Творческий путь Масамунэ Сиро-2
---
«Орион»
Эпизоды вышеупомянутой однотомной манги «Орион» (Senjutsu Chou Koukaku Orion) публиковались в первых шести номерах журнала (антологии манги) «Comic Gaia». Целиком «Орион» был выпущен издательством «Сэйсинся» в декабре 1991 года, за которым последовало английское издание манги от неизменной «Тёмной лошадки» в сентябре 1994 года. Это произведение Сиро можно определить как шутливую мангу — своего рода комедию, основанную на японской мифологии, приправленной «чёрной фантастикой» в духе «Мифов Ктулху» родоначальника этого жанра Говарда Лавкрафта (Howard Lovecraft), в результате получилась забавная смесь чёрного юмора с азиатским мистицизмом.
Действие происходит в глубокой древности, когда наша планета являлась сердцем могучей империи народа Ямата, магов-инопланетян, прилетевших с далёких звёзд. Но их магия — не «примитивное» колдовство, сопровождаемое заклинаниями и взмахом жезла. Сиро искусно создаёт фундаментальные законы магии, которые по основательности сродни законам физики. И подобно физике, рождающей великие идеи, наподобие атомной бомбы, наука-магия империи народа Ямато выдвигает сомнительную теорию создания реактора, собирающего и уничтожающего всю плохую карму Вселенной. К несчастью, вместе с плохой кармой под откос может пойти и планета Земля. «Орион» — манга нетипичная для Сиро Масамунэ, выходящая из череды приключений женщины-полицейской.
«Склад экзонов»
В том же журнале «Comic Gaia» были опубликованы два из трёх коротких эпизодов, известные как серия «Склад экзонов» (Exon Depot), когда каждый из них являлся отдельной историей. Эпизоды этой серии отличали две особенности — во-первых, они были полностью в цвете, во-вторых, в них отсутствовали «пузырьки» с репликами героев.
Первая история «Дикая горная вишня» (Wild Mountain Cherry/Yamazakura) вышла в восьмом выпуске «Comic Gaia» в январе 1992 года (позднее была перепечатана в «A Decade of Dark Horse #4») и состояла из четырёх страниц. Это довольно странное произведение, представляющее заросший густым лесом разрушенный город, небеса которого патрулируют летающие боевые машины.
Внимание небесных стражей привлекает красивая полуобнажённая девушка, рубящая дерево, и робот отправляется расправиться с ней. Героине удаётся спрятаться, и когда уверенный, что миссия выполнена, патруль улетает, девушка возвращается к поваленному дереву, срезает плод и с наслаждением пьёт его сок.
Вторая история «Приговор» (Judgement/Shimban) вышла в двенадцатом выпуске «Comic Gaia» 2-го ноября 1992 года (позднее была перепечатана в июле-августе 1997 года журналом «Penthouse Comix Vol. 2, #24») и включала в себя 11 страниц. История очень поучительная, несмотря на лёгкий стиль изложения. Речь идёт о группе представителей высокоразвитой цивилизации, пролетающих на космолёте мимо планеты, населённой примитивными народами (очень похожими на землян), и рассуждающих о судьбах этой планеты.Инопланетяне решают облагодетельствовать туземцев, улучшив условия их жизни, для чего отправляют двоих из них спуститься к «дикарям», живущим в руинах высотных домов, свидетельствующих о цивилизованном прошлом. Тем временем, две красавицы-туземки ведут бой друг с другом, когда одежды постепенно слетают с них (автор верен себе).
И в самый разгар драки спускаются два «гостя». Они ведут себя, как боги — один излечивает больных, другой — раздаёт маленькие светящиеся талисманы, служащие источниками энергии. Условия жизни на планете улучшились, но население раскололось на сторонников каждого из «богов», и вспыхнула кровавая жестокая война (религиозные войны самые страшные). Ошарашенные «боги», не ожидавшие такого исхода, проливают кровавые слёзы, бурным потоком залившие планету и забравшие многие жизни. Продолжая горячую дискуссию, инопланетяне покидают планету, провожаемые печальным взглядом немногих выживших туземцев.
Ещё один эпизод «ARMS» из серии «Склад экзонов» увидел свет уже много позже — 13-го января 1998 года в пятнадцатом номере двухмесячного журнала издательства «Коданся» «BUTA Young Magazine» и состоял из четырёх страниц. В этом эпизоде описывается бой девушки-воина (традиционной героини мастера) с плотоядным демоном-монстром. При создании этой работы мангака широко пользовался компьютерной графикой.
«Призрак в доспехе»
Но самой известной работой Сиро Масамунэ стала начатая им в 1989 году манга «Призрак в доспехе» (Koukaku Kidoutai), каждый эпизод которой предваряла цветная секция, что очень редко для манги. «Призрак» оказался мрачным и довольно сложным видением близкого будущего, когда наращивание мозга и кибертроника (отрасль создания киборгов) станут реальностью, где граница между виртуальным и реальным мирами оказывается весьма размытой. Человек уже определяется не в понятиях плоти и костей, которые можно заменить каркасом (доспехом), начинённым металлом и микросхемами, а в понятии «призрака» (своего рода астрального тела). Большинство людей уже имеют вмонтированный в мозг интерфейс, позволяющий подключаться к Сети и взаимодействовать с ней. В таком мире главной угрозой становится кибернетический терроризм. Взламывание чего-либо мозга и манипуляция им — всё это становится пугающе доступным.
Конечно, кому-то нужно предотвращать подобные поползновения, что и становится прерогативой сформированного японским правительством Девятого отдела, антитеррористической команды, почти полностью состоящей из «абсолютных» киборгов, чьи тела сплошная кибернетика, за исключением части их природного мозга, оставленного для сохранения «призрака». Их тела идеально подходят для выявления хакеров-преступников, будь они в реальном или виртуальном мире. Центром сюжета является майор Мотоко Кусанаги и её преследование, одержимость и в конце концов «слияние» с Кукловодом, сущностью, рождённой из море информации и ищущей убежища в кибирнетическом теле.
«Призрак» — самая тревожащая манга Сиро, представляющая будущее, как мир, где изменения в мозге — обычное дело, и когда нельзя быть до конца уверенным в своей человеческой сущности. Что делает нас людьми — вопрос, часто задаваемый в манге, очень релевантный вопрос, когда осталось очень мало от твоего изначального Я. Где провести черту между человеком и машиной?
Эпизоды «Призрака» печатались в журнале издательства «Коданся» «Pirate Edition» каждые три месяца с 1989 по 1990 годы. Как видно, это ещё одна манга о женщине-полицейской, как «Семя яблока» и «Доминион», но на сей раз фокусирующаяся на технологиях ближайшего будущего, особенно кибертронике и технологиях искусственного интеллекта, и их влиянии на сущность человека. Населив мангу немалым числом персонажей, Сиро позаботился выделить им всем полезные роли, хотя достаточное освещение получают лишь немногие. Прежде всего, это героиня Мотоко, к которой обращено главное внимание, затем Бато, её партнёр, получающий основную долю авторского юмора. И уже потом двое с минимальным количеством кибернетических компонентов — лукавый шеф Девятого Отдела Арамаки и Тогуса, перешедший из полиции, в отличие от большинства сотрудников, выходцев из армии, и потому остающийся чужаком в 9-м Отделе.
На английском языке мангу выпустила восемью выпусками всё та же «Тёмная лошадка». Уровень графики соответствует самым высоким стандартам, а сюжет, хоть и не столь последовательный, как в дальнейшей экранизации Осии, интересен и увлекателен. Речь идёт о ряде миссий Мотоко Кусанаги (и 9-го Отдела), некоторые связаны с Кукловодом, некоторые — нет, но в большинстве из них обсуждаются одни и те же философские темы (наряду с невероятным взаимодействием Кукловода и Мотоко) в рамках глубокого анализа эволюции всего живого. Помимо философии, автор глубоко очарован наукой, и читатель получает мощный поток технической информации (многочисленные комментарии об устройстве разных механизмов соседствуют в манге с репликами и рисунками персонажей).
При издании манги в Штатах «Тёмной лошадкой» манга подверглась цензуре. В частности, редактор вырезал 5-ю и 6-ю страницы третьего эпизода «Junk Jungle», изображающие лесбийский виртуальный секс с участием Мотоко Кусанаги и двух её подруг. Забавно наблюдать за лицом Бато, когда тот, взломав кибернетическое пространство, где уединились девушки, увидел происходящее там.
На 3-ей странице того же эпизода обнажённым девушкам «дорисовали» купальники, а сексуальную сцену сменили невинным принятием солнечной ванны. Это весьма показательный момент — произведения Сиро Масамунэ очень эротичны и нередко находятся на грани хентая (к вящему удовольствию многих фанов этого мангаки).
Киберпанковский боевик «Призрак в доспехе», снятый по манге Сиро режиссёром Осии Мамору при участии западных инвестиций, стал одним из самых значительных в истории японской анимации, выйдя осенью 1996 года одновременно на экранах кинотеатров Японии, Англии и Америки. А первая его премьера состоялась 11 ноября 1996 года в рамках Лондонского кинофестиваля. Во время фильма можно признать три эпизода из манги: «Junk Jungle», «Bye Bye Clay» и «Brain Drain», но есть элементы из других эпизодов, например, бой с танком (из «Dumb Barter»).
В фильм не попали роботы Футикомы (Fuchikoma), являющиеся как боевыми доспехами, так и самостоятельно действующими существами с ограниченным диапазоном мыслей и действий. В манге они активно участвуют и в боевых сценах, и в философском постижении сущности бытия. Кстати, они участвуют в ТВ-сериале «Призрак в доспехе» (Ghost in the Shell Stand Alone Complex), хотя и под изменённым именем Татикомы (Tachikomas).
В отличие от манги, в фильме совершенно отсутствовал юмор, и дизайн персонажей сильно отличался от дизайна Сиро. Яркая сексуальность майора Кусанаги, отличающая её в манге (как и других героинь автора), несколько притушена в фильме, где подчёркивается, что она киборг, и её тело — лишь железо. Кусанаги в манге — весёлая общительная девушка, не упускающая никаких радостей жизни, не прочь пропустить рюмку-другую в баре. Она болтает с подружками, перекидывается шуточками с шефом Арамаки и коллегами, имеет любовника, оставаясь, тем не менее, профессионалом высшего класса, приходя на работу в 9-й Отдел.
В фильме Осии она очень сдержана, закрыта, ни разу даже не улыбается. То же относится и к другим персонажам. Отход от дизайна манги был воспринят неодобрительно поклонниками таланта мастера.
Ближе к оригинальной манге Сиро оказался ТВ-сериал «Призрак в доспехе» (Ghost in the Shell Stand Alone Complex), начавший транслироваться с ноября 2002 года (второй сезон стартовал в январе 2004 года). В сериале описывается деятельность 9 Отдела в соответствии с сюжетной линией манги, начиная с середины, используя эпизоды без участия Кукловода.
Сиро Масамунэ сотрудничал с режиссёром Камияма Кэндзи, составив сюжеты для некоторых эпизодов и разработав дизайн некоторых персонажей и техники. В отличие от мрачновато-серьёзного фильма Осии, в сериале присутствовали юмористические сцены, нередкие у Сиро, хотя персонажи и не деформировались внезапно, как в манге. Таким образом, сериал от Камиямы был более верен оригиналу, чем фильм от Осии.
Впрочем, как сказал последний: «Для режиссёра не всегда важно точно следовать оригинальному сюжету при его экранизации, поскольку фильмы и романы, равно как фильмы и комиксы, — совершенно разные вещи». Поэтому как фильм «Призрак в доспехе», так и последовавший в 2004 году фильм-продолжение «Призрак в доспехе: Невинность», хоть и основаны на манге Сиро, но развиваются по своему оригинальному сюжету. «Господин Сиро сказал с самого начала, что полностью предоставляет мне создание фильма и не просит предоставить ему сценарий для одобрения», — сообщил Осии, чей общий взгляд на мир во многом совпадает с видением мангаки, но расходится в некоторых деталях.
Резким различием от манги стал персонаж Бато, трактуемый режиссёром Осии совершенно иначе, чем в первоисточнике. Его обнаружившиеся разносторонний интеллект и способность к самоанализу объясняются переменой, вызванной исчезновением прежнего партнёра майора Кусанаги. Впрочем, этот персонаж настолько отличается от своего аналога в манге, что, вероятно, не стоит и пытаться объяснить этот сдвиг в личности героя. Попросту, перед нами Бато режиссёра Осии против Бато мангаки. Некоторым поклонникам Сиро это придётся не по душе, но Осии так много привнёс в этот фильм, что его можно простить.
Сиро Масамунэ продолжал работу над мангой о приключениях Мотоко Кусанаги. Впрочем, если проследить за эпопеей выпуска «Призрак в доспехе: Интерфейс человека-машины» (Ghost in the Shell: ManMachine Interface), то можно убедиться, что только Одиссей следовал более длинным и мучительным путём
.
В течении нескольких лет Сиро создавал то, что в последствии станет мангой «Призрак 2» — выпускал эпизоды в японском журнале «Young Magazine». Затем в декабре 2000/январе 2001 вышел наконец знаменитый коробочный набор «Solid Box», включавший множество интересных вещей, но главной среди них была первая подборка «Призрака 2», не подвергшаяся ещё цензуре, в твёрдом переплёте, из 350-400 страниц которой первые 64 были выполнены в потрясающем цвете. Обработка на компьютере приводила в изумление, показав, что Сиро мастерски овладел искусством компьютерной графики. Это была в основном дигитальная манга.
В последующие шесть месяцев по непонятной причине не было издания манги в массовом бумажном переплёте, пока наконец в июне 2001 не вышла на японском «Standard Version», содержащая триста с лишним страниц. Были сделаны значительные изменения, включающие дополнительную компьютерную обработку и полное устранение мастером очень хентайной сцены изнасилования (автор понял, что зашёл слишком далеко). В цвете было изрядное количество страниц.
Но даже «стандартная» версия была слишком вольной для Запада, и издатели долго колебались, рассматривая возможность выпуска двух версий — «обычной» и «взрослой XXX». Лишь в январе 2003 «Тёмная лошадка» начала-таки публикацию «Призрак в доспехе: Интерфейс человека-машины», к декабрю 2003 года выпустив все одиннадцать частей.
Действие в предыдущей манге завершилось слиянием Мотоко и Кукловода, став новой сущностью, способной, частично живя в реальном мире, существовать в киберпространстве. В результате ей пришлось порвать с 9-м Отделом и исчезнуть. Бато помогает ей, извлекая её мозг и позвоночник (единственные человеческие органы, оставшиеся в теле киборга) и пересаживая в новое тело киборга, которое предварительно пришлось освободить от прежнего владельца - вора и, вероятно, убийцы. Тело было весьма андрогенно, но в конце концов оказалось мужским (к удивлению Бато).
Итак, события в манге «Призрак 2» начинаются шестого марта 2035 года, четыре с половиной года спустя событий «Призрака в доспехе».. Мотоко Кусанаги теперь Мотоко Арамаки — суперсовременный киборг, эксперт по сетевой безопасности, глава исследовательского отдела гигантской мультинациональной компании «Poseidon Industrial». В этой должности в её распоряжении находится множество дистанционно управляемых агентов-гуманоидов, рассеянных по всему земному шару. Когда кто-то уничтожает стадо особой породы свиней, используемых для клонирования человеческих органов с дальнейшей их трансплантацией, Мотоко направляется на поимку злоумышленников, с помощью вездесущих агентов вступая с ними в поединок как в реальном мире, так и в Сети. Но не всё можно увидеть глазами, даже всевидящими глазами искусственного интеллекта.
«Склад интронов»
17 июля 1992 года в издательстве «Сэйсинся» вышел первый из сборников «Склад интронов» (Intron Depot), в которых Сиро собрал все свои цветные иллюстрации с начала профессиональной карьеры (1981-1991).
Сам мангака объяснил выпуск такого сборника желанием поставить точку под этим периодом своего творчества и продвигаться дальше. Это было почти полное собрание: 148 страниц, которые не вошли в «Склад интронов 1» и 34 страницы из серий «Призрак» и «Склада экзонов». Часть рисунков публиковалась впервые — вместе с некоторыми черновыми набросками.
Отражая десятилетний период творчества Сиро, сборник «Склад интронов 1» позволял увидеть, как прогрессировал его стиль, начиная с дней «Чёрной магии». Это издание имело такой успех среди любителей манги по всему миру, что спустя шесть лет Сиро решил опубликовать второй подобный сборник.
В ноябре 1998 года вышел «Склад интронов 2» (Intron Depot 2: Blades), содержащий цветные иллюстрации за 1992-1998 годы на темы фэнтэзи. Основная доля работ из второго сборника была создана в продолжительный период «молчания» между работой над мангой, остальные — специально созданы для этого сборника либо взяты из черновых блокнотов мастера. Иллюстрации включали образцы, созданные с помощью компьютерной графики, которой мангака увлёкся в последние годы.
«Нейрокруть»
В начале 90-х годов сэнсэй Сиро был весьма загружен. Отдав долги издательствам «Коданся» с «Призрака в доспехах» (Ghost in the Shell) и издательству «Сэйсинся» с «Ориона» и «Склада интронов 1» в 1991 году, Сиро начал сотрудничество с издательством «Fujimi Shobo», начав печатать в их журнале «Comic Dragon» свою новую работу «Нейрокруть» (Neuro Hard).
И это всё параллельно работе над вторым эпизодом «Склада экзонов» — «Приговор» (Judgement) и над третьей части «Доминиона» —«Доминион: Конфликт». В самом деле, нагрузка была велика. Журнал «Comic Dragon» начал выпускаться в конце 1992 года как противовес популярному «Dragon Magazine», также посвящённому жанру фэнтэзи, и, стартовав как ежеквартальник, к концу 1993 года перешёл на ежемесячный формат. «Нейрокруть» началась печататься в нём с первого выпуска и до середины 1994 года, появляясь, впрочем, весьма нерегулярно.
«Нейрокруть», имеющая подзаголовок «Планета ос» (Hachi no Wakusei), — это проект, предназначенный для разработки основ «мира», который послужил бы платформой для других создателей манги при написании их произведений. Предлагались дизайны персонажей и техники, сцены действия, концепции и прочий материал, который коллеги Сиро Масамунэ могли использовать. Всего автор предполагал опубликовать 80 страниц. Промелькнули сообщения, что большая часть материала была уничтожена в землетрясении, постигшем Кобэ 15 января 1995 года. Так или иначе, но пока проект приостановлен. На данный момент вышло только 10 эпизодов.
Действие «Нейрокрути» происходит в 2300 году, когда космические экспедиции — уже обычное дело. Становится известно, что на пятой планете системы Hurema Hiyuto обнаружены разумные жизнеформы. Туда отправляется космолёт «Flema Hyuton» с экипажем исследователей. К несчастью, экспедиция подвергается нападению космических пиратов и вынуждена приземлиться на планете Антия (Antia).
Капитан корабля Кристина (ещё одна типичная героиня Сиро) открывает, что в прошлом на планете господствовала высокоразвитая цивилизация людей, но ныне Антия находится во власти колонии агрессивных ос. И капитан пытается наладить с ними контакт с помощью вспомогательного корабля Housenca и его экипажа. Дело осложняется тем, что Мартина, одна из лидеров экспедиции, получает на поверхности планеты сильное ранение, но поднимается на ноги при поддержке двадцатисантиметровой осы, обладающей экстрасенсорными способностями, которую Мартина любовно называет Роза. Обе развивают довольно симбиозные взаимоотношения. Тем временем, контакт со странной цивилизацией развивается...
«Нейрокруть» открывает новый чарующий мир в глубоком космосе, вмещающий новые концепции, технологии и образы жизни, мастерски разработанные сэнсэем Сиро.
Видеоигры
По прошествии времени многие работы Сиро были адаптированы в видеоигры, а также его нанимали для создания дизайнов персонажей и техники для игр. Большинство из них не получили особого признания, но некоторые имели коммерческий успех — например, игры «Ghost in the Shell» и «Appleseed». Среди прочих следует упомянуть «Aimpoint», «Black Magic», «Eternal City», «Gundress», «Horned Owl», «Orion», «Suraimu Siyou!», «Trinea», «Winds of Thunder», «Sampaguita».
Участие в аниме-проектах в качестве дизайнера
Иногда Сиро Масамунэ приглашали для создания дизайнов персонажей и техники для аниме, что он и сделал для трёх произведений: двухсерийных OAV «Баунти Дог» (Bounty Dog, 1994) и «Лэндлок» (Landlock, 1995), а также полнометражного фильма «Боевой доспех» (Gundress, 1999).
Так как созданием дизайнов его участие и ограничивалось, то нет никакой вины мастера, что эти произведения не имели никакого успеха. Но если создатели «Боунти Дога» не стали выпячивать участие знаменитого мангаки в съёмочном процессе, то авторы «Лэндлока» и «Боевого доспеха» (фирма «ORCA») в рекламной компании всячески подчёркивали это, пытаясь сыграть на имени сэнсэя Сиро. Впрочем, это им не помогло.
Источник
Эпизоды вышеупомянутой однотомной манги «Орион» (Senjutsu Chou Koukaku Orion) публиковались в первых шести номерах журнала (антологии манги) «Comic Gaia». Целиком «Орион» был выпущен издательством «Сэйсинся» в декабре 1991 года, за которым последовало английское издание манги от неизменной «Тёмной лошадки» в сентябре 1994 года. Это произведение Сиро можно определить как шутливую мангу — своего рода комедию, основанную на японской мифологии, приправленной «чёрной фантастикой» в духе «Мифов Ктулху» родоначальника этого жанра Говарда Лавкрафта (Howard Lovecraft), в результате получилась забавная смесь чёрного юмора с азиатским мистицизмом.
Действие происходит в глубокой древности, когда наша планета являлась сердцем могучей империи народа Ямата, магов-инопланетян, прилетевших с далёких звёзд. Но их магия — не «примитивное» колдовство, сопровождаемое заклинаниями и взмахом жезла. Сиро искусно создаёт фундаментальные законы магии, которые по основательности сродни законам физики. И подобно физике, рождающей великие идеи, наподобие атомной бомбы, наука-магия империи народа Ямато выдвигает сомнительную теорию создания реактора, собирающего и уничтожающего всю плохую карму Вселенной. К несчастью, вместе с плохой кармой под откос может пойти и планета Земля. «Орион» — манга нетипичная для Сиро Масамунэ, выходящая из череды приключений женщины-полицейской.
«Склад экзонов»
В том же журнале «Comic Gaia» были опубликованы два из трёх коротких эпизодов, известные как серия «Склад экзонов» (Exon Depot), когда каждый из них являлся отдельной историей. Эпизоды этой серии отличали две особенности — во-первых, они были полностью в цвете, во-вторых, в них отсутствовали «пузырьки» с репликами героев.
Первая история «Дикая горная вишня» (Wild Mountain Cherry/Yamazakura) вышла в восьмом выпуске «Comic Gaia» в январе 1992 года (позднее была перепечатана в «A Decade of Dark Horse #4») и состояла из четырёх страниц. Это довольно странное произведение, представляющее заросший густым лесом разрушенный город, небеса которого патрулируют летающие боевые машины.
Внимание небесных стражей привлекает красивая полуобнажённая девушка, рубящая дерево, и робот отправляется расправиться с ней. Героине удаётся спрятаться, и когда уверенный, что миссия выполнена, патруль улетает, девушка возвращается к поваленному дереву, срезает плод и с наслаждением пьёт его сок.
Вторая история «Приговор» (Judgement/Shimban) вышла в двенадцатом выпуске «Comic Gaia» 2-го ноября 1992 года (позднее была перепечатана в июле-августе 1997 года журналом «Penthouse Comix Vol. 2, #24») и включала в себя 11 страниц. История очень поучительная, несмотря на лёгкий стиль изложения. Речь идёт о группе представителей высокоразвитой цивилизации, пролетающих на космолёте мимо планеты, населённой примитивными народами (очень похожими на землян), и рассуждающих о судьбах этой планеты.Инопланетяне решают облагодетельствовать туземцев, улучшив условия их жизни, для чего отправляют двоих из них спуститься к «дикарям», живущим в руинах высотных домов, свидетельствующих о цивилизованном прошлом. Тем временем, две красавицы-туземки ведут бой друг с другом, когда одежды постепенно слетают с них (автор верен себе).
И в самый разгар драки спускаются два «гостя». Они ведут себя, как боги — один излечивает больных, другой — раздаёт маленькие светящиеся талисманы, служащие источниками энергии. Условия жизни на планете улучшились, но население раскололось на сторонников каждого из «богов», и вспыхнула кровавая жестокая война (религиозные войны самые страшные). Ошарашенные «боги», не ожидавшие такого исхода, проливают кровавые слёзы, бурным потоком залившие планету и забравшие многие жизни. Продолжая горячую дискуссию, инопланетяне покидают планету, провожаемые печальным взглядом немногих выживших туземцев.
Ещё один эпизод «ARMS» из серии «Склад экзонов» увидел свет уже много позже — 13-го января 1998 года в пятнадцатом номере двухмесячного журнала издательства «Коданся» «BUTA Young Magazine» и состоял из четырёх страниц. В этом эпизоде описывается бой девушки-воина (традиционной героини мастера) с плотоядным демоном-монстром. При создании этой работы мангака широко пользовался компьютерной графикой.
«Призрак в доспехе»
Но самой известной работой Сиро Масамунэ стала начатая им в 1989 году манга «Призрак в доспехе» (Koukaku Kidoutai), каждый эпизод которой предваряла цветная секция, что очень редко для манги. «Призрак» оказался мрачным и довольно сложным видением близкого будущего, когда наращивание мозга и кибертроника (отрасль создания киборгов) станут реальностью, где граница между виртуальным и реальным мирами оказывается весьма размытой. Человек уже определяется не в понятиях плоти и костей, которые можно заменить каркасом (доспехом), начинённым металлом и микросхемами, а в понятии «призрака» (своего рода астрального тела). Большинство людей уже имеют вмонтированный в мозг интерфейс, позволяющий подключаться к Сети и взаимодействовать с ней. В таком мире главной угрозой становится кибернетический терроризм. Взламывание чего-либо мозга и манипуляция им — всё это становится пугающе доступным.
Конечно, кому-то нужно предотвращать подобные поползновения, что и становится прерогативой сформированного японским правительством Девятого отдела, антитеррористической команды, почти полностью состоящей из «абсолютных» киборгов, чьи тела сплошная кибернетика, за исключением части их природного мозга, оставленного для сохранения «призрака». Их тела идеально подходят для выявления хакеров-преступников, будь они в реальном или виртуальном мире. Центром сюжета является майор Мотоко Кусанаги и её преследование, одержимость и в конце концов «слияние» с Кукловодом, сущностью, рождённой из море информации и ищущей убежища в кибирнетическом теле.
«Призрак» — самая тревожащая манга Сиро, представляющая будущее, как мир, где изменения в мозге — обычное дело, и когда нельзя быть до конца уверенным в своей человеческой сущности. Что делает нас людьми — вопрос, часто задаваемый в манге, очень релевантный вопрос, когда осталось очень мало от твоего изначального Я. Где провести черту между человеком и машиной?
Эпизоды «Призрака» печатались в журнале издательства «Коданся» «Pirate Edition» каждые три месяца с 1989 по 1990 годы. Как видно, это ещё одна манга о женщине-полицейской, как «Семя яблока» и «Доминион», но на сей раз фокусирующаяся на технологиях ближайшего будущего, особенно кибертронике и технологиях искусственного интеллекта, и их влиянии на сущность человека. Населив мангу немалым числом персонажей, Сиро позаботился выделить им всем полезные роли, хотя достаточное освещение получают лишь немногие. Прежде всего, это героиня Мотоко, к которой обращено главное внимание, затем Бато, её партнёр, получающий основную долю авторского юмора. И уже потом двое с минимальным количеством кибернетических компонентов — лукавый шеф Девятого Отдела Арамаки и Тогуса, перешедший из полиции, в отличие от большинства сотрудников, выходцев из армии, и потому остающийся чужаком в 9-м Отделе.
На английском языке мангу выпустила восемью выпусками всё та же «Тёмная лошадка». Уровень графики соответствует самым высоким стандартам, а сюжет, хоть и не столь последовательный, как в дальнейшей экранизации Осии, интересен и увлекателен. Речь идёт о ряде миссий Мотоко Кусанаги (и 9-го Отдела), некоторые связаны с Кукловодом, некоторые — нет, но в большинстве из них обсуждаются одни и те же философские темы (наряду с невероятным взаимодействием Кукловода и Мотоко) в рамках глубокого анализа эволюции всего живого. Помимо философии, автор глубоко очарован наукой, и читатель получает мощный поток технической информации (многочисленные комментарии об устройстве разных механизмов соседствуют в манге с репликами и рисунками персонажей).
При издании манги в Штатах «Тёмной лошадкой» манга подверглась цензуре. В частности, редактор вырезал 5-ю и 6-ю страницы третьего эпизода «Junk Jungle», изображающие лесбийский виртуальный секс с участием Мотоко Кусанаги и двух её подруг. Забавно наблюдать за лицом Бато, когда тот, взломав кибернетическое пространство, где уединились девушки, увидел происходящее там.
На 3-ей странице того же эпизода обнажённым девушкам «дорисовали» купальники, а сексуальную сцену сменили невинным принятием солнечной ванны. Это весьма показательный момент — произведения Сиро Масамунэ очень эротичны и нередко находятся на грани хентая (к вящему удовольствию многих фанов этого мангаки).
Киберпанковский боевик «Призрак в доспехе», снятый по манге Сиро режиссёром Осии Мамору при участии западных инвестиций, стал одним из самых значительных в истории японской анимации, выйдя осенью 1996 года одновременно на экранах кинотеатров Японии, Англии и Америки. А первая его премьера состоялась 11 ноября 1996 года в рамках Лондонского кинофестиваля. Во время фильма можно признать три эпизода из манги: «Junk Jungle», «Bye Bye Clay» и «Brain Drain», но есть элементы из других эпизодов, например, бой с танком (из «Dumb Barter»).
В фильм не попали роботы Футикомы (Fuchikoma), являющиеся как боевыми доспехами, так и самостоятельно действующими существами с ограниченным диапазоном мыслей и действий. В манге они активно участвуют и в боевых сценах, и в философском постижении сущности бытия. Кстати, они участвуют в ТВ-сериале «Призрак в доспехе» (Ghost in the Shell Stand Alone Complex), хотя и под изменённым именем Татикомы (Tachikomas).
В отличие от манги, в фильме совершенно отсутствовал юмор, и дизайн персонажей сильно отличался от дизайна Сиро. Яркая сексуальность майора Кусанаги, отличающая её в манге (как и других героинь автора), несколько притушена в фильме, где подчёркивается, что она киборг, и её тело — лишь железо. Кусанаги в манге — весёлая общительная девушка, не упускающая никаких радостей жизни, не прочь пропустить рюмку-другую в баре. Она болтает с подружками, перекидывается шуточками с шефом Арамаки и коллегами, имеет любовника, оставаясь, тем не менее, профессионалом высшего класса, приходя на работу в 9-й Отдел.
В фильме Осии она очень сдержана, закрыта, ни разу даже не улыбается. То же относится и к другим персонажам. Отход от дизайна манги был воспринят неодобрительно поклонниками таланта мастера.
Ближе к оригинальной манге Сиро оказался ТВ-сериал «Призрак в доспехе» (Ghost in the Shell Stand Alone Complex), начавший транслироваться с ноября 2002 года (второй сезон стартовал в январе 2004 года). В сериале описывается деятельность 9 Отдела в соответствии с сюжетной линией манги, начиная с середины, используя эпизоды без участия Кукловода.
Сиро Масамунэ сотрудничал с режиссёром Камияма Кэндзи, составив сюжеты для некоторых эпизодов и разработав дизайн некоторых персонажей и техники. В отличие от мрачновато-серьёзного фильма Осии, в сериале присутствовали юмористические сцены, нередкие у Сиро, хотя персонажи и не деформировались внезапно, как в манге. Таким образом, сериал от Камиямы был более верен оригиналу, чем фильм от Осии.
Впрочем, как сказал последний: «Для режиссёра не всегда важно точно следовать оригинальному сюжету при его экранизации, поскольку фильмы и романы, равно как фильмы и комиксы, — совершенно разные вещи». Поэтому как фильм «Призрак в доспехе», так и последовавший в 2004 году фильм-продолжение «Призрак в доспехе: Невинность», хоть и основаны на манге Сиро, но развиваются по своему оригинальному сюжету. «Господин Сиро сказал с самого начала, что полностью предоставляет мне создание фильма и не просит предоставить ему сценарий для одобрения», — сообщил Осии, чей общий взгляд на мир во многом совпадает с видением мангаки, но расходится в некоторых деталях.
Резким различием от манги стал персонаж Бато, трактуемый режиссёром Осии совершенно иначе, чем в первоисточнике. Его обнаружившиеся разносторонний интеллект и способность к самоанализу объясняются переменой, вызванной исчезновением прежнего партнёра майора Кусанаги. Впрочем, этот персонаж настолько отличается от своего аналога в манге, что, вероятно, не стоит и пытаться объяснить этот сдвиг в личности героя. Попросту, перед нами Бато режиссёра Осии против Бато мангаки. Некоторым поклонникам Сиро это придётся не по душе, но Осии так много привнёс в этот фильм, что его можно простить.
Сиро Масамунэ продолжал работу над мангой о приключениях Мотоко Кусанаги. Впрочем, если проследить за эпопеей выпуска «Призрак в доспехе: Интерфейс человека-машины» (Ghost in the Shell: ManMachine Interface), то можно убедиться, что только Одиссей следовал более длинным и мучительным путём
.
В течении нескольких лет Сиро создавал то, что в последствии станет мангой «Призрак 2» — выпускал эпизоды в японском журнале «Young Magazine». Затем в декабре 2000/январе 2001 вышел наконец знаменитый коробочный набор «Solid Box», включавший множество интересных вещей, но главной среди них была первая подборка «Призрака 2», не подвергшаяся ещё цензуре, в твёрдом переплёте, из 350-400 страниц которой первые 64 были выполнены в потрясающем цвете. Обработка на компьютере приводила в изумление, показав, что Сиро мастерски овладел искусством компьютерной графики. Это была в основном дигитальная манга.
В последующие шесть месяцев по непонятной причине не было издания манги в массовом бумажном переплёте, пока наконец в июне 2001 не вышла на японском «Standard Version», содержащая триста с лишним страниц. Были сделаны значительные изменения, включающие дополнительную компьютерную обработку и полное устранение мастером очень хентайной сцены изнасилования (автор понял, что зашёл слишком далеко). В цвете было изрядное количество страниц.
Но даже «стандартная» версия была слишком вольной для Запада, и издатели долго колебались, рассматривая возможность выпуска двух версий — «обычной» и «взрослой XXX». Лишь в январе 2003 «Тёмная лошадка» начала-таки публикацию «Призрак в доспехе: Интерфейс человека-машины», к декабрю 2003 года выпустив все одиннадцать частей.
Действие в предыдущей манге завершилось слиянием Мотоко и Кукловода, став новой сущностью, способной, частично живя в реальном мире, существовать в киберпространстве. В результате ей пришлось порвать с 9-м Отделом и исчезнуть. Бато помогает ей, извлекая её мозг и позвоночник (единственные человеческие органы, оставшиеся в теле киборга) и пересаживая в новое тело киборга, которое предварительно пришлось освободить от прежнего владельца - вора и, вероятно, убийцы. Тело было весьма андрогенно, но в конце концов оказалось мужским (к удивлению Бато).
Итак, события в манге «Призрак 2» начинаются шестого марта 2035 года, четыре с половиной года спустя событий «Призрака в доспехе».. Мотоко Кусанаги теперь Мотоко Арамаки — суперсовременный киборг, эксперт по сетевой безопасности, глава исследовательского отдела гигантской мультинациональной компании «Poseidon Industrial». В этой должности в её распоряжении находится множество дистанционно управляемых агентов-гуманоидов, рассеянных по всему земному шару. Когда кто-то уничтожает стадо особой породы свиней, используемых для клонирования человеческих органов с дальнейшей их трансплантацией, Мотоко направляется на поимку злоумышленников, с помощью вездесущих агентов вступая с ними в поединок как в реальном мире, так и в Сети. Но не всё можно увидеть глазами, даже всевидящими глазами искусственного интеллекта.
«Склад интронов»
17 июля 1992 года в издательстве «Сэйсинся» вышел первый из сборников «Склад интронов» (Intron Depot), в которых Сиро собрал все свои цветные иллюстрации с начала профессиональной карьеры (1981-1991).
Сам мангака объяснил выпуск такого сборника желанием поставить точку под этим периодом своего творчества и продвигаться дальше. Это было почти полное собрание: 148 страниц, которые не вошли в «Склад интронов 1» и 34 страницы из серий «Призрак» и «Склада экзонов». Часть рисунков публиковалась впервые — вместе с некоторыми черновыми набросками.
Отражая десятилетний период творчества Сиро, сборник «Склад интронов 1» позволял увидеть, как прогрессировал его стиль, начиная с дней «Чёрной магии». Это издание имело такой успех среди любителей манги по всему миру, что спустя шесть лет Сиро решил опубликовать второй подобный сборник.
В ноябре 1998 года вышел «Склад интронов 2» (Intron Depot 2: Blades), содержащий цветные иллюстрации за 1992-1998 годы на темы фэнтэзи. Основная доля работ из второго сборника была создана в продолжительный период «молчания» между работой над мангой, остальные — специально созданы для этого сборника либо взяты из черновых блокнотов мастера. Иллюстрации включали образцы, созданные с помощью компьютерной графики, которой мангака увлёкся в последние годы.
«Нейрокруть»
В начале 90-х годов сэнсэй Сиро был весьма загружен. Отдав долги издательствам «Коданся» с «Призрака в доспехах» (Ghost in the Shell) и издательству «Сэйсинся» с «Ориона» и «Склада интронов 1» в 1991 году, Сиро начал сотрудничество с издательством «Fujimi Shobo», начав печатать в их журнале «Comic Dragon» свою новую работу «Нейрокруть» (Neuro Hard).
И это всё параллельно работе над вторым эпизодом «Склада экзонов» — «Приговор» (Judgement) и над третьей части «Доминиона» —«Доминион: Конфликт». В самом деле, нагрузка была велика. Журнал «Comic Dragon» начал выпускаться в конце 1992 года как противовес популярному «Dragon Magazine», также посвящённому жанру фэнтэзи, и, стартовав как ежеквартальник, к концу 1993 года перешёл на ежемесячный формат. «Нейрокруть» началась печататься в нём с первого выпуска и до середины 1994 года, появляясь, впрочем, весьма нерегулярно.
«Нейрокруть», имеющая подзаголовок «Планета ос» (Hachi no Wakusei), — это проект, предназначенный для разработки основ «мира», который послужил бы платформой для других создателей манги при написании их произведений. Предлагались дизайны персонажей и техники, сцены действия, концепции и прочий материал, который коллеги Сиро Масамунэ могли использовать. Всего автор предполагал опубликовать 80 страниц. Промелькнули сообщения, что большая часть материала была уничтожена в землетрясении, постигшем Кобэ 15 января 1995 года. Так или иначе, но пока проект приостановлен. На данный момент вышло только 10 эпизодов.
Действие «Нейрокрути» происходит в 2300 году, когда космические экспедиции — уже обычное дело. Становится известно, что на пятой планете системы Hurema Hiyuto обнаружены разумные жизнеформы. Туда отправляется космолёт «Flema Hyuton» с экипажем исследователей. К несчастью, экспедиция подвергается нападению космических пиратов и вынуждена приземлиться на планете Антия (Antia).
Капитан корабля Кристина (ещё одна типичная героиня Сиро) открывает, что в прошлом на планете господствовала высокоразвитая цивилизация людей, но ныне Антия находится во власти колонии агрессивных ос. И капитан пытается наладить с ними контакт с помощью вспомогательного корабля Housenca и его экипажа. Дело осложняется тем, что Мартина, одна из лидеров экспедиции, получает на поверхности планеты сильное ранение, но поднимается на ноги при поддержке двадцатисантиметровой осы, обладающей экстрасенсорными способностями, которую Мартина любовно называет Роза. Обе развивают довольно симбиозные взаимоотношения. Тем временем, контакт со странной цивилизацией развивается...
«Нейрокруть» открывает новый чарующий мир в глубоком космосе, вмещающий новые концепции, технологии и образы жизни, мастерски разработанные сэнсэем Сиро.
Видеоигры
По прошествии времени многие работы Сиро были адаптированы в видеоигры, а также его нанимали для создания дизайнов персонажей и техники для игр. Большинство из них не получили особого признания, но некоторые имели коммерческий успех — например, игры «Ghost in the Shell» и «Appleseed». Среди прочих следует упомянуть «Aimpoint», «Black Magic», «Eternal City», «Gundress», «Horned Owl», «Orion», «Suraimu Siyou!», «Trinea», «Winds of Thunder», «Sampaguita».
Участие в аниме-проектах в качестве дизайнера
Иногда Сиро Масамунэ приглашали для создания дизайнов персонажей и техники для аниме, что он и сделал для трёх произведений: двухсерийных OAV «Баунти Дог» (Bounty Dog, 1994) и «Лэндлок» (Landlock, 1995), а также полнометражного фильма «Боевой доспех» (Gundress, 1999).
Так как созданием дизайнов его участие и ограничивалось, то нет никакой вины мастера, что эти произведения не имели никакого успеха. Но если создатели «Боунти Дога» не стали выпячивать участие знаменитого мангаки в съёмочном процессе, то авторы «Лэндлока» и «Боевого доспеха» (фирма «ORCA») в рекламной компании всячески подчёркивали это, пытаясь сыграть на имени сэнсэя Сиро. Впрочем, это им не помогло.
Источник
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]