«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть VII «Многоликая древность (продолжение)».
---
В концепциях Андре Мальро искусство африканского континента занимает особенное место. Уже в молодые годы, завороженно созерцая заокеанские маски и фетиши в Музее Трокадеро (в дальнейшем – Музей Человека), он был одержим вопросом, поставленным еще Пикассо: «Почему эти люди придают скульптурам такие, а не какие-то иные, формы?».
Помимо «воображаемой» Африки – «Африки-фантома», Мальро был знаком и с Африкой реальной. В 1934 году он совершил путешествие в Йемен и Эфиопию в поисках страны царицы Савской, в 1960 посетил с официальными визитами новые независимые государства – Чад, Габон и Центральноафриканскую Республику, а в 1966 открывал Первый всемирный фестиваль африканского искусства в столице Сенегала Дакар, где в своей речи говорил об уникальном вкладе африканских художников в сокровищницу мировой красоты, уподобляя возникновение скульптурного произведения таинству рождения: «отказываясь от подражания природе, африканская скульптура врывается в мир, тогда как [другая] скульптура соотносится с природой через подражание ей либо ее идеализацию».
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ сорге XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ сорге XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Мысль о том, что африканская скульптура не имитирует реальность, а постоянно создает ее заново, нередко встречается в его творчестве. Он пишет о самом африканском искусстве и о его роли в возникновении кубизма и фовизма. Цитируя свой разговор с Пабло Пикассо Мальро транслирует слова художника, как явленное в откровении знание посвященного: «Все эти фетиши, они служили одной цели. Они были оружием, чтобы помочь людям высвободиться из - под власти духов, обрести независимость. Если мы придаем духам форму, мы становимся независимыми от них. Именно в беседе с Мальро основатель кубизма впервые заявил, что картина «Авиньонские девушки» предстала перед ним. Когда он увидел негритянские маски и фетиши.
Маска Кплекпле, изображающая буйвола.. Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Такие маски используются в погребальных и сельскохозяйственных церемониях.
Маска Кплекпле, изображающая буйвола.. Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Габон народ фанг XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Габон народ фанг XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Африканские маски и фетиши полагаются Мальро вне истории и вне хронологии. Сакральная сущность африканского искусства позволяет Мальро отождествить его с магией способной стирать все пространственно-временные границы и преобразовывать материю. «Раньше для примитивной скульптуры двери музеев были закрыты, а сейчас они попадают в музей… именно это искусство выводит нас на следующую ступень познания – познания ночной, темной стороны человеческой природы.» Мальро устраняется от этнографического подхода к африканской скульптуре, считая любые функциональные интерпретации второстепенными. Для него главным остается то, что «магическое или сакральное искусство создается в универсуме, над коорым художник не властен. И когда этот магический универсум исчезает, от него остается скульптура, как знак таинственной общности с ним или сопричастности (симпатии), и эта сопричастность исключительно глубоко проявляется повсеместно в Африке».
Маска Африка Мали народ бамбара/сенуфо XIX-XX вв дерево, металл, резьба по дереву, , ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Мали народ бамбара/сенуфо XIX-XX вв дерево, металл, резьба по дереву, , ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Кпелие, Африка Кот-дИвуар. народ ануфо, гуро XIX-XX вв дерево, резьба по дереву, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Кпелие, Африка Кот-дИвуар. народ ануфо, гуро XIX-XX вв дерево, резьба по дереву, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска антилопы Африка Кот-дИвуар. народ гуро XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска антилопы Африка Кот-дИвуар. народ гуро XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска в виде головы барана Африка Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска в виде головы барана Африка Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ парпенде XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ парпенде XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Ритуальный плащ из птичьих перьев Гавайские острова XIX-нач XX в Сетка из органических материалов, перья птицы цветочницы-мамо ГМИИ им. А. С. Пушкина
Гавайские острова, расположенные в Тихом океане, были открыты испанцами еще в XVI в. Экспедиция Джеймса Кука достигла островов в 70х годах XVIIIв. Из рассказов путешественников об аборигенах было известно, что они носят одежду из древесины и птичьих перьев. Гавайцы использовали перышки маленькой птички цветочницы-мамо. Эта птаха с серповидным клювом имела яркую желтую и красную грудку, поэтому, чтобы не повредить перья, птиц ловили на шест, конец которого обмазывали клейким веществом. Шест крепили к дереву, и любопытные птички попадали в ловушку. Оперенье цветочниц ценилось столь высоко, оно использовалось в качестве денег и обменным товаром с европейцами.
Ритуальный плащ из птичьих перьев Гавайские острова XIX-нач XX в Сетка из органических материалов, перья птицы цветочницы-мамо ГМИИ им. А. С. Пушкина
Процесс изготовления одежды был сложен и длителен. Сначала мастер создавал основу из растительных или древесных волокон. Которая по плотности и характеру плетения напоминала сеть, к ячейкам которой плотно привязывали перышки. Плотность плетения была столь высока , что вытащить перышко из основы было невозможно.
Ритуальный плащ из птичьих перьев Гавайские острова XIX-нач XX в Сетка из органических материалов, перья птицы цветочницы-мамо ГМИИ им. А. С. Пушкина
Из драгоценных перьев гавайцы создавали опахала для правителей и вельмож, ритуальные плащи для вождей, боевые и парадные шлемы для воинов и богатые украшения на шею. Во время ритуальных церемоний вожди гавайских племен надевали плащ и шлем, дополненные опахалом. Плпщи могли носить и приближенные правителей, но тогда их длина зависела от знатности владельца. Судя по размеру ритуальный плащ принадлежал вождю племени.
Голова королевы-матери Ийобы Западная Африка, Великий Бенин (Нигерия) народ бини (эдо) XVI-XVIII вв бронза Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) Санкт-Петербург
Бронзовая голова воспета в посвященном Пикассо стихотворении «Негритянская маска», написанном единомышленником Мальро, поэтом и философом Леопольдом Сенгором (1906-2001), первым президентом Сенегала. В государстве Великий Бенин (юг современной Нигерии) память умерших правителей оба увековечивали в бронзовых изображениях голов, которые устанавливали на алтарях во дворце.
Голова королевы-матери Ийобы Западная Африка, Великий Бенин (Нигерия) народ бини (эдо) XVI-XVIII вв бронза Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) Санкт-Петербург
Расцвет бенинского искусства приходится на период XV – XVII вв. Большинство шедевров этого времени - произведения из бронзы и слоновой кости. Бронзовые головы королев – матерей ийоба помещались нВ дворцовых алтарях, как головы самих правителей. Их можно узнать по короне – высокому конусообразному головному убору, украшенному рядами коралловых бусин. Титул и культ ийобы были учереждены в Великом Бенине в конце XV века в честь Идиа, матери оба Эсигие. Положение ийоба при дворе было исключительно: у нее собственный дворец, и она могла самолично заказывать придворным литейщикам и скульпторам предметы культа и роскоши из бронзы и слоновой кости.
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина
Богатая мифология индейцев майя нашла свое отражение в сложном погребальном культе. Майя хоронила умерших, поместив их внутрь погребальных урн в сидячем положении с поджатыми к груди ногами и со скрещенными на коленях руками. Сосуды закрывались крышками.
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина
К данной урне по бокам приставлены два узких и плоских экрана, разделенные поперечно на шесть секций каждый, с изображением черного вписанного полукруга и точки над ним – это имитация крыльев с перьями. Основные цвета росписи – черный, красный и кремовый; широкие черные полосы проведены по нижней и верхней части сосуда. Под белой лепной «диадемой» с тремя кружками по центру помещен лик фантастического существа («Космический крокодил», воплощение земли и неба), с огромными круглыми глазами и гипертрофированными крупными нижними веками и короткими и широкими бровями. В открытой пасти чудовища видна головка новорожденного ягуара с выпуклыми круглыми глазами и оттопыренными ушами.
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина
У этой урны новорожденный представлен с когтистыми лапами. Изображение демонстрирует ритуал перехода умершего по типу мифологического существа – ягуара; он рождается на свет из пасти крылатой зооморфной матери, подобно тому, как египетская богиня неба Нут ежедневно рождала нового солнечного бога.
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина
В подобных сосудах видели воплощение лона богини-матери, способного рождать новые жизни. Вот почему в древности вазы были так прочно связаны с погребальным обрядом, основанном на представлении о последующем возрождении умерших. Функция вазы, как рождающей матери ярко запечатлелась на расписных рельефных урнах майя-киче VII-XIIвв. Они представляют лик ягуара-матери с огромными глазами и разинутой пастью, из которой на свет появляется маленький сын-ягуар. Идея пасти, как двери в стене, как входа-выхода их преисподней продолжает жить в позднем Риме.
Помимо «воображаемой» Африки – «Африки-фантома», Мальро был знаком и с Африкой реальной. В 1934 году он совершил путешествие в Йемен и Эфиопию в поисках страны царицы Савской, в 1960 посетил с официальными визитами новые независимые государства – Чад, Габон и Центральноафриканскую Республику, а в 1966 открывал Первый всемирный фестиваль африканского искусства в столице Сенегала Дакар, где в своей речи говорил об уникальном вкладе африканских художников в сокровищницу мировой красоты, уподобляя возникновение скульптурного произведения таинству рождения: «отказываясь от подражания природе, африканская скульптура врывается в мир, тогда как [другая] скульптура соотносится с природой через подражание ей либо ее идеализацию».
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ сорге XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ сорге XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Мысль о том, что африканская скульптура не имитирует реальность, а постоянно создает ее заново, нередко встречается в его творчестве. Он пишет о самом африканском искусстве и о его роли в возникновении кубизма и фовизма. Цитируя свой разговор с Пабло Пикассо Мальро транслирует слова художника, как явленное в откровении знание посвященного: «Все эти фетиши, они служили одной цели. Они были оружием, чтобы помочь людям высвободиться из - под власти духов, обрести независимость. Если мы придаем духам форму, мы становимся независимыми от них. Именно в беседе с Мальро основатель кубизма впервые заявил, что картина «Авиньонские девушки» предстала перед ним. Когда он увидел негритянские маски и фетиши.
Маска Кплекпле, изображающая буйвола.. Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Такие маски используются в погребальных и сельскохозяйственных церемониях.
Маска Кплекпле, изображающая буйвола.. Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Габон народ фанг XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Габон народ фанг XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Африканские маски и фетиши полагаются Мальро вне истории и вне хронологии. Сакральная сущность африканского искусства позволяет Мальро отождествить его с магией способной стирать все пространственно-временные границы и преобразовывать материю. «Раньше для примитивной скульптуры двери музеев были закрыты, а сейчас они попадают в музей… именно это искусство выводит нас на следующую ступень познания – познания ночной, темной стороны человеческой природы.» Мальро устраняется от этнографического подхода к африканской скульптуре, считая любые функциональные интерпретации второстепенными. Для него главным остается то, что «магическое или сакральное искусство создается в универсуме, над коорым художник не властен. И когда этот магический универсум исчезает, от него остается скульптура, как знак таинственной общности с ним или сопричастности (симпатии), и эта сопричастность исключительно глубоко проявляется повсеместно в Африке».
Маска Африка Мали народ бамбара/сенуфо XIX-XX вв дерево, металл, резьба по дереву, , ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Мали народ бамбара/сенуфо XIX-XX вв дерево, металл, резьба по дереву, , ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Кпелие, Африка Кот-дИвуар. народ ануфо, гуро XIX-XX вв дерево, резьба по дереву, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Кпелие, Африка Кот-дИвуар. народ ануфо, гуро XIX-XX вв дерево, резьба по дереву, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска антилопы Африка Кот-дИвуар. народ гуро XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска антилопы Африка Кот-дИвуар. народ гуро XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска в виде головы барана Африка Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска в виде головы барана Африка Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ парпенде XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ парпенде XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина
Ритуальный плащ из птичьих перьев Гавайские острова XIX-нач XX в Сетка из органических материалов, перья птицы цветочницы-мамо ГМИИ им. А. С. Пушкина
Гавайские острова, расположенные в Тихом океане, были открыты испанцами еще в XVI в. Экспедиция Джеймса Кука достигла островов в 70х годах XVIIIв. Из рассказов путешественников об аборигенах было известно, что они носят одежду из древесины и птичьих перьев. Гавайцы использовали перышки маленькой птички цветочницы-мамо. Эта птаха с серповидным клювом имела яркую желтую и красную грудку, поэтому, чтобы не повредить перья, птиц ловили на шест, конец которого обмазывали клейким веществом. Шест крепили к дереву, и любопытные птички попадали в ловушку. Оперенье цветочниц ценилось столь высоко, оно использовалось в качестве денег и обменным товаром с европейцами.
Ритуальный плащ из птичьих перьев Гавайские острова XIX-нач XX в Сетка из органических материалов, перья птицы цветочницы-мамо ГМИИ им. А. С. Пушкина
Процесс изготовления одежды был сложен и длителен. Сначала мастер создавал основу из растительных или древесных волокон. Которая по плотности и характеру плетения напоминала сеть, к ячейкам которой плотно привязывали перышки. Плотность плетения была столь высока , что вытащить перышко из основы было невозможно.
Ритуальный плащ из птичьих перьев Гавайские острова XIX-нач XX в Сетка из органических материалов, перья птицы цветочницы-мамо ГМИИ им. А. С. Пушкина
Из драгоценных перьев гавайцы создавали опахала для правителей и вельмож, ритуальные плащи для вождей, боевые и парадные шлемы для воинов и богатые украшения на шею. Во время ритуальных церемоний вожди гавайских племен надевали плащ и шлем, дополненные опахалом. Плпщи могли носить и приближенные правителей, но тогда их длина зависела от знатности владельца. Судя по размеру ритуальный плащ принадлежал вождю племени.
Голова королевы-матери Ийобы Западная Африка, Великий Бенин (Нигерия) народ бини (эдо) XVI-XVIII вв бронза Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) Санкт-Петербург
Бронзовая голова воспета в посвященном Пикассо стихотворении «Негритянская маска», написанном единомышленником Мальро, поэтом и философом Леопольдом Сенгором (1906-2001), первым президентом Сенегала. В государстве Великий Бенин (юг современной Нигерии) память умерших правителей оба увековечивали в бронзовых изображениях голов, которые устанавливали на алтарях во дворце.
Голова королевы-матери Ийобы Западная Африка, Великий Бенин (Нигерия) народ бини (эдо) XVI-XVIII вв бронза Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) Санкт-Петербург
Расцвет бенинского искусства приходится на период XV – XVII вв. Большинство шедевров этого времени - произведения из бронзы и слоновой кости. Бронзовые головы королев – матерей ийоба помещались нВ дворцовых алтарях, как головы самих правителей. Их можно узнать по короне – высокому конусообразному головному убору, украшенному рядами коралловых бусин. Титул и культ ийобы были учереждены в Великом Бенине в конце XV века в честь Идиа, матери оба Эсигие. Положение ийоба при дворе было исключительно: у нее собственный дворец, и она могла самолично заказывать придворным литейщикам и скульпторам предметы культа и роскоши из бронзы и слоновой кости.
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина
Богатая мифология индейцев майя нашла свое отражение в сложном погребальном культе. Майя хоронила умерших, поместив их внутрь погребальных урн в сидячем положении с поджатыми к груди ногами и со скрещенными на коленях руками. Сосуды закрывались крышками.
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина
К данной урне по бокам приставлены два узких и плоских экрана, разделенные поперечно на шесть секций каждый, с изображением черного вписанного полукруга и точки над ним – это имитация крыльев с перьями. Основные цвета росписи – черный, красный и кремовый; широкие черные полосы проведены по нижней и верхней части сосуда. Под белой лепной «диадемой» с тремя кружками по центру помещен лик фантастического существа («Космический крокодил», воплощение земли и неба), с огромными круглыми глазами и гипертрофированными крупными нижними веками и короткими и широкими бровями. В открытой пасти чудовища видна головка новорожденного ягуара с выпуклыми круглыми глазами и оттопыренными ушами.
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина
У этой урны новорожденный представлен с когтистыми лапами. Изображение демонстрирует ритуал перехода умершего по типу мифологического существа – ягуара; он рождается на свет из пасти крылатой зооморфной матери, подобно тому, как египетская богиня неба Нут ежедневно рождала нового солнечного бога.
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина
В подобных сосудах видели воплощение лона богини-матери, способного рождать новые жизни. Вот почему в древности вазы были так прочно связаны с погребальным обрядом, основанном на представлении о последующем возрождении умерших. Функция вазы, как рождающей матери ярко запечатлелась на расписных рельефных урнах майя-киче VII-XIIвв. Они представляют лик ягуара-матери с огромными глазами и разинутой пастью, из которой на свет появляется маленький сын-ягуар. Идея пасти, как двери в стене, как входа-выхода их преисподней продолжает жить в позднем Риме.
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]