Битва за Арктику: «Челюскин» (82 ФОТО)
---
Оригинал взят у aloban75 в Битва за Арктику: «Челюскин» (82 ФОТО)
История парохода «Челюскин», его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Пароход «Лена» (позже «Челюскин») был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене. 16 июля «Челюскин» вышел из Ленинграда в Мурманск. Взяв на борт 112 человек, 2 августа, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну навигацию.
Командовал пароходом капитан Владимир Воронин, на борту также находился руководитель Главсевморпути и экспедиции Отто Шмидт. 23 сентября «Челюскин» оказался полностью затёрт льдами. Дрейф продолжался почти 5 месяцев. 4 ноября вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько километров, однако судно было увлечено назад льдами. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (1 человек погиб). 15 февраля в Москве была образована специальная комиссия по спасению челюскинцев, которую возглавил Валериан Куйбышев. 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Все члены экипажа парохода «Челюскин» были спасены.
Насколько удалось «Челюскину» справиться с поставленной задачей? Фактически рейс закончился трагедией. Дорогой, только что купленный за границей пароход был затоплен. Груз к месту назначения не доставлен. Переход по Севморпути за одну навигацию не осуществлен. Были потрачены огромные ресурсы для спасения людей.
Но, с другой стороны, переход «Челюскина» показал всему миру серьезность притязаний СССР на Арктику. С момента отправки теплохода этому рейсу предавалось не только важное экономическое, но и идеологическое значение. После прохода в 1932 году Севморпути за одну навигацию на ледоколе «Александр Сибиряков», перед руководством Главсевморпути стояла задача доказать возможность навигации в высоких широтах обыкновенного парохода без дополнительной ледовой защиты. Вера в то, что это возможно, была настолько велика, что пароход «Челюскин» загрузили выше нормы, а среди экипажа оказалась беременная жена одного из членов экипажа.
Катастрофа, которая случилась с теплоходом во льдах Чукотского моря, могла стать одной из больших трагедий в истории мореплавания, но стала триумфом СССР. Во многом авантюрная идея с переходом «Челюскина» продемонстрировала всему миру, что СССР активно работает в Арктике, что при освоении Арктики страна готова идти на любые финансовые затраты. А кроме того, отдельная героическая история спасения челюскинцев советской авиацией продемонстрировала всему миру возможность полета в высоких широтах на не самых технически совершенных самолетах.
Несмотря на громкое чествование и торжества по случаю возвращения челюскинцев, правильные выводы по вопросам судоходства в Арктике руководством страны и Главсевморпути были сделаны. Отныне все суда, работавшие в Арктике, оснащались дополнительной ледовой защитой и работали при помощи ледоколов. По всему маршруту Севморпути начала создаваться навигационная и техническая инфраструктура. Отдельно был запущен проект исследовательских станций на дрейфующих льдинах «Северный полюс».
Значимость и важность освоения Севморпути подтвердила Великая Отечественная война. Севеморпуть стал важнейшей транспортной магистралью между Дальним Востоком и европейской частью России. По нему осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. Именно по Севморпути шел большой поток народнохозяйственных и военных перевозок. Уголь, никель, медь, лес, товары народного потребления бесперебойно доставлялись по этому морскому пути.
Работа на севере в крайне тяжелых обстоятельствах — это вызов не только человеку, но и вызов жизнеспособности государства. Как показал опыт «самоустранения» нашего руководства страны от проблем развития северных территорий в начале 90-х годов XX века, вакуум государственной воли очень быстро заполняется и не всегда дружественными соседними государствами.
Игорь Павловский
1. Первые герои.
2. Карта похода экспедиции О.Ю. Шмидта на пароходе «Челюскин».
3. Михаил Нестеров. Портрет Отто Юльевича Шмидта. 1937.
4. Пароход «Челюскин».
5. Выступление Шмидта перед отплытием. 1933.
6. Пароход «Челюскин» у пирса.
7. Трубы «Челюскина».
8. «Челюскин» отправляется в путь.
9. Корабль отходит от пристани в свое первое путешествие. 12 июля 1933 года.
10. Шмидт и капитан Челюскина Владимир Воронин.
11. Жители Копенгагена приветствуют прибытие Челюскина.
12. «Челюскин» отплывает из порта.
13. Шмидт с экипажем «Челюскина». 1 августа 1933 года.
14. В Восточно-Cибирском море.
15. Ремонт носовой части.
16. Шторм.
17. Плавучие льды.
18. На льдинах. 16 августа 1933 года.
19. Первый охотничий трофей. 16 августа 1933 года.
20. Около берегов острова Уединения. 24 августа 1933.
21. Продвижение сквозь ледяное поле.
22. «Челюскин» во льдах.
23. Фотосъёмка на льду.
24. Фёдор Решетников. Гибель Челюскина.
25. Первая ночь в лагере Шмидта.
26. Лагерь челюскинцев.
27. У флага.
28. Трещины во льду.
29. Отто Юльевич Шмидт в палаточном лагере после крушения «Челюскина».
30. Вельбот с «Челюскина» всплыл на месте гибели в феврале 1934 года.
31. Палатка.
32. Сигнальная вышка.
33. Горящая бочка с мазутом в качестве сигнального огня для самолётов.
34. Cамолёт «ТБ-3» перед вылетом. 1 февраля 1934.
35. Самолеты полярной авиации, участвующие в операции по спасению челюскинцев.
36. Самолёт на льду.
37. Челюскинцы у самолёта.
38. Великий полярник Отто Шмидт.
39. Эрнст Кренкель, старший радист экспедиции.
40. Георгий Ушаков, уполномоченный правительственной комиссии по спасению челюскинцев.
41. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев. Фотоколлаж.
42. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев.
43. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев.
44. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев.
45. Первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский.
46. Василий Молоков.
47. Иван Доронин.
48. Маврикий Слепнёв.
49. Михаил Водопьянов.
50. Михаил Водопьянов (справа).
51. Николай Каманин.
52. Лётчики Николай Каманин и Борис Пивенштейн.
53. Сигизмунд Леваневский.
54. Фёдор Куканов, командир Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев.
55. Александр Светогоров, лётчик-пограничник, участник спасения челюскинцев.
56. На борту парохода «Смоленск» по завершению операции по спасению челюскинцев.
57. Встреча челюскинцев в Петропавловске-Камчатском.
58. Газета «Камчатская правда» от 29 мая 1934 года.
59. Газета «Камчатская правда» от 31 мая 1934 года.
60. Журнал «Смена» №4 1934.
61. Москва встречает героев.
62. На улицах Москвы.
63. Москва встречает челюскинцев.
64. Торжественная встреча на вокзале. Шмидт, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский.
65. Встреча челюскинцев на Красной площади.
66. Николай Каманин и Шмидт. Москва. 1 сентября 1934.
67. Челюскинцы на Красной площади.
68. О.Ю.Шмидт и И.В. Сталин.
69. Челюскинцы вместе с руководством на трибуне Мавзолея Ленина. СССР. 1934.
70. Челюскинцы вместе с руководством СССР на трибуне Мавзолея Ленина.
71. Василий Молоков и Отто Шмидт.
72. Иван Папанин, Отто Шмидт и Михаил Водопьянов. 1938.
73. Плакат о спасении экипажа «Челюскина». 1934.
74. Челюскинцы. Фотоколлаж. 1934.
75. Книга, написанная лётчиками, спасавшими челюскинцев. 1934.
76. Орденская книжка Анатолия Ляпидевского.
77. Почтовые марки СССР, посвящённые челюскинцам.
78. Почтовые марки СССР, посвящённые первым Героям Советского Союза.
79. Почтовая марка Белоруссии. 2001.
80. Почтовые конверты, посвященные челюскинцам.
81. Советские значки, посвящённые спасению «Челюскина». 1984.
82. Медаль, посвящённая О.Ю. Шмидту. Реверс.
Всё кликабельно
История парохода «Челюскин», его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Пароход «Лена» (позже «Челюскин») был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене. 16 июля «Челюскин» вышел из Ленинграда в Мурманск. Взяв на борт 112 человек, 2 августа, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну навигацию.
Командовал пароходом капитан Владимир Воронин, на борту также находился руководитель Главсевморпути и экспедиции Отто Шмидт. 23 сентября «Челюскин» оказался полностью затёрт льдами. Дрейф продолжался почти 5 месяцев. 4 ноября вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько километров, однако судно было увлечено назад льдами. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (1 человек погиб). 15 февраля в Москве была образована специальная комиссия по спасению челюскинцев, которую возглавил Валериан Куйбышев. 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Все члены экипажа парохода «Челюскин» были спасены.
Насколько удалось «Челюскину» справиться с поставленной задачей? Фактически рейс закончился трагедией. Дорогой, только что купленный за границей пароход был затоплен. Груз к месту назначения не доставлен. Переход по Севморпути за одну навигацию не осуществлен. Были потрачены огромные ресурсы для спасения людей.
Но, с другой стороны, переход «Челюскина» показал всему миру серьезность притязаний СССР на Арктику. С момента отправки теплохода этому рейсу предавалось не только важное экономическое, но и идеологическое значение. После прохода в 1932 году Севморпути за одну навигацию на ледоколе «Александр Сибиряков», перед руководством Главсевморпути стояла задача доказать возможность навигации в высоких широтах обыкновенного парохода без дополнительной ледовой защиты. Вера в то, что это возможно, была настолько велика, что пароход «Челюскин» загрузили выше нормы, а среди экипажа оказалась беременная жена одного из членов экипажа.
Катастрофа, которая случилась с теплоходом во льдах Чукотского моря, могла стать одной из больших трагедий в истории мореплавания, но стала триумфом СССР. Во многом авантюрная идея с переходом «Челюскина» продемонстрировала всему миру, что СССР активно работает в Арктике, что при освоении Арктики страна готова идти на любые финансовые затраты. А кроме того, отдельная героическая история спасения челюскинцев советской авиацией продемонстрировала всему миру возможность полета в высоких широтах на не самых технически совершенных самолетах.
Несмотря на громкое чествование и торжества по случаю возвращения челюскинцев, правильные выводы по вопросам судоходства в Арктике руководством страны и Главсевморпути были сделаны. Отныне все суда, работавшие в Арктике, оснащались дополнительной ледовой защитой и работали при помощи ледоколов. По всему маршруту Севморпути начала создаваться навигационная и техническая инфраструктура. Отдельно был запущен проект исследовательских станций на дрейфующих льдинах «Северный полюс».
Значимость и важность освоения Севморпути подтвердила Великая Отечественная война. Севеморпуть стал важнейшей транспортной магистралью между Дальним Востоком и европейской частью России. По нему осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. Именно по Севморпути шел большой поток народнохозяйственных и военных перевозок. Уголь, никель, медь, лес, товары народного потребления бесперебойно доставлялись по этому морскому пути.
Работа на севере в крайне тяжелых обстоятельствах — это вызов не только человеку, но и вызов жизнеспособности государства. Как показал опыт «самоустранения» нашего руководства страны от проблем развития северных территорий в начале 90-х годов XX века, вакуум государственной воли очень быстро заполняется и не всегда дружественными соседними государствами.
Игорь Павловский
1. Первые герои.
2. Карта похода экспедиции О.Ю. Шмидта на пароходе «Челюскин».
3. Михаил Нестеров. Портрет Отто Юльевича Шмидта. 1937.
4. Пароход «Челюскин».
5. Выступление Шмидта перед отплытием. 1933.
6. Пароход «Челюскин» у пирса.
7. Трубы «Челюскина».
8. «Челюскин» отправляется в путь.
9. Корабль отходит от пристани в свое первое путешествие. 12 июля 1933 года.
10. Шмидт и капитан Челюскина Владимир Воронин.
11. Жители Копенгагена приветствуют прибытие Челюскина.
12. «Челюскин» отплывает из порта.
13. Шмидт с экипажем «Челюскина». 1 августа 1933 года.
14. В Восточно-Cибирском море.
15. Ремонт носовой части.
16. Шторм.
17. Плавучие льды.
18. На льдинах. 16 августа 1933 года.
19. Первый охотничий трофей. 16 августа 1933 года.
20. Около берегов острова Уединения. 24 августа 1933.
21. Продвижение сквозь ледяное поле.
22. «Челюскин» во льдах.
23. Фотосъёмка на льду.
24. Фёдор Решетников. Гибель Челюскина.
25. Первая ночь в лагере Шмидта.
26. Лагерь челюскинцев.
27. У флага.
28. Трещины во льду.
29. Отто Юльевич Шмидт в палаточном лагере после крушения «Челюскина».
30. Вельбот с «Челюскина» всплыл на месте гибели в феврале 1934 года.
31. Палатка.
32. Сигнальная вышка.
33. Горящая бочка с мазутом в качестве сигнального огня для самолётов.
34. Cамолёт «ТБ-3» перед вылетом. 1 февраля 1934.
35. Самолеты полярной авиации, участвующие в операции по спасению челюскинцев.
36. Самолёт на льду.
37. Челюскинцы у самолёта.
38. Великий полярник Отто Шмидт.
39. Эрнст Кренкель, старший радист экспедиции.
40. Георгий Ушаков, уполномоченный правительственной комиссии по спасению челюскинцев.
41. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев. Фотоколлаж.
42. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев.
43. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев.
44. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев.
45. Первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский.
46. Василий Молоков.
47. Иван Доронин.
48. Маврикий Слепнёв.
49. Михаил Водопьянов.
50. Михаил Водопьянов (справа).
51. Николай Каманин.
52. Лётчики Николай Каманин и Борис Пивенштейн.
53. Сигизмунд Леваневский.
54. Фёдор Куканов, командир Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев.
55. Александр Светогоров, лётчик-пограничник, участник спасения челюскинцев.
56. На борту парохода «Смоленск» по завершению операции по спасению челюскинцев.
57. Встреча челюскинцев в Петропавловске-Камчатском.
58. Газета «Камчатская правда» от 29 мая 1934 года.
59. Газета «Камчатская правда» от 31 мая 1934 года.
60. Журнал «Смена» №4 1934.
61. Москва встречает героев.
62. На улицах Москвы.
63. Москва встречает челюскинцев.
64. Торжественная встреча на вокзале. Шмидт, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский.
65. Встреча челюскинцев на Красной площади.
66. Николай Каманин и Шмидт. Москва. 1 сентября 1934.
67. Челюскинцы на Красной площади.
68. О.Ю.Шмидт и И.В. Сталин.
69. Челюскинцы вместе с руководством на трибуне Мавзолея Ленина. СССР. 1934.
70. Челюскинцы вместе с руководством СССР на трибуне Мавзолея Ленина.
71. Василий Молоков и Отто Шмидт.
72. Иван Папанин, Отто Шмидт и Михаил Водопьянов. 1938.
73. Плакат о спасении экипажа «Челюскина». 1934.
74. Челюскинцы. Фотоколлаж. 1934.
75. Книга, написанная лётчиками, спасавшими челюскинцев. 1934.
76. Орденская книжка Анатолия Ляпидевского.
77. Почтовые марки СССР, посвящённые челюскинцам.
78. Почтовые марки СССР, посвящённые первым Героям Советского Союза.
79. Почтовая марка Белоруссии. 2001.
80. Почтовые конверты, посвященные челюскинцам.
81. Советские значки, посвящённые спасению «Челюскина». 1984.
82. Медаль, посвящённая О.Ю. Шмидту. Реверс.
Всё кликабельно
________________________________
Все мои фотоальбомы по сериям:
Великая Отечественная война
Вторая мировая война
Гражданская война
СССР
СССР глазами иностранцев
Города
Москва
Санкт-Петербург - Ленинград
Дореволюционная Россия
Революционная Россия
РФ
Страны
Плакаты
Живопись
Иллюстрации
Альбомы
Архитектура
Открытки
Диафильмы
Пресса
Документы
Личности
Цвет
Все фотоальбомы
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]