Фотоаппараты компромата.
26.10.2017 297 0 0 foto-history

Фотоаппараты компромата.

---
0
В закладки
Оригинал взят у mrdou в Фотоаппараты компромата.


Камуфляж "Цветочная тумба" для фотоаппарата "Забег" с таймером. Фотографирование производилось через боковые декоративные решетки. 1970-ые гг.

В ХХ веке фототехника активно использовалась спецслужбами для получения компрометирующих фотографий в общем ряду с киносъемкой, видеосъемкой и записью акустической информации. Оперативные мероприятия с целью дискредитировать человека и заставить его затем действовать с интересах конкретной спецслужбы, как правило, тщательно планировались, организовывались и проводились как хорошо отрепетированные спектакли, где в финальной части "герой", в отличии от театральной сцены, не выходил счастливый к зрителям "на поклоны и цветы", а зачастую думал о том, а как теперь жить дальше?
Советская контрразведка и разведка активно использовали мероприятия по компрометации объектов оперативного интереса в довоенный и военный периоды, а также весьма активно в период холодной войны. Целями таких мероприятий были в большинстве своем иностранцы, члены делегаций, сотрудники торговых и дипломатических миссий, а также советские граждане, занимавшиеся противозаконной деятельностью и попавшие под бдительное око госбезопасности для последующего возможного использования в качестве внутренней агентуры, а также для передачи дел в суд. В большинстве мероприятий получения компрометирующих фотоснимков использовалась классическая формула "алкоголь плюс секс", которая активно применялась как оперативными сотрудниками центрального аппарата КГБ, так и офицерами территориальных подразделений.
В результате бурного развития фототехники в послевоенный период в арсенале спецслужб появились специальные стационарные фотокамеры, которые были рассчитаны на автоматическую фотосъемку в течении длительного периода времени. Как правило, такие фотокамеры имели часовой механизм, который позднее заменили на электронный таймер, обеспечивающий по-кадровое фотографирование, например, каждые 5, 10, 15 секунд и более.

Понятно, что для длительной фотосъемки обычные фотокассеты не подходили и потому эти специальные фотокамеры имели особые кассеты на 100, 200, 400 и более кадров, что давало возможность фиксировать действия важного объекта в течение нескольких часов и даже дней.

Подобного рода фототехника всегда размещалась внутри интерьера комнаты, в предметах, таких как цветочные и декоративные вазы, настенные украшения и картины, в элементах мебели и в конструктивных особенностях комнаты - пустотелые "фальшивые" перекрытия и выступы, настоящие или специально изготовленные вентиляционные отверстия и др.
Специальная фототехника заранее устанавливалась в предварительно подобранные камуфляжи-прикрытия, которые оборудовались как для многократного использования - в этом случае должен был быть обеспечен легкий доступ для смены фотокассеты, так и для одноразового применения. Сотрудники, отвечавшие за все технические этапы выбора и подготовки камуфляжа, установку фотокамеры и проверку ее эффективной работы, часто использовали термин "закладные фотоаппараты", которые "закладывались" в заранее готовые места (камуфляжи, прикрытия) для проведения скрытой фотосъемки.

В начале 1950 гг. был разработан один из первых "закладных" стационарных фотоаппаратов этого направления "Лавр", затем появились его модификации "Лавр-5" и "Лавр-6". В конце 1950 г. появилась фотокамера "Жимолость", а затем "Морозник". В комплекты этих аппаратов уже входили не только различные объективы, но и оптические насадки, позволявшие производить негласную фотосъемку через предварительно сделанные отверстия в стенах, полах и потолках соседних помещений. К сожалению, авторам не удалось отыскать фотографии этих камер или их описания. Однако эти фотокамеры послужили основой для создания в 1970 гг. одного из самых удачных стационарных фотоаппаратов "Забег", который длительное время использовался оперативными подразделениями разведки и контрразведки КГБ.

Надежная, автономная и бесшумная работа "Забега", возможность по-кадрового фотографирования в течении длительного времени сделали "Забег" одним из лучших советских спецаппаратов. Небольшие габариты и высокие фототехнические параметры камеры были весьма удобными для размещения в самых различных камуфляжах - в цветочных горшках и декоративных вазах, настольных часах и в различных предметах интерьера и декорирования комнаты, кабинета или гостиничного номера.

Основные узлы и элементы фотокамеры "Забег". В качестве камуфляжа использовалось основание настольной лампы с декоративными отверстиями

Фотографировал "Забег" автоматически с помощью пульта управления, с помощью которого задавались все необходимые по плану мероприятия параметры. Часовой таймер задавал время начала фотографирования, например, через определенный период от 15 минут до 12 часов. С помощью правой рукоятки пульта управления устанавливался цикл съемки - фотографирование каждые 5 - 15 - 30 - 60 секунд. По своим техническим и оперативным параметрам "Забег" представлял собой полностью автономную систему для негласного фотографирования из камуфляжа, с автоматической выдержкой, контролируемой в зависимости от освещенности помещения, измеряемой с помощью фоторезистора. Работа "Забега" обеспечивалась своими источниками электропитания, емкость которых заранее подбиралась в зависимости от длительности мероприятия.

При планировании операций с применением "Забега" учитывалось время, отведенное на подготовку мероприятия, которое должно было позволить изготовление оригинального камуфляжа или доработку уже имеющегося в комнате предмета подходящих размеров для размещения фотокамеры и пульта управления.
В оперативной практике часто возникали ситуации, когда время на подготовку камуфляжа было крайне ограничено и оперативно-технический сотрудник использовал такие предметы, как небольшие чемоданы, сумки с твердыми стенками и даже пустые картонные коробки. В стенках этих предметов было достаточно просто сделать небольшое отверстие для объектива, а также удобно закрепить с помощью резиновых растяжек или термо-клея корпус фотоаппарата, пульт управления и соединительные кабели.

Такие "быстрые" камуфляжи устанавливались, как правило, на шкафах, на верхних книжных полках и в других местах, откуда возможен был максимальный угол фотографирования, например, беседы объектов или их передвижения по комнате.

Стационарные фотокамеры "Забег" часто использовались для получения фотоснимков компрометирующего содержания, когда в качестве основной цели оперативного мероприятия было создание ситуации, которая в дальнейшем могла быть использована как основа вербовки

Фотографирование аппаратом "Забег" в номере гостиницы

Знаменитые московские гостинцы советского периода, такие как "Россия", "Космос", "Москва" и "Националь", имели часть номеров, специально оборудованных для негласного наблюдения за действиями иностранцев, их гостей, а также для фотографирования и акустического контроля. В этих гостиницах технические подразделения КГБ использовали различные способы негласной фотосъемки.
Наиболее старой, проверенной годами была система зеркал установленных под разными углами, которые давали возможность фотографировать действия объекта в номере гостиницы, используя обычную, "ручную" фотосъемку. Такая система позволяла применять профессиональные отечественные или импортные фотокамеры, дававшие высококачественные фотоснимки.

Во время фотографирования звук срабатывания затвора следовало "прикрывать" музыкой проигрывателя или телевизора, что заранее обеспечивалось одним из участников мероприятия.
Часто в практике спецслужб возникали задачи негласного фотографирования в служебных и жилых помещениях, используя предварительно оборудованные отверстия в потолочном перекрытии. Для этих целей применялись специальные фото объективы с трубками-удлинителями. Длина таких фотосистем доходило до 1 м. и более, а заканчивалось оптическим отверстием 0,8 мм.

Оптическая система "Нивея" с фотоаппаратом "Циния" для негласной фотосъемки через потолочные перекрытия или смежные стены

Для сверления отверстий в перекрытиях сотрудники КГБ использовали специально созданные системы, имевшие в своем составе малошумящие пневматические турбинные дрели, укомплектованные сверлами с особо твердыми наконечниками и необходимым количеством трубок-удлинителей. Требуемая длина отверстия определялась путем измерения конструкций схожих помещений.

Специальный комплект для сверления отверстий

В дальнейшем подразделения КГБ стали использовать "пескоструйную" дрель "Керн", в которой мелкодисперсные частицы под большим давлением бесшумно могли сделать отверстия в любых строительных и отделочных материалах - бетоне, плитке, штукатурке и даже в стекле.
По мере развития оптики для негласной фотосъемки стали практиковать использование гибких светопроводов-объективов, с помощью которых удавалось фотографировать через потолочные перекрытия без предварительного сверления, при котором была определенная вероятность расшифровки всего мероприятия.

В качестве примера использования специальной фототехники может служить эпизод из оперативной практики КГБ, когда в 1980-ые гг. агентурным путем была получена информация о сотруднике режимного предприятия "Л", который выходные дни постоянно проводил на своей загородной даче, где фотографировал какие-то документы. В течение рабочей недели сотрудники оперативно-технической служб КГБ несколько раз посетили дачный домик объекта оперативной разработки и выяснили, что "Л" действительно оборудовал на первом этаже своей даче самодельную установку для фотокопирования документов. В качестве штатива для крепления фотоаппарата использовался стул, на котором была закреплена с помощью самодельного приспособления фото-струбцина. На полу были замечены карандашные отметки, которые "Л", скорее всего, использовал для размещения документов перед началом фотосъемки. Тщательный конспиративный обыск на даче не выявил каких-либо предметов, бумаг и документов служебного или секретного характера, к которым "Л" имел доступ на рабочем месте.

После этого была поставлена задача разработать план проведения негласного фотографирования самого процесса копирования "Л" документов в выходные дни. Для этого было решено воспользоваться чердачным пространством, где имелась небольшая комната, в которой можно было разместить технику негласного фотографирования и укрытие для оперативно-технических сотрудников. Конструкция чердачного перекрытия имела пустоты, через которые удалось протащить гибкий световод-объектив, который позволял просматривать место, где "Л" собирался фотографировать, а также фиксировать все действия "Л" с помощь аппарата "Циния".

Негласное наблюдение за "Л" показало, что он ведет себя осторожно и даже предпринимает попытки выявить наличие слежки за ним. В связи с этим было решено не пускать за ним наружку по дороге на дачу, куда "Л" ездил на электричке. Сотрудники наружного наблюдения встретили "Л" около железнодорожной станции, откуда он быстрым шагом направился на дачу.


Прибыв на дачу, "Л" сразу достал из своего портфеля фотоаппарат "Практика", который закрепил на самодельном штативе. Наблюдавшие за ним из чердачной комнаты офицеры КГБ зафиксировали все этапы подготовки "Л" к фотосъемке документов. Во время раскладывания документов на полу, оперативники увидели, что "Л" собирается снимать сразу четыре документа на один кадр, что требовало в то время высокой квалификации, наличия фотопленки с высоким разрешением и жесткого фиксирования фотокамеры, для чего "Л" садился на стул, чтобы придать жесткость всей его самодельной конструкции для фотокопирования.

По ходу мероприятия сотрудники наружного наблюдения обработали коврик перед входной дверью специальным веществом из разряда "люминофоров", чтобы в дальнейшем определить адрес в Москве, куда "Л" предположительно привозил и хранил пленки.

Результаты мероприятий сотрудников КГБ по установке московского адреса и действий его обитателей показали, что "Л" оказался втянутым в действия группы диссидентов, которым требовался профессиональный фотограф. Его использовали для фотокопирования рукописных и машинописных материалов антисоветского характера для передачи пленок на Запад через иностранца - сотрудника одного из посольств в Москве.

Тщательное изучение биографии "Л", его образа жизни и психологических особенностей его характера подсказало оперативным сотрудникам Комитета возможность его вербовки. На конспиративной квартире КГБ, куда "Л" пригласили под предлогом работы для другой группы диссидентов, ему были показаны фотоснимки его действий в загородном доме. Вначале "Л" не мог понять, каким образом чекистам удалось его сфотографировать. В свою очередь оперативники выразили удивление и восхищение тем, как "Л" удавалось фотографировать на один кадр сразу четыре документа формата А4, что считалось в кругу фото специалистов КГБ большим техническим достижением. Польщенный столь высокой оценкой, "Л" рассказал чекистам, как он готовил свою необычную фотосистему копирования документов и даже предложил набросать чертеж с расчетами своего штатива. Положительное развитие беседы с "Л" закончилось его согласием на сотрудничество с КГБ в интересах государственной безопасности.
В 1955 г. конструкторы НИЛ-11 решили использовать для оперативных целей серийную фотокамеру "Зоркий-6", зарекомендовавшей себя как надежная аппаратура с достаточно высокими фото- и оптическими характеристиками. Для установки и применения в камуфляжах "Зоркий-6" был оборудован пружинный взводом для непрерывной съемки не менее 8 кадров. Также изменилась конструкция фильмового канала, что позволило разместить специально разработанный объектив ИК-75ЛМ в торцевой части фотокамеры. В КГБ новой фотокамере было присвоено кодовое наименование "Циния" (заводской индекс С-206).


Наиболее популярными фотомоделями для "Цинии" явились самые ходовые ручные предметы тех лет, такие как мягкая кожаная папка для бумаг и стандартный атташе-кейс с пластиковыми стенками. Для кожаной папки был сконструирован специальный механизм конспиративного управления фотосъемкой. Внутри папки, в нижней ее части, был установлен механизм, при нажатии на боковой рычаг которого специальные шторки раздвигали боковой (не зашитый) шов папки, расположенный напротив объектива фотоаппарата. Момент полного раскрытия шва совпадал со спуском затвора и фотосъемкой. При отпускании рычага шов закрывался, происходил взвод затвора и перемотка пленки на один кадр.
Сотрудник, производящий съемку объекта, мог в укромном месте открыть папку для установки требуемой выдержки, диафрагмы и дистанции фотографирования. Кроме того, в папке было достаточно места для размещения таких предметов, как журналы, газеты и не тяжелые книги. Можно было доставать эти предметы даже на виду у объекта фотосъемки, чтобы не вызывать сомнений в использовании папки.
Камуфляж "Кожаная папка" оказался самым эффективным прикрытием для негласного фотографирования, поскольку давал возможность делать "прицельные" снимки - папка могла уверенно удерживаться подмышкой локтевым суставом, а также одной или двумя руками за нижнюю часть, где размещался механизм спуска затвора. Это позволяло довольно жестко фиксировать направление фотосъемки и после необходимой тренировки получать качественные фотоснимки с требуемым разрешением.



В середине 1970 гг. советские спецслужбы получили новый фотоаппарат для негласной фотосъемки. Это изделие не было полностью новой разработкой и являлось модернизацией фотоаппарата "Циния", модели уже известной и популярной среди оперативных сотрудников. Новая камера с кодовым наименованием "Зола" стала первым специальным полноформатным (35-мм) фотоаппаратом с электронным управлением затвора. Это было огромным шагом вперед в сфере использования специальной фототехники, поскольку сотрудники, производя конспиративную фотосъемку в ходе мероприятия, часто не успевали менять значение диафрагмы объектива или выдержки затвора в условиях резко изменяющейся освещенности, когда объект фотосъемки заходил, например, в метро, или с солнечной стороны улицы переходил на затемненную её часть. Новый аппарат "Зола" позволял не беспокоиться о выдержке, которая могла автоматически меняться в зависимости от показаний встроенного экспонометра. В качестве чувствительного элемента в экспонометре использовался фоторезистор

Камера "Зола" внутри камуфляжа "Атташе-кейс", у боковой его стенки. Фотоаппарат закреплен внутри механизма управления затвором. Справа видны разъемы электромагнитной системы дистанционного управления спуском затвора.

В камуфляжах "Атташе-кейс" для аппаратов "Зола" использовался электромагнитный механизм спуска затвора с выносной кнопкой, расположенной на внутренней части ручки "атташе-кейса". В качестве источника питания применялись 6 батареек типа "Сатурн". Внутри камуфляжа механизм спуска затвора и блок питания закрывались легкими картонными крышками для маскировки во время кратковременного открытия портфеля.
Следует отметить, что в 1950 гг., кроме серийных фотосистем, в технических подразделениях КГБ (а также и МВД) практиковали изготовление единичных и даже мелкосерийных "фотомоделей" для негласного фотографирования. В качестве камуфляжей использовались самые ходовые предметы того времени - портфели, папки, саквояжи, куда устанавливались наиболее популярные фотокамеры того времени. В качестве примера приводим описание несерийного камуфляжа "саквояж" со встроенной фотокамерой "Москва-5" для получения негативов 6 х 9 см, а также 6 х 6 см при использовании дополнительного вкладыша в фильмовой канал.


Фотографирование производилось через боковую сторону саквояжа, оборудованную раздвигающимися в момент съемки шторками. Управление шторками производилось специальным электромагнитным механизмом с автономным электропитанием. Кнопка спуска затвора и открывания шторок была выведена около ручки и совмещена с планкой замка саквояжа.
Перед каждой съемкой необходимо было открывать саквояж и взводить затвор, а также перематывать фотопленку на один кадр. Это в значительной степени снижало оперативные возможности этой фотосистемы. Однако среднеформатный негатив при правильно подобранной экспозиции давал возможность получать высококачественные снимки, используемые для оперативного опознания объекта.

В середине 1960-х гг. специализированная лаборатория НИЛ-11, входившая в состав Оперативно-Технического Управления (ОТУ) КГБ разработала одну из первых советских микрофотокамер "Загадка", которая была полностью закамуфлирована в шариковую авторучку "Паркер". При этом авторучка полностью сохранила все свои функции, что было особенно важно для конспиративного фотографирования документов в местах их хранения.

Фотокамера была смонтирована в правой части авторучки. В достаточно толстую кнопку управления авторучки был установлен узел объектива и механизм затвора с пневматической задержкой. Чуть дальше, в глубине корпуса авторучки располагался отсек для кассеты. Для фотографирования документа авторучка переворачивалась кнопкой-объективом вниз и удержалась в таком положении двумя руками, расставленными под углом, с опорой локтевыми суставами на поверхность стола. Затем кнопка нажималась внутрь авторучки до упора, после чего медленно, за 5 сек., кнопка начинала выдвигаться из корпуса авторучки под действием пневматического замедлителя. За это время надо было удерживать авторучку двумя руками, упираясь локтями на поверхность стола, и постараться точно навести кнопку-объектив на фотографируемый документ. В момент остановки кнопки в крайнем нижнем положение был слышен тихий щелчок спуска затвора и производилось фотографирование.

Объектив фотокамеры "Загадка"

"Загадка" считалась большим достижением Оперативно-технического управления КГБ и коллектива разработчиков-конструкторов НИЛ-11. Примечательно, что ранее отработанные приемы снаряжения кассет и химической обработки специальных тонких фотопленок для "Минокса" были реализованы и в методиках работы с "Загадкой".
Для проявления, промывки и фиксирования фотопленок "Загадки", как и других последующих моделей микро фотокамер, применялась входящая в комплект аппарата пластиковая рамка. Специальный резак позволял изготовить отрезки пленки шириной 5 мм из листа заводской партии фотопленки.

Отсек для установки кассеты с пленкой.

Через некоторое время появляется модернизация "Загадки" - микрофотокамера "Залив". Для камуфлирования "Залива" применялись на полтора миллиметра более толстые шариковые авторучки "Паркер".

по материалам музея Keith Melton Spy Museum
в продолжении тем Чем чекисты снимали свои секретные фильмы.
Специальная техника времен Холодной войны.

Специальная техника времен Холодной войны-2уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]