"Шайба" и другие достопримечательности Первоуральска. Часть Вторая.
---
Начало здесь. Продожаем наше знакомство с горнозаводской цивилизацией. Кстати где-то тут на стенах "Шайбы" висят самые грозные предупреждения о том, что залезать на стены и самый верх сооружения строжайше запрещается. И как мне кажется, совершенно напрасно. Вид оттуда красивый, и владельцы "Шайбы" могли бы устроить там смотровую площадку. Получилось бы важное дополнение к культурным инновациям.
Цивилизация есть цивилизация, и у неё есть отцы-основатели. Вот они. Вообще-то каджому уральцу их нужно знать в лицо, поэтому портреты не подписаны. На моём снимке портрета всего три, но там в музее их больше. Семь. Вроде я вот того, усатого узнал. А кого вы узнаете?
Ещё портреты. Кстати горнозаводская цивилизация на Урале началась в 1701-м году с постройкой первого Каменского завода. В 1702-м году был построен второй, Невьянский завод.
Организаторы проекта на память уральцев не понадеялись и поместили подсказку. Среди столпов цивилизации был замечен и барин Турчанинов. Помните такого? Известный персонаж бажовских сказов, чуть ли не самый мерзкий из отрицательных героев. А тут благодарные потомки решили-таки его возвеличить. А ещё Екатерина нам сказала, что Строгановы о своих рабочих заботились, не в пример всем прочим заводчикам.
Екатерина ведёт нас от стенда к стенду. Каждый стенд посвящён или какому-нибудь уральскому городу-заводу, или какому-нибудь интересному явлению, оставившему след в истории Урала, а то и отдельному человеку. Всю историю Урала я пересказывать не буду, она достаточно хорошо всем известна, остановлюсь на том, что запомнилось.
История Алапаевских и Синячихинских заводов. Здесь же портрет М.Д. Самойлова, человека, который основал известнейший на Урале музей народной росписи в Нижней Синячихе и восстановил редкостно красивый храм, построенный в стиле барокко.
Малахитвая шкатулка. Как тут не вспомнить "Уральских пельменей".
-Открываешь малахитовую шкатулку, а там ... малахит.
Раньше из малахита делали только большие вещи - вазы, шкатулки, столбы Исаакиевского собора. А теперь малахит на Урале почти весь кончился, и из него стали делать ювелирные украшения. Из поделочного камня он стал ценностью.
Огромная квадратная денежка-полтина екатеринбургского производства. Весила она полтора килограмма. Украсть такое сокровище из кармана было невозможно. Поэтому в восемнадцатом веке на Урале воров-карманников не было.
Книга мемориальная в заводском производстве сочинённая... дальше неразборчиво. Книгу эту написал приказчик Невьянского завода, имя к сожалению забыл. Она о том, что и как там было устроено на Невьянском заводе. Какие там машины, оборудование, как идут производственные процессы. Написано в 1776-м году, то есть как раз во время Пугачёвского бунта. Смелый был человек этот приказчик. Не сидел в страхе на узлах и сундуках, готовый сорваться и удариться в бега от народного гнева. Не трясся от страха, а занимался творчеством. Хотя Пугачёвские войска были от Невьянска довольно-таки близко.
А тут образы самых главных людей горнозаводского Урала. Рудознатец.
Горный начальник (слева).
А когда Екатерина спрашивала у детей про этого персонажа, то дети неизменно отвечали ей, что это пират. Ну, а что, чем не пират? Треуголка и шпага - всё при нём. На самом же деле это горный инженер.
А когда она спрашивала у детей, от кого приходилось обороняться людям на Горнозаводском Урале в те легендарные времена, то дети говорили, что от драконов и змей. На самом же деле защищаться приходилось от людей, в жизнь которых ворвалась эта наша цивилизация, от тех, кого согнала она с насиженных мест.
Кое-что дано здесь в натуральную величину. На стене макет части водяного колеса Каменского завода. Колесо имело около пяти метров в диаметре. И таких колёс на заводах стояли десятки. Именно они приводили в движение все заводские механизмы до появления паровых машин. А нарисованная на стене дуга показывает нам, каким было самое большое водяное колесо горного завода. Правда построено оно было на Алтае. Алтай стал как бы филиалом Урала в Сибири. Там на Алтае тоже были Демидовы итакие, как на Урале, горные заводы. Осваивать дикий край ехали люди с уральских земель. Они несли туда свой опыт, знания, приобретённые на уральских заводах и весь уклад уральской жизни.
А потом водяные колёса в заводах заменили турбинами. С агрегата гораздо меньшего размера, чем старое водяное колесо, можно было снять в два раза больше мощности.
Ещё один рисунок, нарисованный на стене, чтоб нам было понятнее, какое оно всё было там, на древнем Урале. Вот такого размера был нос чусовской барки, на которой сплавляли уральское железо. Впрочем, корма её была скорее всего точно такой же формы и такого же размера. Чусовские барки строились таким образом, чтоб можно было плыть как носом, так и кормой вперёд. Бурное течение Чусовой могло швырнуть этот одноразовый кораблик и так, и эдак.
А под "носом" на мониторе каждый может почувствовать себя капитаном такой барки. Сплавщиком, как называлась эта профессия на Чусовой. На экране течёт вода, мимо проплывают деревни, леса и скалы-бойцы. Можно придержать свой виртуальный кораблик, можно и ускориться. По каждому камню-бойцу и каждой деревне даются пояснения, приводятся фотографии. Вот он, экранчик с Чусовой. Весь в деревянном обрамлении. На нём карта реки. Можно выбрать нужный участок.Правда течение этой виртуальной реки довольно спокойное.
А я бы пошёл дальше этого. Если б конечно мог. Я бы разработал полноценную компьютерную игру "Пройди Чусовую". Чтоб всё как по-настоящему. Течение, камни. Опасные мели и предательски бьющие из-под камней потоки воды. И обломки тех барок, что не доплыли и разбились о камни. И подлые люди, которые заманивают барку на мель, чтоб чем-нибудь поживиться.
А твоя функция как игрока - это руководить командой. Когда грести левым бортом, когда правым, когда бросить за борт чугунный "уральский якорь". Сядешь на мель - сам снимай с мели кораблик с помощью приспосблений, которыми пользовались предки. И чтоб кликуны на камнях сидели. Это такие люди были, то ли полоумные, то ли провидцы, которые кричали, убьётся эта барка или проскочит опасное место. Доведёшь судно до Камы - выиграл. И соревнования устраивать для детей по этой игре.
Кстати первая Горнозаводская железная дорога Урала - это была "анти-Чусовая", её построили специально для того, чтобы избавить заводы от опасной зависимости от реки Чусовой. Она ведь шла тем же путём, (Екатеринбург-Невьянск - Тагил - Пермь) по которому возили железо сначала на лошадях, потом на чусовских барках. Наша дорога не была связана с остальными железными дорогами России. Она шла с заводов к берегу Камы, где железо перегружали на речные суда уже не с барок, а из вагонов. И после этого вся сплавная романтика и риск в одночасье вымерли.
А это две главных башни горнозаводского Урала. Одна сохранилась до наших дней, другая нет. Те, кто живёт на Урале, конечно же сразу скажут, какая из башен ещё стоит на земле, а какую снесли.
Та, что стоит - Невьянская, а та, которую снесли, была в Кушве. Это часовня, построенная на том месте, где вогул Степан Чумпин нашёл железную руду на горе Благодать. Степан получил за это сколько-то там рублей награды, а его соплеменники-вогулы потом, согласно легенде, сожгли его живьём. Потому что если где-то построят завод, то вогулам-охотникам придётся покидать свои охотничьи угодья и перебираться на иные места. И может быть, даже воевать со своими соплеменниками, сидевшими на тех местах раньше. Так уральские заводы приносили одним людям цивилизацию, заработок и возможность процветания, а другим приносили горе.
Часовню на горе Благодать снесли уже в советское время.
Много ещё в музее разных экспонатов, обо всех не расскажешь. Невозможно весь музей уместить в один пост. А все фотки оттуда смотрите здесь.
А вот это Иосиф Иосифович Тибо-Бриньоль, известный горный деятель Урала 19-го века. А ещё он был предком Николая Тибо-Бриньоля, студента УПИ, одного из погибших "дятловцев".
Вот такая горнозаводская цивилизация. Где вместе были каторжный труд и свободный ум, смелость и скупая жадность. Где были свои герои и свои негодяи. Огромное богатство и ужасающая нищета. Были у неё и взлёты, и падения. И крыша британского парламента, как говорят, была когда-то покрыта уральским железом.
А потом вся цивилизация плавно сошла на нет, когда технологии продвинулись дальше, а рудные запасы истощились. И когда настала вторая, советская волна индустриализации, то наш край перестал быть горнозаводским, и стал просто промышленным.
А сейчас похоже горнозаводское время опять возвратилось. Только в несколько ухудшенном, карикатурном варианте. Ибо в период рыночных реформ многие промышленные предприятия Урала разорились. Машиностроение на Урале кончилось, и вновь осталась одна металлургия.
Эти предприятия стали спонсорами Центра. Из них не являются металлургическими только те, что работают на оборону или стратегические интересы государства.
Хотя всё-таки здорово, что горнозаводская цивилизация на Урале была. Ведь все мы, уральцы, вышли из неё. Наши предки были рудознатцами и золотоискателями, металлургами и сплавщиками. А у кого-то и жуликами, которые специально заманивали барки на мель. Мы написали отзыв в книге и поблагодарили Екатерину за хорошую экскурсию, а заодно пообещали написать про "Шайбу" много постов, хороших и разных. Пока написали три.
Лист в книге отзывов. Фото Жени.
А мы пошли дальше по удивительному городу Первоуральску. И двинулись мы почему-то на кладбище. Вернее не на само кладбище, а к памятнику-танку, который стоит рядом. Памятник-танк был замечен нами ещё из окна автобуса.
Мы идём окраиной города, разглядывая дома. То деревянные, то каменные, то старинные, то современные. Закрытые города вроде нашего Новоуральска почти полностью лишены таких вот деревянных окраин. Забор не давал им расти вширь. Здесь же рост города ничего не ограничивало и целые улицы частного сектора расползлись широко по окрестностям.
Блогеры идут, кошки разбегайтесь!
Ближе к кладбищу стали попадаться дома, прямо-таки обвешанные пластиковыми цветами и венками. Здесь эти цветы и продают.
И где-то на улицах Первоуральска Женя рассказала нам легенду о "большеголовиках". Она работает в Невьянске на цементном заводе. И там одна из её коллег, местная жительница, сказала Жене.
-А правда, что у вас, новоуральцев, очень большие головы?
Оказывается в Невьянске сложилось о наших земляках такое вот мнение. Вот в окрестностях Каменска-Уральского карлики-разбойники, а унас бюольшеголовики. Женя удивилась, да и мы все тоже удивились. услышав её рассказ. Новоуральцев называют ураноголовыми, это привычно. Но большеголовики - это что-то новенькое. Интересно, откуда это взялось? Или мы уж настолько умные, что головы у нас распухли от мозгов?
Мы дошли до танка. Как жаль, что в Новоуральске нет какого-нибудь своего танка или хоть броневичка. И я кажется знаю почему. Жители города, которые раньше были причастны к выпуску атомного оружия, не считают все эти танки чем-то серьёзным. Танки отторгает сам город. Именно поэтому закончились ничем обе попытки установить на наших улицах военную технику. Но всё равно танк - это круто.
Три "танкиста".
И вдруг мы увидели это. Огромная бетонная каска, которая была бы впору только Святогору-богатырю. Неужели легенды о большеголовиках- это правда. Только вот с местом чуть ошиблись.
Мы долго обходили со всех сторон удивительную каску и фотографировались рядом с ней.
А потом мы вдруг увидели это. Памятник стоял у самого входа на кладбище. Чёрный мрамор, колонны. Правда я сразу забыл про всякие колонны, как только увидел это. У памятника были золотые зубы. И золотое кольцо на пальце. Хоть качество снимка было и не ахти какое, но зубы и кольцо блестят настоящим золотом на скупом сентябрьском солнце.
Обратная сторона памятника хоть и без золота, но тоже интересна. Человек в роскошной обстановке. И каминная решётка с его инициалами. Кем был этот человек? Удачливым бандитом? Или просто разбогател в "мутное время" девяностых.
И ещё две фотки оттуда же, с кладбища. Машина с надписью "Груз 200".
И мирно спящий кот у сторожки, отбрасывающий на стену огромную ушастую тень. Это специальная порода первоуральских сторожевых котов. Они даже живут в будках как собаки. Вон и будка рядом.
А мы пошли дальше гулять по городу Первоуральску, пока не забрели в верёвочный парк. А про парк и прочие места, которые мы посетили, читайте у Александра Жданова.
Цивилизация есть цивилизация, и у неё есть отцы-основатели. Вот они. Вообще-то каджому уральцу их нужно знать в лицо, поэтому портреты не подписаны. На моём снимке портрета всего три, но там в музее их больше. Семь. Вроде я вот того, усатого узнал. А кого вы узнаете?
Ещё портреты. Кстати горнозаводская цивилизация на Урале началась в 1701-м году с постройкой первого Каменского завода. В 1702-м году был построен второй, Невьянский завод.
Организаторы проекта на память уральцев не понадеялись и поместили подсказку. Среди столпов цивилизации был замечен и барин Турчанинов. Помните такого? Известный персонаж бажовских сказов, чуть ли не самый мерзкий из отрицательных героев. А тут благодарные потомки решили-таки его возвеличить. А ещё Екатерина нам сказала, что Строгановы о своих рабочих заботились, не в пример всем прочим заводчикам.
Екатерина ведёт нас от стенда к стенду. Каждый стенд посвящён или какому-нибудь уральскому городу-заводу, или какому-нибудь интересному явлению, оставившему след в истории Урала, а то и отдельному человеку. Всю историю Урала я пересказывать не буду, она достаточно хорошо всем известна, остановлюсь на том, что запомнилось.
История Алапаевских и Синячихинских заводов. Здесь же портрет М.Д. Самойлова, человека, который основал известнейший на Урале музей народной росписи в Нижней Синячихе и восстановил редкостно красивый храм, построенный в стиле барокко.
Малахитвая шкатулка. Как тут не вспомнить "Уральских пельменей".
-Открываешь малахитовую шкатулку, а там ... малахит.
Раньше из малахита делали только большие вещи - вазы, шкатулки, столбы Исаакиевского собора. А теперь малахит на Урале почти весь кончился, и из него стали делать ювелирные украшения. Из поделочного камня он стал ценностью.
Огромная квадратная денежка-полтина екатеринбургского производства. Весила она полтора килограмма. Украсть такое сокровище из кармана было невозможно. Поэтому в восемнадцатом веке на Урале воров-карманников не было.
Книга мемориальная в заводском производстве сочинённая... дальше неразборчиво. Книгу эту написал приказчик Невьянского завода, имя к сожалению забыл. Она о том, что и как там было устроено на Невьянском заводе. Какие там машины, оборудование, как идут производственные процессы. Написано в 1776-м году, то есть как раз во время Пугачёвского бунта. Смелый был человек этот приказчик. Не сидел в страхе на узлах и сундуках, готовый сорваться и удариться в бега от народного гнева. Не трясся от страха, а занимался творчеством. Хотя Пугачёвские войска были от Невьянска довольно-таки близко.
А тут образы самых главных людей горнозаводского Урала. Рудознатец.
Горный начальник (слева).
А когда Екатерина спрашивала у детей про этого персонажа, то дети неизменно отвечали ей, что это пират. Ну, а что, чем не пират? Треуголка и шпага - всё при нём. На самом же деле это горный инженер.
А когда она спрашивала у детей, от кого приходилось обороняться людям на Горнозаводском Урале в те легендарные времена, то дети говорили, что от драконов и змей. На самом же деле защищаться приходилось от людей, в жизнь которых ворвалась эта наша цивилизация, от тех, кого согнала она с насиженных мест.
Кое-что дано здесь в натуральную величину. На стене макет части водяного колеса Каменского завода. Колесо имело около пяти метров в диаметре. И таких колёс на заводах стояли десятки. Именно они приводили в движение все заводские механизмы до появления паровых машин. А нарисованная на стене дуга показывает нам, каким было самое большое водяное колесо горного завода. Правда построено оно было на Алтае. Алтай стал как бы филиалом Урала в Сибири. Там на Алтае тоже были Демидовы итакие, как на Урале, горные заводы. Осваивать дикий край ехали люди с уральских земель. Они несли туда свой опыт, знания, приобретённые на уральских заводах и весь уклад уральской жизни.
А потом водяные колёса в заводах заменили турбинами. С агрегата гораздо меньшего размера, чем старое водяное колесо, можно было снять в два раза больше мощности.
Ещё один рисунок, нарисованный на стене, чтоб нам было понятнее, какое оно всё было там, на древнем Урале. Вот такого размера был нос чусовской барки, на которой сплавляли уральское железо. Впрочем, корма её была скорее всего точно такой же формы и такого же размера. Чусовские барки строились таким образом, чтоб можно было плыть как носом, так и кормой вперёд. Бурное течение Чусовой могло швырнуть этот одноразовый кораблик и так, и эдак.
А под "носом" на мониторе каждый может почувствовать себя капитаном такой барки. Сплавщиком, как называлась эта профессия на Чусовой. На экране течёт вода, мимо проплывают деревни, леса и скалы-бойцы. Можно придержать свой виртуальный кораблик, можно и ускориться. По каждому камню-бойцу и каждой деревне даются пояснения, приводятся фотографии. Вот он, экранчик с Чусовой. Весь в деревянном обрамлении. На нём карта реки. Можно выбрать нужный участок.Правда течение этой виртуальной реки довольно спокойное.
А я бы пошёл дальше этого. Если б конечно мог. Я бы разработал полноценную компьютерную игру "Пройди Чусовую". Чтоб всё как по-настоящему. Течение, камни. Опасные мели и предательски бьющие из-под камней потоки воды. И обломки тех барок, что не доплыли и разбились о камни. И подлые люди, которые заманивают барку на мель, чтоб чем-нибудь поживиться.
А твоя функция как игрока - это руководить командой. Когда грести левым бортом, когда правым, когда бросить за борт чугунный "уральский якорь". Сядешь на мель - сам снимай с мели кораблик с помощью приспосблений, которыми пользовались предки. И чтоб кликуны на камнях сидели. Это такие люди были, то ли полоумные, то ли провидцы, которые кричали, убьётся эта барка или проскочит опасное место. Доведёшь судно до Камы - выиграл. И соревнования устраивать для детей по этой игре.
Кстати первая Горнозаводская железная дорога Урала - это была "анти-Чусовая", её построили специально для того, чтобы избавить заводы от опасной зависимости от реки Чусовой. Она ведь шла тем же путём, (Екатеринбург-Невьянск - Тагил - Пермь) по которому возили железо сначала на лошадях, потом на чусовских барках. Наша дорога не была связана с остальными железными дорогами России. Она шла с заводов к берегу Камы, где железо перегружали на речные суда уже не с барок, а из вагонов. И после этого вся сплавная романтика и риск в одночасье вымерли.
А это две главных башни горнозаводского Урала. Одна сохранилась до наших дней, другая нет. Те, кто живёт на Урале, конечно же сразу скажут, какая из башен ещё стоит на земле, а какую снесли.
Та, что стоит - Невьянская, а та, которую снесли, была в Кушве. Это часовня, построенная на том месте, где вогул Степан Чумпин нашёл железную руду на горе Благодать. Степан получил за это сколько-то там рублей награды, а его соплеменники-вогулы потом, согласно легенде, сожгли его живьём. Потому что если где-то построят завод, то вогулам-охотникам придётся покидать свои охотничьи угодья и перебираться на иные места. И может быть, даже воевать со своими соплеменниками, сидевшими на тех местах раньше. Так уральские заводы приносили одним людям цивилизацию, заработок и возможность процветания, а другим приносили горе.
Часовню на горе Благодать снесли уже в советское время.
Много ещё в музее разных экспонатов, обо всех не расскажешь. Невозможно весь музей уместить в один пост. А все фотки оттуда смотрите здесь.
А вот это Иосиф Иосифович Тибо-Бриньоль, известный горный деятель Урала 19-го века. А ещё он был предком Николая Тибо-Бриньоля, студента УПИ, одного из погибших "дятловцев".
Вот такая горнозаводская цивилизация. Где вместе были каторжный труд и свободный ум, смелость и скупая жадность. Где были свои герои и свои негодяи. Огромное богатство и ужасающая нищета. Были у неё и взлёты, и падения. И крыша британского парламента, как говорят, была когда-то покрыта уральским железом.
А потом вся цивилизация плавно сошла на нет, когда технологии продвинулись дальше, а рудные запасы истощились. И когда настала вторая, советская волна индустриализации, то наш край перестал быть горнозаводским, и стал просто промышленным.
А сейчас похоже горнозаводское время опять возвратилось. Только в несколько ухудшенном, карикатурном варианте. Ибо в период рыночных реформ многие промышленные предприятия Урала разорились. Машиностроение на Урале кончилось, и вновь осталась одна металлургия.
Эти предприятия стали спонсорами Центра. Из них не являются металлургическими только те, что работают на оборону или стратегические интересы государства.
Хотя всё-таки здорово, что горнозаводская цивилизация на Урале была. Ведь все мы, уральцы, вышли из неё. Наши предки были рудознатцами и золотоискателями, металлургами и сплавщиками. А у кого-то и жуликами, которые специально заманивали барки на мель. Мы написали отзыв в книге и поблагодарили Екатерину за хорошую экскурсию, а заодно пообещали написать про "Шайбу" много постов, хороших и разных. Пока написали три.
Лист в книге отзывов. Фото Жени.
А мы пошли дальше по удивительному городу Первоуральску. И двинулись мы почему-то на кладбище. Вернее не на само кладбище, а к памятнику-танку, который стоит рядом. Памятник-танк был замечен нами ещё из окна автобуса.
Мы идём окраиной города, разглядывая дома. То деревянные, то каменные, то старинные, то современные. Закрытые города вроде нашего Новоуральска почти полностью лишены таких вот деревянных окраин. Забор не давал им расти вширь. Здесь же рост города ничего не ограничивало и целые улицы частного сектора расползлись широко по окрестностям.
Блогеры идут, кошки разбегайтесь!
Ближе к кладбищу стали попадаться дома, прямо-таки обвешанные пластиковыми цветами и венками. Здесь эти цветы и продают.
И где-то на улицах Первоуральска Женя рассказала нам легенду о "большеголовиках". Она работает в Невьянске на цементном заводе. И там одна из её коллег, местная жительница, сказала Жене.
-А правда, что у вас, новоуральцев, очень большие головы?
Оказывается в Невьянске сложилось о наших земляках такое вот мнение. Вот в окрестностях Каменска-Уральского карлики-разбойники, а унас бюольшеголовики. Женя удивилась, да и мы все тоже удивились. услышав её рассказ. Новоуральцев называют ураноголовыми, это привычно. Но большеголовики - это что-то новенькое. Интересно, откуда это взялось? Или мы уж настолько умные, что головы у нас распухли от мозгов?
Мы дошли до танка. Как жаль, что в Новоуральске нет какого-нибудь своего танка или хоть броневичка. И я кажется знаю почему. Жители города, которые раньше были причастны к выпуску атомного оружия, не считают все эти танки чем-то серьёзным. Танки отторгает сам город. Именно поэтому закончились ничем обе попытки установить на наших улицах военную технику. Но всё равно танк - это круто.
Три "танкиста".
И вдруг мы увидели это. Огромная бетонная каска, которая была бы впору только Святогору-богатырю. Неужели легенды о большеголовиках- это правда. Только вот с местом чуть ошиблись.
Мы долго обходили со всех сторон удивительную каску и фотографировались рядом с ней.
А потом мы вдруг увидели это. Памятник стоял у самого входа на кладбище. Чёрный мрамор, колонны. Правда я сразу забыл про всякие колонны, как только увидел это. У памятника были золотые зубы. И золотое кольцо на пальце. Хоть качество снимка было и не ахти какое, но зубы и кольцо блестят настоящим золотом на скупом сентябрьском солнце.
Обратная сторона памятника хоть и без золота, но тоже интересна. Человек в роскошной обстановке. И каминная решётка с его инициалами. Кем был этот человек? Удачливым бандитом? Или просто разбогател в "мутное время" девяностых.
И ещё две фотки оттуда же, с кладбища. Машина с надписью "Груз 200".
И мирно спящий кот у сторожки, отбрасывающий на стену огромную ушастую тень. Это специальная порода первоуральских сторожевых котов. Они даже живут в будках как собаки. Вон и будка рядом.
А мы пошли дальше гулять по городу Первоуральску, пока не забрели в верёвочный парк. А про парк и прочие места, которые мы посетили, читайте у Александра Жданова.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]