Аркадий Каманин - самый юный лётчик Второй мировой войны
06.11.2017 419 0 0 foto-history

Аркадий Каманин - самый юный лётчик Второй мировой войны

---
0
В закладки


Известно множество историй о сынах полков и кораблей, мальчишках, оставшихся без родителей и взятых на воспитание военными частями. Но чтобы 14-летний подросток, не окончивший летную школу, стал боевым летчиком и столь успешно выполнял свой долг, что Родина отметила его службу тремя орденами… Такое в мировой практике случалось лишь однажды.

Аркадий Каманин родился на Дальнем Востоке, где в то время служил его отец. Сменив несколько мест жительства, что было связано с переменой мест службы отца, перед началом войны он с родителями оказался в Москве. Здесь семья Каманиных достаточно скоро получила роскошную по тем временам квартиру в именитом Доме на набережной. Его отец - Николай Петрович Каманин, один из первых Героев Советского Союза, руководитель отбора первых советских космонавтов.


Аркадий Каманин с отцом в Дебрецене

Уже в достаточно юном возрасте Аркадий проявлял немалый интерес к отцовской службе и ко всему, что с ней связано, – к самолетам и к летному делу. В летние каникулы Аркадий работал на аэродроме, затем несколько месяцев 1941 года — механиком на авиационном заводе в Москве. Круг интересов Аркадия не ограничивался военным делом и самолетами. Он занимался спортом, много читал, играл на аккордеоне и баяне.



В 1941 году служба Н. П. Каманина продолжилась в Узбекистане, в Ташкенте. Там Аркадий жил с семьей примерно 2 года до 1943 года. В феврале 43-го его отца назначили командиром одного из штурмовых авиакорпусов, и весной того же года мальчик вместе с матерью переезжает к отцу – к месту дислокации его воинского подразделения, – где снова начинает работать авиамехаником.

И тут возникает естественный вопрос: как несовершеннолетнего ребенка – на тот момент Аркадию Каманину было всего 14 лет – в военное время могли не отправить в тыл, а оставить в расположении воинской части? Ответ на него прост: мальчик упрямо заявил «Не поеду!» и действительно отказался уезжать. Отец был рассержен, изумлен, однако вскоре уступил, скрепя сердце, потому что высокий уровень квалификации Аркадия как механика оказался как нельзя более кстати для испытывающего нужду в опытных профессионалах военного подразделения. Впрочем, во время войны надобность в квалифицированных технических работниках была насущной постоянно.


Аркадий Каманин на втором году службы в авиакорпусе.

Итак, 14-летнего мальчика зачислили добровольцем в ряды Красной Армии на должность механика спецоборудования (в 423-й авиаэскадрильи связи Калининского фронта). Однако останавливаться на достигнутом Каманин-младший явно не собирался. Теперь он пробует себя в качестве пилота, учась у взрослых летчиков, которые разрешают ему учиться пилотировать, помогая разобраться в теории и практике этого дела. Так появлялись первые практические навыки, приобретался опыт. Неоднократно продемонстрировав начальству безукоризненное знание матчасти, Аркадий добился повышения — стал летать бортмехаником и штурманом-наблюдателем.

Дублированное управление и личная настойчивость позволяли Аркадию потихоньку нарабатывать лётную практику. Однажды шальная пуля разбила козырёк кабины лётчика, осколки посекли ему лицо, фактически ослепив. Связные самолёты были радиофицированы; по вызову Аркадия с земли поднялся опытный лётчик, под «дистанционным управлением» которого Аркадий Каманин идеально посадил машину. После этого лётную подготовку он начал проходить уже официально.


«...Вот она, моя «адская машина в сто нечистых сил». Провожает
меня в полёт инженер эскадрильи Василий Николаевич Рыбин.» (С.)

Двух месяцев опытному авиамеханику хватило для того, чтобы сдать экзамен лично генерал-майору Н. Каманину, который так и не нашёл оснований не допустить сержанта А. Каманина к самостоятельным вылетам. Требовательность и строгость генерала Каманина была хорошо известна, так что в профессионализме летчика связи Аркадия Каманина можно было не сомневаться.

Поначалу "Летунок" (так называли Аркадия взрослые пилоты эскадрильи) летал между аэродромами корпуса, но со временем ему стали поручать всё более ответственные задания — особенно после того, как он подтвердил свои пилотажные навыки, уйдя на виражах от прицепившегося мессершмитта.

И вот 14-летний ребенок начал совершать разведывательные полеты, добывая ценную информацию прямо «из-под носа» гитлеровцев, доставляя приказы командования командирам передовых частей и выполняя другие отнюдь не простые задания своего командования. "Летунка" старались беречь, однако война не оставляла особых возможностей избежать опасности. Да он и сам никогда не стремился к этому. Парень наравне со всеми получал боевые задания и совершал полет за полетом, каждый раз рискуя не вернуться из очередного вылета.



Он отличался потрясающим бесстрашием. Хорошо известен один из случаев, подтверждающих это. Возвращаясь на своем По-2 в расположение штаба эскадрильи, он увидел подбитый Ил-2, совершивший вынужденную посадку и лежащий на нейтральной полосе. Обратив внимание на то, что кабина самолета была закрыта, юный летчик понял: пилот внутри самолета и наверняка ранен.
Не раздумывая ни минуты о риске и опасности такого поступка для себя лично, Аркадий посадил свой По-2 рядом со сбитым самолетом, перегрузил в него пилота и фототехнику(задача, естественно, достаточно трудная, если учесть, что раненый был взрослым мужчиной, а Аркадий – всего лишь подростком, который, к слову сказать, не отличался особой рослостью или чрезмерной силой).



«Есть у меня друзья по эскадрилье. Правда, они постарше меня. Я один среди них, как новобранец, пострижен под нулевку. Рядом со мной слева самые близкие друзья: Сашко Друма и Василий Осин. У самолёта стоит мой комэск майор Пётр Григорьевич Трофимов.» (С.)

Подсуетившиеся с плановой контратакой, артиллеристы и танкисты при содействии штурмовиков отвлекли внимание немцев от наглого кукурузника, и По-2 удачно взлетел с нейтралки. Мальчику удалось добраться до своего штаба невредимым, спасти жизнь раненого советского офицера и доставить в штаб разведданные со сбитого Ил-2, пилотом которого оказался лейтенант Бердников. Именно за этот подвиг Аркадий Каманин получил свою первую награду – Орден Красной Звезды. Ему было 15 лет.


«Мама, отец и наши фронтовые однополчане.» (С.)

В Польше Аркадий спас ещё одного боевого товарища: ожидая разрешения на посадку на аэродром истребительного авиаполка, он заметил, что один из пилотов взлетел с механиком на хвосте (чтобы не допустить капотирования при взлёте по мокрому грунту, механики садились на хвост; главное было вовремя и умело спрыгнуть). Меткий выстрел из ракетницы повысил осмотрительность лётчика, уже успевшего убрать шасси. Механика сняли с хвоста на земле, хотя и не без труда.

Этот случай произошел с Каманиным-младшим когда он уже воевал на 1-м Украинском фронте. А потом был еще 2-й Украинский (с сентября 44-го). Как раз воюя на 2-м Украинском фронте, уже в начале 45-го года Аркадий получил свой Орден Красного Знамени.


Наградной лист на представление к ордену «Красное знамя» от 27 июня 1944 г.

Эту награда была ему вручена за успешную доставку секретного пакета партизанскому отряду. Тогда парню пришлось совершить полуторачасовой полет по неизученному маршруту (под г.Брно в Чехии) за линию фронта. Задание было особенно трудным, потому что маршрут проходил по горной местности, которая отличалась сложным рельефом.


Аркадий Каманин со своим младшим братом Львом

В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: при нападении на штаб фронта отряда бандеровцев он под обстрелом взлетел на своём По-2, забросал нападающих ручными гранатами и вызвал подкрепление.

В целом же послужной список летчика А. Н. Каманина насчитывает 283 часов общего налета, который был наработан более чем за 400 – а по некоторым данным более чем за 650 – боевых вылетов. Причем многие из них осуществлялись в трудных метеорологических условиях и под прицелом вражеских орудий. За это время он получил 6 боевых правительственных наград. Кроме Орденов Красной Звезды и Красного Знамени, о которых уже упоминалось, это были: медали «за взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией» и еще один Орден Красной Звезды.


Наградной лист на представление к ордену «Отечественная война II степени» от 1944 г.


Наградной лист на представление к ордену «Красное знамя» от 27 апреля 1945 г.

Окончилась война. 16-летний Аркадий, значительно отставший от своих сверстников в учебе, принялся догонять их с присущим ему рвением и добросовестностью. И сумел сделать это за единственный учебный год.
А после получения аттестата о школьном образовании сбылась заветная мечта Аркадия: осенью 1946 года 17-летний старшина ВВС СССР, ветеран Великой Отечественной Войны, кавалер орденов и медалей был зачислен на подготовительные курсы Академии имени Жуковского, которую в своё время окончил его отец.


Старшина Аркадий Каманин перед отправкой на уезжает на учёбу после войны

Дальше должны были бы быть годы учебы, затем служба в Советской Армии и, может быть, шанс стать членом отряда советских космонавтов, одним из руководителей которого впоследствии оказался его отец… Но судьба распорядилась иначе.

В 18 лет Аркадий неожиданно заболел менингитом и 13 апреля 1947 г. скоропостижно ушел из жизни. Похоронен самый юный в истории Великой Отечественной войны летчик на Новодевичьем кладбище в Москве.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]