Путешествие на север. Николай Шабунин, 1906 год (57 фото)
---
Оригинал взят у aloban75 в Путешествие на север. Николай Шабунин, 1906 год (57 фото)
Николай Авенирович Шабунин (1866–1907). «Путешествие на север», 1906 год.
Хотя на рубеже XIX-XX веков Русский Север продолжал оставаться заброшенной окраиной Российской империи, цивилизация все же проникала сюда (в том числе из Норвегии, с которой у местных жителей за много веков сложились тесные торговые отношения), особенно в Архангельск, а также в крупные населенные пункты - Кемь, Онегу, Сороку, Сумской (Сумский) и Шуерецкие Посады... Патриархальная старина этого заповедного края постепенно исчезала. Едва ли не последним ее свидетелем и летописцем стал Н.А. Шабунин.
Он родился в деревне Юроме Мезенского уезда Архангельской губернии в семье деревенского священника, прослужившего к тому времени в здешних церквах почти 50 лет. Сведений о жизни и личности Шабунина до нас дошло немного. Обучался в Архангельском духовном училище, параллельно занимался иконописанием. В 1886 году поступил вольнослушателем в Школу Общества поощрения художеств, а затем - в Санкт-Петербургскую Академию художеств, в класс И.Е. Репина. Талант и усердие мезенца не остались без внимания. За картину «В ожидании» он получил звание классного художника первой степени (1894). После окончания Академии художеств он начал ежегодные путешествия в Мезенский уезд, в свои родные места. Николай Авенирович одним из первых, если не первым, заметил, что на севере идет процесс разрушения веками просуществовавшей своеобразной культуры здешнего русского населения, о чем он поведал в Обществе архитекторов: «С глубоким сожалением докладчик указал на сознательное пренебрежение со стороны жителей чисто местной, непосредственной стариной, что бросается в глаза в одежде, характере песен и обычаях. Но <...> среди обитателей маленьких деревушек, <...> [расположенных] по берегам небольших рек, в лесах, еще можно наблюдать настоящих детей природы, живущих в своих деревнях безысходно и безвыездно и не подозревающих про существование людей иного склада».
Реальную карту маршрутов Шабунина сейчас с достоверностью представить себе невозможно. В его книге нет практически ни одной точной географической привязки. Кое‑что помогают прояснить сделанные Шабуниным фотографии и зарисовки. Судя по ним, Николаю Авенировичу удалось побывать на побережье Белого моря, где велись морской, рыбный, зверобойный промыслы, в глубине Мезенского уезда, где преобладали лесной промысел (выжигание древесного угля, плетение туесов из бересты и тому подобное) и сельское хозяйство, на оленеводческих стоянках в Канинской и Малоземельской тундрах. Главным итогом этих поездок стала публикация книги и пяти фотоальбомов20. Последние никак тематически не озаглавлены, но каждому, исходя из содержания, можно присвоить условное название: «Лица и типы жителей Мезенского уезда» (том 1), «Занятия жителей Мезенского уезда» (том 2), «Храмы и часовни Мезенского уезда» (том 3), «Деревня Юрома» (том 4), «Промысловая деятельность жителей Мезенского уезда» (том 5; под такими рубриками фотографии из этих альбомов воспроизводятся и в тексте статьи. - Ред.).
Здесь собраны уникальные изобразительные свидетельства старинного жизненного уклада мезенцев, до этого нашедшего отражение лишь в немногих словесных описаниях да на десятке‑двух гравюр и рисунков других авторов. К сожалению, вошедшие в альбомы фотографии также не подписаны (чем, видимо, объясняется их невостребованность изданиями того времени) - не указаны, в частности, имена персонажей, места и даты съемок, названия церквей и часовен. Тем не менее данное обстоятельство вполне компенсируется общим впечатлением: ты словно реально присутствуешь в тех местах и в том времени, не особенно‑то и нуждаясь в пояснениях.
Умер наш герой 1907 году , как говорится в разбросанных по литературе и Интернету кратких справках о нем, простудившись во время своей последней поездки.
Источник
Николай Авенирович Шабунин (1866–1907). «Путешествие на север», 1906 год.
Хотя на рубеже XIX-XX веков Русский Север продолжал оставаться заброшенной окраиной Российской империи, цивилизация все же проникала сюда (в том числе из Норвегии, с которой у местных жителей за много веков сложились тесные торговые отношения), особенно в Архангельск, а также в крупные населенные пункты - Кемь, Онегу, Сороку, Сумской (Сумский) и Шуерецкие Посады... Патриархальная старина этого заповедного края постепенно исчезала. Едва ли не последним ее свидетелем и летописцем стал Н.А. Шабунин.
Он родился в деревне Юроме Мезенского уезда Архангельской губернии в семье деревенского священника, прослужившего к тому времени в здешних церквах почти 50 лет. Сведений о жизни и личности Шабунина до нас дошло немного. Обучался в Архангельском духовном училище, параллельно занимался иконописанием. В 1886 году поступил вольнослушателем в Школу Общества поощрения художеств, а затем - в Санкт-Петербургскую Академию художеств, в класс И.Е. Репина. Талант и усердие мезенца не остались без внимания. За картину «В ожидании» он получил звание классного художника первой степени (1894). После окончания Академии художеств он начал ежегодные путешествия в Мезенский уезд, в свои родные места. Николай Авенирович одним из первых, если не первым, заметил, что на севере идет процесс разрушения веками просуществовавшей своеобразной культуры здешнего русского населения, о чем он поведал в Обществе архитекторов: «С глубоким сожалением докладчик указал на сознательное пренебрежение со стороны жителей чисто местной, непосредственной стариной, что бросается в глаза в одежде, характере песен и обычаях. Но <...> среди обитателей маленьких деревушек, <...> [расположенных] по берегам небольших рек, в лесах, еще можно наблюдать настоящих детей природы, живущих в своих деревнях безысходно и безвыездно и не подозревающих про существование людей иного склада».
Реальную карту маршрутов Шабунина сейчас с достоверностью представить себе невозможно. В его книге нет практически ни одной точной географической привязки. Кое‑что помогают прояснить сделанные Шабуниным фотографии и зарисовки. Судя по ним, Николаю Авенировичу удалось побывать на побережье Белого моря, где велись морской, рыбный, зверобойный промыслы, в глубине Мезенского уезда, где преобладали лесной промысел (выжигание древесного угля, плетение туесов из бересты и тому подобное) и сельское хозяйство, на оленеводческих стоянках в Канинской и Малоземельской тундрах. Главным итогом этих поездок стала публикация книги и пяти фотоальбомов20. Последние никак тематически не озаглавлены, но каждому, исходя из содержания, можно присвоить условное название: «Лица и типы жителей Мезенского уезда» (том 1), «Занятия жителей Мезенского уезда» (том 2), «Храмы и часовни Мезенского уезда» (том 3), «Деревня Юрома» (том 4), «Промысловая деятельность жителей Мезенского уезда» (том 5; под такими рубриками фотографии из этих альбомов воспроизводятся и в тексте статьи. - Ред.).
Здесь собраны уникальные изобразительные свидетельства старинного жизненного уклада мезенцев, до этого нашедшего отражение лишь в немногих словесных описаниях да на десятке‑двух гравюр и рисунков других авторов. К сожалению, вошедшие в альбомы фотографии также не подписаны (чем, видимо, объясняется их невостребованность изданиями того времени) - не указаны, в частности, имена персонажей, места и даты съемок, названия церквей и часовен. Тем не менее данное обстоятельство вполне компенсируется общим впечатлением: ты словно реально присутствуешь в тех местах и в том времени, не особенно‑то и нуждаясь в пояснениях.
Умер наш герой 1907 году , как говорится в разбросанных по литературе и Интернету кратких справках о нем, простудившись во время своей последней поездки.
Источник
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]