в одном направлении.
А мы идём дальше по улице Ленина, бывшей Александровской, бывшей Ягодной, бывшей ещё какой-то. Александровской её назвали в честь приезда в Тагил царевича Александра.
А ещё в Тагиле жил Кузьма Осипович Рудый. Селекционер, который вывел морозоустойчивые сорта уральских яблонь. До него съедобные яблоки на Урале не росли вовсе. Один такой сорт называется "Кордик". Слово "Кордик" сотавлено из инициалов тех, кто разработал этот сорт. Первые три буквы - КОР - это Кузьма Осипович Рудый, остальные три буквы - инициалы его соавтора. Фамилию я к сожалению забыл. Вот уж никак не думал, что экскурсовод вспомнит Рудого. Мы идём по Малахитовй линии словно по страницам моего блога. О Рудом, его работе и трагической судьбе написано здесь.
А здесь раньше была Старобазарная площадь. Бывший базар и нынешний кукольный театр. Театр приехал в Тагил во время войны. Его эвакуировали откуда-то из центра. Актёры приехали, устроились на новом месте, расклеили объявления. Но дети на кукольное представление не пришли. Ни одного человека. В Тагиле тогда просто не знали, что такое кукольный театр. Тогда актёры вышли со своим театром "в народ", пошли на улицу. Потом от зрителей не было отбоя.
Образы старого базара.
Памятник Николаю Демидову, заводовладельцу, меценату и благотворителю. В дни Отечественной войны 1812-го года он на свои средства вооружил целый полк.
Этот памятник Демидову напоминает нам ещё о двух монументах, ныне исчезнувших с лица города Тагила. Один памятник, ему же, был поставлен прямо у завода. Это была роскошная многофигурная композиция, впоследствии снесённая большевиками. А второй памятник стоял на этом же месте. Тоже роскошный беломраморный монумент в виде часовни. Его поставили в память о приезде в Тагил цесаревича Александра. Того самого, который здесь, в Тагиле, спускался в шахту. Которому показали паровоз Черепановых, а он посмотрел эдак равнодушно и пошёл дальше. Которому в Оренбурге сидящие под водой казаки рыбу на багор насаживали.
Большевики, придя к власти разломали эту "часовню" и поставили тут статую Свободы, почти как в Нью-Йорке. Потом пришли чехи и статую опять-таки разломали. Большевики вернулись и поставили Свободу снова, но уже гипсовую. А когда она обветшала, на это место водрузили Сталина. Который и стоял тут до самого 1956-го года. После чего здесь долго было пусто, а в 21-м веке поставили Николая Демидова.
Дальше Малахитовая линия ведёт нас к кресту на месте разрушенного Входо-Иерусалимского собора. Мы пробегаем мимо картинной галереи. Вон виднеется её стеклянная крыша. Кто хочет посмотреть, что там есть в галерее, милости просим сюда и сюда.
Провиантские склады, краеведческий музей, танк. Обо всём этом нужно писать отдельно. Оставим это на следующий наш приезд. Тагил- это такое место, куда хочется возвращаться.
А вот и крест на месте собора. Сам Входо-Иерусалимский собор был роскошным и очень высоким. Его шпиль был виден из любой точки Тагила. Теперь на месте храма стоит торговый техникум.
Дальше у нас будет памятник Ленину на шаре. Я о нём тоже писал, но, как оказалось, написал не всё. Читайте здесь. А здесь читайте об остальных памятниках Ленину такого же типа. Нам же сказали, что в Тагил приезжали известные советские архитекторы братья Веснины. Они долго стояли у памятника Тагильскому Ленину и восхищённо цокали языками, любуясь подножьем монумента. Вдохновившись творением местной артели "Мраморный кустарь", Веснины увезли в Москву саму идею - маленькая фигурка на огромной "подставке". И именно из неё потом родился проект Дворца Советов. Там тоже предполагался невероятных размеров дворец, увенчанный маленькой фигуркой Ленина. Правда маленьким Ленин казался только в сравнениии со всем дворцом. Истинные размеры статуи Ленина были таковы, что в его голове должен был разместиться зал заседаний. А рост Тагильского Ленина был абсоютно таким же, как и у Ленина реального - 165 сантиметров.
А теперь мы перейдём к Лисьей горе, где и закончится наше путешествие вдоль Малахитовой линии.
Эти камни перед краеведческим музеем - не что иное как железная руда. То, с чего и начался Тагил.
Гора Лисья тоже упоминалась на страницах моего блога. Правда это было ещё до масштабной реконструкции башенки на горе. Отреставрированную башню мы ещё не видели. Вон она, уже виднеется.
Ещё ближе.
У подножья Лисьей горы стоит тот самый памятник металлургам, который хотели поставить на привокзальной площади. Вернее, там хотели поставить просто памятник металлургам. Не этот. Этот разработали уже в наше время с учётом новейших веяний.На разных сторонах монумента рельефно изображены металлурги разных эпох. Прошлое, настоящее, будущее. Металлурги будущего работают уже не с длинным стержнем, которым они проковыривают лётку - забитое глиной отверстие, через которое из домны вытекает расплавленный металл. Они работают со сгустками энергии. Я не смог подойти ближе и полюбоваться на эти "сгустки энергии", изображённые на памятнике. Устал уже ходить по Тагилу. А Володя сказал, что современные скульпторы, наверное, курили какой-нибудь особо токсичный кактус прежде чем нариосовать первый эскиз.
Лезем в гору. Теперь это чуть легче, чем раньше. Сделаны пологие ступеньки. А в самой башне теперь тоже музей. Причём музей самый маленький в России и третий по величине в мире. Третий с конца. Первый - в США. Это старинный постовый ящик со стеклянной стенкой. Внутри ящика крошечные фигурки и крошечная же мебель, воссоздающие обстановку почтового отделения. Второй - где-то в Прибалтике в гигантском дупле дерева. И третий - здесь в Тагиле. В башне по стенам должны быть развешщаны фото старого Тагила.
Только вот не работает этот музей осенью и зимой. Реконструировали башню, реконструировали, да так и не выреконструировали полностью. Вопрос отопления помещения так и не был решён. Пользоваться электрическими отопителями - дорого. Газ туда тянуть - будут видны трубы. Некрасиво. Прятать трубы под землю - тоже дорого, там ведь сплошная скала. Поэтому вопрос решили привычно, "по-русски". Сойдёт и так. Ну не сходят люди в музей зимой - да и фиг с ними.
Вид, открывающийся с Лисьей горы меня всегда завораживал.
А это блогеры стоят и мёрзнут. Ветер тут даёт себя знать.
Когда реставрировали башню, то восстановили двухколонный портик, который был здесь раньше. В советское время его зачем-то снесли.
И последняя остановка на нашем пути вдоль Малахитовой линии.
Здесь нам рассказывают о том, какие районы есть в Нижнем Тагиле. Выя, Гальянка, Красный Камень, Тагилстрой, Вагонка и множество районов помельче. А раньше Тагил был разделён на три "конца". Как древний Новгород или посёлок Висим. Только вот "концы" в Тагиле были не такие, как в древнем Новгороде. Но такие же, как в Висиме. Туляцкий конец, Кержацкий конец и Хохляцкий конец.
Происхождениеэтих этих названий понятно. В Туляцком конце жили выходцы из тульских вотчин Демидовых, в Кержацком - кержаки-староверы, в Хохляцком - переселенцы с Украины. Естественно, концы вечно враждовали между собой и зимой сходились для боёв стенка на стенку на льду пруда. Послеждние отголоски этой вражды застал и я. Однажды я садился у цирка на катер, чтобы плыть на Гальянский берег. На катере уже была группа подростков. И вот, с городского берега набежали мальчишки и стали кричать гальянским, которые сидели на катере, что-то обидное.
Жители "концов" сочиняли друг про друга обидные частушки. Типа кержацкие девки все конечно красавицы, но на вечёрки ходят голодными, надеясь съесть что-нибудь там на халяву, потому как кержацкая жадность всем известна.
Зато все тагильчане единодушно обижались, если их называли деревенскими. А деревенскими их называли потому, что Тагил не считался городом до самой революции, хоть жило в нём столько людей, сколько не жило и во многих губернских городах царской России. Тагил считался селом. Вероятно это давало злыдню-Демидову какие-то преимущества или выгоды. Какие уж именно - я того не знаю. Обзовёшь жителя Тагила деревенским лапотником - тот сразу драться полезет. В лаптях тагильские не ходили никогда. Это почти также, как сейчас в Тагиле не любят, когда кто-то кричит "Тагииил!" Здесь считается, что "тагил" придумали москвичи, и они же это и кричат.
А название Гальянка будто бы произошло от того, что у Демидова были знакомые девушки - Галя и Янка. А на самом же деле - кто его теперь разберёт, откуда взялось то или иное название. Говорят, что само слово "Тагил" - вогульское и обозначает оно "протока". Почему протока, куда что протекает?
Ну, а на этом наше путешествие по Малахитовой линии закончилось. Мы поблагодарили экскурсовода и пошли вниз с горы. С этого момента у нас началась третья часть путешествия, уже чисто блогерская, где в роли провожатого по тёмным железным закоулкам выступал Володя. Но об этом в следующей части.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]