Радость жизни, смех и юмор
---
Что знает каждый художник всех направлений? Вылепить, написать, нарисовать экспрессию проще всего. Создай воина, шагнувшего вперёд, гордо несущего развевающийся флаг, с озверело-упрямым лицом – и тебе поверит зритель. Напиши страдание, мучение - и зритель запереживает, даже твоих огрехов не заметит.
И второе, что знают художники – передать юмор, смех – сложнее всего. Такое, увы, подвластно не всем. А передать так, чтобы зарядить весельем поколения зрителей – это уже самый высокий уровень, как в компьютерной игре – уровень Бога.
И есть, к счастью, голландский «золотой век», который породил множество шутливых картин, передающих радость жизни. Они прекрасны, и теперь в Нидерландах лучшие полотна собрали в тематическую выставку «Смех в искусстве. Юмор в Золотом веке».
В те годы в погоню за неуловимым смехом пускались мастера великие и не слишком, его писали утрехтские караванжисты, бесчисленные мастера галантных сценок, бытописцы кабацкой жизни, его писали Рембрандт, Вермеер и Брауэр.
Смеющийся мужчина
Рембрандт Харменс ван Рейн
Смеющийся скрипач
Геррит ван Хонтхорст
Но лучше всех смех писал великий Франс Хальс.
До тридцати лет этот харлемский художник, ученик маньериста Карела ван Мандера, ничем особо известен не был. Да и после тридцати он был славен только портретами.
Около трёхсот приписываемых ему работ делятся на две группы: заказные портреты и полотна, написанные без внешнего повода.
Его заказчиками были бюргеры, дворяне, учёные, стрелковые роты и опекунские советы.
Для собственного удовольствия он писал детей, актёров, музыкантов, трактирщиков, рыбаков, нищих… Ему нравилось объединять героев движением, ловить их на незаконченном, размытом жесте.
Кстати, Хальс был дважды женат, и от обоих браков у него было двенадцать детей. Сыновья Хальса часто позировали отцу, и всегда в их глазах искрился смех, а Хальс писал веселье. Как сегодня любят говорить – счастливое детство, оно у него получалось очень живо – сами видите.
Крильщик. Свободная кисть на этой восьмиугольной деревянной панели захватывает суету интерьера таверны. Сюжет полностью характерен для его менее амбициозных жанровых картин, датированных 1620-ми годами.
За живость кисти ему прощали «недостаточность выделки» и творческое хулиганство — он часто писал без подмалёвка, за один-два сеанса, мог небрежно затереть часть фона ладонью, никогда особенно не сосредотачивался на фактуре ткани, давая их лишь намёком (и всё равно мало кто так убедительно писал мех, сукно, смятое кружево и полотно).
Портрет юнкера Рампа и его возлюбленной
Весельчаки на масленице (Веселое общество)
Франс Хальс
Эта картина, принадлежащая кисти ещё довольно молодого Хальса и изображающая масленичный маскарад — редкий случай, когда этот художник предоставляет зрителю сюжет.
Подобная многословность ему не свойственна, ведь его основной нишей были портреты. Более того, «Масленичная королева» наполнена символами, которые так любила Голландия, и не слишком ценил Хальс — костюмы кавалеров, претендующих на внимание красавицы, сразу сообщают, чего ей от них можно ждать.
Кормилица с ребенком (Катарина Хофт с нянькой)
Франс Хальс
17 век — время, когда дети на картинах окончательно покидают тесную нишу «младенец-Иисус, маленький Иоанн-Креститель и ангелы». Художникам становится интересна детская мимика и пластика, они охотно пишут детей не только в семейных портретах, но и в жанровых сценках, снабжая их умилительными аксессуарами — птичьими клетками, котятами и щенками.
Но Хальс и здесь прекрасно обходится без лишних деталей — всё, что ему нужно, чтобы зрителю захотелось смотреть на ребёнка, это сам ребёнок.
Портрет семьи с детьми на фоне пейзажа
Франс Хальс
Музыканты, актёры, шуты — ещё одна тема, милая голландцам 17-го века.
Шут, играющий на лютне
Франс Хальс
Франс Хальс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема
Франс Хальс
…В 1642 году, на исходе славного времени стрелковых рот, Рембрандт принесёт в «стрелковый» портрет сумятицу. Пятнадцатью годами раньше Хальс принесёт в него веселье.
Франс Хальс.
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема
Не обращая внимания на зрителя, его пирующие стрелки балагурят, смеются, намекают «виночерпию», что бокал опустел. Глядя на них, вполне веришь, что в какой-то момент городскому управлению пришлось ограничить срок стрелковых банкетов тремя днями (без ограничения веселье могло продлиться и неделю).
Франс Хальс. Цыганка
Цыганка
Знаменитая хальсовская «Цыганка», как и ещё более знаменитая вермееровская «Девушка с жемчужной серьгой» — портрет не заказной. Вероятно, другой голландский художник, превратил бы его в жанровую сценку, добавив «цыганке» кавалера (а то и двух), старуху сводню, или хотя бы несколько монет, поясняющих, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятые корсажем груди. Но Хальс, как мы уже знаем, немногословен и не любит расширять сюжет нравоучительными подробностями.
Со временем смех хальсовских героев теряет былую радость,
как постепенно теряет её и сам художник.
Мулат
Франс Хальс
Малле Баббе
Франс Хальс
…Его дети взрослеют, друзья — стареют, а заказчики, некогда гордые собой и расточительные, скучнеют, скупеют и желают гладкой, серьёзной и «хорошо выделанной» живописи. Один из самых знаменитых «смеющихся» портретов Хальса изображает грузную старуху, словно выбравшуюся из страшной сказки.
Вцепившись правой рукой в начищенную оловянную пивную кружку, она оборачивается через плечо и что-то с ухмылкой говорит невидимому собеседнику. Секундой позже зритель замечает сову, с неподвижностью чучела застывшую на мощном плече женщины. Подпись на портрете гласит «Малле Баббе из Харлема» — и действительно, некая Баббе по прозвищу Малле (сумасшедшая) содержалась в стоящей за городскими стенами богадельне (где в 1642-м году окажется и Питер — безумный сын Франса Хальса).
Портрет Малле Баббе нельзя назвать ни смешным, ни забавным, ни хоть сколько-нибудь привлекательным, её смех веселит только её саму — но оторваться от неё невозможно. Притягательность этого образа ощущали и другие художники и, несомненно, клиенты — в Нью-Йорке, в музее Метрополитен «живёт» ещё одна Малле Баббе, созданная, вероятно, учеником Хальса и минимум две Малле Баббе перебирают рыбу на жанровых картинках в духе Адриана Брауэра (некоторое время учившегося у Хальса).
Хан ван Меегерен. «Малле Баббе», 1940
Существует и версия, написанная в XX веке — её создал знаменитый фальсификатор картин Вермеера Хан ван Меегерен. Создал — и оставил в мастерской, даже не попытавшись состарить для продажи. И это было мудрое решение — в старухе ван Меегерена нет ни движения, ни безумия, ни очарования.
Автопортрет
Юдит Лейстер
Улыбающаяся куртизанка с непристойным изображением в руках
Геррит ван Хонтхорст
По мотивам
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]