Дом декабристов на Басманной
---
Оригинал взят у archistorik в Дом декабристов на Басманной
Этот дом с колоннами поначалу ничем не заинтересовал меня. В Москве, слава богу, таких домиков еще много. И я сфотографировал его в качестве «фона» для снимка церкви, видной вдали.
Но все получилось наоборот. При ближайшем рассмотрении церковь оказалась чрезмерно тяжеловесной, грубо раскрашенной в красно-коричный цвет и явила собой пример плохой реставрации. А вот усадебный дом, можно сказать - поразил меня тем, что он оказался в своей основе деревянным зданием. Деревянным?
Да, именно так!
И познакомившись с его неординарной судьбой, я решил разобраться подробнее и с историей, и с его конструкцией и архитектурой.
Усадьба Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной улице в Москве является редким памятником архитектуры допожарной Москвы. Сейчас в усадьбе действует музей Декабристов.
Главный дом усадьбы выстроен в 1802 году. Усадьба не была затронута пожарами 1812 года, и в 1817 году ее приобрел И.М.Муравьев-Апостол, отец будущих декабристов. Три сына из семьи были одними из главных участников восстания, которые боролись за отмену крепостного права в России. Подавление мятежа стало и семейной трагедией. После подавления восстания Ипполит Муравьев-Апостол, не желая попадать под арест, совершил самоубийство. Сергей был публично повешен, а Матвея отправили в Сибирь на каторгу. В 1822-м усадьба была продана.
История декабристов, первых русских революционеров, хорошо известна. И я пропущу множество подробностей о тех славных и горестных днях, и о сыновьях помещиков-крепостников, восставших против крепостного угнетения русского народа. Слава борцам, что за правду вставали ….!
И возвращаюсь к своей профессиональной теме, к архитектуре.
Об усадебном доме сведения разбросаны по различным источникам. И если их суммировать, то можно нарисовать следующую картину.
Дом деревянный одноэтажный на каменном подклете, который трактован как цокольный этаж. Это как бы традиционный городской жилой дом, сформированный еще XVIII веке. Дом развернут вдоль улицы, а на остром углу поставлена полуротонда с колонками. Главный фасад украшен шестиколонным портиком, и притом – коринфского ордера, то есть с очень сложными в изготовлении и чрезвычайно парадными капителями. Коринфские капители встречаются в Москве не часто. Созданная таким образом центрическая и пирамидальная композиция фасада превращает этот рядовой дом в своего рода дворец. Над ближайшими к портику окнами расположены барельефы тонкой работы с изображениями античных сюжетов. Очень оживляют фасад и декоративный арки над окнами боковых частей дома.
Дом настолько величественный, что разобраться с его этажностью непросто. На первый взгляд он кажется трехэтажным (именно так его характеризуют многочисленный сайты в интернете). Но он одноэтажный на подклете, вот только первый этаж имеет дворцовую высоту помещений, а вдоль дворового фасада есть невысокий антресольный этаж.
Вид на усадебный дом с угла. Вот эта «полуротонда» с колонками и является наиболее запоминающейся архитектурно-планировочной деталью дома.
Таких «полуротонд» в этом районе Москвы две. Одна в этой усадьбе и вторая совсем недалеко от этого места, во дворце Мусина-Пушкина (в наши дни один из корпусов МИСИ).
Планы этажей всегда являются важнейшими источниками для знакомства с любым зданием. А для дома, в котором первый этаж каменный, а второй - деревянный, планы особенно необходимы.
План цокольного этажа (подклета).
Давайте посмотрим чертеж. Правая часть цокольного этажа – это подклет более старого здания, очевидно 18 века, в котором несложно увидеть и одностолпную палату. Левая часть цоколя и пилоны с аркадой под портик выстроены, очевидно, во время строительства всего здания, то есть в том же 1802 году. Каменные стены цокольного этажа имеют толщину около метра.
Теперь посмотрим внимательно следующий чертеж:
План первого этажа
Деревянная основа здания видна уже при первом взгляде на план этажа. Ведь стены значительно тоньше, они раза в два тоньше, чем стены цоколя. И соответственно в доме большие просторные комнаты и залы. Конечно - в доме была устроена парадная анфилада вдоль уличного, главного фасада. И предусмотрен небольшой антресольный этаж со стороны заднего фасада, об этом говорят несколько дополнительных лестниц. Печи традиционно размещены в углах комнат.
Но какие-то неведомые нам причины заставили архитектора быть нелогичным при проектировании отдельных кусков здания. Очень странным смотрится сегодня затиснутый вход с парадной лестницей. Как архитектор могу только высказать предположение, что первоначально здесь планировалось устроить обычное выносное крыльцо. Но что-то или кто-то вмешался и вот появился восьмигранный вестибюль с лестницей, ступени которой начинаются чуть ли не у входных дверей.
Входной вестибюль, вид на лестницу и вход в здание.
Парадная зала или музыкальный зал, и перспектива анфилады парадных комнат, расположенных вдоль главного фасада дома.
Парадная зала и выход на полуротонду. Интерьер, да еще с черным роялем, производит неизгладимое впечатление. Справа вверху видны проемы хор для музыкантов. Несложно представить себе многолюдные приёмы, литературные чтения, музыкальные вечера в этом традиционно московском особняке. Старшие сыновья Ивана Матвеевича, будущие декабристы, участвовали в кампании 1812 года, дошли с заграничными походами русской армии до Парижа.
Из окна полуратонды открывается «старомосковский вид» на Старую Басманную улицу ..... и церковь, весьма грандиозную, что хорошо видно и отсюда, из окна дома.
Чтобы увидеть конструкцию стены, в залах музея оставлены открытые фрагменты деревянного сруба.
И под занавес фотография усадебного дома в процессе реставрации.
На этой, поистине исторической фотографии показан может быть самый интересный момент.
Где все мои рассуждения о деревянной сущности здания наконец-то подтверждаются документально.
Да - вот такой деревянный бревенчатый сруб лежит в основе дома.
А все архитектурные детали – это только архитектурная отделка.
Создание музея Декабристов тоже было долгим и сложным. В 1925-м советский нарком Луначарский планировал открыть в особняке музей декабристов и приурочить это событие к столетнему юбилею восстания, но идея не нашла реального продолжения. Это особенно странно для нашей страны, где музеи про революционеров должны были бы быть приоритетной темой. И только привлечение к созданию музея зарубежных наследников фамилии Муравьевых-Апостолов дало наконец-то решение этой проблемы. Можно только порадоваться тому обстоятельству, что Дом декабристов сумел пережить все напасти и совсем недавно возродился как музей после тщательной и по-настоящему научной реставрации.
………………………………………………………………………………………
В работе использованы материалы –
- Памятники архитектуры Москвы. Том V – Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. Москва, Искусство, 1998.
Кроме своих фотографий я использовал и фото моих друзей в ЖЖ:
- https://deadokey.livejournal.com/97689.html - много фотографий интерьеров
- http://toptigki.livejournal.com/51965.html?thread=256509 – хорошее исследование о доме
за что им огромная благодарность.
Этот дом с колоннами поначалу ничем не заинтересовал меня. В Москве, слава богу, таких домиков еще много. И я сфотографировал его в качестве «фона» для снимка церкви, видной вдали.
Но все получилось наоборот. При ближайшем рассмотрении церковь оказалась чрезмерно тяжеловесной, грубо раскрашенной в красно-коричный цвет и явила собой пример плохой реставрации. А вот усадебный дом, можно сказать - поразил меня тем, что он оказался в своей основе деревянным зданием. Деревянным?
Да, именно так!
И познакомившись с его неординарной судьбой, я решил разобраться подробнее и с историей, и с его конструкцией и архитектурой.
Усадьба Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной улице в Москве является редким памятником архитектуры допожарной Москвы. Сейчас в усадьбе действует музей Декабристов.
Главный дом усадьбы выстроен в 1802 году. Усадьба не была затронута пожарами 1812 года, и в 1817 году ее приобрел И.М.Муравьев-Апостол, отец будущих декабристов. Три сына из семьи были одними из главных участников восстания, которые боролись за отмену крепостного права в России. Подавление мятежа стало и семейной трагедией. После подавления восстания Ипполит Муравьев-Апостол, не желая попадать под арест, совершил самоубийство. Сергей был публично повешен, а Матвея отправили в Сибирь на каторгу. В 1822-м усадьба была продана.
История декабристов, первых русских революционеров, хорошо известна. И я пропущу множество подробностей о тех славных и горестных днях, и о сыновьях помещиков-крепостников, восставших против крепостного угнетения русского народа. Слава борцам, что за правду вставали ….!
И возвращаюсь к своей профессиональной теме, к архитектуре.
Об усадебном доме сведения разбросаны по различным источникам. И если их суммировать, то можно нарисовать следующую картину.
Дом деревянный одноэтажный на каменном подклете, который трактован как цокольный этаж. Это как бы традиционный городской жилой дом, сформированный еще XVIII веке. Дом развернут вдоль улицы, а на остром углу поставлена полуротонда с колонками. Главный фасад украшен шестиколонным портиком, и притом – коринфского ордера, то есть с очень сложными в изготовлении и чрезвычайно парадными капителями. Коринфские капители встречаются в Москве не часто. Созданная таким образом центрическая и пирамидальная композиция фасада превращает этот рядовой дом в своего рода дворец. Над ближайшими к портику окнами расположены барельефы тонкой работы с изображениями античных сюжетов. Очень оживляют фасад и декоративный арки над окнами боковых частей дома.
Дом настолько величественный, что разобраться с его этажностью непросто. На первый взгляд он кажется трехэтажным (именно так его характеризуют многочисленный сайты в интернете). Но он одноэтажный на подклете, вот только первый этаж имеет дворцовую высоту помещений, а вдоль дворового фасада есть невысокий антресольный этаж.
Вид на усадебный дом с угла. Вот эта «полуротонда» с колонками и является наиболее запоминающейся архитектурно-планировочной деталью дома.
Таких «полуротонд» в этом районе Москвы две. Одна в этой усадьбе и вторая совсем недалеко от этого места, во дворце Мусина-Пушкина (в наши дни один из корпусов МИСИ).
Планы этажей всегда являются важнейшими источниками для знакомства с любым зданием. А для дома, в котором первый этаж каменный, а второй - деревянный, планы особенно необходимы.
План цокольного этажа (подклета).
Давайте посмотрим чертеж. Правая часть цокольного этажа – это подклет более старого здания, очевидно 18 века, в котором несложно увидеть и одностолпную палату. Левая часть цоколя и пилоны с аркадой под портик выстроены, очевидно, во время строительства всего здания, то есть в том же 1802 году. Каменные стены цокольного этажа имеют толщину около метра.
Теперь посмотрим внимательно следующий чертеж:
План первого этажа
Деревянная основа здания видна уже при первом взгляде на план этажа. Ведь стены значительно тоньше, они раза в два тоньше, чем стены цоколя. И соответственно в доме большие просторные комнаты и залы. Конечно - в доме была устроена парадная анфилада вдоль уличного, главного фасада. И предусмотрен небольшой антресольный этаж со стороны заднего фасада, об этом говорят несколько дополнительных лестниц. Печи традиционно размещены в углах комнат.
Но какие-то неведомые нам причины заставили архитектора быть нелогичным при проектировании отдельных кусков здания. Очень странным смотрится сегодня затиснутый вход с парадной лестницей. Как архитектор могу только высказать предположение, что первоначально здесь планировалось устроить обычное выносное крыльцо. Но что-то или кто-то вмешался и вот появился восьмигранный вестибюль с лестницей, ступени которой начинаются чуть ли не у входных дверей.
Входной вестибюль, вид на лестницу и вход в здание.
Парадная зала или музыкальный зал, и перспектива анфилады парадных комнат, расположенных вдоль главного фасада дома.
Парадная зала и выход на полуротонду. Интерьер, да еще с черным роялем, производит неизгладимое впечатление. Справа вверху видны проемы хор для музыкантов. Несложно представить себе многолюдные приёмы, литературные чтения, музыкальные вечера в этом традиционно московском особняке. Старшие сыновья Ивана Матвеевича, будущие декабристы, участвовали в кампании 1812 года, дошли с заграничными походами русской армии до Парижа.
Из окна полуратонды открывается «старомосковский вид» на Старую Басманную улицу ..... и церковь, весьма грандиозную, что хорошо видно и отсюда, из окна дома.
Чтобы увидеть конструкцию стены, в залах музея оставлены открытые фрагменты деревянного сруба.
И под занавес фотография усадебного дома в процессе реставрации.
На этой, поистине исторической фотографии показан может быть самый интересный момент.
Где все мои рассуждения о деревянной сущности здания наконец-то подтверждаются документально.
Да - вот такой деревянный бревенчатый сруб лежит в основе дома.
А все архитектурные детали – это только архитектурная отделка.
Создание музея Декабристов тоже было долгим и сложным. В 1925-м советский нарком Луначарский планировал открыть в особняке музей декабристов и приурочить это событие к столетнему юбилею восстания, но идея не нашла реального продолжения. Это особенно странно для нашей страны, где музеи про революционеров должны были бы быть приоритетной темой. И только привлечение к созданию музея зарубежных наследников фамилии Муравьевых-Апостолов дало наконец-то решение этой проблемы. Можно только порадоваться тому обстоятельству, что Дом декабристов сумел пережить все напасти и совсем недавно возродился как музей после тщательной и по-настоящему научной реставрации.
………………………………………………………………………………………
В работе использованы материалы –
- Памятники архитектуры Москвы. Том V – Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. Москва, Искусство, 1998.
Кроме своих фотографий я использовал и фото моих друзей в ЖЖ:
- https://deadokey.livejournal.com/97689.html - много фотографий интерьеров
- http://toptigki.livejournal.com/51965.html?thread=256509 – хорошее исследование о доме
за что им огромная благодарность.
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]