Последние дни советской Москвы (1986 - 87)
---
Вот очень интересные наблюдения над последним этапом жизни столицы СССР. В то время Москва еще была столицей не только России. Она была главным городом для всех народов, но этот союз уже трещал по швам – те нити. Которые скрепляли республики, истончились, а каждом народе выросла и сформировалась своя элита, которая жаждала власти и независимости. Как выглядел этот узел, это связующее звено - Москва в последнее время? Смотрим?
В середине 1980-х годов английский фотограф Роджер Джордж Кларк дважды посещал Москву, столицу СССР. Он пишет:
Между Востоком и Западом возникла оттепель. Больше не было чувства, что Россия закрыта для посторонних, как когда-то.
Бывший дипломат и эксперт по Союзу сэр Фицрой Маслин написал путеводитель - «Руководство Смита по туризму в Москве» - побуждение для западных людей поехать и посмотреть на закрытую ранее страну.
Если вы готовы ходить по московским улицам на два-три часа в день, нырнуть в метро или прокататься на трамвае или автобусе, зайти в магазины, кафе и парки, вы через неделю или две узнаете о русских людях больше, чем при чтении любой книги, когда-либо написанной по этому вопросу.
И тогда Кларк решил, вооружившись камерами, отправиться исследовать нашу советскую столицу.
Впечатления у него были двойственные. С одной стороны, он поражался открытости и дружелюбию советских людей….
Вот, что он пишет: «Рано вечером, когда я шел по улице 25 октября (теперь она Никольская улица), я встретил двух молодых солдат - суворовских курсантов - в белых льняных куртках. Они несли красные гвоздики.
Могу ли я сфотографировать их? Да нет проблем.
К моему удивлению, они говорили по-английски, и мы пару минут беседовали, когда я сделал несколько снимков и выпустил один из лучших портретов во время моих поездок в Москву.
Они были дружелюбны и расслаблены и не проявляли никакого подозрения ко мне, иностранцу.
И это было верно в течение большей части моего времени в Москве. Я обнаружил, что могу бродить вместе с камерой и фотографировать то, что мне понравилось, и как мне понравилось, как и на Западе».
А с другой стороны он изумлялся условиям, в которых жили советские люди. (Это он еще в провинции не был).
Дальше будет полностью его текст.
И очереди ... Вы стояли в очереди по поезд, вы стали в очередь в музей, вы стояли в очереди в магазине.
Очередь была национальным праздником.
Для Ленинской гробницы были две очереди - очередь для очереди.
Отсутствие товаров в магазинах было ужасным.
Напротив, Кремля на другой стороне Красной площади стоит великий универмаг ГУМ.
Размещенный в великолепном здании 19 века, он должен был стать витриной для лучших советских товаров. Но магазин продал только продукты, которые вы могли бы найти на обшарпанном уличном рынке.
Если в самом важном магазине в России все было так плохо, то как же было в других местах. Витрины были бесполезны, а упаковка была унылой.
Ограничения и низкое качество напомнили мне о 1940-х годах в Лондоне после Второй мировой войны - в эпоху строгой экономии - когда все было в дефиците. Потребительский бум никогда не происходил в Советском Союзе. Его просто не могло возникнуть – не было удовлетворения спроса.»
ВДНХ - советская версия фестиваля 1951 года в Великобритании или, точнее, всемирной торговой ярмарки 1930-х годов. Массы моделей и диаграмм в огромных диктаторских павильонах - атомная энергия, электричество, космические путешествия, сельское хозяйство и т. Д. И фонтаны в изобилии.
Тысячи людей переполняли выставку - семьи наслаждались выходным днем, молодые люди в джинсах и солдаты в военной форме. Выставка показывала: так должен был выглядеть коммунизм, но это была утопия.
Это был памятник коммунистическому будущему, которого не будет, оно так и не наступило. Выставка ощущалась сильно провинциальной. Экспонаты выглядели впечатляюще, но не было стиля и изысканности – все грубо. И несколько, на пару шагов отставало от Западного.
И этот провинциализм - это отсутствие элегантности - проявлялся по всей Москве.
Трудно было поверить, что это столица второй самой могущественной страны на земле. Каменная кладка рухнула, краска облупилась. Между обширными современными кварталами находились сотни особняков и домов 18-го и 19-го века в Москве с таинственными дворами, затененными деревьями и даже случайным деревянным зданием с давних времен.
Парк Горького выглядел заброшенным. Никакой поп-музыки и народного искусства, как вы видите в Великобритании и на Западе. Кафе выглядело скучным, и общественные автоматы для питья, где стояли пару стаканов, разделяемые с другими клиентами, заставили меня содрогнуться.
Расскажите им о гигиене! Казалось, они о ней не знали. Люди подходили, брали такой стакан, споласкивали его там же, в автомате, холодной водой и пили из него!
Донской монастырь-Хранитель Храма Христа Спасителя. Народное историческое достояние приходило в запустение и рушилось на глазах. Видно было, что за все годы советской власти ничего не ремонтировалось, все держалось на том, как построили до революции.
Все увиденное сильно отличалось от того, чему у нас верят наши коммунисты и их сторонники. Помимо космических ракет, здесь не было ничего футуристического.
Что-то было ужасно неправильное.
Меланхолический воздух висел над городом даже летом, и мои камеры запечатлели это. Хотя люди говорили более свободно с иностранцами и хотели, чтобы их фотографировали, наверно, благодаря гласности, но перестройка еще не показала себя в обществе в целом.
Несколько лет спустя Советский Союз рухнул.
У стен Кремля.
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]