
Регионы. Дотации. Кто в лидерах
---
13 российских регионов из 85 получат почти половину от всех дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, распределяемых Минфином. Несмотря на изменение схемы их выдачи, пятерка лидеров осталась неизменной.

Общая сумма дотаций, выделенных регионам на эти цели, составит 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, в чем в 2017 г. В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 г.
Получателями самых больших дотаций из бюджета станут: Дагестан (59,06 млрд рублей), Якутия (43,94), Камчатский край (39,36), Алтайский край (27,13) и Чечня (27,08). Кроме того, в список вошли Крым (17,7 млрд рублей), Тыва (15,7), Ингушетия (9,2), Карачаево-Черкесия (9,1). Как пишет РБК, эти регионы входят в число высокодотационных: доля федеральных трансфертов в них составляет более 40% от бюджета субъектов федерации.
Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения. При этом учитываются два показателя: налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов.
Именно из-за удорожающего эффекта в лидерах оказались Якутия и Камчатка — там стандартный набор бюджетных услуг стоит в разы дороже, чем в европейской части России, объясняют эксперты. Дагестан же, к примеру, занял первое место из-за многочисленности населения и низкой бюджетной обеспеченности республики.
Большинство регионов-лидеров увеличат объем федеральных дотаций в будущем году по сравнению с текущим. Так, Дагестан получит на 6,6 млрд рублей больше, Якутия — на 7,3 млрд, Алтайский край — на 4,5 млрд рублей. В целом, объем трансфертов увеличится у 47 регионов, в то же время у 26 он сократится. Больше всех потеряют Пермский (2,6 млрд рублей) и Красноярский (2,4 млрд) края, а также Челябинская область (1,4 млрд). Снижение дотаций на 2018г. обусловлено улучшением состояния их экономик: в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. В то же время в 2018 г. сократится и финансирование Крыма (-0,7 млрд рублей).
В общей сложности 12 российских регионов не получат дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 г. вообще — это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами.
В прошлом году Минфин объявил, что меняет модель поддержки региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе решено отказаться) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. Впрочем, эксперты отмечают, что меняется она практически каждый год: нынешняя редакция станет 11-й по счету.
Новая модель поддержки предусматривает 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Кроме того, объем дотации теперь ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. Также в новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, чтобы снизить долговую нагрузку регионов.
В 2016 г. глава Чечни Рамзан Кадыров высказал недовольство тем, что к республике, которая начала развивать свою экономику практически с нуля после проведения двух военных кампаний, при выделении дотаций подходят с теми же мерками, что и к остальным субъектам РФ, напоминает Regnum.
В итоге на 2017 г. Чечне выделили 24 млрд рублей в качестве дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и еще 16,4 млрд рублей на сбалансированность бюджета. При этом, для остальных регионов суммы дотаций выросли более чем на 15%. Сумма дотаций Дагестану в 2016 году превышала 58,1 млрд рублей, а в 2017 году — более 63 млрд рублей.
Доцент кафедры региональной экономики Алтайского государственного университета Виталий Пуричи оценивает распределение дотаций и рассказывает о ситуации в Алтайском крае: "Дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов были и остаются наиболее прозрачной формой финансовых трансфертов, получаемых субъектами из федерального бюджета. В связи с этим они рассматривались как индикатор состояния экономики в регионах, так как отражали комплексное состояние экономики, производительность налогов на душу населения в сравнении со среднероссийскими показателями. <...>
Проживая в Алтайском крае, не могу избежать субъективной оценки сложившейся ситуации. Алтайский край занял четвертую позицию по размеру дотаций. Это означает, что в регион придет больше средств на решение региональных задач. Это также указывает на официальное признание проблем Алтайского края. <...>
Очень важно сделать так, чтобы это стало положительным сигналом для инвестора: государство готово помогать в развитии региона, а не, наоборот, делать так, чтобы Алтай погружался в депрессию. Видимо, такой результат зависит от формирования и реализации регионального бюджета."
Состояние экономики Дагестана анализирует экономический обозреватель еженедельника "Новое дело" Андрей Меламедов: "Все расчеты показывают, что несмотря на серьезные суммы, которые поступают в республику, по уровню бюджетной обеспеченности Дагестан оказывается в числе последних в России. <...> Отчасти это связано с тем, что большая часть экономики находится в тени, но это далеко не главное. Основная причина в другом: ни одному руководителю республики так и не удалось обеспечить долю промышленных предприятий в составе валового регионального продукта. Доля промышленного производства занимает в республике 6%. При этом налоговая отдача промышленного сектора приблизительно составляет треть, потому что промышленный сектор по целому ряду обстоятельств в тени не работает. Получается, что главный поставщик реальных налогов — это наша промышленность. Для того, чтобы Дагестан стал самодостаточным, необходимо увеличивать долю промышленных предприятий. Ничего этого, к сожалению, не делается. <...>
Если сейчас и начинать какую-то программу, то абсолютно ясно, что это будет программа не одного дня. В связи с этим можно предположить, что еще достаточно долгое время республика останется дотационным регионом."
Новую схему распределения дотаций оценивает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС, доктор экономических наук Людмила Пронина: "Нельзя сказать, что методику расчета дотаций кардинально изменили. Просто в нее ввели новые элементы ограничений. <...>
Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году для того, чтобы ограничить рост финансовой помощи и заставить субъекты РФ зарабатывать самостоятельно. Мне кажется, это правильно с точки зрения стимулирования, но здесь нужен дифференцированный подход. То, что объем дотаций ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки, связано с новой методикой, которая будет введена с 1 января 2018 года. В этой связи этот ограничитель является своеобразным кнутом для регионов. <...> Я думаю, что новая методика расчета дотаций в зависимости от ситуации может быть скорректирована."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Общая сумма дотаций, выделенных регионам на эти цели, составит 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, в чем в 2017 г. В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 г.
Получателями самых больших дотаций из бюджета станут: Дагестан (59,06 млрд рублей), Якутия (43,94), Камчатский край (39,36), Алтайский край (27,13) и Чечня (27,08). Кроме того, в список вошли Крым (17,7 млрд рублей), Тыва (15,7), Ингушетия (9,2), Карачаево-Черкесия (9,1). Как пишет РБК, эти регионы входят в число высокодотационных: доля федеральных трансфертов в них составляет более 40% от бюджета субъектов федерации.
Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения. При этом учитываются два показателя: налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов.
Именно из-за удорожающего эффекта в лидерах оказались Якутия и Камчатка — там стандартный набор бюджетных услуг стоит в разы дороже, чем в европейской части России, объясняют эксперты. Дагестан же, к примеру, занял первое место из-за многочисленности населения и низкой бюджетной обеспеченности республики.
Большинство регионов-лидеров увеличат объем федеральных дотаций в будущем году по сравнению с текущим. Так, Дагестан получит на 6,6 млрд рублей больше, Якутия — на 7,3 млрд, Алтайский край — на 4,5 млрд рублей. В целом, объем трансфертов увеличится у 47 регионов, в то же время у 26 он сократится. Больше всех потеряют Пермский (2,6 млрд рублей) и Красноярский (2,4 млрд) края, а также Челябинская область (1,4 млрд). Снижение дотаций на 2018г. обусловлено улучшением состояния их экономик: в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. В то же время в 2018 г. сократится и финансирование Крыма (-0,7 млрд рублей).
В общей сложности 12 российских регионов не получат дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 г. вообще — это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами.
В прошлом году Минфин объявил, что меняет модель поддержки региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе решено отказаться) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. Впрочем, эксперты отмечают, что меняется она практически каждый год: нынешняя редакция станет 11-й по счету.
Новая модель поддержки предусматривает 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Кроме того, объем дотации теперь ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. Также в новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, чтобы снизить долговую нагрузку регионов.
В 2016 г. глава Чечни Рамзан Кадыров высказал недовольство тем, что к республике, которая начала развивать свою экономику практически с нуля после проведения двух военных кампаний, при выделении дотаций подходят с теми же мерками, что и к остальным субъектам РФ, напоминает Regnum.
В итоге на 2017 г. Чечне выделили 24 млрд рублей в качестве дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и еще 16,4 млрд рублей на сбалансированность бюджета. При этом, для остальных регионов суммы дотаций выросли более чем на 15%. Сумма дотаций Дагестану в 2016 году превышала 58,1 млрд рублей, а в 2017 году — более 63 млрд рублей.
Доцент кафедры региональной экономики Алтайского государственного университета Виталий Пуричи оценивает распределение дотаций и рассказывает о ситуации в Алтайском крае: "Дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов были и остаются наиболее прозрачной формой финансовых трансфертов, получаемых субъектами из федерального бюджета. В связи с этим они рассматривались как индикатор состояния экономики в регионах, так как отражали комплексное состояние экономики, производительность налогов на душу населения в сравнении со среднероссийскими показателями. <...>
Проживая в Алтайском крае, не могу избежать субъективной оценки сложившейся ситуации. Алтайский край занял четвертую позицию по размеру дотаций. Это означает, что в регион придет больше средств на решение региональных задач. Это также указывает на официальное признание проблем Алтайского края. <...>
Очень важно сделать так, чтобы это стало положительным сигналом для инвестора: государство готово помогать в развитии региона, а не, наоборот, делать так, чтобы Алтай погружался в депрессию. Видимо, такой результат зависит от формирования и реализации регионального бюджета."
Состояние экономики Дагестана анализирует экономический обозреватель еженедельника "Новое дело" Андрей Меламедов: "Все расчеты показывают, что несмотря на серьезные суммы, которые поступают в республику, по уровню бюджетной обеспеченности Дагестан оказывается в числе последних в России. <...> Отчасти это связано с тем, что большая часть экономики находится в тени, но это далеко не главное. Основная причина в другом: ни одному руководителю республики так и не удалось обеспечить долю промышленных предприятий в составе валового регионального продукта. Доля промышленного производства занимает в республике 6%. При этом налоговая отдача промышленного сектора приблизительно составляет треть, потому что промышленный сектор по целому ряду обстоятельств в тени не работает. Получается, что главный поставщик реальных налогов — это наша промышленность. Для того, чтобы Дагестан стал самодостаточным, необходимо увеличивать долю промышленных предприятий. Ничего этого, к сожалению, не делается. <...>
Если сейчас и начинать какую-то программу, то абсолютно ясно, что это будет программа не одного дня. В связи с этим можно предположить, что еще достаточно долгое время республика останется дотационным регионом."
Новую схему распределения дотаций оценивает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС, доктор экономических наук Людмила Пронина: "Нельзя сказать, что методику расчета дотаций кардинально изменили. Просто в нее ввели новые элементы ограничений. <...>
Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году для того, чтобы ограничить рост финансовой помощи и заставить субъекты РФ зарабатывать самостоятельно. Мне кажется, это правильно с точки зрения стимулирования, но здесь нужен дифференцированный подход. То, что объем дотаций ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки, связано с новой методикой, которая будет введена с 1 января 2018 года. В этой связи этот ограничитель является своеобразным кнутом для регионов. <...> Я думаю, что новая методика расчета дотаций в зависимости от ситуации может быть скорректирована."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]