Вожатый в "Артеке". Работа или отдых?
---
Вот действительно, каково это, быть вожатым в лагере?
По всем признакам - чистый кайф. Тусишь на море, купаешься, загораешь, тебя кормят, еще и денег платят. Ну да, за детишками нужно присматривать, но это уже дело такое, что там сложного.
Попробовал разобраться с этим, проведя один день с вожатыми одного из отрядов в "Артеке".
Скажу сразу, все не так тусово, как кажется, и быть вожатым - это все-таки работа. Место отдыху есть, но очень и очень немного. Но при этом вожатые кайфуют от того, чем они занимаются, и скучают по "Артеку", уезжая из него по окончании контракта или возвращаясь с практики.
Так что, получается, что и отдых тоже...
2. Рабочий день вожатого в "Артеке" начинается задолго до подъема детей. Это им вставать в 7.30, а вожатые встают в 6.00-6.30, чтобы успеть умыться, привести себя в порядок, а затем собраться в 7.10 на утреннем инструктаже, который проводит либо директор лагеря, либо старший вожатый. Инструктаж проходит каждый день и присутствие на нем обязательно. Здесь доносят все вводные на начинающийся день, обсуждаются активности, вносятся корректировки в программу каждого отряда или всего лагеря в целом. Например, отменить ли пляж, если падает температура воды или воздуха. На инструктаже также обязательно присутствует представитель медслужбы.
3. Каждое утро вожатый должен заполнить индивидуальный план, перенося в него активности для вверенного отряда из общего расписания.
К примеру, вот план на 2 сентября нашего 18 отряда лагеря "Лазурный".
День расписывается полностью и на протяжении всего времени вожатые должны в обязательном порядке сопровождать детей, находиться рядом и контролировать их. Единственное исключение - уроки в школе.
На них вожатые только сопровождают детей, а на самих уроках не присутствуют, приезжая на автобусе ко времени окончания занятий, чтобы забрать отряд в лагерь.
4. После инструктажа направляемся в жилой корпус будить наш 18-й отряд и знакомиться с детьми.
5. Мне досталась группа возрастом 10-12 лет, только-только заехавшая на смену.
Дети успели лишь немного пообщаться друг с другом и только-только познакомились с традициями лагеря. До этого никто из них не был раньше в "Артеке", так что все происходящее здесь для них в новинку.
Многие уже успели сами проснуться и умыться, не дожидаясь команды вожатых.
Кстати в каждом отряде трое вожатых. Они чередуются так, чтобы двое всегда находились с детьми, а третий имел возможность отдохнуть, заняться самообразованием или личными делами, сходить в поселок или отдохнуть после ночного дежурства на жилом этаже.
Ночные дежурства - не пустая формальность. Здесь как в армии - ночной дежурный не спит, находясь на посту и контролируя все, что происходит в жилой зоне.
6. Зарядка у каждого лагеря проходит на своей площадке, где все отряды собираются вместе и инструктор по физической культуре проводит зарядку
7. После зарядки сразу завтрак.
Дети не идут в жилые корпуса переодеваться, а прямо в спортивной форме направляются в столовую. Как и на зарядку, в сопровождении вожатого.
8. Думаете, после завтрака все идут валяться в комнаты? Как бы не так. Полчаса, чтобы сходить в жилой корпус, взять купальные принадлежности и отправиться на пляж...
Каждый отряд купается в собственном секторе, отделенном от соседнего буйками.
9. На пляже обязательно присутствуют спасатели, без команды вожатого дети в воду не заходят.
Отряд не купается весь сразу, вожатые делят его на группы, которые купаются по очереди.
Загорать в мокрых плавках детям не разрешают, сразу после купания отправляют в раздевалку переодеться в сухое.
Все-таки, на календаре уже 2-е сентября и хоть температура воды 22 градуса, уже легко можно простудиться.
10. После купания возвращаемся в жилой корпус, дети быстро переодеваются, и мы сразу же едем на тематические занятия.
Сначала в новый веревочный парк...
11. А затем на тематическое занятия в студии детского творчества.
Для моего отряда это было вводное занятие, где преподаватели знакомились с детьми, рассказывали им, чем те будут заниматься на протяжении смены, и провели небольшой тест на групповое взаимодействие.
12. Во время теста, кстати, очень интересно было наблюдать за детьми.
Его суть сводилась к тому, что отряд разбили на 4 группы по 5 человек и каждой дали 5 листов бумаги. Заданием было за 5 минут построить самую высокую башню.
Задание вроде бы простое, но одновременно и сложное. Каждая команда начала решать его по-разному. В одной сразу выделился лидер, который стал раздавать команды-варианты строительства. В другой каждый наперебой предлагал свои варианты, в третьей каждый пытался что-то строить сам. Затем одни догадались сложить листы в параллелепипед и, перекладывая их плоским листом, поставить параллелепипеды друг на друга. Другие, увидев, бросили свои попытки и начали делать тоже самое. Третьи же, не стали копировать, а упорно строили по-своему
13. Наконец, у двух команд получились башни, построенные по одному принципу (см. выше), которые тут же рассыпались, когда детям дали команду отойти от столов. У третьей башня была построена чуть иначе, из сильно скрученных листов, засунутых друг в друга, но из-за большой высоты и сложного центра тяжести, она тоже почти сразу рухнула. В итоге победила башня, очень низкая изначально, у команды, которая не пыталась кого-то копировать, но в ней и не было явного лидера. Каждый в ней тянул одеяло на себя, как результат - что-то несуразное из смятых листов, но ... единственная, устоявшая башня.
14. В конце получасового занятия подведение итогов. Каждый ребенок должен высказать свое мнение и поставить цели, которых он хочет добиться на занятии по детскому творчеству к концу смены.
Таким образом детей учат не стесняться друг друга, уметь формулировать и выражать мысли, ставить конкретные цели и знать о целях других, побуждая быть не хуже
15. Во время, между занятий и на различных внеклассных мероприятиях вожатый постоянно должен быть в контакте со своими воспитанниками, знать их проблемы, возможные сложности, как в характере, так и физические/по здоровью.
Кроме того, проводить воспитательные и профилактические беседы, чтобы не было несчастных случаев и каких-то проблем во время нахождения ребенка в "Артеке". За инструктажи дети расписываются. Кстати, чуть ли не впервые в жизни, что для многих - целое дело! Видели бы вы, как они аккуратно выводят свои детские подписи)
16. Час-другой и за занятиями наступает время обеда. Снова в столовую, снова строем и снова вместе с вожатыми.
17. После обеда наконец есть немного свободного времени, когда могут отдохнуть все - дети и вожатые.
Если в этот день нет занятий в школе во вторую смену, после обеда наступает так называемый "абсолют" - время абсолютной тишины, когда в жилом корпусе и комнатах не играют, не бегают, не кричат, не смеются. Спать никто не заставляет, но шуметь строго запрещено, т.к. другие могут отдыхать.
В жилой зоне во время аболюта или просто послеобеденного отдыха всегда находится дежурный вожатый. Дежурят по графику от разных отрядов. В итоге у каждого вожатого получается дежурство примерно каждые 2 недели
18. У нашего отряда в этот день после обеда была школа, поэтому вместо абсолюта - свободный час. Кому-то полежать перед школой, кому-то собрать все нужное, кому-то пообщаться и ближе познакомиться со сверстниками.
Затем погрузка в автобус и дорога в школу. Школа находится в стороне от жилых корпусов, поэтому детей в нее привозят из каждого лагеря на автобусах
19. Вот он, артековский Хогвартс. О нем и методах обучения в этой необычной школе сделаю чуть позже отдельный репортаж
20. Пока дети в школе, у вожатых наконец появляется свободное время. Отправляемся проводить его так, как проводит большинство из них - отдыхая в своем мини-кампусе.
Все вожатые живут в большом корпусе, который так и называется "Вожатый".
21. С крыльца корпуса открывается просто шикарный вид на Аю-Даг. Вид, которому может позавидовать любой отдыхающий в Крыму.
22. Спортивная площадка корпуса "Вожатый". Ниже виднеется артековский стадион.
23. Коридор жилого этажа. Все здесь красиво, аккуратно и очень душевно
24. Вожатые живут в комнатах по 3 или 4 человека.
Некоторые 3 месяца, некоторые от года и больше.
Все зависит, в каком статусе вожатый в "Артеке". Есть постоянный контингент, работающий по контракту (подписывается сроком на год после прохождения специальных обучающих курсов здесь же), есть сменные - студенты ВУЗов, проходящие педагогическую практику.
25. В каждом жилом блоке помимо жилой комнаты есть небольшая кухня и свой санузел.
25. На верхнем этаже корпуса у вожатых свой спортзал, довольно прилично оборудованный
26.
27. Отдельное помещение для стирки одежды
28. На каждом этаже стоят автоматы со снеками и напитками. Цены - адекватные, без адских наценок
29. После школы вожатые приезжают за детьми в школу, ведут их на ужин, а затем вечерняя программа.
Бывают развлечения, но часто подготовка различных конкурсов или мероприятий, в которых участвует тот или иной отряд.
В день, когда я дежурил вожатым, наш отряд как раз готовил сценку для конкурса. Задача вожатого не рассказать детям, что и как нужно сделать, а дать им возможность высказать свои идеи, отстоять их и сообща принять решение, как и что будут делать в итоге. Тоже интересно было понаблюдать за детьми в такой нестандартной для их возраста ситуации.
Но так как путевки в "Артек" выделяются в качестве поощрения за достижения в учебе, творчестве, спорте и общественной деятельности, с креативными идеями у них все в порядке
30. Конечно же, какой "Артек" без костра и посиделок около него.
У каждого лагеря есть свои костровые площади, где вечерами при хорошей погоде и выполненном плане на день отряды собираются в круг и обсуждают прожитый день, впечатления и все, о чем хочется поговорить в этот момент.
31. Ну а потом ... потом отбой, в 22.30.
Детей разводят по своим комнатам и оставляют под контроль дежурного вожатого.
Остальные вожатые уходят заполнять отчет о дне, а затем, перед сном, еще раз собираются на итоговую планерку. Так что уйти спать у вожатого получается только за полночь. Чтобы утром снова встать в 6.00-6.30 и отправиться на утреннюю планерку перед подъемом у детей...
Что скажете, быть вожатым в "Артеке" - это работа или все-таки отдых?
По всем признакам - чистый кайф. Тусишь на море, купаешься, загораешь, тебя кормят, еще и денег платят. Ну да, за детишками нужно присматривать, но это уже дело такое, что там сложного.
Попробовал разобраться с этим, проведя один день с вожатыми одного из отрядов в "Артеке".
Скажу сразу, все не так тусово, как кажется, и быть вожатым - это все-таки работа. Место отдыху есть, но очень и очень немного. Но при этом вожатые кайфуют от того, чем они занимаются, и скучают по "Артеку", уезжая из него по окончании контракта или возвращаясь с практики.
Так что, получается, что и отдых тоже...
2. Рабочий день вожатого в "Артеке" начинается задолго до подъема детей. Это им вставать в 7.30, а вожатые встают в 6.00-6.30, чтобы успеть умыться, привести себя в порядок, а затем собраться в 7.10 на утреннем инструктаже, который проводит либо директор лагеря, либо старший вожатый. Инструктаж проходит каждый день и присутствие на нем обязательно. Здесь доносят все вводные на начинающийся день, обсуждаются активности, вносятся корректировки в программу каждого отряда или всего лагеря в целом. Например, отменить ли пляж, если падает температура воды или воздуха. На инструктаже также обязательно присутствует представитель медслужбы.
3. Каждое утро вожатый должен заполнить индивидуальный план, перенося в него активности для вверенного отряда из общего расписания.
К примеру, вот план на 2 сентября нашего 18 отряда лагеря "Лазурный".
День расписывается полностью и на протяжении всего времени вожатые должны в обязательном порядке сопровождать детей, находиться рядом и контролировать их. Единственное исключение - уроки в школе.
На них вожатые только сопровождают детей, а на самих уроках не присутствуют, приезжая на автобусе ко времени окончания занятий, чтобы забрать отряд в лагерь.
4. После инструктажа направляемся в жилой корпус будить наш 18-й отряд и знакомиться с детьми.
5. Мне досталась группа возрастом 10-12 лет, только-только заехавшая на смену.
Дети успели лишь немного пообщаться друг с другом и только-только познакомились с традициями лагеря. До этого никто из них не был раньше в "Артеке", так что все происходящее здесь для них в новинку.
Многие уже успели сами проснуться и умыться, не дожидаясь команды вожатых.
Кстати в каждом отряде трое вожатых. Они чередуются так, чтобы двое всегда находились с детьми, а третий имел возможность отдохнуть, заняться самообразованием или личными делами, сходить в поселок или отдохнуть после ночного дежурства на жилом этаже.
Ночные дежурства - не пустая формальность. Здесь как в армии - ночной дежурный не спит, находясь на посту и контролируя все, что происходит в жилой зоне.
6. Зарядка у каждого лагеря проходит на своей площадке, где все отряды собираются вместе и инструктор по физической культуре проводит зарядку
7. После зарядки сразу завтрак.
Дети не идут в жилые корпуса переодеваться, а прямо в спортивной форме направляются в столовую. Как и на зарядку, в сопровождении вожатого.
8. Думаете, после завтрака все идут валяться в комнаты? Как бы не так. Полчаса, чтобы сходить в жилой корпус, взять купальные принадлежности и отправиться на пляж...
Каждый отряд купается в собственном секторе, отделенном от соседнего буйками.
9. На пляже обязательно присутствуют спасатели, без команды вожатого дети в воду не заходят.
Отряд не купается весь сразу, вожатые делят его на группы, которые купаются по очереди.
Загорать в мокрых плавках детям не разрешают, сразу после купания отправляют в раздевалку переодеться в сухое.
Все-таки, на календаре уже 2-е сентября и хоть температура воды 22 градуса, уже легко можно простудиться.
10. После купания возвращаемся в жилой корпус, дети быстро переодеваются, и мы сразу же едем на тематические занятия.
Сначала в новый веревочный парк...
11. А затем на тематическое занятия в студии детского творчества.
Для моего отряда это было вводное занятие, где преподаватели знакомились с детьми, рассказывали им, чем те будут заниматься на протяжении смены, и провели небольшой тест на групповое взаимодействие.
12. Во время теста, кстати, очень интересно было наблюдать за детьми.
Его суть сводилась к тому, что отряд разбили на 4 группы по 5 человек и каждой дали 5 листов бумаги. Заданием было за 5 минут построить самую высокую башню.
Задание вроде бы простое, но одновременно и сложное. Каждая команда начала решать его по-разному. В одной сразу выделился лидер, который стал раздавать команды-варианты строительства. В другой каждый наперебой предлагал свои варианты, в третьей каждый пытался что-то строить сам. Затем одни догадались сложить листы в параллелепипед и, перекладывая их плоским листом, поставить параллелепипеды друг на друга. Другие, увидев, бросили свои попытки и начали делать тоже самое. Третьи же, не стали копировать, а упорно строили по-своему
13. Наконец, у двух команд получились башни, построенные по одному принципу (см. выше), которые тут же рассыпались, когда детям дали команду отойти от столов. У третьей башня была построена чуть иначе, из сильно скрученных листов, засунутых друг в друга, но из-за большой высоты и сложного центра тяжести, она тоже почти сразу рухнула. В итоге победила башня, очень низкая изначально, у команды, которая не пыталась кого-то копировать, но в ней и не было явного лидера. Каждый в ней тянул одеяло на себя, как результат - что-то несуразное из смятых листов, но ... единственная, устоявшая башня.
14. В конце получасового занятия подведение итогов. Каждый ребенок должен высказать свое мнение и поставить цели, которых он хочет добиться на занятии по детскому творчеству к концу смены.
Таким образом детей учат не стесняться друг друга, уметь формулировать и выражать мысли, ставить конкретные цели и знать о целях других, побуждая быть не хуже
15. Во время, между занятий и на различных внеклассных мероприятиях вожатый постоянно должен быть в контакте со своими воспитанниками, знать их проблемы, возможные сложности, как в характере, так и физические/по здоровью.
Кроме того, проводить воспитательные и профилактические беседы, чтобы не было несчастных случаев и каких-то проблем во время нахождения ребенка в "Артеке". За инструктажи дети расписываются. Кстати, чуть ли не впервые в жизни, что для многих - целое дело! Видели бы вы, как они аккуратно выводят свои детские подписи)
16. Час-другой и за занятиями наступает время обеда. Снова в столовую, снова строем и снова вместе с вожатыми.
17. После обеда наконец есть немного свободного времени, когда могут отдохнуть все - дети и вожатые.
Если в этот день нет занятий в школе во вторую смену, после обеда наступает так называемый "абсолют" - время абсолютной тишины, когда в жилом корпусе и комнатах не играют, не бегают, не кричат, не смеются. Спать никто не заставляет, но шуметь строго запрещено, т.к. другие могут отдыхать.
В жилой зоне во время аболюта или просто послеобеденного отдыха всегда находится дежурный вожатый. Дежурят по графику от разных отрядов. В итоге у каждого вожатого получается дежурство примерно каждые 2 недели
18. У нашего отряда в этот день после обеда была школа, поэтому вместо абсолюта - свободный час. Кому-то полежать перед школой, кому-то собрать все нужное, кому-то пообщаться и ближе познакомиться со сверстниками.
Затем погрузка в автобус и дорога в школу. Школа находится в стороне от жилых корпусов, поэтому детей в нее привозят из каждого лагеря на автобусах
19. Вот он, артековский Хогвартс. О нем и методах обучения в этой необычной школе сделаю чуть позже отдельный репортаж
20. Пока дети в школе, у вожатых наконец появляется свободное время. Отправляемся проводить его так, как проводит большинство из них - отдыхая в своем мини-кампусе.
Все вожатые живут в большом корпусе, который так и называется "Вожатый".
21. С крыльца корпуса открывается просто шикарный вид на Аю-Даг. Вид, которому может позавидовать любой отдыхающий в Крыму.
22. Спортивная площадка корпуса "Вожатый". Ниже виднеется артековский стадион.
23. Коридор жилого этажа. Все здесь красиво, аккуратно и очень душевно
24. Вожатые живут в комнатах по 3 или 4 человека.
Некоторые 3 месяца, некоторые от года и больше.
Все зависит, в каком статусе вожатый в "Артеке". Есть постоянный контингент, работающий по контракту (подписывается сроком на год после прохождения специальных обучающих курсов здесь же), есть сменные - студенты ВУЗов, проходящие педагогическую практику.
25. В каждом жилом блоке помимо жилой комнаты есть небольшая кухня и свой санузел.
25. На верхнем этаже корпуса у вожатых свой спортзал, довольно прилично оборудованный
26.
27. Отдельное помещение для стирки одежды
28. На каждом этаже стоят автоматы со снеками и напитками. Цены - адекватные, без адских наценок
29. После школы вожатые приезжают за детьми в школу, ведут их на ужин, а затем вечерняя программа.
Бывают развлечения, но часто подготовка различных конкурсов или мероприятий, в которых участвует тот или иной отряд.
В день, когда я дежурил вожатым, наш отряд как раз готовил сценку для конкурса. Задача вожатого не рассказать детям, что и как нужно сделать, а дать им возможность высказать свои идеи, отстоять их и сообща принять решение, как и что будут делать в итоге. Тоже интересно было понаблюдать за детьми в такой нестандартной для их возраста ситуации.
Но так как путевки в "Артек" выделяются в качестве поощрения за достижения в учебе, творчестве, спорте и общественной деятельности, с креативными идеями у них все в порядке
30. Конечно же, какой "Артек" без костра и посиделок около него.
У каждого лагеря есть свои костровые площади, где вечерами при хорошей погоде и выполненном плане на день отряды собираются в круг и обсуждают прожитый день, впечатления и все, о чем хочется поговорить в этот момент.
31. Ну а потом ... потом отбой, в 22.30.
Детей разводят по своим комнатам и оставляют под контроль дежурного вожатого.
Остальные вожатые уходят заполнять отчет о дне, а затем, перед сном, еще раз собираются на итоговую планерку. Так что уйти спать у вожатого получается только за полночь. Чтобы утром снова встать в 6.00-6.30 и отправиться на утреннюю планерку перед подъемом у детей...
Что скажете, быть вожатым в "Артеке" - это работа или все-таки отдых?
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]